УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «СОШ № 32» № 145/01-10 от 30.08.2016 | СОГЛАСОВАНО с заместителем директора МБОУ «СОШ № 32» 29.08.2016 | РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей технологии, физической культуры, ОБЖ, искусства 29.08.2016, протокол № 1 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка по изобразительному искусству
«Волшебная кисточка»
6 класс
Буркова Лариса Рудольфовна
Череповец
2016
Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению мате-
риала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий). Распределение часов, данное в программе, следует считать примерным. Также примерными являются ссылки на произведения
искусства, которые можно использовать на уроках.
Основные содержательные линии
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобрази-
тельных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Цели обучения
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные задачи:
- учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
Место предмета в базисном учебном плане
В учебном плане МБОУ ЦО №32 на кружок «Волшебная кисточка» в 6классе отводится 1 час в неделю. Всего – 34 час.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
К концу курса обучения во внеурочной деятельности у школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у школьника ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на занятии.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности .
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Мир изобразительных (пластических) искусств
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.А.Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта ванн Рейна); пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.А.Шишкина, И.Э.Грабаря, И.И.Левитана, К.Ф.Юона, К.Моне, В.ВанГога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки, А.А.Пластова и др.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Посещение музея с выставкой по изобразительному искусству.
Художественный язык изобразительного искусства 2ч
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета), на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью (34часа)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Роль изобразительных (пластических) искусств в организации
материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение навыками бумагопластики. Моделирование предметов бытового окружения человека (игровой площадки, микрорайона, города, мебели для пластилиновых человечков, елочных игрушек, посуды, машин и др.) – связь с «Технологией».
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрику или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Восприятие искусства
и виды художественной деятельности
Учащийся научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Школьник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Ученик научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать
их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом
местных условий). Ребёнок получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Для реализации программного содержания используются:
Изобразительное искусство в современной школе. Н.И.Пьянкова-М.: Просвещение, 2006 (Библиотека учителя. Изобразительное искусство)
Большой самоучитель рисования. М. 2007 «Росмэн».
Какого цвета радуга. Е.О.Каменева.( Словарь по изобразительному искусству).
Живопись. (Уроки изобразительного искусства). М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995 .
Рисунок и живопись. М.: «Высшая школа» 1992.
Основы рисунка. А.Ф.Шембель М.: «Высшая школа» 1994.
Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. В.П.Копцев (Ребёнок: путь к творчеству) Ярославль: Академия развития 2001.
Учитесь рисовать, карандашом, углём и мелком. Шварц Ганс –Мн.: ООО «Попурри» 2003.
Учитесь рисовать диких животных. Шварц Ганс – Мн.: ООО «Попурри» 2003.
Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. В.С. Горичева Ярославль «Академия развития» 1998.
Электронные ресурсы.
Презентации слайдов по темам: «Натюрморт», «Пейзаж».
Количество часов в I четверти – 8
Количество часов во II четверти – 8.
Количество часов в III четверти – 9.
Количество часов в IV четверти – 8.
№ п\п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся. Ученик научится | Отслеживание предметных результатов | |
1
| Введение. | Знакомимся с материалами, инструментами и приёмами работы. | 1 | Комбинированный | Использование в практической деятельности различных художественных техник и материалов. | Различать: Материалы и инструменты применяемые в изобразительном искусстве. - Развитие наблюдательности. - Формирование умений владеть простейшими инструментами и техниками. - Формирование интереса к творческому процессу. | - Осваиваем приёмы и методы работы разными изобразительными инструментами и материалами. | |
2
| Декоративная работа. Лепка. | Волшебная лепёшка. | 1 | Комбинированный | Основы изобразительного языка: объём, фактура, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о новых пластических приёмах в работе. | Правилам работы с пластилином; названиями главных терминов. Выполнять элементы по образцам. | Умение работать самостоятельно и по образцу | |
3
| Декоративная работа. Лепка. | Выполнение пластилиновой картины. | 1 | Комбинированный | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о скульптуре. | Правилам работы с пластилином; название главных и составных цветов. Выполнять элементы по образцам. | Умение самостоятельно работать по образцу | |
4
| Рисование по памяти и представлению | Волшебные краски осеннего дерева ( монотипия) | 1 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников: И. Левитан «Золотая осень» и прозведения В. Ван Гога. | Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев. | Умение работать с различными художественными материалами. | |
5
| Бумагопластика.. | Анималистический жанр . | 1 | Комбинированный | Освоение основ работы с бумагой. Построения животных на основе геометрических форм. | Применять приёмы соединений бумаги при выполнении обьёмных композиций в анималистическом жанре. | Умение работать последовательно по образцу | |
6
| Декоративная работа. | Граттаж. | 1 | Комбинированный | Ознакомление с приёмами работы в технике граттаж. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. |
Выполнять изображение в технике граттаж. | Умение самостоятельно выполнять композицию | |
7 | Рисование с натуры
| «Натюрморт» |
1
| Комбинированный | Передача пропорций, светотени, решение композиции.
| Технике передачи в рисунке пропорций, формы, очертания изображаемых предметов. | Умение используя графические материалы передавать объём светотенью. | |
8
| Графика | «Совы» | 1 | Комбинированный | Виды и жанры изобразительного искусства. | Применению основ арт- терапии в современном искусстве. | Умение работать самостоятельно | |
9
| Рисование с натуры | « Фрукты» (пастель,акварель) | 1 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
| Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Рисовать с натуры овощи и фрукты | Умение творчески мыслить и работать самостоятельно. | |
10
| Рисование на тему. | Загадочные деревья. | 1 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. | Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Рисовать по памяти характерные черты. | Умение применять новые приёмы самостоятельно. | |
11
| Рисование на тему | Лесные животные. | 1 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. | Правилам работы с акварелью. Самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему. | Умение работать самостоятельно | |
12
| Декоративная работа | «Чудо-платье» составление узора из листьев, ягод, фруктов для платья куклы | 1 | Комбинированный | Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | Правилам и технике выполнения орнамента. Выделять элементы узора в народной вышивке. | Умение самостоятельно работать по образцу | |
13
| Декоративная работа. | «Волшебные картинки. Отражение.» |
1 | Комбинированный | Использование различных художественных техник и материалов: восковые мелки, свечи, акварель . картон. | Особенности работы с воском. Последовательно выполнять элементы композиции. | Умение самостоятельно работать по образцу | |
14
| Рисование по представлению | «Дед Мороз и Снегурочка» | 1 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. | Передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. | Умение творчески самостоятельно работать | |
15
| Нетрадиционная техника рисования. | «Фантастический космос» | 1 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. | Элементарным правилам работы с гуашью, акриловыми красками. Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. | Умение работать самостоятельно | |
16
| Рисование на тему. | Бурые медведи. (пастель) | 1 | Комбинированный | Виды и жанры изобразительного искусства. Закрепление правил и особенностей работы с пастелью. | Правилам работы с пастелью. Рисовать медведя по памяти и по представлению. | Умение работать самостоятельно | |
17
| Рисование на тему | «Восточные мотивы» | 1 | Комбинированный | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира. Знакомство с произведениями азиатских художников. | Понятие «японская и китайская живопись.» Самостоятельно выполнять композицию , выделять главное в рисунке; | Умение самостоятельно работать по образцу | |
18
| Рисование на тему | «Вода и камни» | 1 | Комбинированный | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. | Знакомство с творчеством импрессионистов. Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; | Умение самостоятельно работать по образцу | |
19
| Рисование на тему | «Изображение воды.» |
1 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | Передавать в рисунке смысловые связи между предметами; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков, характера мазков. | Умение работать самостоятельно различными изобразительными средствами и материалами. | |
20
| Декоративная работа | «Зимний пейзаж.» | 1 | Комбинированный | Ознакомление с особенностями выполнения работы акриловыми красками и губкой. | Правилам и приёмам изображения перспективы. | Умение самостоятельно работать по образцу | |
21
| Декоративная работа | Силуэты деревьев. | 1 | Комбинированный | Ознакомление с приёмами работы соломинкой. | Элементам , пропорциям и приёмам изображения деревьев. | Умение самостоятельно работать и по образцу | |
22 | Рисование по памяти и представлению | «Зимний пейзаж» - рисование по памяти и по представлению зимних деревьев | 1 | Комбинированный | Знакомство с произведениями выдающихся русских художников: И. Шишкин. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна. | Пониманию линии и пятна как художественно – выразительных средствах живописи. Изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги. | Умение работать самостоятельно | |
23
| Рисование на тему | «Красавица зима» - рисование на тему | 1 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. | Узнавать холодные и тёплые цвета; элементарным правилам смешивания цветов | Умение работать самостоятельно |
24
| Декоративная работа | «В мире красоты» - упражнения в рисовании с помощью точек (мазков). | 1 | Комбинированный | Ознакомление с произведениями современных художников. | Выполнять самостоятельно композицию. Рисовать гуашью, акварелью. | Умение работать самостоятельно |
25
| Рисование на тему | Творческая работа. «Звёздная ночь» |
1 | Комбинированный | Представление о богатстве и разнообразии космического пространства. | Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные планеты и др. тела. | Умение работать самостоятельно |
26
| Рисование на тему | «Закат». | 1 | Комбинированный | Представление о богатстве и разнообразии приёмов работы с красками. | Самостоятельно выполнять композицию, выделять главное в рисунке; использовать технику «по сырому». | Умение работать самостоятельно и по образцу |
27
| Рисование на тему | Композиция «Весенний день. Дождевые тучи.» | 1 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма. | Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами | Умение работать самостоятельно |
28
| Рисование на тему | Композиция «Весенний день» - рисование на тему | 1 | Комбинированный | Знакомство с произведениями выдающихся художников: А. Саврасов, К, Юон. | Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами | Умение работать самостоятельно |
29
| Рисование на тему | Лунная дорожка | 1 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Использование различных материалов: пластилин. | Особенностям работы со свечой, правилам передачи пространства. Изображать пейзаж по памяти и представлению. | Умение работать самостоятельно |
30
| Декоративная работа | «Цветы». Техника по-сырому. | 1 | Комбинированный | Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. . | Элементам и части цветов. Выделять характерные особенности росписи по-сырому на акварельной бумаге. | Умение работать самостоятельно и по образцу |
31
| Рисование на тему. | «Красота вокруг нас» |
1 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | Правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов. Рисовать разнообразные предметы по выбору. | Умение работать самостоятельно и по образцу |
32 | Рисование по представлению. | «Подводный мир». | 1 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | Правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов. Рисовать воду и камни по представлению. | Умение работать самостоятельно и по образцу |
33
| Рисование с натуры. | «Облака». | 1 | Комбинированный | Использование различных художественных техник и материалов | Осваивать навыки работы с натуры. Составлять композицию, последовательно её выполнять. | Умение работать самостоятельно и по образцу |
34 | Посещение выставки. | «Выставка молодых художников». | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Воспринимать и осмысливать различные произведения изобразительного искусства. | Выделять виды и жанры изобразительного искусства. | Умение самостоятельно анализировать творческие работы. |