Изобразительное искусство, 5 класс.
Народные промыслы – жостово, гжель, городец, хохлома. Их истоки и современное развитие.
Цель: Закрепить знания о народных промыслах- жостово, гжели, городца и хохломы.
Задачи:
Систематизировать знания о народных промыслах.
Научиться выявлять особенности каждого вида народного промысла.
Развивать эстетический и художественный вкус
На уроке мы
узнаем об особенностях росписи Жостово, Гжели, Городца и Хохломы
научимся выявлять особенности каждого вида народного промысла
сможем различать и называть знакомые предметы разных промыслов с растительным узором (Жостово, Городец, Хохлома, Гжель)
Теоретический материал
Русские народные промыслы - это форма народного творчества, в которой прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.
Традиции народных промыслов в России имеют многовековую историю и неразрывно связаны с историей и культурой нашей страны. В народных промыслах отражена культура страны, её прошлое, причём так, как ни в каком другом виде искусства. Россия — одна из немногих стран, сохранивших традиции народных художественных промыслов, которые являются не только национальным достоянием, но и частью мирового культурного наследия. Они пережили войны и революции, и дошли до нас.
Сегодня мы продолжим знакомство с искусством Гжели, Городца и Хохломы, с которыми вы уже знакомились в начальной школе. Мы продолжим осваивать образный язык произведений искусства, открывать для себя красоту и смысл декоративных элементов произведений русских художественных промыслов.
Гжельская роспись
Одним из самых известных на весь мир русских народных промыслов является керамическая посуда – гжель, гжельская керамика. Исторически Гжелью называют район, в который входили 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст», расположенный примерно в шестидесяти километрах от Москвы. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области.
Издавна люди заметили превосходное качество глины, выходившей на поверхность в районе реки Гжелки, от которой собственно и получил свое название эти места. Народные мастера Гжельского куста изначально создавали керамику, а в дальнейшем ими была найдена глина, и они начали создавать фарфор.
Керамика - это изделия из обожженной глины. Фарфор — это вид керамики, непроницаемый для воды и газа. При лёгком ударе деревянной палочкой, фарфоровое изделие, издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.
Наличие превосходного сырья, а также близость Москвы сыграли решающую роль в развитии этого промысла.
Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».
Сегодня слово Гжель вызывает представление о белом фарфоре с голубой росписью, но не всегда Гжель была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины. Их украшала многоцветная роспись по белому фону – майолика. Майолика - вид керамики из обожжённой глины с крупнопористой поверхностью с использованием расписной глазури. Её делают и сейчас.
Гжельская майолика разнообразна по ассортименту, формам и декоративному убранству. Весьма интересны нарядные тарелки, кружки, блюда, кувшины и особенно кумганы и квасники.
Для гжельских кумганов и квасников характерна специфическая форма. Дисковидный сосуд с изогнутым носиком устанавливалось на львиные лапы. У квасников в середине диска — отверстие. Особую красоту придают гжельским кумганам и квасникам скульптурные фигурки, размещавшиеся на дисковидных сосудах. Иногда из фигурок составлялись жанровые сценки. Такие сосуды служили украшением праздничного стола.
В росписи гжельской майолики используют четыре цвета: зелёный, жёлтый, коричневый, синий. Палитра небогатая, но какая нарядная роспись!
Сюжеты для росписи майолики гжельские мастера черпали из окружающего мира. Так на сосудах появились архитектурные постройки, пейзажи, животные и птицы.
Только в первой трети XIX века Гжель меняет свои цвета — с изумрудно-зеленого, охристого и коричневого она переходит на кобальтовые оттенки - вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс — более тонкая посуда. Расписывалась эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск. Кобальт в гжельском фарфоре начинает доминировать, а в сюжетах преобладать известные всему миру сине-белые стилизованные букеты цветов. Излюбленный узор гжельских мастеров, это роза. Особую выразительность гжельским цветам придает красота его тональности, то есть постепенный переход от светлого к темному оттенку синего.
Такой эффект достигается сразу, одним движением. Для этого мастер набирает краску на одну сторону кисти, но таким образом, чтобы, к краю краски быть больше, а к середине совсем немного. Кладет кисть на поверхность, и быстро проворачивает вокруг черенка. Получается округлый мазок с тенями, то есть с постепенным переходом от светлого к темному. Такой прием получил название «мазок на одну сторону», или «мазок с тенями». Мазок-пятно дополняется тонкими линиями: прямыми, волнистыми, спиралевидными, округлыми. Готовая гжельская роза, дорабатывается мелкими деталями, с помощью приемов кистевой росписи. «Усики», «Завитки», «Капельки», такие элементы присутствуют и в Хохломской росписи.
Гжельские мастера различают до двадцати оттенков синего, оттенок светлее или темнее - это зависит от выбора мастера.
За почти семьсот лет истории гжельского промысла произошло много событий, но год от года гжельские мастера осваивали новые технологии производства изделий из керамики.
Хохломская роспись
Хохлома — старинный русский народный промысел, появившийся в XVII веке в селе Хохлома Нижегородской губернии. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.
Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. В росписи применяются масляные краски. Основные цвета для создания рисунка красный и черный, немного жёлтого и зелёного для мелкой прорисовки — приписок. В росписи всегда присутствует золотой цвет, поэтому изделия хохломских мастеров называют Золотая Хохлома.
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.
Для изготовления изделий с хохломской росписью сначала делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем на токарном станке заготовке придают нужную форму. Полученные изделия — резные ковши и ложки, поставцы и чашки — основа для росписи, называются «бельё».
После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой. После грунтовки изделие 7—8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покрывают олифой 3—4 раза. Последний слой сушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.
Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.
Существует два вида хохломской росписи: фоновое и верховое письмо.
Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Фон в таком виде росписи окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют.
Еще одна разновидность фоновой росписи - «под фон», считающаяся самой сложной. Сначала мастер делает тонкий рисунок, потом заполняет фон чёрной или красной краской, оставляя крупные листья и цветы серебристыми, потом мелкими штрихами-жилочками украшает их. А когда фон просохнет, добавляет поверх него красные ягоды и ажурные завитки-приписки жёлтой и зелёной красками. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц.
При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на фон изделия, на золотистую поверхность, ставшей такой от потемневшего в печи лака, нанесённого на серебристый фон посуды. Криуль — основная линия композиции, на неё «насаживают» такие элементы как капельки, усики, завитки красным и чёрным цветом.
Здесь можно выделить три типа орнамента: роспись «травка», роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник».
Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».
Расписанные изделия 4—5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3—4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
Из поколения в поколение передавались навыки токарного дела, изготовления посудных форм, искусство объёмной резьбы. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, живописную культуру, мастерство «тонкой кисти» и секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.
Городецкая роспись
Городецкая роспись существует с середины XIX века в районе города Городца - старинного русского города на берегу Волги, расположенного недалеко от Нижнего Новгорода.
В сёлах этого края крестьяне издавна украшали яркой, лаконичной городецкой росписью прялки, мебель, ставни, двери, сани, детские игрушки.
Технология городецкой росписи во многом проще создания хохломской, особенно в плане подготовки основы. Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета. Все основные используемые в росписи цвета должны иметь насыщенный и разбавленный оттенки.
На рабочей поверхности тонкими линиями карандашом намечают композицию будущего узора: размеры и положение основных элементов, или узлов, например, животных и цветов. Узлы, как правило, прорисовывают более светлым тоном краски (промалевка). На светлые пятна наносятся тонкие мазки темного оттенка (теневка), изображая детали: лепестки цветов, складки одежды, детали интерьера и др. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки и бутоны. Заключительный этап росписи - нанесение черной (разживка) и белой (оживка) краской штрихов и точек. Эти действия выполняется самой тонкой кистью и придает работе законченный вид. После высыхания краски изделие покрывают бесцветным лаком.
Выполняется городецкая роспись на желтой или оранжевой основе. Чаще, это жёлтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой.
Основные элементы городецкой росписи:
а) купавка;
б) бутон;
в) розан;
г) листочки
Самым изящным и грациозным изображением, конечно же считают городецкого коня. Фигуру коня можно увидеть в разных видах народного творчества, и в разных предметах народного быта - детские люльки и ковши, свистульки и узорные пряники, и даже конек охлупень, венчающий крышу деревянного дома.
Городецкий конь красивый, гордый, с сильной шеей и тонкими ногами. Его обязательно окружают яркими сказочными цветами. И получается, как будто мчатся кони в каких-то сказочных, весёлых садах. Конь является символом счастья. Вороной конь и всадник, самая знаменитая тема городецкой росписи. На протяжении многих веков мастера постоянно обращались к образу коня, потому, что он связан с возрождением солнечного тепла, света, жизни. Всадник – воин освобождал весну от зимних оков, холода и мрака, отпирал солнце и вешние воды. Конь был добрым помощником пахаря.
Народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках, делает нашу жизнь ярче и красивее. Народные промыслы – это наше достояние, наша культура. Народное искусство – искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. Это колорит, рисунок орнамента, композиция. А это и есть традиция.
Раздаточный материал
Поднос из Жостова – великое творенье. Не каждый знает путь его изготовленья. Оттачивалось то нелёгкое уменье Из века в век, из поколенья в поколенье. Листу железа мастер для начала Задуманную форму придавал. И чтоб готовая поверхность засияла, Её он черным лаком заливал. Чтоб на подносе рисовать потом, Он подмалёвку начинал. И строил форму, и объём, И цветовую гамму намечал. И вот уже на черном, гладком поле Прекрасные букеты расцвели. И тоненькие, гибкие травинки Со всех сторон цветочки оплели. Борта подноса по краям Орнамент мелкий украшает. И под конец отделанный поднос Умелец ярким глянцем покрывает. | Есть на Волге город древний, По названью – Городец. Славиться по всей России Своей росписью, творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя, Чудо – птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры Тонко вывела рука! Городецкий конь бежит, Вся земля под ним дрожит! Птицы яркие летают, И кувшинки расцветают! |
Есть в Подмосковье такое местечко – Белая рощица, синяя речка. В этой негромкой российской природе Слышится эхо волшебных мелодий. И светлее вода родничковая, И дыхание ветра свежей, Расцветает Гжель васильковая, Незабудковая Гжель. | Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трёхпалым Земляничка цветом алым Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава как, бахрома… Золотая хохлома!!!!! |
Ссылки на видео источники применяемые на уроке:
https://www.youtube.com/watch?v=u5qGH8e8XO4
https://www.youtube.com/watch?v=1Lk6_7GKUtE
https://www.youtube.com/watch?v=DS_Fof0skEc