Дата: 01.02.24
Класс: 5
Тема: Народные традиции и музыка Италии
- Познакомить учеников с музыкальной культурой итальянского народа.
- Развивать интерес учащихся к культуре других народов.
- Выявить мелодические и ритмические особенности итальянской народной
музыки.
Ход урока
«Немало прекрасных я песен слыхал, по странам далеким блуждая…»
Эти строки можно было бы взять эпиграфом к любому уроку четверти, потому что мы на каждом уроке слушаем музыку «далеких» нам стран.
Сегодня мы с вами побываем в удивительной стране. Стране - с очень давними музыкальными традициями. Рим – столица Италии. Был основан в VIII до н. э., когда-то вечный город был столицей Римской империи. С тех времен остался Колизей, на арене которого проходили гладиаторские бои. В Риме много храмов и дворцов XVI – XVII в.
Флоренция. Следующий в нашем маршруте – один из древнейших и красивейших городов страны. Здесь жили и работали великие люди: астроном Галилей, поэт Данте, художники Л. да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Флоренция - город-музей. В дни народных гуляний, праздников на улицах городов можно встретить итальянцев, одетых в национальные костюмы.
У каждого народа есть свои национальные особенности. Особенность итальянского народа: музыкальность, темперамент,быстрая речь, сопровождающаяся жестикуляцией.
- Как вы думаете, темперамент народа может отразиться в танце?
- Каким вы себе представляете итальянский народный танец?
Тарантелла.
Мы познакомимся с итальянским танцем – Тарантелла.
Этот знойный, стремительный танец со счетом 6/8 родился на юге Италии, в городе Таранто. Отсюда его название. Существует легенда о том, что оно произошло от слова «тарантул», потому что характер танца будто бы напоминает движения человека, испуганного видом страшного паука тарантула.
Танец сопровождается игрой на итальянских народных инструментах: мандолине и тамбурине. Прохлопайте ритмичный рисунок танца. Во время звучания
музыки акцентируйте игрой на бубне и щелчками пальцев сильные доли.
Слушание тарантеллы, участие в ритмическом сопровождении.
Мыс вами движемся дальше, и наш путь лежит в г. Неаполь. Лазурное голубое небо, горы, море. От такой красоты поет сердце любого итальянца. Неслучайно неаполитанские песни знамениты на весь мир.
- Что за прекрасная мелодия слышна издалека?
Звучит запись песни «Санта - Лючия»
Красивая, нежная, плавная, поэтичная. Прозвучала итальянская народная песня. Ее исполнял Робертино Лоретти. Маленький мальчик с необыкновенно красивым тембром голоса и редкой музыкальностью. Голос, покоривший мир в 60-е годы своей красотой
Италия всегда славилась своими певцами и музыкантами. Вам так же должны быть известны имена великих теноров Л. Паваротти, П. Доминго и других.
– Какая мелодия?
– Что можно сказать о сопровождении?
– Как будто одна волна набегает на другую – Светлые краски, очень нежная красивая музыка
– Плавная, мягкая, в ней нет скачков.
Слушание Баркарола
В сопровождении мерное покачивание в своеобразном ритме.
Пластическое движение позволит ощутить ритм сопровождения
Та же мерность ритма и плавная мелодия, как будто растворяется над водой
Баркарола привела нас в Венецию. Венеция – удивительный город на севере Италии.Баркарола – итальянское слово. Барка-лодка; баркарола - песнь лодочника, песнь на воде.
Это единственный лирический жанр, целиком обязанный своим появлением воде
Сказочно красивый город, построенный на островах. Там нет улиц, вместо них – каналы. Прямо в каналы открываются двери домов, к ступенькам которых привязаны длинные легкие лодки – гондолы.
Видео Венеция
Вот в таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов и рождались песни лодочников-гондольеров – баркаролыОн расположен на 118 островах, разделенных каналами. В воде каналов отражаются старинные дворцы и храмы, украшенные великолепными росписями. Каждый год в феврале в Венеции проходят знаменитые венецианские карнавалы. Передвигаются по улицам – каналам на лодках – гондолах, а лодочников называют гондольерами. Среди гондольеров много хороших певцов, они поют прекрасные песни «баркаролы» (от слова «барка» - лодка). Их сразу можно узнать среди итальянских песен: они рождались на воде под мерные взмахи весла и плеск волн.
– Это- Петербург. С его туманами, разводящимися на ночь мостами и светлой грустью.
Здесь в Петербурге, в этой «северной Венеции», не могли не звучать баркаролы.
Ночь весенняя дышала
Светло-южною красой,
Тихо Брента проплывала
Серебримая луной…
Эти строки в начале 19 века написал русский поэт Иван Козлов. Самое потрясающее то, что писал он эти их, будучи совсем слепым, совершенно неподвижным, прикованным к постели. Но в воображении своем этот «милый слепец», как называл его Пушкин, улетал туда, где:
Все вливает в сердце радость,
Чувствам снится дивный мир,
Сердце бьется…
Михаил Иванович Глинка написал музыку к этим стихам.
Ох уж эта Италия! Сидя на балконе теплой ночью в Милане, « любуясь громадным белокаменным собором и вдыхая аромат ночи» (из письма Глинки), Михаил Иванович размышлял о том, как все это можно выразить в музыке.
Так и родился романс «Венецианская ночь» и венецианская баркарола стала петербургской
Давайте послушаем, как звучит музыка, написанная в духе баркаролы великим русским композитором М.И. Глинкой. Он предстаёт здесь мастером музыкального пейзажа.
Романс «Венецианская ночь», портрет М.И. Глинки.
Звучит запись романса.
Какой получилась венецианская ночь у М.И. Глинки?
- Что музыка помогла увидеть?
отмечают характер музыки, её «пейзажность», элементы музыкальной речи, обращают внимание на необычное звучание хора без сопровождения – a capella.
- Чем близка русскому композитору М.И. Глинке итальянская музыка?
Плавностью, выразительностью, мелодичностью, поэтичностью.
- Вот и подошло к концу наше музыкальное путешествие по Италии.
- С чем удалось познакомиться, что особенно запомнилось?
Родина многих инструментов, выдающихся мастеров, исполнителей
У многих композиторов есть произведения, которые в названии своём имеют слово «итальянский». Например: «Итальянское каприччио», «Итальянская песенка», «Итальянский танец» и др.
Италия - страна, где славится вокальная школа, куда стремятся попасть лучшие певцы, чтобы более совершенным сделать свой голос, добиться его безукоризненности, т.е. пению бельканто.
Многие выдающиеся певцы пели в этом знаменитом итальянском оперном театре Ля Скало.
Дыхательная гимнастика
- Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот). Повторить упражнение 2 – 3 раза.
- Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу резкими рывками, активно работая диафрагмой. Повторить упражнение 2 - 3 раза.
- Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот. Повторить упражнение 2 - 3 раза.
- Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2 - 3 раза.
Артикуляционная гимнастика
- «Футбол»: с закрытым ртом, языком натягивать по очереди щеки.
- «Вальс»: с закрытым ртом, делать круговые движения языком.
- «Туча» и «Солнышко»: вытягиваем губы вперед «в трубочку», затем, растягиваем в широкой улыбке.
Разучивание песни.
Рефлексия.
Итог урока