СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народный танец как средство духовно-нравственного воспитания детей

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа "Народный танец как средство духовно-нравственнго воспитания детей" была представлена на Всероссийском педагогическом конкурсе «Современное воспитание подрастающего поколения».

 Духовно-нравственное воспитание особенно актуально в наше время. Происходит обновление целей современного образования. Важной и основной целью воспитания, которого является психологическая и социологическая адаптация подрастающего поколения к жизненным реалиям. 

Целью духовно-нравственного развития и воспитания детей в дополнительном образовании являются обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Просмотр содержимого документа
«Народный танец как средство духовно-нравственного воспитания детей»

Всероссийский педагогический конкурс

«Современное воспитание подрастающего поколения»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования» г.Великий Устюг,

педагог дополнительного образования

Трощенкова Н.Ю.











«Народный танец как средство

духовно-нравственного воспитания детей».


Духовно-нравственное воспитание детей в любое историческое время было актуальным. К идеалу разносторонне гармонично развитого человека стремились педагоги разных времён и разных стран.

Идея воспитания гармоничного человека через искусство восходит к античности. В Афинах педагогика прививала детям основы нравственности, культуру красоты и гармонии. В Древней Греции эстетическое воспитание через знание литературы и музыки заключалось в развитии интеллектуальных и физическое способностей. Платон считал, что развитие личности - это развитие «красоты духовной и физической». Аристотель предлагал развивать три стороны воспитания: физическую, нравственную и умственную.  

Конечная цель воспитания в любые времена – это человек развитый духовно и физически, который определился в твёрдых жизненных ориентирах. Как он понимает, что такое добро и зло, любовь к Родине, знает свои права и обязанности, может ли он быть сострадательным и помогать другим людям, быть ответственным за свои поступки и действия.

Духовно-нравственное воспитание особенно актуально в наше время. Происходит обновление целей современного образования. Важной и основной целью воспитания, которого является психологическая и социологическая адаптация подрастающего поколения к жизненным реалиям.

Приоритетным звеном становится духовно-нравственное воспитание разносторонней и гармонично-развитой личности, при этом учитывая развитие интеллекта, эмоциональную сферу ребенка и его индивидуальные качества. Большими возможностями в духовно-нравственного воспитании обладает именно система дополнительного образования, которая призвана удовлетворять интересы, духовные, социокультурные и образовательные потребности.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания детей в дополнительном образовании являются обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задача духовно - нравственного воспитания в дополнительном образовании - это воспитать ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности ребенка.

В педагогике духовно-нравственная направленность подразумевает единство эмоциональных, интеллектуальных и действенно практических проявлений личности, которые характеризуют ее эстетическую культуру.

Считаю, что для этого необходима творческая деятельность. Только через творческую деятельность ребенок удовлетворяет свою потребность в самовыражении, творческой инициативности, формируя свои эмоции и эстетическое отношение к действительности. Это и есть умение отобразить собственное мироощущение, духовный мир в поведении, образе жизни и самореализации.

Основным средством духовно-нравственного воспитания является искусство, так как искусство всегда было хранителем нравственного опыта человечества. Ценности искусства, в том числе и хореографического, расширяют возможности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Современные цели обучения основываются на развитии эмоций, воли, формирования потребностей, интересов, становления идеалов, черт характера, поэтому считаю, что занятия хореографией одно из лучших средств духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Танец необходим для эстетического развития детей. В нем музыка оживает в движении и через эмоциональное восприятие развивает не только духовную сферу, но также через актёрское мастерство учит исполнителей эмоционально воспринимать мир.

Я уверена, что именно в системе хореографических занятий расширяются возможности гармонического развития личности и закладываются основы духовно-нравственного воспитания. Занятия хореографией - это творческий и активный процесс, способствующий гармоническому воспитанию всесторонне развитой целостной личности, позволяющий соединить в единый комплекс формы обучения и воспитания нравственного, эстетического, духовного и физически развитого ребенка.

Как педагог-хореограф в своей работе главной задачей считаю пробудить интерес к занятиям народным танцем, сформировать творческую активность и фантазию, положительное эмоциональное реагирование детей на эстетические ценности окружающего мира, патриотические чувства и любовь к своей национальной культуре. То есть воспитать эмоционально-эстетическую, духовно-нравственную и гармонично развитую личность, обладающую основами идейно - моральных качеств. На занятиях объясняю детям нормы морали, нравственности, добра, справедливости, ответственности, помогаю им сохранить и воспитать в себе достоинство и честь.

Народный танец является приоритетным направлением национального танцевального искусства.  Он служит основой духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, сочетая в себе средства музыкального, пластичного, духовного и физического развития.  

Танцевальное искусство удивительно самобытно, индивидуально и красочно. Как русский отличается от француза, белорус от еврея, украинец от испанца, цыган от латыша, так и их национальные танцы различны между собой. Народный танец отражает особенности национального характера, показывает различные стороны жизни народностей разных стран, выражает чувства, переживания, эмоции, эстетически воспевая красоту души народа.

Народный танец - это неиссякаемый живительный источник, питающий национальное культурное наследие. Благодаря изучению танцевального искусства народов мира сохраняются истоки национальной культуры, приобретаются нравственные корни эстетического воспитания, формируется причастность к народным традициям. Дети, расширяя свой кругозор, узнают на занятиях хореографией о истории разных стран, музыке и костюмах других национальностей.

Как педагог, я обучаю детей правильно выражать во время исполнения народного танца свое эмоциональное состояние, придавать танцевальным движениям характер, связанный с музыкальным образом, развиваю у детей способность подключать образное мышление, воображение, фантазию. Дети постепенно от занятия к занятию, добиваясь красоты и выразительности исполняемых танцевальных движений, раскрывают свои творческие способности, становятся гармонически и эстетически развитыми, приобретают уверенность в своих силах.

Включаясь в импровизационный творческий процесс, дети обретают внутреннюю свободу, что является основой духовно-нравственного развития.

Обучая детей пластической выразительности хореографических движений, объясняю, что танец должен быть наполнен смыслом, отражать, навеянные музыкой, переживаемые эмоции. Дети учатся сопереживать, отличать хорошее от плохого, анализировать и делать выводы.

Во время исполнения или просмотра танцевальных номеров у детей поднимается настроение, возникают яркие эмоции, приносящие чувство радости, удовлетворения, повышается эмоциональный тонус, что благотворно сказывается на их духовном и физическом развитии.

Таким образом, на занятиях хореографией незаметно и ненавязчиво формируются общечеловеческие ценности, происходит процесс духовно-нравственного воспитания.

Считаю, что хорошо подобранный репертуар формирует художественный вкус детей. От его содержания зависит идейное, эстетическое, художественное и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Танцевальные этюды и композиции, заложенные в репертуаре, должны позитивно воздействовать на эмоционально-духовную сферу не только исполнителей, но и зрителей.

Репертуар моего коллектива состоит из русских народных танцев, хореографических композиций разных национальностей и танцев патриотической направленности.

В работе над репертуаром большое внимание обращаю на музыкальное сопровождение танцевальных композиций. Подбирая музыку к танцам, стремлюсь к тому, чтобы она обогащала детей музыкальными впечатлениями и пробуждала их эмоциональный мир.

Обращаю внимание детей на четкую выдержку ритма танца, манеру исполнения, на эмоциональную передачу образа, которая должна заряжать позитивным настроем не только танцоров, но и зрителей.

На занятиях, в процессе выполнения хореографических движений, знакомлю детей с народными мелодиями разных стран. Провожу такие занятия в игровой форме. Дети активно включаются в процесс творчества. Они начинают более осмысленно, эмоционально и образно воспринимать музыку, учатся расставлять музыкальные акценты, передать образ и характер, прослушанного музыкального произведения. Также у них развивается мелодический и гармонический слух, музыкальная память, чувство ритма.

Музыка для танцевальной композиции должна быть по времени ограниченной: от 1,5 минут для младших и до 3-4-х минут для старших. Кроме этого, музыка должна быть умеренного темпа для младших детей, а для старших музыкальные произведения должны быть достаточно разнообразными по характеру, стилю и жанру.

В воспитании духовно – нравственной личности мне помогает использование информационно-коммуникативных технологий. Устраиваю просмотр концертов и репетиций профессиональных танцевальных коллективов с последующим анализом и комментариями. Особенно детям нравится просмотр видеороликов с их участием, которые также проходят с рефлексией.

В моем коллективе занимаются дети дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Обязательно при постановке танцевального номера учитываю возраст и способности каждого ребенка. В моей педагогической практике, я заметила, что народный танец способствует воспитанию общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей. Дети учатся быть доброжелательными, вежливыми, скромными, добрыми, честными, учатся обладать чувством ответственности и самостоятельности. Все эти черты характера являются основами духовно-нравственного развития.

Занятия хореографией совершенствует детей физически. Танец благотворно воздействует на физическое развитие детей, мобилизует кровообращение и дыхание, нервно-мышечную и сердечную деятельность. Дети, благодаря занятиям хореографией, вырабатывают правильную осанку, координацию, лёгкую походку, ловкость и грацию движений, что способствует воспитанию уверенности в себе и предотвращает появление различных психологических комплексов.

Укрепляя здоровье детей, хореография помогает им избавиться от стеснительности и комплексов, формируя внутреннюю культуру, способствуя всестороннему и гармоничному развитию личности.

Коллектив часто посещает музеи, где дети приобщаются к духовным ценностям и самобытной культуре народных русских традиций. Такие экскурсии рождают в их душе чувство гордости за свою страну, учат пониманию и осознанию своей этнической и национальной принадлежности. Знакомлю детей с региональными особенностями русского народного танца, обычаями, обрядами и костюмами, воспитывая любовь и уважение к народным истокам, что является действенным средством духовно- нравственного развития.

Поддерживаю связь с родителями детей. Они часто помогают в проведении концертов, в создании костюмов и атрибутов для танцев. Семья в первую очередь закладывает основы поведения ребенка в различных жизненных ситуациях. Семейные ценности играют немаловажную роль в становлении характера ребенка, в создании его мировоззрений. Поэтому очень важно подключать родителей к духовно-нравственному воспитанию их детей, беседовать с ними, быть в курсе интересов семьи и ее духовных ценностей.

От внутренней культуры педагога во многом зависят моральные принципы и мировоззрение его воспитанников. Стараюсь всегда быть примером для своих воспитанников. Считаю, что опрятный и аккуратный педагог производит хорошее впечатление на детей.

Стараюсь быть сдержанной, управлять своими эмоциями и чувствами, не теряя контроля во время занятий над своим поведением, так как если педагог задаёт позитивный настрой занятию, то дети, заряжаясь его энергией, активно включаются в процесс творчества.

Вывод. Таким образом, нравственные качества человека будущего должны закладываться уже сегодня. Несомненно воспитательная функция хореографии обладает большой силой эмоционального воздействия на детей. Занятия танцем в хореографическом коллективе учат дружбе, взаимопониманию, взаимовыручке, ответственности, умению сочетать общественные и личные интересы, эффективно формируют ребёнка как личность. Также можно отметить проявление у детей в коллективе таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, которые заложены в основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Я уверена, что хореографический коллектив, побуждая ребенка к творчеству, оказывает активное влияние на развитие эстетических чувств и духовно-нравственного поведения, эмоционально-образной сферы мышления, физически тренируя волю и тело.

Для активизации работы по духовно-нравственному развитию и применения на практике инновационных методик обучения хореографии, педагогам- хореографам необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов.

Также педагогам-хореографам необходимо совершенствовать свои знания на курсах повышения квалификации, специально посвященных этой тематике, что благоприятно скажется на качестве работы по формированию духовно-нравственного развития.

В настоящее время приходится только на практике - методом проб и ошибок работать в этом направлении.

Я думаю, что в дальнейшем возможно будет проводить мероприятия, где будут сочетаться традиционные формы работы, такие как проведение совместных концертов, встречи с интересными людьми разных профессий, имеющих заслуженные награды, но необходимо учесть, чтобы эти мероприятия проходили без формализма.

Убеждена, что духовно-нравственное развитие ребенка происходит ежедневно и ежечасно, порой проявляясь в самых незначительных мелочах, поэтому развитие каждого ребенка в коллективе зависит от гражданской ответственности и позиции как самого педагога, его отношению к различным сторонам жизни, так и от духовной зрелости семьи, в которой воспитывается ребенок, а также от состояния общества в целом.



Литература:

  1. Блок Л.Д. Народный танец. История и современность /Вступ. ст. В.М. Гаевского. М.: Искусство, 1987 - 556 с.

  2. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1986 -93 стр.

  3. Искусство фактор эмоционально-нравственного развития школьников: Сб. науч. Тр. /АПН СССР, НИИ художественного воспитания; Редкол.: Е.К. Чухман (отв. ред.) и др.. - М.: АПН СССР, 1986 - 119 с.

  4. М.Бурмистрова Е.В. Танец и музыкальная игра: нераскрытые возможности. //Прикладная психология и психоанализ. 1998 - №1 - стр. 65-72

  5. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991г.

  6. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000г. №2.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!