Всероссийский педагогический конкурс
«Современное воспитание подрастающего поколения»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования» г.Великий Устюг,
педагог дополнительного образования
Трощенкова Н.Ю.
«Народный танец как средство
духовно-нравственного воспитания детей».
Духовно-нравственное воспитание детей в любое историческое время было актуальным. К идеалу разносторонне гармонично развитого человека стремились педагоги разных времён и разных стран.
Идея воспитания гармоничного человека через искусство восходит к античности. В Афинах педагогика прививала детям основы нравственности, культуру красоты и гармонии. В Древней Греции эстетическое воспитание через знание литературы и музыки заключалось в развитии интеллектуальных и физическое способностей. Платон считал, что развитие личности - это развитие «красоты духовной и физической». Аристотель предлагал развивать три стороны воспитания: физическую, нравственную и умственную.
Конечная цель воспитания в любые времена – это человек развитый духовно и физически, который определился в твёрдых жизненных ориентирах. Как он понимает, что такое добро и зло, любовь к Родине, знает свои права и обязанности, может ли он быть сострадательным и помогать другим людям, быть ответственным за свои поступки и действия.
Духовно-нравственное воспитание особенно актуально в наше время. Происходит обновление целей современного образования. Важной и основной целью воспитания, которого является психологическая и социологическая адаптация подрастающего поколения к жизненным реалиям.
Приоритетным звеном становится духовно-нравственное воспитание разносторонней и гармонично-развитой личности, при этом учитывая развитие интеллекта, эмоциональную сферу ребенка и его индивидуальные качества. Большими возможностями в духовно-нравственного воспитании обладает именно система дополнительного образования, которая призвана удовлетворять интересы, духовные, социокультурные и образовательные потребности.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания детей в дополнительном образовании являются обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задача духовно - нравственного воспитания в дополнительном образовании - это воспитать ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности ребенка.
В педагогике духовно-нравственная направленность подразумевает единство эмоциональных, интеллектуальных и действенно практических проявлений личности, которые характеризуют ее эстетическую культуру.
Считаю, что для этого необходима творческая деятельность. Только через творческую деятельность ребенок удовлетворяет свою потребность в самовыражении, творческой инициативности, формируя свои эмоции и эстетическое отношение к действительности. Это и есть умение отобразить собственное мироощущение, духовный мир в поведении, образе жизни и самореализации.
Основным средством духовно-нравственного воспитания является искусство, так как искусство всегда было хранителем нравственного опыта человечества. Ценности искусства, в том числе и хореографического, расширяют возможности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Современные цели обучения основываются на развитии эмоций, воли, формирования потребностей, интересов, становления идеалов, черт характера, поэтому считаю, что занятия хореографией одно из лучших средств духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Танец необходим для эстетического развития детей. В нем музыка оживает в движении и через эмоциональное восприятие развивает не только духовную сферу, но также через актёрское мастерство учит исполнителей эмоционально воспринимать мир.
Я уверена, что именно в системе хореографических занятий расширяются возможности гармонического развития личности и закладываются основы духовно-нравственного воспитания. Занятия хореографией - это творческий и активный процесс, способствующий гармоническому воспитанию всесторонне развитой целостной личности, позволяющий соединить в единый комплекс формы обучения и воспитания нравственного, эстетического, духовного и физически развитого ребенка.
Как педагог-хореограф в своей работе главной задачей считаю пробудить интерес к занятиям народным танцем, сформировать творческую активность и фантазию, положительное эмоциональное реагирование детей на эстетические ценности окружающего мира, патриотические чувства и любовь к своей национальной культуре. То есть воспитать эмоционально-эстетическую, духовно-нравственную и гармонично развитую личность, обладающую основами идейно - моральных качеств. На занятиях объясняю детям нормы морали, нравственности, добра, справедливости, ответственности, помогаю им сохранить и воспитать в себе достоинство и честь.
Народный танец является приоритетным направлением национального танцевального искусства. Он служит основой духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, сочетая в себе средства музыкального, пластичного, духовного и физического развития.
Танцевальное искусство удивительно самобытно, индивидуально и красочно. Как русский отличается от француза, белорус от еврея, украинец от испанца, цыган от латыша, так и их национальные танцы различны между собой. Народный танец отражает особенности национального характера, показывает различные стороны жизни народностей разных стран, выражает чувства, переживания, эмоции, эстетически воспевая красоту души народа.
Народный танец - это неиссякаемый живительный источник, питающий национальное культурное наследие. Благодаря изучению танцевального искусства народов мира сохраняются истоки национальной культуры, приобретаются нравственные корни эстетического воспитания, формируется причастность к народным традициям. Дети, расширяя свой кругозор, узнают на занятиях хореографией о истории разных стран, музыке и костюмах других национальностей.
Как педагог, я обучаю детей правильно выражать во время исполнения народного танца свое эмоциональное состояние, придавать танцевальным движениям характер, связанный с музыкальным образом, развиваю у детей способность подключать образное мышление, воображение, фантазию. Дети постепенно от занятия к занятию, добиваясь красоты и выразительности исполняемых танцевальных движений, раскрывают свои творческие способности, становятся гармонически и эстетически развитыми, приобретают уверенность в своих силах.
Включаясь в импровизационный творческий процесс, дети обретают внутреннюю свободу, что является основой духовно-нравственного развития.
Обучая детей пластической выразительности хореографических движений, объясняю, что танец должен быть наполнен смыслом, отражать, навеянные музыкой, переживаемые эмоции. Дети учатся сопереживать, отличать хорошее от плохого, анализировать и делать выводы.
Во время исполнения или просмотра танцевальных номеров у детей поднимается настроение, возникают яркие эмоции, приносящие чувство радости, удовлетворения, повышается эмоциональный тонус, что благотворно сказывается на их духовном и физическом развитии.
Таким образом, на занятиях хореографией незаметно и ненавязчиво формируются общечеловеческие ценности, происходит процесс духовно-нравственного воспитания.
Считаю, что хорошо подобранный репертуар формирует художественный вкус детей. От его содержания зависит идейное, эстетическое, художественное и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Танцевальные этюды и композиции, заложенные в репертуаре, должны позитивно воздействовать на эмоционально-духовную сферу не только исполнителей, но и зрителей.
Репертуар моего коллектива состоит из русских народных танцев, хореографических композиций разных национальностей и танцев патриотической направленности.
В работе над репертуаром большое внимание обращаю на музыкальное сопровождение танцевальных композиций. Подбирая музыку к танцам, стремлюсь к тому, чтобы она обогащала детей музыкальными впечатлениями и пробуждала их эмоциональный мир.
Обращаю внимание детей на четкую выдержку ритма танца, манеру исполнения, на эмоциональную передачу образа, которая должна заряжать позитивным настроем не только танцоров, но и зрителей.
На занятиях, в процессе выполнения хореографических движений, знакомлю детей с народными мелодиями разных стран. Провожу такие занятия в игровой форме. Дети активно включаются в процесс творчества. Они начинают более осмысленно, эмоционально и образно воспринимать музыку, учатся расставлять музыкальные акценты, передать образ и характер, прослушанного музыкального произведения. Также у них развивается мелодический и гармонический слух, музыкальная память, чувство ритма.
Музыка для танцевальной композиции должна быть по времени ограниченной: от 1,5 минут для младших и до 3-4-х минут для старших. Кроме этого, музыка должна быть умеренного темпа для младших детей, а для старших музыкальные произведения должны быть достаточно разнообразными по характеру, стилю и жанру.
В воспитании духовно – нравственной личности мне помогает использование информационно-коммуникативных технологий. Устраиваю просмотр концертов и репетиций профессиональных танцевальных коллективов с последующим анализом и комментариями. Особенно детям нравится просмотр видеороликов с их участием, которые также проходят с рефлексией.
В моем коллективе занимаются дети дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Обязательно при постановке танцевального номера учитываю возраст и способности каждого ребенка. В моей педагогической практике, я заметила, что народный танец способствует воспитанию общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей. Дети учатся быть доброжелательными, вежливыми, скромными, добрыми, честными, учатся обладать чувством ответственности и самостоятельности. Все эти черты характера являются основами духовно-нравственного развития.
Занятия хореографией совершенствует детей физически. Танец благотворно воздействует на физическое развитие детей, мобилизует кровообращение и дыхание, нервно-мышечную и сердечную деятельность. Дети, благодаря занятиям хореографией, вырабатывают правильную осанку, координацию, лёгкую походку, ловкость и грацию движений, что способствует воспитанию уверенности в себе и предотвращает появление различных психологических комплексов.
Укрепляя здоровье детей, хореография помогает им избавиться от стеснительности и комплексов, формируя внутреннюю культуру, способствуя всестороннему и гармоничному развитию личности.
Коллектив часто посещает музеи, где дети приобщаются к духовным ценностям и самобытной культуре народных русских традиций. Такие экскурсии рождают в их душе чувство гордости за свою страну, учат пониманию и осознанию своей этнической и национальной принадлежности. Знакомлю детей с региональными особенностями русского народного танца, обычаями, обрядами и костюмами, воспитывая любовь и уважение к народным истокам, что является действенным средством духовно- нравственного развития.
Поддерживаю связь с родителями детей. Они часто помогают в проведении концертов, в создании костюмов и атрибутов для танцев. Семья в первую очередь закладывает основы поведения ребенка в различных жизненных ситуациях. Семейные ценности играют немаловажную роль в становлении характера ребенка, в создании его мировоззрений. Поэтому очень важно подключать родителей к духовно-нравственному воспитанию их детей, беседовать с ними, быть в курсе интересов семьи и ее духовных ценностей.
От внутренней культуры педагога во многом зависят моральные принципы и мировоззрение его воспитанников. Стараюсь всегда быть примером для своих воспитанников. Считаю, что опрятный и аккуратный педагог производит хорошее впечатление на детей.
Стараюсь быть сдержанной, управлять своими эмоциями и чувствами, не теряя контроля во время занятий над своим поведением, так как если педагог задаёт позитивный настрой занятию, то дети, заряжаясь его энергией, активно включаются в процесс творчества.
Вывод. Таким образом, нравственные качества человека будущего должны закладываться уже сегодня. Несомненно воспитательная функция хореографии обладает большой силой эмоционального воздействия на детей. Занятия танцем в хореографическом коллективе учат дружбе, взаимопониманию, взаимовыручке, ответственности, умению сочетать общественные и личные интересы, эффективно формируют ребёнка как личность. Также можно отметить проявление у детей в коллективе таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, которые заложены в основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
Я уверена, что хореографический коллектив, побуждая ребенка к творчеству, оказывает активное влияние на развитие эстетических чувств и духовно-нравственного поведения, эмоционально-образной сферы мышления, физически тренируя волю и тело.
Для активизации работы по духовно-нравственному развитию и применения на практике инновационных методик обучения хореографии, педагогам- хореографам необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов.
Также педагогам-хореографам необходимо совершенствовать свои знания на курсах повышения квалификации, специально посвященных этой тематике, что благоприятно скажется на качестве работы по формированию духовно-нравственного развития.
В настоящее время приходится только на практике - методом проб и ошибок работать в этом направлении.
Я думаю, что в дальнейшем возможно будет проводить мероприятия, где будут сочетаться традиционные формы работы, такие как проведение совместных концертов, встречи с интересными людьми разных профессий, имеющих заслуженные награды, но необходимо учесть, чтобы эти мероприятия проходили без формализма.
Убеждена, что духовно-нравственное развитие ребенка происходит ежедневно и ежечасно, порой проявляясь в самых незначительных мелочах, поэтому развитие каждого ребенка в коллективе зависит от гражданской ответственности и позиции как самого педагога, его отношению к различным сторонам жизни, так и от духовной зрелости семьи, в которой воспитывается ребенок, а также от состояния общества в целом.
Литература:
Блок Л.Д. Народный танец. История и современность /Вступ. ст. В.М. Гаевского. М.: Искусство, 1987 - 556 с.
Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1986 -93 стр.
Искусство фактор эмоционально-нравственного развития школьников: Сб. науч. Тр. /АПН СССР, НИИ художественного воспитания; Редкол.: Е.К. Чухман (отв. ред.) и др.. - М.: АПН СССР, 1986 - 119 с.
М.Бурмистрова Е.В. Танец и музыкальная игра: нераскрытые возможности. //Прикладная психология и психоанализ. 1998 - №1 - стр. 65-72
Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991г.
Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000г. №2.