СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

Просмотр содержимого документа
«Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре.»



А. В.Мосягина, Музыкальный руководитель МБДОУ №56 «Журавушка»



Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре.

Образовательные требования по ФГОС ДО определяют игру, как ведущий вид деятельности дошкольного возраста. Игра – один из видов деятельности, который использует педагог в целях воспитания и обучения дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те качества и стороны психики, от которых будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности.

В настоящее время большинство населения нашей Родины лишь поверхностно знакомо с народной культурой, и, как мне кажется, пора пересмотреть это отношение к великому прошлому нашей страны. А начинать обращаться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством, необходимо уже в дошкольном возрасте.

– учитывалось общее эмоциональное состояние детей; Цель моей работы, как музыкального руководителя, познакомить детей с народной культурой и традициями через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах, и, конечно же, через всеми любимые народные игры.

Начиная работать в этом направлении, я следовала следующим правилам:

– выбранные мною игры соответствовали возрасту детей;

– сюжет был интересен и доступен для воспитанников;

Работу по знакомству детей с русскими народными играми можно начинать с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы («Коза рогатая», «Ладушки и др.) и некоторые игры спортивного характера, такие как «Ловишки» и «Прятки».

Во 2 младшей группе к ним добавляются игры природные («Паучок»«Сорока» и др) ,драматические («Заинька»«Дрёма») .

И уже в средней, старшей и подготовительной группах я использую все виды народных игр.

При введении новой игры я сначала знакомилась с ней сама, продумывала условия, в которых будет проводиться игра, чтобы удачно разместить играющих на имеющемся пространстве. Затем знакомила с игрой детей, уточняя с ними содержание игры, используемые пособия и игрушки, заучивая при необходимости имеющийся текст.

Ни один наш праздник не обходится без народных подвижных игр. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми друг к другу. Народные игры «Бои подушками» и «Петушиные бои» позволяют снять эмоциональное напряжение, превратить негативное настроение в шуточную игру. Игры «Плетень», «Золотые ворота», «Ручеек», «Бусинки», «Мышеловка», развивают умение сотрудничать, формируют доброжелательное отношение друг к другу, позволяют преодолеть скованность и нерешительность некоторых детей. Все народные игры развивают у ребенка навыки социального поведения.

Важным в моей работе стало создание игротеки, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающей направленностью. В ней собраны игры-шутки, игры-состязания, игры с подражанием и многие другие. С собранными в игротеке играми знакомятся и дети, и сотрудники детского сада, и родители.

Для активизации творческого потенциала воспитанников, использую разные игровые методики, доверительный стиль общения, искренность. В ходе игровых занятий обязательно подчеркиваю положительные качества участников.

В художественно-эстетическом развитии детей по народным играм я работаю в трех направлениях.

Первое направление – занятия познавательного цикла. Дети на занятиях знакомятся с народными играми, пословицами, поговорками, народным фольклором.

Второе направление - определяет содержание совместной деятельности музыкального руководителя с детьми.

Третье направление – самостоятельная деятельность детей. Музыкальный руководитель создает специальные условия, обеспечивающие свободную деятельность детей, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии.

В промежуточных результатах знакомства с народными играми у детей появляется желание самостоятельно играть в игры, развивается инициатива, логическое мышление, интеллектуальные способности, любознательность, доброжелательные взаимоотношения, умение сотрудничать.

Исследуя результаты по данной теме, я определила для себя задачи:

1.Коррекционные:

-развитие слухового, зрительного, тактильного   восприятия, свойства голоса(высоту, темп, динамику, ритм).

2.Образовательные:

-обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

-развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей.

3.Воспитательные:

-воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

-эстетическое отношение к окружающему.

4.Развивающие:

-познавательную активность;

-устойчивый интерес к действию;

-внимание, память ,мышление.

По форме проведения, народные игры подразделяются на:

-игры с движением (развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности);

-ритмические игры (направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога ,фразы, предложения ,части и всего законченного музыкального и речевого настроения с помощью двигательных упражнений под музыку);

-игры-загадки (развивают логическое мышление, сообразительность ,стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям);

-игры-забавы (побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности);

-игры-песни (развивают функции голосообразования и свойство голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания);

-игры-шутки (активизируют слуховое восприятие, формируют фонетический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений);

Одним из любимых игр, являются хороводные народные игры.

Основой  хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие.

Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Определение хоровода было бы не полным, если не сказать, что хоровод объединяет и собирает большое количество участников.

В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества.

В работе по музыкальному воспитанию дошкольников, можно использовать множество русских хороводных игр: «Тень-тень», «А мы просо сеяли», «Зайка», «Золотые ворота», «Солнышко», «Пойду лук полоть» и др. Подобные игры с пением позволяют приобщать детей  к  народной культуре с раннего возраста.

Заинтересованное отношение к творческому процессу в музыкальной игре выражается в следующих показателях:

-увлеченность музыкально-игровой деятельностью;

-степень осознания творческого замысла;

-инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении творческих заданий;

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.    Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом.

Выделяются следующие функции народных игр:

1. Коммуникативная - игра способна охватить своим эмоциональным влиянием всех играющих вместе и зрителей.

2. Компинсаторная – в игре человек не только тратит, но и восстанавливает свою энергию: психологические перегрузки нередко сопровождаются недостаточной физической работой других органов. Игра позволяет вовлечь в работу органы, которые ранее бездействовали, тем самым формируя жизненный тонус человека.

3. Функция воспитания и обучения - игра позволяет создать для детей ситуацию, направленную на выявление собственных способностей, пределов выносливости, правильной самооценки, физического развития.

4. Подготовительная – подготовка через игру к настоящей жизни.

 Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они  вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них  заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.

Все педагоги  нашего ДОУ  через различные формы работы  знакомят детей  с народными играми, народным календарем,  произведениями народно-прикладного искусства, фольклором, основами  православной культуры, традициями, бытом, обычаями  русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных  способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,  интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.  Для этого в  детском саду и группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.

Наряду с непосредственно-организованной деятельностью мы все вместе  организуем  праздникикалендарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир  народных песен, танцев, обрядов, игр и естественным путем освоить духовный опыт своего народа.

 В нашем  детском саду  регулярно проводятся такие  народные  праздники, как: Осенние посиделки, Масленица,  Зимние забавы», «Встреча весны» и др., активными участниками которых являются и взрослые и дети. Эта работа тесно  планируется с   музыкальными руководителями, воспитателями. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяем подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора и,  конечно же,  народных  подвижных  игр. Ориентируемся  на русские народные игры, в которые принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря. Итогом  проделанной работы стало развлечение «Ярмарка подвижных игр».   

Большинство детей хотят быть похожими на богатырей – защитников Отечества: хотят быть смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути. Мы вовлекаем детей в театрализованные представления с участием богатырей, смелых солдат русской».

   Особое внимание уделяем укреплению связей с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания народных традиций не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение

Стараемся, чтобы родители становились активными участниками педагогического процесса: они принимают участие    в проведение русских народных праздниках, активно обсуждают вопросы воспитания  на родительских собраниях и семинарах.

Результаты влияния русских народных игр на воспитанников показывают, что у детей они вызывают живой, неподдельный интерес,

способствуют физическому развитию, обогащению словаря детей, развитию

их духовно-нравственного потенциала.  Игра для ребенка - это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще. 

Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека.

   Веселые подвижные игры — это наше детство! Кто не помнит загадочных пряток, ловишек ? Нет имени автора , даты и места создания этих игр. Эти  игры, как легенды, былины, сказки и песни  созданы народом! Содержание многих игр не меняется  на протяжении веков и несет в себе   лучшие национальные традиции.

  Прошли годы, века, и игры постепенно ушли из дворов и из деятельности детей. Теперь у наших детей появились другие ценности: телевизор,    компьютер, развивающие кружки и секции. Да, мир изменился, изменились интересы. Многие из дворовых игр, в которые мы играли в детстве, сейчас позабыты. Но давайте не будем терять нити, связывающие нас с историей и богатством родной культуры.






Литература:

  1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

  2. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ: Детство-Пресс,2004.

  3. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!