А. В.Мосягина, Музыкальный руководитель МБДОУ №56 «Журавушка»
Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре.
Образовательные требования по ФГОС ДО определяют игру, как ведущий вид деятельности дошкольного возраста. Игра – один из видов деятельности, который использует педагог в целях воспитания и обучения дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те качества и стороны психики, от которых будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности.
В настоящее время большинство населения нашей Родины лишь поверхностно знакомо с народной культурой, и, как мне кажется, пора пересмотреть это отношение к великому прошлому нашей страны. А начинать обращаться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством, необходимо уже в дошкольном возрасте.
– учитывалось общее эмоциональное состояние детей; Цель моей работы, как музыкального руководителя, познакомить детей с народной культурой и традициями через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах, и, конечно же, через всеми любимые народные игры.
Начиная работать в этом направлении, я следовала следующим правилам:
– выбранные мною игры соответствовали возрасту детей;
– сюжет был интересен и доступен для воспитанников;
Работу по знакомству детей с русскими народными играми можно начинать с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы («Коза рогатая», «Ладушки и др.) и некоторые игры спортивного характера, такие как «Ловишки» и «Прятки».
Во 2 младшей группе к ним добавляются игры природные («Паучок», «Сорока» и др) ,драматические («Заинька», «Дрёма») .
И уже в средней, старшей и подготовительной группах я использую все виды народных игр.
При введении новой игры я сначала знакомилась с ней сама, продумывала условия, в которых будет проводиться игра, чтобы удачно разместить играющих на имеющемся пространстве. Затем знакомила с игрой детей, уточняя с ними содержание игры, используемые пособия и игрушки, заучивая при необходимости имеющийся текст.
Ни один наш праздник не обходится без народных подвижных игр. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми друг к другу. Народные игры «Бои подушками» и «Петушиные бои» позволяют снять эмоциональное напряжение, превратить негативное настроение в шуточную игру. Игры «Плетень», «Золотые ворота», «Ручеек», «Бусинки», «Мышеловка», развивают умение сотрудничать, формируют доброжелательное отношение друг к другу, позволяют преодолеть скованность и нерешительность некоторых детей. Все народные игры развивают у ребенка навыки социального поведения.
Важным в моей работе стало создание игротеки, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающей направленностью. В ней собраны игры-шутки, игры-состязания, игры с подражанием и многие другие. С собранными в игротеке играми знакомятся и дети, и сотрудники детского сада, и родители.
Для активизации творческого потенциала воспитанников, использую разные игровые методики, доверительный стиль общения, искренность. В ходе игровых занятий обязательно подчеркиваю положительные качества участников.
В художественно-эстетическом развитии детей по народным играм я работаю в трех направлениях.
Первое направление – занятия познавательного цикла. Дети на занятиях знакомятся с народными играми, пословицами, поговорками, народным фольклором.
Второе направление - определяет содержание совместной деятельности музыкального руководителя с детьми.
Третье направление – самостоятельная деятельность детей. Музыкальный руководитель создает специальные условия, обеспечивающие свободную деятельность детей, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии.
В промежуточных результатах знакомства с народными играми у детей появляется желание самостоятельно играть в игры, развивается инициатива, логическое мышление, интеллектуальные способности, любознательность, доброжелательные взаимоотношения, умение сотрудничать.
Исследуя результаты по данной теме, я определила для себя задачи:
1.Коррекционные:
-развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, свойства голоса(высоту, темп, динамику, ритм).
2.Образовательные:
-обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
-развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей.
3.Воспитательные:
-воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
-эстетическое отношение к окружающему.
4.Развивающие:
-познавательную активность;
-устойчивый интерес к действию;
-внимание, память ,мышление.
По форме проведения, народные игры подразделяются на:
-игры с движением (развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности);
-ритмические игры (направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога ,фразы, предложения ,части и всего законченного музыкального и речевого настроения с помощью двигательных упражнений под музыку);
-игры-загадки (развивают логическое мышление, сообразительность ,стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям);
-игры-забавы (побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности);
-игры-песни (развивают функции голосообразования и свойство голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания);
-игры-шутки (активизируют слуховое восприятие, формируют фонетический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений);
Одним из любимых игр, являются хороводные народные игры.
Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие.
Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Определение хоровода было бы не полным, если не сказать, что хоровод объединяет и собирает большое количество участников.
В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества.
В работе по музыкальному воспитанию дошкольников, можно использовать множество русских хороводных игр: «Тень-тень», «А мы просо сеяли», «Зайка», «Золотые ворота», «Солнышко», «Пойду лук полоть» и др. Подобные игры с пением позволяют приобщать детей к народной культуре с раннего возраста.
Заинтересованное отношение к творческому процессу в музыкальной игре выражается в следующих показателях:
-увлеченность музыкально-игровой деятельностью;
-степень осознания творческого замысла;
-инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении творческих заданий;
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом.
Выделяются следующие функции народных игр:
1. Коммуникативная - игра способна охватить своим эмоциональным влиянием всех играющих вместе и зрителей.
2. Компинсаторная – в игре человек не только тратит, но и восстанавливает свою энергию: психологические перегрузки нередко сопровождаются недостаточной физической работой других органов. Игра позволяет вовлечь в работу органы, которые ранее бездействовали, тем самым формируя жизненный тонус человека.
3. Функция воспитания и обучения - игра позволяет создать для детей ситуацию, направленную на выявление собственных способностей, пределов выносливости, правильной самооценки, физического развития.
4. Подготовительная – подготовка через игру к настоящей жизни.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
Все педагоги нашего ДОУ через различные формы работы знакомят детей с народными играми, народным календарем, произведениями народно-прикладного искусства, фольклором, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку. Для этого в детском саду и группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
Наряду с непосредственно-организованной деятельностью мы все вместе организуем праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир народных песен, танцев, обрядов, игр и естественным путем освоить духовный опыт своего народа.
В нашем детском саду регулярно проводятся такие народные праздники, как: Осенние посиделки, Масленица, Зимние забавы», «Встреча весны» и др., активными участниками которых являются и взрослые и дети. Эта работа тесно планируется с музыкальными руководителями, воспитателями. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяем подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора и, конечно же, народных подвижных игр. Ориентируемся на русские народные игры, в которые принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря. Итогом проделанной работы стало развлечение «Ярмарка подвижных игр».
Большинство детей хотят быть похожими на богатырей – защитников Отечества: хотят быть смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути. Мы вовлекаем детей в театрализованные представления с участием богатырей, смелых солдат русской».
Особое внимание уделяем укреплению связей с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания народных традиций не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение
Стараемся, чтобы родители становились активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
Результаты влияния русских народных игр на воспитанников показывают, что у детей они вызывают живой, неподдельный интерес,
способствуют физическому развитию, обогащению словаря детей, развитию
их духовно-нравственного потенциала. Игра для ребенка - это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще.
Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека.
Веселые подвижные игры — это наше детство! Кто не помнит загадочных пряток, ловишек ? Нет имени автора , даты и места создания этих игр. Эти игры, как легенды, былины, сказки и песни созданы народом! Содержание многих игр не меняется на протяжении веков и несет в себе лучшие национальные традиции.
Прошли годы, века, и игры постепенно ушли из дворов и из деятельности детей. Теперь у наших детей появились другие ценности: телевизор, компьютер, развивающие кружки и секции. Да, мир изменился, изменились интересы. Многие из дворовых игр, в которые мы играли в детстве, сейчас позабыты. Но давайте не будем терять нити, связывающие нас с историей и богатством родной культуры.
Литература:
М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ: Детство-Пресс,2004.
Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.