Тема урока:
Народные праздники и обряды.
Цели урока: 1. Расширять знания учащихся об истории возникновения традиционных
народных праздников.
Способствовать формированию понятий : « обряд»; « обрядовая
культура».
Развивать интеллект, обогащать нравственные качества младших
школьников.
Содействовать воспитанию национальной гордости, культуры
межличностного общения.
Оборудование: репродукции картин Б.Кустодиева « Масленица», Сурикова « Взятие снежной крепости»; праздничные поздравительные открытки; оборудование для игр:
« Отгадай слово»; народные обрядовые куклы; музыкальная запись пьесы П.И.Чайковского « Февраль» из альбома « Времена года».
« Вся жизнь пронизана обрядом,
пошлой, скудной и скучной делается
она, когда утрачена обрядность жизни».
П.А.Флоренский.
Ход урока:
I. Орг.момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Он позвал вас на урок.
Все вы любите учиться,
Не умеете лениться.
И поэтому урок
Вам пойдёт, ребята, впрок.
II. Сообщение темы урока.
- Посмотрите на изображение этих предметов. Скажите одним словом, что они символизируют?



( Все эти предметы являются атрибутами праздника).
III. Актуализация знаний учащихся.
1. Вступительная беседа.
- Любите ли вы праздники?
- Какие праздники вы знаете?
- Какие праздники являются вашими любимыми? Почему?
2. Классификация праздников. Работа в парах.
Государственные ( День защитников Отечества; День Победы; День народного единства и т.д.)
Религиозные ( Пасха, Рождество, Крещение Господне, Троица и т.д.);
Семейные ( День рождения).
(У детей на партах – комплект поздравительных открыток « Праздники». Они должны разложить их по 3 группам).
3. Постановка проблемного вопроса.
- Все мы очень любим праздники. А знаете ли вы как возникли праздники?
IV. Изучение нового материала.
1. « История возникновения народных праздников». Рассказ учителя.
- Так же, как и другие древние народы, славяне одновременно верили во множество богов, которых считали похожими на людей.
Каждый день выезжает из золотого дворца в колеснице, запряженной огненными конями бог солнца Ярило. Но бывает и так, что бог солнца сердится, и тогда, сохнут реки, гибнут посевы, голод губит людей.
А вот солнце закрыли мрачные тучи. Это разбушевался бог Перун. Он бьёт своей дубинкой , и гремит гром, стрелами-молниями Перун рассекает тучи, поливая всё живое сильным ливнем.
Чтобы боги были добрее к людям, древние славяне устраивали в их честь праздники.
2. Словарная работа по формированию нового понятия « обряд».
- Любой праздник не обходится без обрядов.
В.Даль – автор « Толклвого словаря» дал такое толкование понятию « обряд»:
« Обряд – введённый законом или обычаем порядок в чём-либо».
Например, в новогоднем празднике мы находим множество обрядовых элементов: костюмирование; украшение ёлки; приготовление новогодних подарков; угощение.
Народные обряды создавались самим народом на протяжении длительного времени. По обряду люди распределили и регламентировали своё время, свой труд, отдых и развлечения. Всё это, вместе взятое, представляло их образ жизни, именуемый в народе
« лад» или « уклад».
3. Знакомство с народным праздником – « Масленица».
а) беседа по картинам русских художников ( Кустодиева « Масленица», Сурикова « Взятие снежной крепости»).
- Рассмотрите внимательно эти картины. Какое время года на них изображено?
- Какой русский народный праздник отмечается в конце зимы?
( Это – Масленица, праздник прощания с зимой и встречи весны).
- Кто из вас знает, какие обряды совершают во время этого праздника?
( Сначала провожают зиму. Делают из соломы чучело - Масленицу и наряжают его. Вокруг чучела водят хороводы, а потом сжигают его на костре.
Масленицу празднуют весело и широко. К празднику пекут блины – круглые, румяные, горячие, как солнце. Во время праздника устраивают народные игры и забавы).
- Какие фрагменты праздника изображены на картинах русских художников?
-Какие краски использовали живописцы для создания своих картин? Почему?
- Какое настроение вызывают эти картины?
в) слушание пьесы П. И. Чайковского « Февраль».
- Наступил февраль – последний месяц зимы. Русский народ празднует Масленицу.
« Ступай, масленица, за солнцем, за летом, зови их к людям!» . Кругом – песни, пляски, смех. Музыка очень точно рисует нам картину этого шумного, многолюдного праздника. Слушаешь её – и будто оказываешься на празднике.
Закройте глаза и представьте себе картину, которую нарисует вам ваше воображение.
( Дети слушают музыку в течение одной минуты).
- Что вы представили себе, когда слушали музыку?
( Широкая площадь. Много людей. Всем весело. Люди едят блины, катаются на санях, жгут чучело Масленицы ).
- Как композитору удалось создать в музыке картину праздничного веселья?
( С помощью звона музыкального треугольника, ударов барабанов. Именно эти инструмены создают весёлый, праздничный характер музыки. Музыка этой пьесы – мажорного лада).
- Что общего в произведениях художников и композитора?
4. Знакомство с народным праздником – Иван Купала. Исполнение хоровода « По-за городу гуляет».
- Наступило лето. В ночь с 23 на 24 июня празднуется замечательный славянский праздник Иванов день ( Иван Купала). Кто из вас слышал о таком празднике?
В старину парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь бога Солнца. А ночью прыгали через костры, т.к. верили в очищающую силу огня. Затем бросали венки в воду, с песнями входили в реку и купались.
Предлагаю вам поиграть в народную игру – хоровод.
( Учащиеся становятся в круг и разыгрывают хоровод).
По-за городу гуляет.
По-за городу гуляет ( 2 раза)
Царевич-королевич ( 2 раза).
Он царевну выбирает ( 2 раза)
Царевич-королевич ( 2 раза).
Растворяйтесь, ворота,
Растворяйтеся широкие,
Царевич-королевич ( 2 раза).
Зайди сюда, в городок ( 2 раза)
Царевич-королевич ( 2 раза).
Встань здесь, улыбнись ( 2 раза)
Царевич-королевич ( 2 раза).
Царевна, попляши,
Королевна, попляши.
Царевна-королевна ( 2 раза).
5. Знакомство с народным праздником – Днём Матушки Осенины. Изготовление обрядовой куклы из соломы.
- А этот праздник отмечали в народе осенью – 21 сентября. Женщины в этот день выходили к берегам рек, озёр, прудов и встречали Матушку Осенину. Старшая женщина стояла с овсяным хлебом из муки нового урожая, а вокруг молодые пели песни. Затем хлеб делили на всех и кормили им домашний скот. Это была благодарность Природе – Земле-матушке, царице-водице, солнышку и животным. Звался этот день ещё в народе госпожинки-оспожинки.
Госпожа – хозяйка жатвы. Главными на уборке урожая были женщины – жницы, а мужчины сеяли.
Самой красивой девушке плели золотой венок из колосьев и несли последний сноп в дом, в красный угол. В последнем снопе – великая сила.
Из пшеничных и ржаных колосьев делали кукол. Куклу торжественно несли домой. Здесь она украшала стол и хранилась до следующего урожая.
Сегодня мы с вами изготовим обрядовых кукол из соломы.
( Демонстрируется образец. Уч-ся под руководством учителя поэтапно изготавливают кукол).
V. Подведение итога урока.
- Многие народные праздники отмечаются и по сей день. Это очень хорошо, что люди соблюдают старинные традиции и обряды. Это и почитание предков, и просто нормальное, людское отношение к памяти, к своим корням, к себе самому как части времени, части истории.
В этом – суть народных праздников и обрядов. Они спасают нас от беспамятства. Кроме того, праздник всегда хорош, потому что несёт в себе радость, ощущение единства с родными, с друзьями, со своим народом.
VI. Домашнее задание.
Составление классного проекта « Народный календарь».