СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные праздники и обряды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1. Расширять знания учащихся об истории возникновения  традиционных

                                 народных праздников.

                              

 

  1. Способствовать формированию понятий : « обряд»; « обрядовая

культура».

 

  1. Развивать интеллект, обогащать нравственные качества младших

школьников.

                            

  1. Содействовать воспитанию национальной гордости, культуры

межличностного общения.

Просмотр содержимого документа
«Народные праздники и обряды.»

Тема урока:

Народные праздники и обряды.


Цели урока: 1. Расширять знания учащихся об истории возникновения традиционных

народных праздников.


  1. Способствовать формированию понятий : « обряд»; « обрядовая

культура».


  1. Развивать интеллект, обогащать нравственные качества младших

школьников.

  1. Содействовать воспитанию национальной гордости, культуры

межличностного общения.


Оборудование: репродукции картин Б.Кустодиева « Масленица», Сурикова « Взятие снежной крепости»; праздничные поздравительные открытки; оборудование для игр:

« Отгадай слово»; народные обрядовые куклы; музыкальная запись пьесы П.И.Чайковского « Февраль» из альбома « Времена года».


« Вся жизнь пронизана обрядом,

пошлой, скудной и скучной делается

она, когда утрачена обрядность жизни».

П.А.Флоренский.


Ход урока:

I. Орг.момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Он позвал вас на урок.

Все вы любите учиться,

Не умеете лениться.

И поэтому урок

Вам пойдёт, ребята, впрок.


II. Сообщение темы урока.

- Посмотрите на изображение этих предметов. Скажите одним словом, что они символизируют?









( Все эти предметы являются атрибутами праздника).


III. Актуализация знаний учащихся.

1. Вступительная беседа.

- Любите ли вы праздники?

- Какие праздники вы знаете?

- Какие праздники являются вашими любимыми? Почему?

2. Классификация праздников. Работа в парах.

  • Праздники бывают:

  • Государственные ( День защитников Отечества; День Победы; День народного единства и т.д.)

  • Религиозные ( Пасха, Рождество, Крещение Господне, Троица и т.д.);

  • Семейные ( День рождения).

(У детей на партах – комплект поздравительных открыток « Праздники». Они должны разложить их по 3 группам).

3. Постановка проблемного вопроса.

- Все мы очень любим праздники. А знаете ли вы как возникли праздники?


IV. Изучение нового материала.

1. « История возникновения народных праздников». Рассказ учителя.

- Так же, как и другие древние народы, славяне одновременно верили во множество богов, которых считали похожими на людей.

Каждый день выезжает из золотого дворца в колеснице, запряженной огненными конями бог солнца Ярило. Но бывает и так, что бог солнца сердится, и тогда, сохнут реки, гибнут посевы, голод губит людей.

А вот солнце закрыли мрачные тучи. Это разбушевался бог Перун. Он бьёт своей дубинкой , и гремит гром, стрелами-молниями Перун рассекает тучи, поливая всё живое сильным ливнем.

Чтобы боги были добрее к людям, древние славяне устраивали в их честь праздники.


2. Словарная работа по формированию нового понятия « обряд».

- Любой праздник не обходится без обрядов.

В.Даль – автор « Толклвого словаря» дал такое толкование понятию « обряд»:

« Обряд – введённый законом или обычаем порядок в чём-либо».

Например, в новогоднем празднике мы находим множество обрядовых элементов: костюмирование; украшение ёлки; приготовление новогодних подарков; угощение.

Народные обряды создавались самим народом на протяжении длительного времени. По обряду люди распределили и регламентировали своё время, свой труд, отдых и развлечения. Всё это, вместе взятое, представляло их образ жизни, именуемый в народе

« лад» или « уклад».


3. Знакомство с народным праздником – « Масленица».

а) беседа по картинам русских художников ( Кустодиева « Масленица», Сурикова « Взятие снежной крепости»).

- Рассмотрите внимательно эти картины. Какое время года на них изображено?

- Какой русский народный праздник отмечается в конце зимы?

( Это – Масленица, праздник прощания с зимой и встречи весны).

- Кто из вас знает, какие обряды совершают во время этого праздника?

( Сначала провожают зиму. Делают из соломы чучело - Масленицу и наряжают его. Вокруг чучела водят хороводы, а потом сжигают его на костре.

Масленицу празднуют весело и широко. К празднику пекут блины – круглые, румяные, горячие, как солнце. Во время праздника устраивают народные игры и забавы).

- Какие фрагменты праздника изображены на картинах русских художников?

-Какие краски использовали живописцы для создания своих картин? Почему?

- Какое настроение вызывают эти картины?


в) слушание пьесы П. И. Чайковского « Февраль».

- Наступил февраль – последний месяц зимы. Русский народ празднует Масленицу.

« Ступай, масленица, за солнцем, за летом, зови их к людям!» . Кругом – песни, пляски, смех. Музыка очень точно рисует нам картину этого шумного, многолюдного праздника. Слушаешь её – и будто оказываешься на празднике.

Закройте глаза и представьте себе картину, которую нарисует вам ваше воображение.

( Дети слушают музыку в течение одной минуты).

- Что вы представили себе, когда слушали музыку?

( Широкая площадь. Много людей. Всем весело. Люди едят блины, катаются на санях, жгут чучело Масленицы ).

- Как композитору удалось создать в музыке картину праздничного веселья?

( С помощью звона музыкального треугольника, ударов барабанов. Именно эти инструмены создают весёлый, праздничный характер музыки. Музыка этой пьесы – мажорного лада).

- Что общего в произведениях художников и композитора?


4. Знакомство с народным праздником – Иван Купала. Исполнение хоровода « По-за городу гуляет».

- Наступило лето. В ночь с 23 на 24 июня празднуется замечательный славянский праздник Иванов день ( Иван Купала). Кто из вас слышал о таком празднике?

В старину парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь бога Солнца. А ночью прыгали через костры, т.к. верили в очищающую силу огня. Затем бросали венки в воду, с песнями входили в реку и купались.

Предлагаю вам поиграть в народную игру – хоровод.

( Учащиеся становятся в круг и разыгрывают хоровод).

По-за городу гуляет.

По-за городу гуляет ( 2 раза)

Царевич-королевич ( 2 раза).


Он царевну выбирает ( 2 раза)

Царевич-королевич ( 2 раза).


Растворяйтесь, ворота,

Растворяйтеся широкие,

Царевич-королевич ( 2 раза).


Зайди сюда, в городок ( 2 раза)

Царевич-королевич ( 2 раза).


Встань здесь, улыбнись ( 2 раза)

Царевич-королевич ( 2 раза).


Царевна, попляши,

Королевна, попляши.

Царевна-королевна ( 2 раза).







5. Знакомство с народным праздником – Днём Матушки Осенины. Изготовление обрядовой куклы из соломы.

- А этот праздник отмечали в народе осенью – 21 сентября. Женщины в этот день выходили к берегам рек, озёр, прудов и встречали Матушку Осенину. Старшая женщина стояла с овсяным хлебом из муки нового урожая, а вокруг молодые пели песни. Затем хлеб делили на всех и кормили им домашний скот. Это была благодарность Природе – Земле-матушке, царице-водице, солнышку и животным. Звался этот день ещё в народе госпожинки-оспожинки.

Госпожа – хозяйка жатвы. Главными на уборке урожая были женщины – жницы, а мужчины сеяли.

Самой красивой девушке плели золотой венок из колосьев и несли последний сноп в дом, в красный угол. В последнем снопе – великая сила.

Из пшеничных и ржаных колосьев делали кукол. Куклу торжественно несли домой. Здесь она украшала стол и хранилась до следующего урожая.

Сегодня мы с вами изготовим обрядовых кукол из соломы.

( Демонстрируется образец. Уч-ся под руководством учителя поэтапно изготавливают кукол).


V. Подведение итога урока.

- Многие народные праздники отмечаются и по сей день. Это очень хорошо, что люди соблюдают старинные традиции и обряды. Это и почитание предков, и просто нормальное, людское отношение к памяти, к своим корням, к себе самому как части времени, части истории.

В этом – суть народных праздников и обрядов. Они спасают нас от беспамятства. Кроме того, праздник всегда хорош, потому что несёт в себе радость, ощущение единства с родными, с друзьями, со своим народом.


VI. Домашнее задание.

Составление классного проекта « Народный календарь».