СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные промыслы России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с традиционными народными промыслами России. Задачи: -  создание представлений о характерных особенностях народных промыслов Хохломы, Дымково, Гжели, Городца, Жостова, Тулы, Филимонова, Павлово-Посадска;  - развитие восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии, национального самосознания, творческих способностей; - формирование интереса к истории  и культуре своего народа.

Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы России»


Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Людиновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Народные промыслы
России

Самохина Т. Г.
учитель начальных классов

ноябрь 2016 года

Цель:
Познакомить учащихся с традиционными народными промыслами России.

Задачи:
-
создание представлений о характерных особенностях народных промыслов Хохломы, Дымково, Гжели, Городца, Жостова, Тулы, Филимонова, Павлово-Посадска;

- развитие восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии, национального самосознания, творческих способностей;

- формирование интереса к истории и культуре своего народа.

Оборудование:
- предметы домашнего обихода; посуда, разделочные доски (различные виды росписи); одежда, полотенца, скатерти, половики; интерактивная доска, мульмедийные ресурсы, фотографии с предметами народных промыслов России.


Ход мероприятия

1. Сообщение темы мероприятия.

Учитель.

- Велика Россия наша,
И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет
.


- Издавна славится наша Родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо - мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения.

- Наши предки испокон веков славились добрыми мастерами, людьми, которые создавали своими руками сказочную красоту.

- Из обрезков дерева вырезали и расписывали миски, ложки, из глины лепилась замечательная посуда, из рога мастерили гребешки, из овечьей шерсти - платки, изо льна - полотна и кружева. Все делалось руками: ткались половики, скатерти, полотенца, платья и рубахи. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения искусства.

- В каждое изделие мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью.  Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличительная манера изготовления. И сейчас мы с вами познакомимся поближе с некоторыми из промыслов.


2. Знакомство учащихся с традиционными народными промыслами.


Презентация «Народные промыслы России».


Хохлома.


Хохломская роспись, русский народный художественный промысел. Возник в 17 веке. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.

Посуда Хохломы создает ощущение

жаркого пламени. Она практична и нарядна.



Учащиеся читают стихотворения о Хохломе.


- Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики, матрешки,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

- Стулья, доски и полати,

И кроватки и кровати,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

- Нет наряднее раскраски,

Будто к нам пришла из сказки,

Где цари и терема,

Золотая Хохлома!


Учащиеся исполняют русскую народную песню с ложками «На горе – то калина».


Дымковская игрушка.Роспись дымковской игрушки.


Дымковская глиняная игрушка – символ русского ремесла. Слобода Дымково стала родиной глиняной игрушки, расписанной и обожжённой в печи. Дымковские игрушки разнообразны: барышни, лошадки, всадники на конях, расписные птицы. В формах игрушек, росписи и декоративных узорах прослеживается жизнь народа и характерные черты русской национальности.


Учащиеся читают стихотворения о Дымковской игрушке.


- Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

- Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.


- Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.



- Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.


Гжель.Гжельская роспись.


Гжель народный керамический промысел. Необыкновенная фарфоровая посуда сине-белого цвета завораживает взор. Живописный регион Гжель расположен в Подмосковье. Голубая сказка, воплощенная мастерами Гжели в изящной посуде радует глаз и греет душу. Традиционный орнамент используемый мастерами синие и голубые цветы, листья, злаки и гжельская роза.


Учащиеся читают стихотворения о Гжельской росписи.


- Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

- На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.



Городецкая роспись. Основные приёмы городецкой росписи.



Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века  в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.


Учащиеся читают стихотворения о Городецкой росписи.


- Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.


- Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!



Палехская миниатюра. Техника палехской росписи.


Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в посёлке Палех Ивановской области. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы.



Техника палехской росписи, как и любого древнего народного промысла, имеет сложившиеся особенности, которые позволяют отличить произведения палехской школы от изделий. Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствуются из повседневной жизни, классических, сказочных, былинных литературных произведений и песен. Изображения, как правило, выполняются на черном фоне и расписываются золотом.



-
Сначало мастер изготавливает заготовки из папье-маше, затем их расписывают и покрывают лаком.
Фрагменты росписи шкатулок – персонажи из сказок «Конёк Горбунок», по мотивам сказок А. С. Пушкина.


Учащиеся читают стихотворения о Палехской росписи.


- Плещутся звезды в мерцающих далях,
Светится снег, хоть в ладони бери.
Сказочный Палех, загадочный Палех…
Скачет на тройке в отцветах зари.


Русская матрёшка. Виды росписи матрёшек.



Матрёшка (от уменьшительного имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Почти всегда они имеют «яйцеподобную» форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке.


Видов росписи матрёшек всего шесть и называются они по месту возникновения данного народного промысла: семёновская, вятская, сергиево-посадская, тверская, полховская, крутецкая.



- Деревянные заготовки и краски – всё, что необходимо для росписи матрёшки.



Учащиеся читают стихотворения о Матрёшках.


- Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! ...Гармошка?

Нет! ...То – русская матрёшка!!!


- Иностранцу нет желанней

Куклы в красном сарафане.

Детская игрушка эта,

Обошла уже пол света!

Так, немного и немало

Символом России стала.



Учащиеся исполняют русскую народную песню с ложками «Как у наших – у ворот…».


Жостовская роспись.


Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово, Московской области.


Особенности жостовской росписи.


Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному).

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.


Учащиеся читают стихотворения о Жостовской росписи подносов.



- Вот жостовский чёрный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.


- Чтоб круглым и гладким поднос получился,

Сначала жестянщик над формой трудился…


- Чтоб роспись художник нанёс на металле,

Фон чёрный на нём должен быть или алым…


- И вот разлетелись по чёрному лаку

Пионы, ромашки, розаны и маки.


Тульский самовар.


Родина самоваров – город Тула, отсюда и название «Тульский самовар».


Учащиеся читают стихотворения о Тульском самоваре.


- Самовар раздула Тула

Тула - древняя земля -

Белой скатертью взмахнула

От Заречья до Кремля.


- Самовар гудит и топчет

Топку в небо белый дым.

Где ты ни был днём ли, ночью-

Словно дома рядом с ним.


Изделия из бересты.




Учащиеся исполняют русскую народную песню «Во поле берёза стояла».


Филимоновская игрушка.


Филимо́новская игру́шка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Тульской области. Своё название получил от деревни Филимоново.



Над изготовлением филимо́новской игрушки мастер использует: материал – терракотовая глина; цвет – яркие полоски;

сюжет – барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники, лошади, коровы, петухи и др. Особенности – игрушки, свистульки.



Учащиеся читают стихотворения о филимо́новской игрушке.


- Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.


- Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, конники и павлины

И красавицы – маков цвет.


Богородская игрушка.


- Тук-тук, щёлк-щёлк,

Медведь, мужик, лиса и волк,

Деревянные игрушки

И медведи, и старушки

То сидят, а то стучат.

Ребятишек всех смешат.


- Есть в России такое село – Богородское. Живут в том селе умельцы, которые наловчились делать деревянные игрушки – фигурки людей, медведей и разных других животных. Самая знаменитая богородская игрушка так и называется – мужик и медведь.
- А наша сценка расскажет, как по преданию, возникло это ремесло резьбы по дереву.

Как- то шёл мужик с работы и зашёл в дремучий бор.

Подобрал мужик полено, снял он с пояса топор,

А из тёмного, из леса мишка бурый прибежал.

Увидал он незнакомца и сердито зарычал.

Говорит мужик медведю :

«Не пугай, зверушка. Я тебя сейчас потешу, сделаю игрушку !»

Разрубил мужик полено, стукнул топоришком – и сработал он игрушку!

Удивился мишка :

« Что за добрая игрушка, получилась славно.

Деревянная потешка смотрится забавно»

А на ней мужик с медведем, словно дровосеки,

Топорами бьют полено в маленькие щепки.

Над землёй века промчались, только, видно с этих пор

Два весёлых дровосека помнят мирный уговор.

И едва мы их увидим, сразу без ошибки

Богородская игрушка дарит нам улыбки.




Павлово – Посадские платки.


Павлово-Посадские платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус.


Вот так, в ручную, мастера своего дела делают яркие Павлово-Посадские платки.


Учащиеся читают стихотворения о Павлово-Посадских платах .


- Разноцветные платки,

Набивные шали

Скольких женщин на Руси

В праздник украшали!


- А как девицы пойдут –

Расцветает улица,

А плечами поведут –

Хочется зажмурится.


- Разбегаются глаза

От такого дива,

Засмущается душа –

Чей платок красивей.



- Как вы думаете, ребята, какое качество русских людей помогает создавать эту красоту? (трудолюбие)

- Какие вы знаете пословицы о труде?

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Землю -  красит солнце, а человека – труд.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Человек без труда, что земля без воды.

Дерево смотри в плодах, а человека смотри в делах.

3. Практическая работа.

- А сейчас, вы ребята попробуете немного побыть мастерами – умельцами. Лепить игрушки из глины, расписывать жестянные подносы или деревянные игрушки мы не будем. Вы изготовите свои изделия на бумаге, используя разные виды росписи.

Дети раскрашивают нарисованные доски, ложки, свистульки, лошадки, матрёшки, балалайки, подносы, самовары и т. д.

Во время практической работы звучит русская народная музыка, показ видеороликов «

Работы вывешиваются на школьный стенд «Неделя начальных классов».





4. Заключительное слово.

 Учитель:
-  Богато творчество русского народа. Сегодня мы познакомились с малой его частицей. Теплоту своих рук и щедрость сердец вкладывали мастера в свои поделки. За каждой из них кроется тайна.


- Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой край. Мы должны уважать труд и беречь то, что сделано руками  талантливых людей. Это поможет нам сохранить свои национальные  традиции, свое национальное достоинство.







15