СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушение формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи и нарушениями зрения.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нарушение формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи и нарушениями зрения.»

Нарушение формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи и нарушениями зрения.


Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи и нарушениями зрения проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

Объем пассивного словаря далек от нормы, что проявляется в том, что дети с нарушенным речевым развитием и нарушениями зрения, даже шестилетнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, брусника, земляника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, рабочий, ткачиха, швея), частей тела и частей предмета (манжета, фара, кузов), слов обобщающего характера (мебель, посуда, овощи, фрукты). Многочисленные ошибки наблюдаются в обозначении детенышей животных. На вопрос, как назвать детенышей животных, дети дают следующие ответы: «У кошки - киска, у собаки - собачонок, щененок, у лошади - лошаденок».

Многие дети затрудняются в актуализации таких слов как овца, лось, ослик, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер.

Особенно большие различия между детьмис нарушениями зрения с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации словаря глаголов и прилагательных. У дошкольников с ОНР и нарушениями зрения выявляются незнания многих прилагательных, употребляющихся в речи нормально развивающихся сверстников. Они могут с трудом назвать лишь основные цвета (красный, синий, зеленый), величину предметов (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, вкусный). Особенностью употребления прилагательных детьми с нарушенным речевым развитием и с нарушениями зрения является употребление прилагательных в именительном падеже, долгом отсутствии формы мужского и женского рода или смешении их.

Количество наречий в словаре детей с ОНР с нарушениями зрения тоже очень ограничено. В 5-6 лет они употребляют в основном такие наречия: места (здесь, там, туда, потом), времени (сейчас, тогда), модальности (надо, не надо), температуры (горячо, холодно), оценки (хорошо, плохо).

Числительные усваиваются очень медленно. Если нормально развивающиеся дети усваивают числительные «два» к 2 годам, то у детей с ОНР и нарушениями зрения- к 5 годам; числительные «три», «четыре», «пять» формируется в период с 3 до 4 лет, то у детей с ОНР и нарушениями зрения в 5-7 лет при условии специальной коррекционной работы.


В глагольном словаре дошкольников с ОНР и нарушениями зрения преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.). Глаголы, обозначающие способы передвижения животных (скачет, ползет, летает) очень редки. На вопрос, кто как передвигается, дети дают такие ответы: «Лягушка идет, змея идет, птичка идет». Так же имеется незначительное количества глаголов с приставками, которые чаще всего заменяются бесприставочными глаголами (пришел - шел, перешел - шел).

Большинство местоимений употребляется правильно, чему способствует частое употребление их взрослыми. Но ребенок с ОНР и нарушениями зрения не улавливает изменчивости значения в зависимости от лица говорящего, например говорит о себе в третьем лице или просясь на руки, произносит: «Иди ко мне».

Практически не усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова обозначающие состояние, оценку качества, признаки.

Характерной особенностью словаря детей с ОНР и нарушениями зрения является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи таких детей многообразны. В одних случаях дети употребляют слова в слишком широком значении, в других - проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда используется слово лишь в определенной ситуации, оно не вводится в контекст других ситуаций. Поэтому, понимание и использование слова носит еще и ситуативный характер.

Среди многочисленных вербальных парафазиях у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.

Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева отмечают, что «Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось - олень, тигр - лев, грач - сорока, ласточка - чайка, оса - пчела, дыня - тыква, лимон - апельсин, сковорода - кастрюля, весна - осень, ресницы - брови, скворечник - гнездо). При замене прилагательных дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов.

Распространенными являются, например, такие замены: высокий - длинный, низкий - маленький, узкий - тонкий, короткий - маленький, пушистый - мягкий. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего значения (ползет - идет, чирикает - поет).

Лалаева Р.И. отмечает, что наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков:

  1. смешение слов осуществляется на основе сходства по признаку функционального назначения:

миска – тарелка, метла - щетка

кружка – стакан, лейка - чайник.

б) замены слов, обозначающих предметы, внешне сходные:

сарафан – фартук, фонтан - душ

майка – рубашка, подоконник - полка.

в) замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации:

каток – лёд, вешалка - пальто.

г) смешение слов, обозначающих часть и целое:

воротник – платье, паровоз - поезд

кузов – машина, локоть - рука.

д) замена обобщающих понятий словами конкретного значения:

обувь - ботинки, посуда - тарелки

цветы – ромашки, одежда - кофты.

е) использование словосочетаний в процессе поиска слова:

кровать - чтобы спать

щетка - чтобы чистить

паровоз - поезд без окон

плита - газ горит

клумба - копают землю

юла - игрушка крутится.

ж) замены слов, обозначающих действия или предметы, словами - существительными:

открывать – дверь, играть - кукла.

Или наоборот, замена существительных глаголом:

лекарство – болеть, кровать - спать.

Особенно стойкими являются замены глаголов:

  кует – молотит, стирает белье - моет бельё

косит траву - подрезает траву, вяжет - шьёт.

Некоторые замены глаголов показывают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны, и несущественные - с другой стороны, а также выделять оттенки значений.

У детей с нормальным речевым развитием процесс поиска слова происходит очень быстро, автоматизировано. У детей с ОНРи нарушениями зрения, в отличии от нормы, этот процесс осуществляется очень медленно. При осуществлении этого процесса отвлекающее влияние оказывают ассоциации различного характера (смысловые, звуковые).

У нормально развивающихся детей выделяются следующие типы вербальных ассоциаций (5-8 лет).

  1. Синтагматические ассоциации. Этот тип ассоциаций выделяется в том случае, когда слово-реакция и слово - стимул составляют словосочетание, чаще всего согласованное (желтый - цветок, дерево - растет).

У детей с ОНР и нарушениями зрения имеются особенности в динамике синтагматических ассоциаций. У детей с нормальным речевым развитием резкое увеличение их происходит к 6 годам. К 7 годам наблюдается такое же резкое снижение их количества. У детей с нарушенным речевым развитием и зрением резкое увеличение синтагматических ассоциаций наблюдается к 7 годам, часто связано с задержкой формирования грамматического строя речи.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!