СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушение функций скелета и их профилактика. Травматизм. (урок биологии 8 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нарушение функций скелета и их профилактика. Травматизм. (урок биологии 8 класс)»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ПЕРВОМАЙСКАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ – ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯСЛИ-САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ИМЕНИ НИКОЛАЯ МИЛЮТИНА»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИЙ СКЕЛЕТА

И ИХ ПРОФИЛАКТИКА. ТРАВМАТИЗМ»

8 класс







ЕРОШЕНКО ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА,

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ

(ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ)





г. Первомайск

2022 г.

Цель урока:

Продолжить формирование знаний об организме как о едином целом; сформировать знания об особенности опорно-двигательной системы;

показать причины, негативно и позитивно влияющие на опорно-двигательную систему; ознакомить учащихся с последствиями нарушений гигиены опорно-двигательной системы;

развивать внимание, наблюдательность, умения сравнивать обобщать, оказывать первую помощь при получении травм;

воспитывать опрятность бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: таблицы "Скелет человека", рисунки искривлений позвоночника, карточки-задания, плакаты.

Тип урока: комбинированный.

Эпиграф урока: «Познай самого себя»(Сократ).

Ход урока

І. Актуализация опорных знаний учащихся

А. Биологический диктант

1) Мышцы, выполняющие одинаковые движения (мышцы-синергисты).

2) Время, за которое мышца сокращается и расслабляется (скорость сокращения).

3) Состояние постоянного незначительного напряжения мышц (тонус).

4) Во время быстрого писания мы чувствуем боль в мышцах руки, так как она выполняет работу… (статическую)

5) Мышцы, выполняющие разные функции (мышцы-антагонисты).

6) Источником энергии для мышц являются…(углеводы).

7) Временная потеря трудоспособности мышц (утомление).

8) Физические показатели мышечной системы (скорость, тонус, сила, выносливость).

Б. Групповая практическая работа

1) Найдите и покажите грудино-ключично-сосцевидные  мышцы. Покажите движения: а) где эти мышцы действуют как антагонисты (поворот головы вправо, влево); б) где эти мышцы действуют как синергисты (опускают голову вниз).

2) На карточках написаны названия костей скелета. Ученики выбирают карточку и показывают на скелете.

В. Игра «Банк знаний» (групповая работа)

Какую работу выполняют мышцы рук при ручной стирке белья? (динамическую работу)

Какую работу выполняют мышцы спины при ручной стирке белья? (статическую работу)

Что устает больше спина или руки? Почему? (наиболее утомительна статическая работа, требующая сохранения однообразной позы или длительного удержания груза).

ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся

По классу перед учениками проходит стройная, подтянутая ученица класса, девушка - "модель".

Учитель. А ведь это удовольствие видеть стройных, подтянутых девушек или юношей. Народная пословица гласит: "Правильная осанка - залог здоровья и красоты". В.И. Даль определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты и недаром приводил такую пословицу: «Без осанки конь - корова». А мы все чаще видим сгорбленных, сутулых, непривлекательных молодых людей с приобретенными проблемами позвоночника. Задумайтесь! В результате ежегодного медицинского осмотра школьников у 18% учащихся нашей школы выявлены проблемы, связанные с нарушением осанки. А сколько тогда их есть в городе, стране? В чем причина нарушения осанки и плоскостопия? Сегодня нам и предстоит выяснить. Записываем тему урока в тетради.


ІІІ. Изучение нового материала

Каждому человеку свойственна определенная осанка, то есть положение тела во время стояния, сидения, ходьбы, выполнения работы. По толкованию ученых «Осанка - это привычное положение тела человека в покое и при движении» (запись в тетради). Правильная осанка не только делает привлекательной фигуру, но и обеспечивает нормальную деятельность внутренних органов. Осанка формируется в детском и юношеском возрасте и может меняться в течение жизни человека. Для формирования правильной осанки, большое значение имеет развитие мышечной системы, особенно мышц туловища (мышц спины, живота). Хорошо развитые мышцы предотвращают деформацию костей позвоночника, при нагрузке на них. Узнать о причинах нарушения осанки мы сможем, посетив на уроке нашу "поликлинику" и заслушав презентации работы творческих лабораторий: «Физиологии», «Ортопедии», «Гигиены» и «Скорой помощи».

Работа «лаборатории физиологии» заключается в следующем: используя текст параграфа 12, рисунки 26,27,29 учебника и приложения 1; подготовьте мини-презентацию «Степени и виды нарушения (осанки, плоскостопия)».

Лаборатория «гигиены» должна выявить нарушения ОДС и причины, вызывающие нарушение осанки и плоскостопия у учащихся.

Лаборатории «ортопедии» необходимо разработать меры профилактики нарушений (осанки, плоскостопия).

А лаборатория «Скорой помощи» должна познакомить с видами (заполнение таблицы), причинами травм и мерами по их профилактике. Ознакомить с первой доврачебной помощью при травмах и показать «мастер-класс» при выполнении практических заданий.



П

Степени нарушения осанки:

резентация лаборатории «физиологии»:

1

отклонения от нормы слабо выражены и исчезают при старании человека держаться прямо (если он контролирует себя)

отклонения от нормы устойчивы, но связаны с нарушением мышечного аппарата. 

искривления позвоночника затрагивают скелет







.





Виды искривления скелета:



2

 лордоз – искривления позвоночника в поясничном отделе вперед

кифоз – искривление позвоночника в грудном отделе назад (сутулая, круглая спина)



мышечного аппарата. 

.

сколиоз искривления позвоночника в боковую сторону





П

Виды плоскостопия:

лоскостопие – деформация стопы, при которой уплощаются ее своды.

3

Поперечное. Уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не на 1 и 5, как бывает в норме

Продольное. Стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы.

.





П

Причины, вызывающие нарушения (осанки)

резентация лаборатории «гигиены»:

1 .

- несоблюдение гигиенических правил сидения за рабочим столом или партой (неправильная поза, постоянная сгорбленность); неправильная походка;

- несоответствиевысоты рабочего стола ребенку; плохое освещение;

- ношение тяжелого портфеля в одной руке;

- сон на слишком мягкой или вогнутой постели;

- недостаточное пребывание на свежем воздехе, угнетенное настроение; переутомление;

- слабое развитие мышц спины – недостаточная двигательная активность;

- неудачно подобранные упражнения.

2

Длительное хождение или стояние

.Рассмотрев рисунки (Приложение 2), мы составили схему-кластер «Причины плоскостопия»

ПЛОСКОСТОПИЕ

избыточная масса тела





неправильно подобранная обувь

обувь без каблука



тесная обувь



на высоком каблуке





При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы. Она расплющивается, отекает, ухудшается осанка. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице – деформируется позвоночник. Это, в свою очередь, становится следствием сотрясения,  смещения и нарушения функций внутренних органов, а так же образования микрокровоизлияний в головном мозге, которые могут вызвать головокружение, повышенную утомляемость.

Презентация лаборатории «ортопедии»: (ортопедия – наука, изучающая профилактику, диагностику и лечение деформаций ОДС).




С

При нарушениях осанки, особенно в детском возрасте, могут сформироваться устойчивые деформации скелета, ухудшается деятельность органов дыхания (возникает склонность простудных заболеваний), нарушается кровообращение, возникают проблемы с пищеварением, наступает расстройство нервной деятельности (ухудшается память, сон, возникает повышенная утомляемость, головная боль), ухудшается зрение.

Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плаванием.

Организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.).

Постоянно тренировать свое тело, делать утреннюю гимнастику; играть в подвижные игры.

Следить за своей осанкой (отказ от вредных привычек: стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения за партой, рабочим столом, дома в кресле).

Сон на жесткой постели.

Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей.

В рационе питания обязательно должны быть молоко, орехи,  масло, яйца, сыр, рыба, печень, морковь, помидоры, апельсины,  и другие продукты, богатые микроэлементами (кальцием и фосфором) и витаминами Д и А.

При обнаружении нарушений осанки, следует заниматься корректирующей гимнастикой (специально разработанные упражнения для укрепления позвоночника и исправление осанки).



ледствие---------------------------------------Профилактика нарушений осанки:




















Беспокоят частые боли в ногах, позвоночнике быстро устают ноги. Диагноз: можно предположить, что это результат плоскостопия. Выполнив дома лабораторный опыт, по изучению своего следа на листке бумаги (рис. 28 учебника) нужно отметить: чтобы предотвратить плоскостопие, обязательно надо следить за осанкой, ходить босиком по неровной поверхности. Это рефлекторно вызовет напряжение мышц, которые поддерживают свод стопы.

Выполнять упражнения, рекомендуемые людям, страдающим плоскостопием.

При значительно выраженном плоскостопии применяют специальные стельки – супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.

И запомните!

Человек настолько молод, насколько молод и здоров его позвоночник!

Осанка – это красота и здоровье!

Здоровая стопа – это работоспособность!

Легче предупредить заболевание, чем вылечить его!

Ф изкультминутка.

Кроме нарушений ОДС мы с вами сегодня обобщим знания о повреждениях скелета и остановимся на оказании первой помощи при травмах. Свою работу презентует лаборатория «скорой помощи».

Причины и виды, травм.

Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором — уличный, на третьем — школьный.

Первая причина детского травматизма — повышенная двигательная активность. Вторая причина травм связана с недостаточной внимательностью подростков. Третья причина - пренебрежение правилами техники безопасности из-за стремления сэкономить свои силы и выиграть время.

Тип травмы

Признаки

Растяжение связок

Отечность, резкая боль, нарушение функций сустава, иногда кровоизлияние.

Вывих суставов

Резкая боль в суставе; конечность в неестественном положении; движения в суставе затруднены или невозможны.

Переломы костей

Резкая боль; изменение положения формы, иногда длины конечности; нарушение функций конечности; Появление отечности и кровоподтека.


Доврачебная помощь при травмах.

Необходимо:

  1. Остановить кровотечение.

  2. Предупредить возможность дальнейшего травмирования и инфицирования ран.

  3. Уменьшить боль, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела.

  4. Подготовить и по необходимости транспортировать пострадавшего в травматологический  пункт.

ЗапомниЛечение травм - дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой.

«Мастер-класс» и одновременная работа по группам:

1. Окажите первую помощь соседу по парте, предположив, что у него сломан большой палец правой руки. Объясните свои действия (Полная неподвижность поврежденного пальца, наложение небольшой шины, используя подручный материал и накладывая ее так, чтобы она захватывала не только поврежденный палец, но и руку; доставить в лечебное заведение).

2. У одноклассника растяжение связок голеностопного сустава. Окажите ему доврачебную помощь и объясните свои действия. (Приложить холодный предмет к месту повреждения; наложить тугую повязку; доставить в лечебное заведение).

3. Окажите первую помощь пострадавшему с вывихом в локтевом суставе. Объясните свои действия. (Приложить к поврежденному месту холодный предмет; руку подвесить на косынке или бинте - обеспечить неподвижность суставу; доставить в лечебное заведение).

"Здоровье - это еще не все. Но если его нет, то все остальное - ничто"

Будьте здоровы! Спасибо за сотрудничество!

ІУ. Обобщение, систематизация и контроль знаний учащихся.

    1.   Какие слова у вас ассоциируются со словом "осанка"?

О опрятный

С стройный

А активный

Н не сутулиться!

К красивый

А атлетический

    1. Игра «словарный дождь»

(Дать определения понятиям: осанка, лордоз, плоскостопие, кифоз, сколиоз, сутулость, ортопедия).

У. Фефлексия. Высталение оценок.

У вас на столах анкета «Любишь ли ты себя?»

    1. Хотели бы вы иметь стройную осанку?

    2. Делаешь ли ты ежедневную утреннюю гимнастику?

    3. Занимаешься аэробикой, туризмом?

    4. Занимаешься спортивными или народными танцами?

    5. Соблюдаешь ли ты правила гигиены сидения, ношения тяжелого портфеля?

    6. Носишь ли ты весь день спортивную обувь, кроссовки, или обувь на высоком каблуке?

Ответьте «да» или «нет» и обработайте результаты:

5 «да» - ты себя любишь; 3 «да» и менее – ты себя не любишь.

Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока?

У. Домашнее задание:

Прочитать материал учебника в соответствии с темой урока (учебник Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология, 8 кл. § 12,

с.52 - 57).

Определить, соответствует ли ваше домашнее рабочее место вашим антропометрическим показателям, проведя соответствующие измерения. (Приложение 3).

Решите задачу. В школе 650 учеников, из них 12% находится на диспансерном учете у ортопеда. Подсчитайте, сколько учеников на учете у ортопеда?

УІ. Литература:

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене. – М.: Просвещение, 1983.

Кабанов А.Н., Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей школьного возраста. – М.: Просвещение, 1969.

Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология, 8 кл. – М.: Просвещение, 2010
















П риложение 1







П риложение 2









Приложение 3


Таблица «Результаты антропометрических измерений и измерений мебели»


Антропометрические измерения (см)

Размеры мебели (см)

Санитарно-гигиеническая норма (см)

Длина голени до подколенной ямки (А)

Высота стула от пола до сиденья (а)

а = А +2

Длина бедра согнутой ноги от колена до головки бедренной кости (Б)

Глубина сидения (б)

б = от 3/ 4 Б до 2/3 Б

Передне-задний диаметр грудной клетки (В)

Расстояние от спинки стула до переднего края стола (в)

в = В + Б

Длина предплечья и кисти (Г)

Ширина одного рабочего места крышки стола (г)

г = 2Г + 4

Расстояние от поверхности сидения до локтя свободно опущенной руки сидящего (Д)

Расстояние по вертикали от крышки стола до сидения стула (д)

д = Д + 5



Сиденье должно заходить за край стола на 5 – 6 см (е)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!