СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушение письма

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  последнее  время проблема  дисграфии становится всё  наиболее  актуальной  среди  младших  школьников.  Детей  с  такими  проблемами  становится  всё  больше. Задача этого проекта - помочь тем, чем можно помочь: дать представление об этом  нарушении, совет  родителям и педагогам.  С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом.

Итак, объектом исследования стали проявления смешанной дисграфии у учащихся 2 классов.

Просмотр содержимого документа
«Нарушение письма»

Добрый день, уважаемое жюри, участники конкурса, гости, меня зовут Ратанюк Ульяна, ученица 4 класса Федоровской начальной школы 4


Хочу предложить вашему вниманию проект на Тему «Нарушение письма (смешанная форма дисграфии)». В настоящее время большого количества обучающихся младших классов, у которых существует проблема нарушения письма (дисграфия)

Объектом исследования стали проявления смешанной дисграфии у учащихся 2 классов.

Предметом исследования причины нарушения письма и пути их устранения у младших школьников.

Актуальность данной работы связана с тем, что в школе, письмо имеет специфические особенности, отличающие процесс письма от письма других детей и значительно затрудняющие овладение грамотой.

Цель проекта – изучение специфического нарушения как смешанной дисграфии и системы логопедической работы по ее устранению у младших школьников.

Для достижения цели были определены следующие задачи исследования, они представлены на слайде:

- изучить литературу по данной теме;

- провести исследование по выявлению и преодолению нарушений процесса письма у младших школьников (слуховой диктант, экспресс-диагностика);

-обработать полученные результаты, дать рекомендации.

Методы исследования: .

Таким образом, возникла гипотеза, предположим, что положительной динамики при устранении дисгафических ошибок у младших школьников можно достичь при условии использования системы специфических приемов логопедической работы, оптимально сочетая методики по устранению нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматической, оптической, акустической, артикуляторно-акустической дисграфии.

В этих случаях нарушения письменной речи могут быть устранены полностью или сокращены дисграфические ошибки.

Дисграфия — («графо»-пишу, «дис»- расстройство) это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций.

Существует пять типов дисграфии:

артикуляторно-акустическая, связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения, фонематического восприятия;

акустическая, вызвана нарушением фонемного распознавания;

•дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза;

аграмматическая — возникает из-за неполноценного развития лексико-грамматической речи и развивается на фоне аграмматизма;

оптическая — связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Несмотря на разработанность проблемы в вопросах форм дисграфии и методах ее коррекции, в практике чаще всего встречается смешанная дисграфия. В структуру смешанной дисграфии входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии.

Проведя обзор литературы по проблеме дисграфии у младших школьников, мы решили апробировать знания на практике с детьми МБОУ «Федоровская НОШ №4» и, чтобы доказать гипотезу, проводилась экспериментальная работа.

Экспериментальная часть проекта состояла из трёх этапов:

- констатирующий: выявление нарушения письма у учащихся 2 классов;

-формирующий: повышение эффективности преодоления нарушений письма у младших школьников при использовании методики по устранению дисграфии

-контрольный: выявление эффективности работы, которая проводилась на формирующем этапе исследования.

Всего в слуховом диктанте уч 58 учащихся в возрасте 8-9 лет, из них 30 девочек и 28 мальчиков.

У всех обследуемых детей по заключениям медицинских карт не выявлены дефекты

в интеллектуальной сфере, слуховой и зрительной системах. Обследование проводилось по методике Мазановой Е.В. За основу данной методики взяты речевые пробы экспресс-диагностики Фотековой Т.А.

Детям были предложены следующие виды заданий:

  1. Списывание рукописного текста.

  2. Запись названий картинок.

  3. Слуховой диктант.

  4. Экспресс-диагностики по Фотековой Т.А.

Подача текстового материала осуществлялась с учетом возрастных особенностей детей.

Результаты обследования письменной речи 2 классов на доске

Ошибки на уровне буквы и слога

1.замена букв:

а/ по акустическому сходству (т-д-19, с-з-2, с-ш-1,к-г-2, в-ф-1)

б/ по графическому сходству (б-д-1, а-о-31)

в/пропуск ь-13

г/недописывание букв, слогов -3

2. зеркальное написание-3

Ошибки на уровне слова

1. слитное написание слова с предлогом-4

Ошибки на уровне предложения

слитное написание слов-2

По результатам логопедического обследования письменной речи 6 учащихся 2 классов были зачислены в проектную группу.

Результаты обследования устной и письменной речи у проектной группы ниже

общих результатов по классу, поэтому они больше нуждаются в коррекционной помощи.

По результатам констатирующего этапа можно сделать следующий вывод:

у большинства детей дисграфия является сложной, т.е. ошибки носили смешанный характер.

Для определенной формы дисграфии применяется индивидуальная методика ее устранения. При смешанной форме дисграфии – методики комбинируются в зависимости от потребностей ребёнка.

Формирующий этап проекта проводился с 19 сентября 2016 г. по 12 мая 2017г. Занятия проводились 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность – 40 минут.

Занятия строились с учётом диагностики в констатирующем этапе, в определенной последовательности в соответствии с закономерностями нормального онтогенеза.

Для реализации поставленной цели была проведена следующая работа:

-занятия, направленные на закрепление знаний о звуках и буквах;

- звукобуквенный анализ слогов и слов;

-работа над слоговым составом слова;

-способы обозначения мягкости согласных на письме;

-развитие зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторных координаций;

-развитие процессов словообразования; развитие навыков связного высказывания.

По результатам формирующего этапа можно сделать следующий вывод:

Всем детям проектной группы особенно нравились задания, направленные на развитие пространственных представлений, корректурная правка, графические диктанты, «найти ошибки», «подобрать картинки», «корректурная правка», «облачко», «составить слоговые схемы слов», «разгадывание кроссвордов», «сбежавшие гласные», приёмы, помогающие запомнить зрительный образ букв, артикуляционная гимнастика. На занятиях активно использовались материалы Ефименковой Л.Н., наглядные пособия «Город звуков», «Паровозик из страны Слов», «Дерево успеха».

Для определения эффективности коррекционной работы по исправлению дисграфии у младших школьников был проведен контрольный эксперимент. Результаты диагностики учащихся обнаруживают положительную динамику по преодолению дисграфии у школьников экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Это позволяет сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы.

По результатам контрольного этапа можно сделать следующий вывод:

Во время прохождения тем, требующих особого внимания у одного ребенка и с легкостью изучаемых другими детьми, занятия проводились в индивидуальном порядке.

Положительная динамика чаще всего прослеживалась после занятий, организованных в виде викторин, игр-путешествий, «игр-обучалок», во время которых основная роль в объяснении и выполнении заданий принадлежала индивидуально каждому ребенку и его сказочному персонажу. Не все дети активно участвовали во всех предлагаемых заданиях, некоторые нуждались в особой поддержке со стороны педагога: частая похвала, стимуляция к действию, просьбы со стороны преподавателя о помощи.

После каждого занятия был проведен его анализ. Все использованные задания были насыщены наглядными пособиями, речевым материалом, заданиями, направленными на развитие устной и письменной речи, игровыми моментами. Все это помогало удерживать заинтересованность и внимание детей на занятиях. Физминутки на занятиях проводились с музыкальным сопровождением, что очень нравилось ученикам.

Таким образом, проведенная коррекционная работа с детьми показала, что положительной динамики при устранении дисгафических ошибок у младших школьников можно достичь при условии использования системы специфических приемов логопедической работы и сочетания методик по устранению нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматической, оптической, акустической, артикуляторно-акустической дисграфии:

- использования дидактических материалов с учетом ведущей модальности у ребенка;

- учета элементов форм дисграфии и сочетания методик ;

- разработки и реализации индивидуального сопровождения ребенка.

Результатом проведенной работы стало:

  1. Развитие письменной речи: уменьшение у учащихся специфических дисграфических ошибок на письме.

  2. Развитие устной речи: пополнение и активизация словарного запаса, развитие связной речи, слоговой структуры, фонетических процессов.

  3. Уверенность в себе.

  4. Активность на уроках: дети чаще стали отвечать на вопросы учителя, задаваемые в ходе урока, ответы детей развернутые, не стесняясь выполняют задания у доски.

  5. На классных и общешкольных мероприятиях дети с удовольствием рассказывают стихотворения, участвуют в разнообразных творческих конкурсах.

В результате проведенной экспериментальной работы были сделаны следующие выводы:

1.В ходе экспериментальной работы была осуществлена диагностика уровня сформированности устной и письменной речи у младших школьников экспериментальной группы, которая показала, что экспериментальная группа достигла более высокого результата.

2. Коррекционная работа была направлена на:

- исправление специфических ошибок письма;

- формирование звукового анализа и синтеза;

- формирование и расширение словарного запаса;

- формирование грамматического строя речи.

3. Использовались методы диагностики и развития ВПФ (высших психических функций) для более эффективного преодоления трудностей обучения письму.

4.В результате проведения эксперимента наметилась положительная динамика на устранение письменных и речевых нарушений у детей экспериментальной группы, а именно:
а) произошло существенное снижение ошибок письменной речи. Дети стали правильно ориентироваться в пространстве.

б) значительно расширился словарный запас;

в)произошло существенное развитие грамматического строя речи.
5. Педагогический эксперимент заключался в устранении у детей нарушений письменной речи при помощи коррекционной работы с учетом комплексного подхода.
6.Результаты контрольного исследования показали эффективность проведенной коррекционной работы.

В данной работе теоретически и экспериментально была подтверждена необходимость совершенствования и осуществления такого направления логопедической работы, как коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста.

Неоспоримым является факт актуальности данной темы и необходимости дальнейших разработок в направлении профилактической и коррекционной работы, что подтверждается количественными результатами обработки проведенного исследования.

В заключении хочется отметить, что только совместная работа логопеда, родителей и учителя дают положительные результаты:

- индивидуальные консультации для родителей;

- посещение родителями логопедических занятий;

- помощь родителей в выполнении игровых домашних заданий;

При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учениками овладевать школьными знаниями. Наша гипотеза нашла своё подтверждение, что положительной динамики при устранении дисгафических ошибок у младших школьников можно достичь при условии использования системы специфических приемов логопедической работы и сочетания методик по устранению нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматической, оптической, акустической, артикуляторно-акустической дисграфии, которая основывается на реализации принципов последовательности и учете формы дисграфии, доказана, цель достигнута.

Данное исследование отражает частный случай в школьной практике. Перспектива дальнейшего исследования по данной теме видится в организации процесса мониторинга особенностей развития письменной речи младших школьников при переходе их на уровень обучения основного общего образования. Своим проектом хочу поделиться с учениками, учителями и родителями нашей школы.


Спасибо, за внимание!













Приложение I


Запись названий картинок:

Чайник, клоун, замок, ель, лампа, коза, очки, дудка, аквариум, милиционер.

Приложение II

Слуховой диктант:

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.







Приложение III

Результаты по экспресс-диагностики Фотековой Т.А.

1 методика. Исследование грамматического строя речи. Верификация предложений

2 методика. Обследование письменной речи. Добавление предлогов в предложение

3 методика. Исследование словаря и навыков словообразования


Диаграмма

Приложение IV


Упражнения для учеников младшего школьного возраста

Существует довольно много эффективных упражнений для коррекции дисграфии у

младших школьников. Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут в работе над дефектом.

Вот некоторые из них:

  1. Корректурная правка. Взять книгу, которую ребенок до этого никогда не читал. Текст должен быть напечатан средним шрифтом. Дать задание подчеркнуть в тексте какую-нибудь одну букву, например, «Б» или «П». Начинать нужно с одной буквы. Упражнение должно выполняться не более пяти минут ежедневно. Через пять дней можно перейти к усложнению задания. Например, ребёнок должен одну букву «Б» подчёркивать, а следующую зачёркивать или обводить. Затем нужно предложить ему отмечать парные буквы, которые имеют некоторое сходство (г/д, у/ю, д/б, п/т, п/р, м/л).

Ребятам одну букву подчёркивают, а другую зачёркивают (концентрация внимания).

Пбпбпбпбпбпбпбпбпбпбпбп

Сзтдзсзстдтдзсзсзтдсзсзтдсз

Дтдтбпдтдтбпдтдтбпбпдтдт

Пбпбпбпбпбпбпбпбпбпбпбп

Сзтдзсзстдтдзсзсзтдсзсзтдсз

Дтдтбпдтдтбпдтдтбпбпдтдт


Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.

  1. Пишем вслух. Цель задания — проговаривать вслух всё, что пишется именно в таком виде, как оно пишется и при этом подчёркивать слабые доли. В данном случае слабые доли — это звуки, которым при устной речи не уделяется внимания, например, мы произносим «лошка» или «на стале стаяла чашка с малаком». Именно эти «ошибки» ребёнок должен подчеркнуть. Также очень важно дописывать и чётко проговаривать окончания всех слов.

  2. Лабиринты. Это игровое упражнение способствует развитию крупной моторики, т. е. движений рук и предплечья, а также внимания. Ребёнок должен проводить непрерывную линию, при этом важно, чтобы он менял положение руки, а не поворачивал лист бумаги, на котором изображён рисунок.


4. Упражнение «Облачко». Дети рисуют в воздухе пальчиками буквы и проговаривают их.


5. «Разноцветные звуки». Произнеси звуки. Синим цветом закрась квадратик, в котором написан согласный, а красным - гласный.

Т

П

К

А

У

Ы

Ж

В

О




6. «Таблица букв Шульте». Найти в алфавитном порядке все буквы из таблицы.

Й

К

Т

В

Е

Ч

Щ

Д

У

Э

П

Х

М

Р

Ж

Ь

Ц

Б

Ш

Ё

О

Ъ

Ю

А

Г

Ф

Н

Время выполнения 2 минуты

С

Я

И

З

Л

Ы


7. Упражнение «Лабиринты с сюрпризом». Они хороши тем, что развивают мелкую моторику, внимание и безотрывное письмо.

Ребятам нужно пройти лабиринт с буквами и составить слова по этим буквам и предложения с данными словами.

8. «Послушай и определи».

Ребята хлопают в ладоши и определяют сколько слогов в слове. Далее им нужно расписать в 3 столбика слова. В первый столбик слова, в которых 1 слог, во второй столбик слова, в которых 2 слога и в третьем столбике слова, состоящие из 3 слогов.

Слова: снег, тарелка, чашка, слон, носорог, зима, мама, ёж, стул, стол, машина, дерево.

9. Напиши «наоборот».

прямо -

вечер -

глупый -

высокий -

враг -

лучше -

сырой –


война -

далеко -

острый -

грязный -

ссориться -

храбрец -

весело-



10. Упражнение «Прибавь – отними».

Прибавь всего лишь одну букву, чтобы получилось новое слово.

Пена, пуд, пачка, пар.

Отними всего лишь одну букву, чтобы получилось новое слово.

Полюс, полк, пара, парад.

11. Упражнение «Запоминалки»

1.Рассмотреть картинки, запомнить их. Назвать только те, которые обозначают неживые предметы, затем те, которые обозначают живые предметы.

2. Прослушать слова, назвать только те, которые обозначают неживые предметы: медведь, лягушка, диван, певец, скрипка, ветка.

3. Из того же ряда слов назвать только те, которые обозначают живые предметы.

12. Игра «Кто больше подберет слов-предметов к словам-действиям?».

Летит ... (стрела, самолет, парашют, пух, жук, стрекоза, бабочка).

Плывет ... (пароход, лодка, рыба, пловец, бревно, щепка, утка).

Растет ... (трава, ребенок, цветок, репа, рассада, саженец).

Поет ... (соловей, певец, скрипка, жаворонок, хор).

Ползет ... (червяк, уж, змея, улитка, человек, гусеница).

Пищит ... (мышка, щенок, игрушка, комар).

Скрипит ... (дверь, снег, сухое дерево, телега).

Хрустит ... (снег, морковка, сахар, сухарь, огурец, капуста).

13. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы: Нарисуйте слона. Расскажите, какой был слон.

Слон.

Слон был огромный, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Хвост длинный. Голова большая, шишковатая. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. (По Л. И. Куприну.)

Вопросы:

Какой был слон?

Какие ноги у слона?

Какой хвост?

Какая голова у слона?

Какие уши?

Какие глаза?

Слон доброе животное или нет?

Обратите внимание на сам рисунок, который получился у ребёнка. Каким цветом он его рисует, где находится слон (место расположения), нажимает ли ребёнок на карандаш. С какой интонацией рассказывает ребёнок про слона. Можно попросить ребёнка дорисовать ещё элементы, которых не достает в его рисунке (солнце, небо, слона, деревья).

14. Упражнения со словами, словосочетаниями, с предложениями и с текстом

Составь слова из предложенных цифр «Слова из цифр»

М

А

Н

С

О

Е

Г

5

6

4

2

1

3

0

5656-

412-

214-

2430-

15. Морской бой. (2 класс)

Прочитай цифры и запиши слова.

А

Б

В

Г

Д

1

моло

ма

кушка

со

дук

2

сун

ко

ма

ля

та

3

ра

му

ко

ток

ди

4

шина

же

пар

си

жа


А1Г3- Б2Д4-

А3В1- В2А4-

А2Д1- В4Д2-

16. Приёмы, помогающие запомнить зрительный образ букв. 

Так, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.

 Например, если ребёнок затрудняется запомнить правильное написание буквы с, и пишет ее в зеркальном отображении, можно предложить слепить букву из пластилина, «оживить» и «посадить» ее на трон. При этом уточнить, что при письме буква будет смотреть глазками на правую руку и следить, чтобы ребёнок ее правильно писал. Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв. Можно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.  Написание буквы можно сопровождать такими стихами:

Мне красиво улыбнись,

От меня ты отвернись.

Глазки крепко закрывай,

Букву эту угадай.

17. Упражнение «Ниточки». Догадайтесь, какое получится слово, если соединить буквы.

р—о—т с—ы—р с—т—о—л к—р—а—н

м—о—х н—о—с с—т—у—л к—р—о—т

18. «Составь словосочетание».

Ребятам нужно выбрать из правого и левого столбика слова и подружить их между собой. Записать, что получится.

шов

карандаши

кожа

штанишки

шорох

змеиная

грубый цветные тихий короткие


19. Тексты без границ слов. Нужно ребятам отыскать слова в предложении, разделить их и записать верно.

Наступилазимаподулхолодныйветермысмамойпошликататьсяналыжахвлес

Правильный вариант:

Наступила зима. Подул холодный ветер. Мы с мамой пошли кататься на лыжах в лес.


20. «Запутанные предложения».

На лепестках цветов были написаны предложения, а ребятам нужно составить связный рассказ. Когда обнаружили, что он не закончен. Придумывают последнее предложение и записывают его в тетради.

Жора и Маша.

Она увидела на дороге Жору.

Букашка Маша помогла Жоре улететь.

Ползла Маша на лужок.

Ей стало жалко жука.

Он лежал животом вверх и не мог улететь.

21. «Допиши словечко». Допиши предложения подходящими по смыслу словами.

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли _______________________.


Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько _______________________.


Мишка плачет и ревёт просит пчёл, чтоб дали _________________________.


Приложение V

Рекомендации учителям и родителям.


На что обратить особое внимание:

✓Если Ваш ребенок левша.

✓Если он - переученный правша.

✓Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

✓Если в семье говорят на двух или более языках.

✓Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

✓Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием

✓Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

✓Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).

✓При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).

✓Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый)

В помощь родителям:

Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.


Несколько упражнений, которые помогут в преодолении дисграфии


Упражнение "Пишем вслух". 

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).  Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закарюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!


"Вглядись и разберись" - пунктуация для дисграфиков и не только. Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтоб не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом "и"".


"Пропущенные буквы". Выполняя его, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Развивает внимание и уверенность навыка письма. Можно скопировать в интернете текст и «вырезать» из слов буквы, лучше удалять через одну, и в середине слов. Затем дать ребенку задание, подставить буквы и прочесть. Можно это сделать в виде игры «Пиратская карта». Сохраните оригинал!


Диктанты надо писать! Только по-особому.

Чрезвычайно медленно! На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у ребенка должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов:

Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы этот текст.

Затем диктуется первое предложение. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова.

Предложения диктуются по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!