СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Нарушение прав человека в условиях развития информационных технологий и способы их защиты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Нарушение прав человека в условиях развития информационных технологий и способы их защиты»»









Тема работы:

«Нарушение прав человека в условиях развития информационных технологий и способы их защиты»




Выполнил: Шамхалов Марат Магомедович, ученик 9 Г класса


Руководитель: Меджидова Аида Абдулгамидовна, социальный педагог,











2024 год






Содержание



1. Введение

2. Основная часть

3 Анкетирование

4. Список литературы

5.Приложение

























Нарушение прав человека в условиях развития информационных технологий и способы их защиты

Введение

Проблема обеспечения и защиты прав человека сложная и динамичная. Права человека развиваются, обогащаются, их состав и содержание расширяются под воздействием различных факторов. Причем если некоторые факторы действуют эволюционно, то Интернет способствует гораздо более ощутимым изменениям права в целом и прав человека в частности.
Развитие информационных технологий в современном мире приводит к новым вызовам и угрозам для прав человека. Нарушение прав человека в условиях развития информационных технологий стало актуальной проблемой современности. Увеличение объемов данных, доступность информации и социальные сети создали новые вызовы для защиты прав и свобод личности.

Актуальность данной работы в том, что мы живем в эпоху цифровизации–глобального и стремительного процесса внедрения цифровых технологий во все сферы жизни общества. Развитие информационных технологий изменило нашу повседневность, открыло перед нами практически неограниченный спектр возможностей.

Благодаря этому мы можем общаться друг с другом вне территориальных и временных границ получать и передавать любую информацию в кратчайшие сроки, получать образование или медицинскую помощь, не выходя из дома,участвовать в мероприятиях онлайн, дистанционно совершать покупки,проводить платежи.

С другой стороны, предоставляя новые возможности для реализации прав и свобод человека и гражданина, цифровые технологии приводят и к новым рискам, становясь прямой или опосредованной причиной ущемления и даже нарушения гражданских прав.

Это справедливо вызывает повышенное внимание к процессам цифровизации во всех сферах жизни человека и особенно детей.

Нашу жизнь, сложно и почти невозможно представить без Интернета, социальные интернет-сети стали неотъемлемой частью жизни человека. Из этого мы можем понять, что Интернет является одной из главных технологий в наше время, на основе которого идет активное цифровое развитие в современном мире. На это нам указывает увеличение аудитории Интернета, так на начало 2021 года отметка пользователей интернета перевалила за 4,66 миллиарда людей, а количество человек зарегистрировавшихся в социальных сетях насчитывается около 4,20 миллиарда пользователей, что на 490 миллионов больше, чем в прошлом году. В начале 2024 года в Российской Федерации насчитывалось 130,4 млн интернет-пользователей, а уровень проникновения интернета составлял 90,4% [1].

Объект исследования: права человека

Предмет исследования: влияние цифровизации на реализацию прав человека

Методы исследования: анализ литературы и нормативно - правовых документов, обобщение и систематизация материала по данной теме; опросно-диагностические методы (интервьюирование, беседы, анкетирование).

Научная новизна: выявление специфических вызовов и возможностей цифровизации для защиты прав человека

Цель исследования– проанализировать развитие прав человека под влиянием цифровизации, рассмотреть наиболее острые вопросы и выявить перспективные направления развития цифровых прав человека и способы их защиты.

Задачи исследования:

1. Проанализировать текущее состояние реализации прав человека в условиях цифровизации;

2. Выявить основные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются права человека в цифровом мире;

3. Предложить рекомендации по улучшению защиты прав человека в цифровой среде.

Основная часть

Сейчас многие дети знакомятся с понятием Интернет, еще в дошкольном возрасте и с каждым годом аудитория сети Интернет становится моложе. Опираясь на данные статистики в России лишь треть взрослых являются пользователями интернета, в то время как среди школьников таковых почти 90%.[2]Интернет предоставляет детям и подросткам огромные    возможности, а обучаемость и гибкость позволяют им гораздо быстрее, чем взрослым, осваиваться в интернете и чувствовать себя там "как дома". В Сети и с ее помощью школьники приобретают знания и социальные навыки, которые    помогут им в недалеком будущем стать успешными гражданами цифрового общества.Но, в то же время, «обратной стороной» цифровой эпохи является то, что цифровые технологии влекут за собой ряд рисков. К угрозам благополучию детей, связанным с цифровизацией и, в частности, распространением Интернета, часто относят угрозы безопасности и частной жизни (кибербуллинг, вредоносный контент, воровство и неправомерное использование персональных данных, кибермошенничество и финансовые махинации, фейковые новости и недостоверная информация и т.п).Специалисты справедливо отмечают, что в этой связи важнейшей проблемой становится процесс формирования у ребенка правильных морально-нравственных ориентиров [3], позволяющих максимально защитить его от негативного влияния информации [4], доступ к которой беспрепятственно обеспечивается посредством глобальной информационно-телекоммуникационной сети.

Следует отметить, что развитие информационных технологий, нередко приводит к нарушению прав человека. Каждый человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать и отстаивать свои права. Правовая культура детей и молодёжи - необходимое условие формирования успешного гражданского общества. Каждый человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать и отстаивать свои права. Правовая культура детей и молодёжи в условиях развития информационных технологий - необходимое условие формирования успешного гражданского общества.

Следует выделить следующие виды нарушения прав человека в условиях развития информационных технологий:

1. Нарушение права на приватность: Сбор и использование персональных данных пользователей без их согласия, слежка за онлайн-активностью, взлом личных аккаунтов и утечки конфиденциальной информации.Персональные данные человека являются одной из тех важных конституционных ценностей, которые неразрывно связаны с правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Обработка персональных данных физических лиц в нарушение законодательно установленных правил может обернуться для гражданина серьезными негативными последствиями, состоящими в противоправном распространении личной информации и в ее использовании в целях, не соответствующих интересам гражданина.

2. Контентные риски (разнообразные материалы, содержащие вредоносную (опасную), противозаконную и неэтичную информацию);

3. Дискриминация и неравенство: Использование алгоритмов искусственного интеллекта для принятия решений, которые могут привести к дискриминации по расовым, половым или другим признакам.

4. Кибербуллинг и онлайн-хейт: Насмешки, угрозы и домогательства в онлайн-средах, которые могут привести к психологическим проблемам и нарушению прав личности.

5. Потребительские риски, в частности кибермошенничество (причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.).

6. Электронные риски (различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации).

Для защиты прав человека в цифровую эпоху необходимо внедрять комплексные меры. Во-первых, государства должны разрабатывать и применять законодательство по защите данных и частной жизни, строго регулируя доступ к личной информации. Во-вторых, важно продвигать международные стандарты, касающиеся цифровых прав и свобод, через инициативы ООН и другие организации.

Особое значение имеет защита прав и свобод несовершеннолетних граждан в цифровом пространстве, в том числе:

– от противоправного контента в цифровом пространстве;

– от сетевого манипулирования;

– от цифровой дискриминации;

– от передачи образовательной функции от учителя автономным системам искусственного интеллекта;

– от цифровой зависимости;

–от причинения вреда их здоровью при использовании цифровых технологий.

В свою очередь, право родителей, воспитателей, преподавателей регламентировать или ограничивать присутствие несовершеннолетних в цифровом пространстве является важным условием обеспечения защиты прав несовершеннолетних.

Способы защиты прав человека в условиях развития

информационных технологий

1. Законодательные меры: Принятие законов и нормативных актов, регулирующих использование информационных технологий и защищающих права человека в онлайн-среде.

2. Технические средства защиты: Технологические решения, такие как использование шифрования данных, антивирусных программи других технологий для защиты личной информации, также могут стать важными инструментами защиты данных. Таким образом, совместные усилия государства, общества и технологий необходимы для создания безопасного и справедливого цифрового пространства.

3. Образование и информирование: Образование и осведомленность граждан о своих правах в интернете играют ключевую роль. Обучение цифровой грамотности поможет людям эффективно защищать свои права и противостоять дезинформации.

4. Международное сотрудничество: Сотрудничество государств, международных организаций и гражданских обществ для разработки стандартов, и механизмов защиты прав человека в цифровой среде.

Существенным аспектом защиты прав человека в цифровой среде является сотрудничество между государственными органами, неправительственными организациями и технологическими компаниями. Совместная работа позволит создать эффективные практики и мониторинговые системы, основанные на лучших международных инициативах. Такой подход обеспечит более глубокое понимание вызовов, стоящих перед обществом, и поможет разработать адекватные меры противодействия.

В конечном итоге, развитие культуры уважения к правам человека в цифровом пространстве требует усилий на всех уровнях — от индивидуального до международного. Общество должно осознавать важность защиты своих прав, чтобы обеспечить справедливость и равенство для всех в эпоху цифровых технологий.

Практическая часть

Для изучения проблемы безопасности в сети Интернет и отношения к ней подростков была разработана анкета, позволяющая проанализировать современную ситуацию в школьной среде. Анкетирование проводилось в форме анонимного опроса с учащимися 9 класса.. (Приложение 1).

Результаты анкетирования

В проведенном анкетировании приняли участие 25 человек в возрасте 14-15 лет. Каждый из них пользуется интернетом.



Заключение

Развитие информационных технологий предоставляет новые возможности, но также создает угрозы для прав человека. Для защиты прав и свобод человека в онлайн-среде необходимо принимать комплексные меры, включая законодательные, технические, образовательные и международные действия. В Конституции РФ сказано, что условиями признания и соблюдения прав выступает обязанность государства по охране и защите прав личности. Конституция РФ наряду с принципами международного права реализует основные права человека и гражданина, предполагает свободу слова и мысли. Данные положения распространяются и на интернет-пространство, поскольку человек реализует их и в этом мире. Таким образом, важнейшей стратегической задачей нашего государства в новых технологических условиях должно стать обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от условий их реализации. Только таким образом можно обеспечить безопасное и уважительное онлайн-пространство для всех.


Список использованной литературы

  1. Рожкова М.А. Право в сфере Интернета: сборник статей / М.З. Али, Д.В. Афанасьев, В.А. Белов и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2018. 528 с. СПС КонсультантПлюс[1]

  2. Белоногова Н. И. Интернет в жизни подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2491–2495. [Электронный ресурс] URL: http://ekoncept.ru/2013/53501.htm. [2]

  3. Атагимова Э.И. Проблемы отрицательного влияния Интернета на нравственное воспитание подростков в информационном пространстве и пути решения // Правовая информатика. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemyotritsatelnogo-vliyaniya-interneta-na-nravstvennoe-vospitanie-podrostkov-v-informatsionnomprostranstve-i-puti-resheniya [3]

  4. Безугленко О.С. Сравнительная характеристика регионального и федерального законодательства в области правовой защиты детей от вредной информации // Информационное право. [Электронный ресурс] URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/69441- sravnitelnaya-kharakteristika-regionalnogo-federalnogo-zakonodatelstva-oblasti-pravovoj [4]

  5. Антропольский, Антон А. 2019. «Права человека и интернет: практика Европейского суда по правам человека». Труды Института государства и права Российской академии наук 3: 159–185.

  6. Белоногова Н. И. Интернет в жизни подростка // Научно-методический электронныйжурнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2491–2495. [Электронный ресурс]

  7. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс[7]

  8. Хохлова Н. И. Обеспечение детской безопасности в Интернете: российский опыт и зарубежные инициативы// Пространство и Время. — 2012

  9. Евдокимов, Константин Н. 2013. «О конституционно-правовых гарантиях информационных прав и свобод человека и гражданина». Известия Байкальского государственного университета 3: 106–109.

  10. Королева Д.О. (2016б). Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 55–61.

  11. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2019_n4/Chernysheva [Права человека в условиях цифровизации общества // Психология и право — 2019. Том 9. № 4]







Приложение

Мы за безопасный Интернет! Опрос для обучающихся

1. Твой возраст: 

2. Есть ли у тебя свободный доступ к Интернету? 

3.Установлены ли на твоем домашнем компьютере программы, ограничивающие вход на какие-либо сайты?  

4. Для чего ты используешь Интернет? *

Подготовка к урокам (в учебных целях)  

 Участие в образовательных и творческих интернет-проектах  

 Выход в социальные сети, чаты, блоги  

 Чтение электронной почты  

 Игры, в т.ч. онлайн-игры  

 Скачивание музыки, видео и т.п.  

 Просмотр новостных сайтов публикация фотографий, музыки или видео для совместного пользования  

5. В реальной жизни мы нередко сталкиваемся с неприятностями и опасностями. Как ты считаешь, есть ли опасность в Интернете?  

 Да    Нет  

6. С какими проблемами и опасностями ты сталкивался в сети Интернет? 

 Кибербуллинг (неоднократное умышленное агрессивное поведение, направленное против кого-то с целью унижения его достоинств)  

 Онлайн-мошенничество  

 Вредоносные программы  

 Попытки посторонних узнать личную информацию  

 Неэтичная и навязчивая реклама  

 Экстремизм, национализм  

 Ничего из перечисленного выше  


7. Знаешь ли ты кому можно сообщить о незаконном или негативном контенте в Интернет? *

 Да, на «горячую линию»  

 Да, в правоохранительные органы  

 Да, на специальные сервисы Интернет-провайдеров  

 Да, в школу  

 Да, в общественные или образовательные организации  

 Нет, я не знаю, кому я могу сообщить о незаконном и негативном Интернет-контенте  

 Затрудняюсь ответить  

8. Необходимо ли тебе больше информации о том, как защитить себя от нелегального или негативного контента и контакта с людьми в Интернете?  *

 Да    Нет  

Конец формы