СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ)»

«Нарушение произношения отдельных звуков у детей и роль родителей в овладении звуком»

В последнее время часто наблюдается нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста от тяжелых нарушений речи и общего недоразвития речи до произношения отдельных звуков. Если в первом случаи это заметно и родителям и окружающим, то нарушения произношения отдельных звуков не всегда слышат родители и как следствие не уделяют этому должного внимание. Причины этого могут быть разные возможно, и Вы слышали это от родителей: «я этого не слышу!», «с возрастом всё встанет на место!», «что с этим все так бегают, меня это ни капли не напрягает?». В статье я хочу осветить ответы на эти вопросы, а также что будет, если не уделять этому внимание.

Н а что следует обратить внимание родителей, если они утверждают «я этого не слышу». Родители привыкают к речи своих детей и не могут в связной речи отличить правильное произношение от дефектного. В таком случаи не следует призывать к слуху родителей, а лучше обратиться к методической литературе и желательно с наглядным картинным материалом.

На мой взгляд, самый удобный вариант это «Артикуляция звуков в графическом изображении.» Учебно-демонстрационный материал. Художник: Галаева М.,редактор: Алифанова Е. Издательство: Гном, 2014 г.

В данном пособия наглядно виден правильный артикуляционный уклад при произнесении каждого звука.
Ведь многие взрослые не задумываются куда ставить язык при произнесении каждого звука, у них всё это отработано до автоматизма.

И тут постановку звуков хочется сравнить с письмом, ведь когда ребёнок учиться писать, то сначала он пишет палочки, галочки и соединения, затем переходит на буквы, слова, предложения и в последнюю очередь это тексты. Так и при постановке звуков, чтобы язык в речи занимал нужное положение, и мы слышали не дефектный звук необходимо пройти ряд упражнений и заданий.
Разберём на примере нарушенного произношения звука [Л].
Ребёнок говорит (уось вместо лось, уапа вместо лапа и т.д.)
Наблюдаем у ребёнка дефектное произношение и соответственно неправильный артикуляционный уклад (рисунок 1)


Рисунок 1. Артикуляционный уклад при замене «Л» на «У»

При правильном произнесении звука [Л], артикуляционная поза другая (рисунок 2)

Рисунок 2. Артикуляционная поза при правильном произнесении звука «Л»


Если так подробно и наглядно объяснить все тонкости, то это поможет привлечь внимание родителей к дефектному произнесению звука и дальнейшей коррекционной работе.

Теперь перейдём к одному из распространенных ответом родителей «с возрастом всё встанет на место». Конечно на возраст следует обращать внимание, но до какого времени стоит не переживать за речь детей. А когда следует уделить на это внимание и не упустить момент коррекционной работы. Есть допустимые возрастные нормы и возраст, когда у ребёнка уже закрепилось дефектное произношение в связи с неправильным артикуляционным укладом. Развитие звуковой стороны в норме можно сравнить по рисунку 3, который можно сверить в учебном пособии Соботович Е.Ф. «Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией)». Учеб. пособие для студентов. — М.: Классике Стиль, 2003


Рисунок 3. Развитие звуковой стороны речи в норме


Если к определённому возрасту ребёнка звук ещё не появился в речи или звучит дефектно (например звук [Р] произносится горлом или «картаво») не стоит ждать улучшений, а лучше обратиться к специалисту.

И почему же всё таки следует обращаться к специалисту для коррекционной работы по звукопостановке в дошкольном возрасте, как говорят родители «что с этим все так бегают, меня это ни капли не напрягает».

Недостатки произношения могут отражаться на письме (дисграфия) уже в школе это доказано многими исследователями, первоисточник М. Е. Хватцев, который выделил виды дисграфии (рисунок 4) актуальные и на сегодняшний день:

1. Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха. При этом виде списывание сохранно.

Физиологическим механизмом дефекта является нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом, наблюдается пропуски, перестановки, замены букв, а также слияние двух слов в одно, пропуски слов и т. д.

В основе этого вида лежит недифференцированность слухового восприятия звукового состава слова, недостаточность фонематического анализа.

Автор объединяет фактически две формы нарушений письма: связанное с нарушением дифференциации звуков и с нарушением фонематического анализа и синтеза.

2. Дисграфия на почве расстройств устной речи («графическое косноязычие»). По мнению М. Е. Хватцева, она возникает на почве неправильного звукопроизношения. Замены одних звуков другими, отсутствие звуков в произношении вызывают соответствующие замены и пропуски звуков на письме. М. Е. Хватцев выделяет и специальную форму вследствие «пережитого» косноязычия (когда нарушение звукопроизношения исчезло до начала обучения грамоте или после начала овладения письмом). Чем более тяжелым является нарушение произношения, тем грубее и разнообразнее ошибки письма. Выделение этого вида дисграфии признается обоснованным и в настоящее время.

3. Дисграфия на почве нарушения произносительного ритма. М. Е. Хватцев считает, что в результате расстройства произносительного ритма на письме появляются пропуски гласных, слогов, окончаний. Ошибки могут быть обусловлены либо недоразвитием фонематического анализа и синтеза, либо искажениями звуко-слоговой структуры слова.

4. Оптическая дисграфия. Вызывается нарушением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге. Нарушается формирование зрительного образа буквы, слова. При литеральной дисграфии у ребенка нарушается зрительный образ буквы, наблюдаются искажения и замены изолированных букв. При вербальной дисграфии написание изолированных букв является сохранным, однако с трудом формируется зрительный образ слова, ребенок пишет слова с грубыми ошибками.

При оптической дисграфии ребенок не различает сходные графически рукописные буквы: п — к, п. — и, с о, и ш, л м.

5. Дисграфия при моторной и сенсорной афазии проявляется в заменах, искажениях структуры слова, предложения и обусловливается распадом устной речи вследствие органического поражения головного мозга.

Рисунок 4. Классификация дисграфий Хватцева М.Е.

На сегодняшний день наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена (рисунок 5).

Рисунок 5 . Классификация дисграфий
разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена

В конце хочется обратиться к родителям, не ждите, не сомневайтесь доверьтесь и действуйте, чтобы избежать последствий в дальнейшем и учебный процесс в школе для Вашего ребёнка проходил с легкостью.







Список литературных источников

1. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Художник: Галаева М., редактор: Алифанова Е. Издательство: Гном, 2014 г.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской

3. Соботович Е.Ф. «Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией)». Учеб. пособие для студентов. — М.: Классике Стиль, 2003