СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушения опорно-двигательной системы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся 8-х классов содержание урока и рекомендации по выполнению лабораторной работы и домашнего задания.

Просмотр содержимого документа
«Нарушения опорно-двигательной системы»

Тема: Нарушения опорно-двигательной системы

Цель: углубить представления о правильной осанке; раскрыть влияние физических упражнений на формирование опорно-двигательной системы человека; выяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.

Понятия: осанка, остеохондроз, корригирующая гимнастика, сутулость, боковые искривления (сколиоз), плоскостопие.

Средства обучения: рисунок 38 «Неправильные (А, Б) и правильная (В) позы учащихся, сидящих за партами» на странице 73 учебника, рисунок 39 «Метод определения плоскостопия» на странице 74 учебника.

Ход урока

Актуализация материала

Вопросы:

1. Что такое осанка и каковы причины ее нарушения?

2. Почему сформировались своды стопы и отчего они деформируются?

3. Как можно определить искривление позвоночника и наличие (или отсутствие) плоскостопия?

Изучение нового материала

Осанка – это привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. Она зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки. При правильной осанке – спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут. Это способствует нормальному функционированию внутренних органов и органов движения.

Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу. Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв. Развивается болезнь – остеохондроз: человеку трудно ходить и нагибаться, по ночам его мучают боли, и он не может уснуть. Болезнь может начаться и в молодом возрасте (до 30 лет).

Различают три степени нарушения осанки. При первой степени отклонения от нормы слабо выражены и исчезают, если человек старается держаться прямо и контролирует себя. При второй степени отклонения от нормы устойчивы, но, как правило, связаны лишь с нарушениями мышечного аппарата, а потому поддаются исправлению при занятиях лечебной физкультурой и корригирующей гимнастикой. Искривления третьей степени затрагивают скелет, поэтому лечению они поддаются с трудом.

Как же предупредить искривление позвоночника? Прежде всего надо правильно сидеть за столом (рисунок 38 «Неправильные (А, Б) и правильная (В) позы учащихся, сидящих за партами» на странице 73 учебника). Если стол слишком низок, приходится наклоняться над ним, а если высок, человек изгибает туловище так, чтобы пишущая рука была на его поверхности. Первое ведет к сутулости, второе – к боковым искривлениям туловища. К нарушению осанки может привести и несимметричная нагрузка мышц: например, носить тяжести только в правой руке, при физической зарядке наклоняться в одну сторону больше, чем в другую, и т. п.

Предупреждение и лечение плоскостопия

Плоскостопием называются болезненные изменения стопы, при которых уплощаются ее своды (рисунок 39 «Метод определения плоскостопия» на странице 74 учебника). Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы. Она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице.

При значительно выраженном плоскостопии применяют специальные стельки – супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазобедренного сустава.

Закрепление

Вопросы:

1. Что происходит при нарушении осанки первой, второй и третьей степени?

2. Какие нарушения в работе внутренних органов происходят при неправильной осанке?

3. Что такое плоскостопие, каковы его причины и принцип лечения?

4. Проанализируйте: правильно ли положение вашего тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов.

Обобщение

Сформулировать вывод по уроку.

Домашнее задание

1. Параграф 15 на страницах 73-75 учебника.

2. Вопросы 1-4 на странице 75 учебника.

3. Словарь: осанка, остеохондроз, корригирующая гимнастика, сутулость, боковые искривления (сколиоз), плоскостопие.


Лабораторная работа

Тема: Осанка и плоскостопие

I. Выявление нарушений осанки

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы:

1. Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступая на 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.

2. Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.

II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома)

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш.

Ход работы

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом.

Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет (рисунок 39 «Метод определения плоскостопия» на странице 74 учебника).









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!