СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика гиподинамии в образовательных организациях

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние десятилетия в связи с урбанизацией, автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации, с развитием всех благ цивилизации дети и подростки стали меньше двигаться. Дефицит движений вызывает многообразные морфофункциональные изменения в организме ребенка. При малоподвижном образе жизни у ребенка возникает адаптация к низкому уровню двигательной активности – снижается потребность в движении. Более глубокие изменения обусловленные гиподинамией – это астенический синдром, снижение функциональных возможностей и нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций. Ребенок становится раздражительным, пассивным, вялым, у него возникает чувство хронической усталости.

Следует отметить, что необходимым условием гармоничного развития ребенка является достаточная, соответствующая возрастным и индивидуальным анатомофизиологическим возможностям, двигательная активность. Физическая активность детей играет очень важную роль в развитии не только двигательных навыков ребенка, но и в формировании нервных связей между опорнодвигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами, в развитии мускулатуры и скелета, формировании осанки ребенка, регуляции обменных процессов, кровообращения и дыхания, развитии сердечно-сосудистой системы.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика гиподинамии в образовательных организациях»

24


Профилактика гиподинамии в образовательных организациях


Содержание


Введение …………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретические аспекты профилактики гиподинамии в образовательных организациях………………………………………………


5

1.1. Значение физической культуры для профилактики гиподинамии….

5

1.2. Индивидуальный подход как один из важнейших принципов профилактики гиподинамии в общеобразовательной школе……………….


9

Глава 2. Анализ эффективности профилактики гиподинамии в МБОУ «СОШ № 10» города Набережные Челны…………………………………..


15

2.1. Организация работы по проведению анализа эффективности профилактики гиподинамии у обучающихся 6-8 классов………………….


15

2.2. Комплекс мероприятий по профилактике гиподинамии……………..

22

Заключение……………………………………………………………………

29

Список использованных источников…………………………………………

32

Приложения













Введение


В последние десятилетия в связи с урбанизацией, автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации, с развитием всех благ цивилизации дети и подростки стали меньше двигаться. Дефицит движений вызывает многообразные морфофункциональные изменения в организме ребенка. При малоподвижном образе жизни у ребенка возникает адаптация к низкому уровню двигательной активности – снижается потребность в движении. Более глубокие изменения обусловленные гиподинамией – это астенический синдром, снижение функциональных возможностей и нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций. Ребенок становится раздражительным, пассивным, вялым, у него возникает чувство хронической усталости.

Следует отметить, что необходимым условием гармоничного развития ребенка является достаточная, соответствующая возрастным и индивидуальным анатомофизиологическим возможностям, двигательная активность. Физическая активность детей играет очень важную роль в развитии не только двигательных навыков ребенка, но и в формировании нервных связей между опорнодвигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами, в развитии мускулатуры и скелета, формировании осанки ребенка, регуляции обменных процессов, кровообращения и дыхания, развитии сердечно-сосудистой системы.

К сожалению, по мере развития научно-технического прогресса, повседневная необходимость в движении снижается и гиподинамия все больше становится актуальной проблемой в любом возрасте.

Особенно опасна гиподинамия в школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем организма. Также существенно снижается сопротивляемость организма возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Малая подвижность детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

Объектом исследования является поиск психолого-педагогических подходов к профилактике гиподинамии как средства укрепления здоровья и безопасности жизнедеятельности. Предметом исследования является исследование реальной двигательной активности молодежи и поиск вариантов оптимизации.

Цель работы: проведение анализа эффективности профилактики гиподинамии у обучающихся 6-8 классов.

В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:

1) изучить литературные источники по проблеме влияния гиподинамии на организм;

2) провести анализ уровня двигательной активности респондентов, их отношения к физической культуре и спорту, формам отдыха;

3) провести оценку эффективности профилактики гиподинамии в МБОУ «СОШ № 10» города Набережные Челны.

Методы исследования - изучение литературы по проблеме работы, анкетирование, устный опрос, сравнительный анализ.

Работа выполнена на базе МБОУ «СОШ № 10» города Набережные Челны. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.








Глава 1. Теоретические аспекты профилактики гиподинамии в образовательных организациях


1.1. Значение физической культуры для профилактики гиподинамии

Для нормального функционирования организма человека и поддержания здоровья необходима определенная «доза» физической нагрузки. Двигательная активность является одним из основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем. Оно тесно связано с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и играет разные роли в жизни человека [5, c. 25].

Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических и культурных факторов. Количество необходимых упражнений во многом определяется наследственными и генетическими характеристиками. Определенная физическая активность необходима для нормального развития и функционирования организма, для поддержания хорошего здоровья. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровень физической активности и максимальный [4, с. 36].

Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма, как отмечает Бальсевич В.К. На оптимальном уровне достигается наивысший уровень функциональности и жизнедеятельности организма. Максимальные ограничения отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к перегрузке и резкому падению производительности. В связи с этим возникает вопрос о привычной физической активности, которую можно определить по количеству и типу энергозатрат при нормальном течении жизни. Эта двигательная активность оценивается по двум компонентам: профессиональному и непрофессиональному [35, c. 112].

Существует несколько методов количественной оценки двигательной активности: 1) по времени выполняемой работы за день; 2) по показателям энергопотребления на основе непрямой калориметрии; 3) путем расчета энергетического баланса. По словам Кудрявцева М.Д., поскольку частота сердечных сокращений достаточно точно отражает степень нагрузки на сердечно-сосудистую систему при мышечной деятельности и напрямую зависит от потребления кислорода, величина частоты сердечных сокращений при мышечной работе может служить количественным показателем физической активности, что проверяется в различных тестах [23, c. 115].

По мнению Вайнер Э.Н., физические упражнения оказывают очень интересное и благотворное влияние на организм. Во время физических упражнений обмен веществ значительно ускоряется, но после этого начинает замедляться и в итоге падает ниже нормального уровня. В целом, метаболизм человека, занимающегося физическими упражнениями, происходит медленнее, чем обычно, организм работает более экономично, а продолжительность жизни увеличивается. Ежедневный стресс оказывает заметно менее разрушительное воздействие на тренированный организм, что также продлевает жизнь. Улучшается ферментная система, нормализуется обмен веществ, человек лучше спит и восстанавливается после сна, что очень важно. В тренированном организме увеличивается количество высокоэнергетических соединений, таких как АТФ, и в результате увеличиваются почти все возможности и способности, в том числе умственные, физические и сексуальные [11, c. 13].

По мнению В.И. Лях, при гиподинамии (отсутствии физических упражнений), а также с возрастом появляются негативные изменения в органах дыхания. Амплитуда дыхательных движений уменьшается. В частности, ограничивается способность глубоко дышать. При этом увеличивается объем остаточного воздуха, что отрицательно сказывается на газообмене в легких. Жизненная емкость легких также снижается. Все это приводит к кислородному голоданию. В тренированном организме, напротив, количество кислорода выше (несмотря на сниженную потребность), что очень важно, так как недостаток кислорода приводит к разнообразным нарушениям обмена веществ. Значительно укрепляет иммунную систему [31, с. 54].

Автор Евсеев С.П. утверждает, что потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, которая на всех этапах его эволюционного развития играет важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека. Развитие происходит в тесной связи с активной мышечной деятельностью [15, c. 24].

Физическая нагрузка активизирует деятельность всех органов и систем организма. Они способствуют правильной работе органов пищеварения, помогают при переваривании и всасывании пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают работу эндокринных желез: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в рост и развитие организма мальчика [12, c. 17].

Под влиянием физической нагрузки увеличивается частота сердечных сокращений, сильнее сокращается сердечная мышца, увеличивается выброс крови сердцем в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения приводит к ее функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы кровь, не циркулирующая по сосудам в спокойном состоянии, всасывается в кровоток. Включение большой массы крови в кровеносную систему не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение [27, c. 19].

Физическая активность увеличивает потребность организма в кислороде. Это увеличивает «жизненную емкость» легких и улучшает подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расширение легких устраняет застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. Ч. служит для профилактики возможных заболеваний дыхательных путей.

При систематических физических упражнениях легкие увеличиваются в объеме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции легких [23, c. 114].

Физические упражнения также вызывают положительные эмоции, радость и хорошее настроение. Поэтому становится понятно, почему человек, знающий «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям [11, c. 15].

С повышением тренированности (при повышении физической работоспособности) все основные факторы риска - холестерин в крови, артериальное давление и масса тела - значительно снижаются [2, c. 32].

Адекватная физическая культура, оздоровительная физическая культура способны в значительной степени купировать возрастные изменения различных функций [31, c.165].

В любом возрасте с помощью упражнений можно повысить аэробные возможности и выносливость — показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности. Таким образом, оздоровительный эффект массовой физической культуры прежде всего связан с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим воздействием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением массы тела и жировой массы, уровня холестерина в крови, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений. Кроме того, регулярные занятия физической культурой позволяют значительно замедлить развитие возрастных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений в различных органах и системах (в том числе задержку и регресс атеросклероза) [29, с. 45].

Опорно-двигательный аппарат не является исключением. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все отделы опорно-двигательного аппарата и препятствует развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что предотвращает развитие остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артрозов и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии оздоровительной физической культуры на организм человека [15, c. 25].

Таким образом, двигательная активность является одним из основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем. Оно тесно связано с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и играет разные роли в жизни человека. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических и культурных факторов. Количество необходимых упражнений во многом определяется наследственными и генетическими характеристиками. Определенный объем физической активности необходим для нормального развития и функционирования организма для поддержания здоровья.


1.2. Индивидуальный подход как один из важнейших принципов

профилактики гиподинамии в общеобразовательной школе

В настоящее время интенсивность учебного процесса в общеобразовательных школах, увеличение количества часов статических предметов, нарушение режима труда и отдыха учащихся и ряд других факторов все больше способствуют ухудшению физического и психического состояния у обучающихся.

Неудовлетворительная физическая подготовленность школьников во многом связана с отсутствием серьезных стимулов для развития ценностей физической культуры подрастающим поколением. Регламентированные программы физических упражнений, реализуемые в школах, зачастую не решают проблемы формирования у детей мотивов к регулярным занятиям физическими упражнениями. Одним из наиболее эффективных подходов в сложившейся ситуации является реорганизация системы физического воспитания в школе с учетом индивидуальных интересов школьников и созданием условий для формирования устойчивой потребности в овладении ценностями физического воспитания, культура и здоровый образ жизни [35, c. 110] .

В то же время нормальный уровень двигательной активности обучающихся и, как следствие, достаточное развитие физических качеств и функциональных систем организма не может быть обеспечено на занятиях физической культурой, которые проводятся в соответствие с программой образовательного учреждения. Поэтому модернизация содержания учебных программ по физическому воспитанию должна сопровождаться изменением организации внеурочной деятельности [31, c. 59].

По мнению Комкова А.Г., реальное решение этой проблемы возможно лишь при условии, что, помимо совершенствования учебных программ, совершенствуется и самостоятельная работа учащихся по укреплению здоровья. Положительный эффект может быть достигнут за счет тренировочных занятий 3-5 раз в неделю, дополнительного часа двигательной активности на спортивных сооружениях и школьных дворах, за счет привлечения учащихся к различным подвижным спортивным соревнованиям и соревнованиям [16, c. 43].

В высокоразвитых странах накоплен большой опыт приобщения населения к ценностям физической культуры и здорового образа жизни. В Германии, например, были достигнуты значительные успехи в борьбе с малоподвижностью благодаря общенациональному внедрению триммеристским движением общенациональной программы, триада которой заключалась в следующем:

- привитие обществу понимания и осознания подрастающим поколением общечеловеческих ценностей здорового образа жизни и заботы о своем здоровье, национальной ориентации на развитую физически развитую личность;

- интересные формы физической активности и социальной поддержки, доступные для всех слоев населения, для общественных волонтеров, проводящих занятия с населением;

- поощрение обучающихся к активному участию в Триммеровском движении, системе награждения орденами различных конфессий, повышающими социальный статус удостоившихся [35, c. 65].

В связи с новыми образовательными тенденциями в области развития базовой физической культуры в России поставлены задачи, решение которых зависит от разработки и обоснования инновационных технологий и механизмов их внедрения в практику образовательной школы. [11, c. 10]

Модернизация школьного образования предполагает реализацию принципа вариативности учебных программ (ОБЖ, биология, физическая культура), использование научно-технических достижений спортивной культуры в физическом воспитании в рамках общеобразовательной школы, что делает ее возможность выявления неиспользованных резервов для укрепления здоровья, гармоничного развития, повышения умственной и физической активности подрастающего поколения.

Профессор В. К. Бальсевич и его ученики неоднократно приводили данные о несовершенстве формы преподавания инструктажа по основам безопасности жизнедеятельности. Форма обучения, основанная на нормативно-нормативном подходе, с использованием стандартизированных норм населения в качестве модельных характеристик для конкретной группы учащихся, дает видимый эффект организованности, но не выдержала испытания временем из-за полной противоречивости своего духа. Современные представления биологии, теоретической медицины и психологии сводятся к необходимости индивидуального подхода для оптимизации состояния человека. К аналогичным выводам приходят многие специалисты, занимающиеся проблемами физической культуры. Соответственно, индивидуализация школьного процесса воспитания здорового образа жизни является одним из важнейших компонентов модернизации школьной программы. Кроме того, в данном случае принципиальным является признание приоритета индивидуализированных тренировочных воздействий [23, c. 114].

Первый подход ориентирован в основном на развитие знаний в области физической культуры и спорта, а также двигательных навыков и умений. Эти знания ученик приобретает через многие школьные предметы, в частности через безопасность жизнедеятельности. Одной из основных задач в школе является формирование у респондентов потребности в личностном физическом совершенствовании. Такого результата можно добиться только путем решения ряда промежуточных задач: воспитание у школьников устойчивого интереса к физическим упражнениям, развитие навыков и умений к самостоятельным занятиям, овладение приемами самоконтроля при занятиях физическими упражнениями [11, c. 11].

Второй – физкультурно-тренировочное занятие, которое выполняет биологическую функцию, выступает фактором профилактики гиподинамии студента и оптимизации умственной работоспособности, с акцентом на значимость тренировочного эффекта. Учителя пытаются решить эту проблему в общеобразовательных учреждениях путем решения конкретных проблем методики обучения.

Третий подход - спортивно-ориентированный - основан на разумном сочетании классного обучения и занятия отдельными видами спорта в секциях. По-видимому, сочетание двигательной тренировки с развитием физических качеств повышает эффективность урока физической культуры.

Четвертый - комплексный подход к построению процесса физического воспитания обучающихся обеспечивает интеграцию всех форм физического воспитания. Уроки движения связаны с внеклассными формами движения, предусмотренными программой. Характерной чертой его является то, что он является добровольным. Несмотря на функционирование комплексной программы физического воспитания, большинство форм школьники посещают добровольно. Эффективность этой формы работы не зависит только от учителя физической культуры: она обеспечивается совместными усилиями завуча, его заместителей, спортивного актива респондентов, поддерживающих организаций и родителей.

Пятый – отказ от традиционной аудиторной системы обучения и проведение занятий в учебно-тренировочных группах на основе внедрения элементов спортивной культуры учебно-тренировочного процесса в пользу их использования в образовательном процессе обычной средней школы.

В рамках четвертого и пятого подходов разработана методика индивидуализированных обучающих воздействий согласно требованиям индивидуально-группового проектирования учебного процесса и с учетом развития моторики школьников, основанная на использовании современных данные теории и методики физического воспитания.

На практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: 1) обычно учитываются индивидуальные особенности не отдельного учащегося, а группы учащихся со сходными характеристиками; 2) учитываются только те характеристики и их составляющие, которые важны с точки зрения воспитания, обучения и участия в соревнованиях; 3) иногда некоторые характеристики или обстоятельства учитываются только в том случае, если они важны для конкретного учащегося (например, перенесенная ранее болезнь или травма); 4) индивидуализация осуществляется не во всей педагогической деятельности, а эпизодически и интегрируется с не индивидуализированной работой. Индивидуализация никоим образом не предполагает обязательного учета особенностей каждого отдельного учащегося; Чаще всего оно ограничивается контролем группы обучающихся, которые имеют общие черты. Последнее соответствует требованиям индивидуально-групповой организации учебного процесса [31, c.59].

Таким образом, основным вопросом при решении проблемы индивидуализации процесса основных критериев знаний, умений и навыков в образовательной школе является вопрос о выявлении объективных критериев, на которых эта индивидуализация должна основываться. Очевидно, что в качестве таких критериев следует выбрать один или несколько наиболее содержательных показателей, связанных с глобальными свойствами организма человека.

Анализ теоретических аспектов профилактики гиподинамии в образовательных организациях показал, что для нормального функционирования организма человека и поддержания здоровья необходима физическая нагрузка. Она индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических и культурных факторов. Количество необходимых упражнений во многом определяется наследственными и генетическими характеристиками. Даже минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма.

В настоящее время интенсивность учебного процесса в общеобразовательных школах, увеличение количества часов статических предметов, нарушение режима труда и отдыха учащихся и ряд других факторов все больше способствуют ухудшению физического и психического состояния. Реальное решение этой проблемы возможно лишь при условии, что, помимо совершенствования учебных программ, совершенствуется и самостоятельная работа учащихся по укреплению здоровья.




Глава 2. Анализ эффективности профилактики гиподинамии в МБОУ «СОШ № 10» города Набережные Челны


2.1. Организация работы по проведению анализа эффективности профилактики гиподинамии у обучающихся 6-8 классов

Анализ эффективности профилактики гиподинамии был проведен на базе МБОУ «СОШ № 10» города Набережные Челны с участием 50 обучающиеся 6-8 классов.

Анализ эффективности профилактики гиподинамии состоял из нескольких этапов:

Этап 1. Для выявления компонентов формирования ЗОЖ у обучающихся 6-8 классов был подобран диагностический инструментарий, включающий комплекс следующих методик:

1)  методика С. Дерябо и В. Ясвина «Отношение к здоровью и здоровому образу жизни» (Приложение 1). Состоит из 7 вопросов: представление о понятиях «Здоровье» и «Здоровый образ жизни», самооценка здоровья, забота о здоровье, причины недостаточной заботы о здоровье;

2) методика учета недельной двигательной активности (Приложение 2). В анкете представлено 11 вопросов, в которых отражены обязательная, альтернативная двигательная активность и формы отдыха.

Этап 2. Реализация педагогических условий повышения эффективности профилактики гиподинамии у обучающихся 6-8 классов, внедрение в педагогический процесс программы формирования ЗОЖ у обучающихся 6-8 классов.

Далее представлены результаты проведенного опроса обучающихся по методике С. Дерябо и В. Ясвина «Отношение к здоровью и здоровому образу жизни». На первый вопрос о том, что, по мнению респондентов, представляет собой понятие, только 46 % ответили правильно, и определили здоровье, как состояние полного физического, психического, морального и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Остальные участники, 52% респондентов, представили только физический и психический компонент здоровья, 5% ответили, что это состояние когда ничего не болит, 5% не ответили на вопрос. Данные ответы свидетельствуют о том, только 46% респондетнов демонстрируют высокий показатель отношения к здоровью и здоровому образу жизни, 52% находятся на среднем уровне, так как у них есть понимание понятия здоровья. Однако, 10% находятся на низком уровне по данному показателю.

На второй вопрос о понятии здорового образа жизни, только 37% респондентов ответили, что – это соблюдение правил гигиены, занятия спортом, отказ от вредных привычек, правильное питание. Ни один респондент не обозначил духовной и психической составляющих, большинство обозначили соблюдение правил гигиены, занятия спортом, отказ от вредных привычек, 10% отметили, что ЗОЖ, когда все хорошо и ничего не болит, 8% не дали ответа. Ни один респондент не дал правильного исчерпывающего ответа, представив здоровый образ жизни как деятельность, направленную на сохранение и укрепление здоровья, а указывал только составляющие ЗОЖ.

По данным самооценки 43% опрошенных отметили, что здоровье хорошее и очень хорошее, 36% оценили его как плохое, остальные как удовлетворительное. Таким образом, понимание определения «ЗОЖ» на высоком уровне находится у 37 %, показатели 45 % участников анкетирования находятся на среднем уровне, так как они понимают важность здорового образа жизни человека, но не придерживаются его, и 18 % находятся на низком уровне.

Важно отметить, что эта субъективная оценка подростками состояния своего здоровья чаще всего не соответствует объективным показателям. Завышенная их самооценка обусловлена многими причинами (в том числе чисто психологическими). Прежде всего, надо учитывать, что многие из опрошенных имеют весьма низкие знания о своем организме, даже о простейших показателях своего физического состояния и, оценивая высоко здоровье, считают, что о нем не надо заботиться.

На 4 вопрос 69% респондентов указали, что для укрепления здоровья они выполняют утреннюю зарядку, пьют витамины, отказались от вредных привычек. По 5 вопросу только 35% указали, что достаточно заботятся о своем здоровье, 28% недостаточно, а 37 % могли бы лучше. Это означает, что лишь каждый третий уделяет здоровью достаточное внимание.

Данные показатели свидетельствую о том, что лишь 43% обучающихся могут самостоятельно оценить свое здоровье, 36 % респондентов испытывают трудности при ответе на вопросы, 21 % находятся на низком уровне, так как до сих пор ничего не делают для укрепления своего здоровья, не заботятся о нем.

На 6 вопрос, о желании и возможности улучшить свое здоровье, заниматься спортом предполагает 35% респондентов, на необходимость соблюдения режима дня обратили внимание 45% респондентов, здоровье удовлетворяет 15%, а 5% не ответили на вопрос.

Малое число опрошенных, которые хотели бы заниматься спортом обусловлено низким уровнем физкультурной грамотности, недооценкой важности его влияния на здоровье.

При анализе причин недостаточной заботы о здоровье установлено, что 40% отметили недостаток времени, 20% времени и средств, 20% – лень, 10% – наличие вредных привычек, % респондентов на вопрос не ответили. Таким образом, желание улучшить здоровье лишь у 35% обучающихся находится на высоком уровне, 45% все еще ищут оправдание не приступать к заботе о своем здоровье или занимаются этим с перебоями, 20 % находятся на низком уровне мотивации и не заботятся о здоровье. Отобразим полученные данные на рисунке 2.1.1.

Рис. 2.1.1. Показатели отношения к здоровью и здоровому образу жизни у обучающихся 6-8 классов

Таким образом, анализируя данные анкетирования представление о здоровье как о состоянии физического, психического и социального благополучия сформировано лишь у каждого третьего из числа опрошенных. Никто из опрошенных не указал психического, духовно-нравственного и социального компонентов здоровья, как составляющих здорового образа жизни (психическая и эмоциональная устойчивость, культура межличностного общения, духовное совершенствование).

Деятельность по укреплению здоровья у большинства опрошенных ограничивается зарядкой, отказом от вредных привычек, потреблением витаминов. Этих мер недостаточно для сохранения здоровья.

Лишь каждый третий опрошенный указал объективные причины недостаточной заботы о здоровье, остальные отметили причины, которые свидетельствуют об отсутствии мотивации к сохранению и укреплению здоровья (лень, вредные привычки), либо не указывали причину. Это свидетельствует об отсутствии мотивации к оздоровительному поведению.

Результаты исследования по методике учета недельной двигательной активности демонстрируют, что из общего количества, занятия по физической культуре посещают регулярно только 21 %, 42 % школьников не посещают, 37% посещают нерегулярно, объясняя это отсутствием желания. Не посещают в основном в связи с нежеланием, по состоянию здоровья всего 5 %. Нежелание, по нашему мнению, обусловлено отсутствием мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

Те лица, которые ссылаются на недостаток времени для занятий физкультурой и спортом, находят время для того, чтобы в свое свободное время заниматься другими видами деятельности, например, смотреть телевизор, сидеть за компьютером, ходить в кино, на танцы и т.д. Так, 55 % регулярно смотрят телевизионные передачи и видеозаписи или предпочитают сидеть за компьютером, 45 % респондентов регулярно выезжают на природу с родителями отдыхать и т.д. Выбор школьниками именно этих видов деятельности, а не занятий физкультурой и спортом, свидетельствует не об отсутствии времени для этих занятий, а в первую очередь о том, что они по своей значимости, интересу и полезности уступают, в оценке молодых людей, другим формам проведения досуга. Т.е. у школьников не сформирована мотивация к занятиям физкультурой и спортом.

Таким образом, в ходе опросов подавляющее большинство респондентов в качестве основных причин своей физкультурно-спортивной пассивности указывают отсутствие свободного времени и условий для занятий. На основе этого многие исследователи делают вывод о том, что именно эти причины являются основными барьерами на пути включения подростков в активные занятия физкультурой и спортом.

Важно учесть и другое. Каждый человек в свободное время сам выбирает, чем ему заниматься, исходя из своих интересов, потребностей, из сложившейся у него системы знаний и ценностных ориентаций. Даже при крайнем дефиците времени и отсутствии надлежащих условий он будет заниматься теми видами деятельности, которые считает наиболее важными для себя, от которых он ожидает наиболее значимых результатов, положительных эмоций и т.д. И наоборот, даже при наличии у него времени и условий он не будет заниматься теми видами деятельности, которые не представляют для него ценность, вызывают у него негативные эмоции и он не мотивирован на эту деятельность.

Анализ ответов на вопрос о выполняемой утренней гимнастики указывает, что большинство респондентов - 42 % не делают, и только 7 % выполняют комплекс упражнений. Так же отмечается 51% выполняют гимнастику не регулярно.

По оценке продолжительности выполнения физических упражнений установлено, что лишь у 38 % опрошенных продолжительность занятий составляет 30 и более минут, у остальных опрошенных время занятий варьирует от 10 – 20 минут и менее. Надо отметить, что огромное значение в физическом формировании и становление респондентов играет физические занятия спортом, и основной процент отводиться утренней гимнастики.

При дальнейшем анализе ответов респондентов на вопросы выяснилось, что и занятия в спортивных секциях посещается не всеми старшеклассниками, лишь 7 % занимаются в спортивных секциях. Остальные 93% опрошенных респондента вообще не занимаются в спортивных секциях. По продолжительности занятий в спортивных секциях, у опрошенных школьников, в основном составляет менее 90 минут, так как большинство спортивных секций придерживаются нормативов- 60 минут.

Значительное влияние на отношение к физкультурно-спортивной деятельности тех респондентов, которые ожидают от нее оздоровительного эффекта, оказывает и то обстоятельство, что для достижения данного эффекта необходимы длительные, регулярные и систематические занятия физкультурой и спортом, четкое соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек. Для многих людей это неприемлемо (из-за того, что у них иная установка на жизнь) и невыполнимо (из-за болезней и других причин, в силу которых они вынуждены хотя бы временно прерывать свои занятия). Так, 7 % респондентов посещают спортивные секции 1-2 раза в неделю, остальная часть респондентов 93% прекратили занятия физкультурой и спортом из-за того, что их не устраивал режим, дисциплина и ограничения, связанные с этими занятиями. Из числа 7 человек, посещающих занятия в спортивных секциях, основной мотив на посещение - это занятия спортом для общения и занятие спортом за компанию. У респондентов отсутствует мотив посещения занятий с целью укрепления здоровья, развития физических и волевых качеств, достижение успехов в спорте.

Таким образом, важно четко различать декларируемые ценности (они только провозглашаются) и ценности реальные, на которые человек ориентируется в своем реальном поведении и которые затрагивают его основные, наиболее важные интересы, потребности, стимулируемые принятой в обществе (той или иной социальной группой) системой норм, правил поведения, культурных традиций, обычаев, моральных и материальных стимулов.

Важную роль в воспитании и укреплении мотивации к веде­нию здорового образа жизни путем повышения уровня осведомленности и формирования необ­ходимых когнитивных, поведенческих навыков и навыков социального взаимодействия несомненно играет семья.

На вопрос занимаются ли спортом Ваши родители, утвердительно ответили - 9 % респондентов, отрицательно - 32 % и 59 % не интересовались.

Таким образом, из анализа данных анкетирования видно, что основная доля респондентов не посещает занятия физкультурой и спортивных секций, так как отсутствует стремление к посещения занятий с целью укрепления здоровья, развития физических и волевых качеств, достижение успехов в спорте. Основная причина – это отсутствие мотивации, большинство респондентов предпочитают посвящать свободное время общению с друзьями, Интернет общению, преобладающим же является – проведение свободного времени старшеклассниками за компьютерными играми. А у небольшой доли респондентов, которые, все-таки, занимаются в спортивных секциях, основной мотив их посещения - это занятие спортом за компанию.

Основная причина слабой ориентации респондентов в своем реальном поведении на здоровье и высокий уровень профилактики гиподинамии - отсутствие достаточно существенных мотивов, моральных стимулов, культурных традиций и обычаев, подталкивающих их к этому.


2.2. Комплекс мероприятий по профилактике гиподинамии

Для повышения эффективности профилактики гиподинамии в МБОУ «СОШ № 10» города Набережные Челны на уроках и во внеклассной деятельности предлагаются к использованию активные формы работы:

1) дискуссии (на тему: «Для чего нужна двигательная активность подростку?», «Как влияет низкая двигательная активность на внешность подростка?», «Какие изменения развиваются в организме подростка при низкой двигательной активности?»);

2) ролевые и деловые игры во внеклассной работе;

3) комплекс упражнений для повышения активности во время перемен между уроками;

4) введение физкультурных минут во время урока в формате танцевального флешмоба;

5) организация Школьного спортивного клуба.

Упражнения на перемене после каждого урока, кроме перемен для принятия пищи, для улучшения показателей профилактики гиподинамии были условно разделены на группы:

1.С преодолением веса собственного тела:

- быстрый бег, прыжки на одной и двух ногах с места и с разбега, различных по длине и скорости в глубину, в высоту, силовые упражнения;

2.С различными дополнительными отягощениями в беге, в прыжковых упражнениях, в прыжках и метаниях.

3.С использованием сопротивления внешней среды: бег и прыжки в гору и вниз против ветра и по ветру.

4.С преодолением внешних сопротивлений в максимально быстрых движениях: в упражнениях с отягощениями различного веса и вида (набивные мячи весом 1-2 кг).

Скоростно-силовая подготовка должна способствовать развитию быстроты движений и силы мышц, включая три основных направления скоростное, скоростно-силовое и силовое.

Скоростное направление. Решается задача улучшения показателей скорости, выполнения основного упражнения или отдельных его элементах и их сочетаний. Следует облегчать условия выполнения этих упражнения: бег со старта, ускорение или разбег под горку, с увеличением длины разбега 2-4 беговых шагов.

Упражнения выполняются максимально быстро и чередуются с заданной скоростью - 90 - 95% от максимума. Быстрота движений достигается за счёт совершенствования координации движений и согласованности в работе мышц.

Для улучшения показателей быстроты движений следует использовать групповой метод проведения занятий. При совместных стартах, ускорениях и беге на отрезках у занимающихся появляется стремление ускорить движение, достичь ещё большей скорости. Необходимо заниматься в облегченных условиях, позволяющих выполнить движение с быстротой, превышающей достигнутую. Для этого используется бег с укороченными шагами, бег с ускорением, бег по наклонной дорожке (наклон 2 - 3°), выбрасывание со старта с помощью резиновых амортизаторов.

Повысить установившуюся максимальную быстроту движений или скорость бега можно также с помощью громких ускоряющихся ритмичных звуков, в темпе которых бегун стремится удержать частоту своих шагов.

Скоростно-силовое направление. Решается задача увеличения силы мышц и скорости движений.

Используются основные упражнения без отягощений или с небольшими отягощениями. Упражнения выполняются максимально быстро и чередуются с заданной скоростью - 80 - 95% от максимальной. В этих упражнениях достигается наибольшая мощность движений. Комплекс упражнений скоростно-силовой направленности представлен в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1.

Комплекс упражнений скоростно-силовой направленности

Наименование комплекса упражнений

Требования к выполнению

Прыжки на месте

10 - 20 прыжков по 3 - 4 повторения, отдых 1.5 - 2 мин.

Прыжки с продвижением вперед

15 - 20 м по 6 - 8 раз, отдых 1.5 - 2 мин

Прыжки через набивные мячи

6-8 повторений, отдых 1.5 - 2 мин

Прыжки через акробатическую скамейку с продвижением вперёд

10-12 перепрыгиваний, повторить 4-6 раз, отдых 1.5 - 2 мин

Опорный прыжок через козла

10-14 прыжков

Бег по лестнице через две ступеньки

4 - 6 попыток

Бег на одной ноге на отрезках:

а) с фиксацией времени;

б) на выигрыш.

10 - 15 м

Прыжки на двух ногах, спрыгивая и напрыгивая на различные возвышения.

Четкость выполнения задания

Прыжок на одной ноге («пистолетик») - быстро подняться или выпрыгнуть вверх.

Четкость выполнения задания

Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.

Четкость выполнения задания

Прыжки на двух или одной ноге из круга в круг. Круги рисуются мелом на полу.

всего 10-15 кругов

Спрыгивание с возвышения на одну или две ноги с последующим прыжком в длину и приземлением на две ноги.

20 - 30 см

Прыжки (толчком обеих) через резиновый шнур вперёд и назад.

Четкость выполнения задания

Прыжки со скакалкой на одной ноге, обеих, с одной ноги на другую.

Выполнять в быстром темпе 15-20 сек.

Броски набивных мячей различными способами.

1 кг.


При выполнении упражнений необходимо учитывать следующие рекомендации:

1.Следить за техникой, рисунком движений и ритмом, обращать особое внимание на амплитуду, угловые значения и время проявления максимальных мышечных усилий.

2.Наибольший эффект в развитии скоростно-силовых качеств достигается выполнением упражнений с концентрацией волевых усилии на взрывном характере проявления усилий.

3.В упражнениях необходимо использовать силу предварительно растянутых мышц, их эластичность, совершенствуя рефлекс на расстояние, а также акцентирую проявление усилий в самом начале движения при смене направления движений.

4.Число повторений в одном подходе не должно превышать 20- 25 в прыжковых упражнениях, 10 - 15 - в упражнениях с применением малых отягощений, 3 - 5 в упражнениях со средним отягощением.

Силовое направление.

Решается задача развития силы мышц. Для развития силы применяются многочисленные упражнения, которые необходимо варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Детям среднего возраста не рекомендуется фиксировать развитие собственно силовых способностей, и поэтому силовые упражнения должны иметь в основном скоростно-силовую направленность с ограничением статических напряжений. При развитии силы у школьниц особое внимание следует обращать на укрепление мышц брюшного пресса, туловища и плечевого пояса. Рекомендуется такая последовательность использования различных силовых упражнений в одном уроке: сначала даются упражнения для развития скоростной силы, затем максимальной силы и, наконец, силовой выносливости.

Круговой метод профилактики гиподинамии, применяемый в исследуемой группе. Время работы на каждой станции - 20 сек. Отдых - 1 мин. Обще время - 16 мин. Необходимые требования к выполнению заданий, описание станций, характеристика групп разрабатываемых мышц и указание необходимого темпа представлены в таблице 2.2.2.



Таблица 2.2.2.

Характеристика комплекса упражнений опытного обучения

Номер станции

Вид упражнений

Требования к выполнению

Станция №1.

Бег на месте с высоким подниманием бедра.

темп средний, быстрый

Станция №2.

И.П. - лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вытянуты. Поочередное поднимание и опускание ног, согнутых в коленных суставах. Имитация беговых движений ногами лёжа.

темп средний, быстрый

Станция №3.

И.П. - лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вытянуты. Поочерёдное поднимание и опускание ног, согнутых в коленных суставах. Имитация беговых движений ногами лёжа

темп средний, быстрый

Станция №4.

Выпрыгивание из исходного положения, стоя толчковой ногой на опоре высотой 20 см. Обратить внимание на работу маховой ноги

темп средний

Станция №5.

Броски набивного мяча двумя руками снизу вверх

темп средний

Станция №6.

Поднимание бедра с отягощением

вес 3 - 5 кг, темп средний

Станция №7

Толчком с места напрыгивание двумя ногами навозвышение высотой 30 - 40 см.

темп средний

Станция №8.

Сидя на полу, ноги врозь, броски мяча (1 кг) в стену с последующей его ловлей.

расстояние 1 - 1.5 м, темп быстрый


Станция №9.

Лёжа на спине, руки за головой, ноги вместе. Быстрое поднимание ног и туловища. Возвращаться в И.П. медленно

темп быстрый

Станция №10.

Прыжки через акробатическую скамейку («змейка»)

темп средний


Таким образом, комплекс мероприятий по профилактике гиподинамии для повышения эффективности профилактики гиподинамии в МБОУ «СОШ № 10» города Набережные Челны на уроках и во внеклассной деятельности предлагает использовать активные формы работы.

Далее рассмотрим особенности организации «Школьного спортивного клуба» (далее ШСК). Основной целью ШСК является организация и совершенствование спортивно-массовой работы в СОШ №10, пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся, повышение их работоспособности, повышение спортивного мастерства членов ШСК и снижения уровня гиподинамии у обучающихся школы.

Достижение указанной цели достигается посредством решения следующих, стоящих перед ШСК, задач:

1) создание условий для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в СОШ №10; 2

2) организация различных форм спортивной жизни среди обучающихся СОШ №10;

3) привлечение обучающихся СОШ №10 к объединению на основе общности интересов в команды по различным видам спорта;

4) воспитание у обучающихся СОШ №10 устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой, спортом, туризмом, к здоровому образу жизни и, тем самым понижения показателей уровня гиподинамии

Для достижения указанной цели ШСК будет осуществлять следующие виды деятельности:

  1. создание сети физкультурного актива во всех классах СОШ №10;

  2. содействие открытию спортивных секций;

  3. агитационная работа в области физической культуры и спорта, информирование обучающихся о развитии спортивного движения;

  4. проведение спортивно-массовых мероприятий, соревнований среди обучающихся СОШ №10 и с воспитанниками других клубов;

  5. создание и подготовка команд по различным видам спорта, для участия воспитанников ШСК в соревнованиях разного уровня;

  6. внедрение физической культуры в быт обучающихся, проведение спортивномассовой и физкультурно-оздоровительной работы в СОШ №10;

  7. организация активного спортивно-оздоровительного отдыха обучающихся (лагеря, походы, туризм и т.п.).

Таким образом, предложенная программа мероприятий включает в себя основные направления: теоретическая и практическая, ознакомление с последними событиями в жизни активного спорта, медицине и ЗОЖ. Упражнения, повышающие физическую активность, представлены комплексом упражнений, которые рекомендуются к выполнению на перемене после каждого урока, а также в свободное время в домашних условиях. Комплекс представлен блоками упражнений: с преодолением веса собственного тела, т.е. без необходимости использовать специальное спортивное оборудование; скоростно-силовое направление, основными заданиями тут выступает бег и прыжки, что довольно просты в исполнении; силовое направление, при котором решается задача развития силы мышц.

Работа по внедрению комплекса упражнений и оценке эффективности будет продолжена.












Заключение


Для нормального функционирования организма человека и поддержания здоровья необходима физическая нагрузка. Она индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических и культурных факторов. Количество необходимых упражнений во многом определяется наследственными и генетическими характеристиками. Даже минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма.

В настоящее время интенсивность учебного процесса в общеобразовательных школах, увеличение количества часов статических предметов, нарушение режима труда и отдыха учащихся и ряд других факторов все больше способствуют ухудшению физического и психического состояния. Реальное решение этой проблемы возможно лишь при условии, что, помимо совершенствования учебных программ, совершенствуется и самостоятельная работа учащихся по укреплению здоровья.

Основным вопросом при решении проблемы индивидуализации процесса основных критериев знаний, умений и навыков в образовательной школе является вопрос о выявлении объективных критериев, на которых эта индивидуализация должна основываться. Очевидно, что в качестве таких критериев следует выбрать один или несколько наиболее содержательных показателей, связанных с глобальными свойствами организма человека.

Анализ эффективности профилактики гиподинамии был проведен на базе МБОУ «СОШ № 10» города Набережные Челны с участием 50 обучающиеся 6-8 классов. Он состоял из нескольких этапов. Первый этап представлен диагностикой отношения учеников к здоровью и здоровому образу жизни» и анализом учета недельной двигательной активности, в которых отражены обязательная, альтернативная двигательная активность и формы отдыха. На втором этапе происходит реализация педагогических условий повышения эффективности профилактики гиподинамии у обучающихся 6-8 классов, путем внедрения в педагогический процесс программы формирования ЗОЖ у обучающихся 6-8 классов.

Результат анализа показателей отношения к здоровью и здоровому образу жизни у обучающихся 6-8 классов показал, что представление о здоровье как о состоянии физического, психического и социального благополучия сформировано лишь у каждого третьего из числа опрошенных. Никто из опрошенных не указал психического, духовно-нравственного и социального компонентов здоровья, как составляющих здорового образа жизни. Деятельность по укреплению здоровья у большинства опрошенных ограничивается зарядкой, отказом от вредных привычек, потреблением витаминов. Этих мер недостаточно для сохранения здоровья. Лишь каждый третий опрошенный указал объективные причины недостаточной заботы о здоровье, остальные отметили причины, которые свидетельствуют об отсутствии мотивации к сохранению и укреплению здоровья (лень, вредные привычки), либо не указывали причину. Это свидетельствует об отсутствии мотивации к оздоровительному поведению.

Результаты исследования по методике учета недельной двигательной активности демонстрируют, что в ходе опросов подавляющее большинство респондентов в качестве основных причин своей физкультурно-спортивной пассивности указывают отсутствие свободного времени и условий для занятий. На основе этого многие исследователи делают вывод о том, что именно эти причины являются основными барьерами на пути включения подростков в активные занятия физкультурой и спортом.

Основная доля респондентов не посещает занятия физкультурой и спортивных секций, так как отсутствует стремление к посещения занятий с целью укрепления здоровья, развития физических и волевых качеств, достижение успехов в спорте. Основная причина – это отсутствие мотивации, большинство респондентов предпочитают посвящать свободное время общению с друзьями, Интернет общению, преобладающим же является – проведение свободного времени старшеклассниками за компьютерными играми. А у небольшой доли респондентов, которые, все-таки, занимаются в спортивных секциях, основной мотив их посещения - это занятие спортом за компанию. Главная причина слабой ориентации респондентов в своем реальном поведении на здоровье и высокий уровень профилактики гиподинамии - отсутствие достаточно существенных мотивов, моральных стимулов, культурных традиций и обычаев, подталкивающих их к этому.

Комплекс мероприятий по профилактике гиподинамии для повышения эффективности профилактики гиподинамии в МБОУ «СОШ № 10» города Набережные Челны на уроках и во внеклассной деятельности предлагает использовать активные формы работы. Программа включает в себя основные направления: теоретическая и практическая, ознакомление с последними событиями в жизни активного спорта, медицине и ЗОЖ. Упражнения, повышающие физическую активность, представлены комплексом упражнений, которые рекомендуются к выполнению на перемене после каждого урока, а также в свободное время в домашних условиях. Комплекс представлен блоками упражнений: с преодолением веса собственного тела, т.е. без необходимости использовать специальное спортивное оборудование; скоростно-силовое направление, основными заданиями тут выступает бег и прыжки, что довольно просты в исполнении; силовое направление, при котором решается задача развития силы мышц. Работа по внедрению комплекса упражнений и оценке эффективности будет продолжена.










Список используемой литературы


  1. Акуткина Е. В., Копылов Ю. А. Иерархия мотивов к занятиям физической культурой учащихся старшего школьного возраста: Матер. ХV Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам физичес­кого воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая куль­тура и спорт в изменяющемся мире». Коломна, 2005, с. 47 — 48.

  2. Александров В.И., Ендропов О.В., Петренко Б.С. Актуальные вопросы теории физической культуры и практики оздоровительной работы. – Новосибирск: НГПУ, 1996. – 414 с.

  3. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы. - 2-е изд., перераб. – М.: Академический проект, 2004.- 560с.- («Gaudeamus»).

  4. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека /В. К. Бальсевич. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.

  5. Бальсевич В. К. Основные положения концепции интенсивно­го инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молоде­жи России // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 3, с. 3-5.

  6. Бальсевич В.К. Физическая активность человека /В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов. — Киев: Здоровье, 1987. — 224 с.

  7. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа [Текст] / М.М. Безруких. – М.: Российская академия образования: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 416 с.

  8. Безруких М.М. Аксиомы здоровья школьников и школьные факторы риска [Текст] / М.М. Безруких // Директор школы – 2007. - №2. – с. 99 – 104.

  9. Березин А. В., Зданевич А. А., Ионов Б. Д. и др. Методика физи­ческого воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учите­ля/Под ред. В. И. Ляха. — М.: Просвещение, 2001. — 125с.

  10. Блинков С. Н. Организация оздоровительной работы со школьниками в условиях села/С. Н. Блинков, С. П. Левушкин //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, - 2003. - № 3.

  11. Вайнер Э.Н. Валеология [Текст]: Учебный практикум / Э.Н. Вайнер, Е.В.Волынская. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 312 с.

  12. Вайнер Э.Н. Валеология [Текст]: Учебник для ВУЗов / Э.Н Вайнер. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 416 с.

  13. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования [Текст] / Э.Н. Вайнер // Валеология. – 2004. - №1. – с.21 – 36.

  14. Дрожжина Е.Л. Физкульминутка на уроке [Текст] / Е.Л. Дрожжина // Директор школы. – 2006. - №1. – с. 98 – 99.

  15. Евсеев С.П., Комков А.Г., Шелков О.М. Реализация личностно-ориентированного подхода в использовании инновационных технологий // Физическая культура, 2006, № 2. – С. 24-26.

  16. Комков А. Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности школьников: Монография. СПб., 2000.

  17. Комков А. Г., Кириллова Е. Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002, № 1.С.2-4.

  18. Концепция модернизации российского образования на пери­од до 2010 года.

  19. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие фи­зической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (распоряжение Правительства Российской Федера­ции от 15.09.2005, № 1433-р).

  20. Концепция Федеральной целевой программы развития обра­зования на 2006-2010 годы (распоряжение Правительства Рос­сийской Федерации от 03.09.2005 № 1340-р).

  21. Копаев В. П. Комплексное планирование физического воспи­тания школьников : обоснование подхода, технология разработки и обучения): учеб. пособие /В. П. Копаев /ВЛГКФК. — Великие Луки, 2003. - 65 с.

  22. Кудрявцев М. Д., Копылов Ю. А., Полянская Н. В. Вариативное со­держание третьего урока физической культуры с оздоровительной и образовательной направленностью: Учеб.-метод. пос. — Красно­ярск: РИО ГОУ ВПК КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005. - 320с.

  23. Кудрявцев М. Д., Копылов Ю. А., Полянская Н. В. Медико-био­логические и оздоровительные особенности занятий физичес­кими упражнениями с ослабленными детьми школьного воз­раста: Учеб. пос. Красноярский государственный педагогичес­кий университет им. В. П. Астафьева. — Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - 160 с.

  24. Кучма В.Р. Состояние здоровья школьников и роль школ, содействующих его укреплению/ В.Р.Кучма, Л.М.Сухарева/ Школа здоровья,2008.- №3-с.5-11.

  25. Личностно-ориентированный подход в педагогической дея­тельности: опыт разработки и использования / Под ред. Е. Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 128 с.

  26. Лубышева Л.И. Обсуждение актуальной междисциплинарной проблемы «Спорт и цивилизация» /Л.И. Лубышева //Теория и практика физ. культуры. — 2004. — № 5. — С. 61-62.

  27. ЛубышеваЛ. И. Спортивная культура как учебный предмет об­щеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.2004, № 4. с. 2-6.

  28. Лубышева Л. И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации /Л. И. Лубышева //Теория и практика физ. культуры. — 2002. — № 3. - С. 11-14.

  29. Лукьяненко В. П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концепту­альных подходов /В.П, Лукьяненко // Физическая культура: воспита­ние, образование, тренировка. -1999, - № 1/2.

  30. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-ХI классов /В.И. Лях, А.А. Зданевич //М.: Просвещение. — 2008. – 127 с.

  31. Лях В.И. Физическая культура 1-11 классов /В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон // Развернутое тематическое планирование. – Волгоград: Учитель. – 2009. – 183 с.

  32. Малькова Г. А. О состоянии здоровья детей и подростков в Рос­сийской Федерации//Респонденты России образованы и здоровы //Ма­териалы .II Всерос. науч.-практ. конф. г. Москва, 28-29 октября 2005г. - М, 2005. - С. 42-47.

  33. Мамедов К.Р. Физкультура: тематическое планирование по 2- и 3-часовой программе 1-11 классов. – Волгоград: Учитель, 2009. – 63 с.

  34. Матвеев Л. П. Что же это такое — «оздоровительная физическая культура»? //Теория и практика физ. культуры. 2005. № 11, с. 21-24.

  35. Новые векторы модернизации систем массового физического вос­питания детей и подростков в общеобразовательной школе /В. К. Баль­севич, Л. И. Лубышева, Л. H. Прогонюк и др. //Теория и практика физ. культуры.-2003,-№4.

  36. Попов С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников). – С. – П.: Союз, 1997. – 256 с.

  37. Романов Л. Ю. Организация и содержание уроков физической культуры с оздоровительной направленностью //Физическая куль­тура: воспитание, образование, тренировка. 2004, № 1, с. 6 — 9.

  38. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные техно­логии в современной школе. — М.: АПК и ПРО, 2002. — 121 с.

  39. Соковня-Семенова И.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студ. Сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотипное. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 208 с.

  40. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / Школа здоровья, 1997. – с. 33 – 35.

Приложение 1

Анкета 1. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни

Школа________ класс_________

Пол (м/ж)_____________________

Возраст______________________

Вопросы

Варианты ответов

1

Что такое здоровье?

Полное физическое, психическое, моральное и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней

Состояние души и тела человека

Хорошее физическое и психическое состояние

То, чего нет

Когда ничего не болит

Нет ответа

2

Что такое здоровый образ жизни?

Соблюдение правил гигиены, занятия спортом, отказ от вредных привычек

Соблюдение правил гигиены, занятия спортом, отказ от вредных привычек, правильное питание

Образ жизни, не влияющий отрицательно на здоровье

Все хорошо и ничего не болит

Нет ответа

3

Оценка своего здоровья?

Очень хорошее

Хорошее

Удовлетворительное

Плохое

4

Что делаете для укрепления своего здоровья?

Витамины, зарядка, отсутствие вредных привычек

Пью витамины, делаю зарядку, не имею вредных привычек, здоровый сон

Ничего

Не болею

Нет ответа

5

Как, по Вашему мнению Вы заботитесь о здоровье?

Достаточно

Недостаточно

Мог(ла) бы лучше

6

Как бы хотели улучшить здоровье, если оно Вас не удовлетворяет?

Заниматься спортом

Соблюдать режим дня

Удовлетворяет

Перебороть себя

Нет ответа

7

Причины, по которым Вы не можете лучше заботиться о здоровье?

Не хватает времени

Не хватает времени и средств

Лень

Плохая экология

Вредные привычки

Нет ответа



Приложение 2

Анкета 2. Учет недельной двигательной активности

Школа________ класс________

Пол (м/ж)____ Возраст_________

1. Сколько уроков физкультуры в Вашем классе в неделю?______

2. Посещаете ли Вы уроки физкультуры в школе?

а) да

б) не регулярно

в) не посещаю

3. Если не посещаете или посещаете не регулярно, то укажите причину ________________

4. Делаете ли Вы утреннюю гимнастику?

а) ежедневно

б) 4-5 раз в неделю

в) 2-3 раза в неделю

г) не делаю

5. Какова продолжительность Вашей утренней зарядки?

а) до 10 минут

б) 10-20 минут

в) 30 или более минут

6. Занимаетесь ли Вы в спортивных секциях?

а) 1-2 раз в неделю

б) 3-4 раза в неделю

в) 6 раз в неделю

г) не занимаюсь (по какой причине)__________________________________

7. Какова средняя продолжительность Ваших занятий в спортивной секции?

а) 90 минут (1,5 часа)

б) менее 90 минут

в) более 90 минут

8. С какой целью Вы посещаете спортивные секции?

а) для укрепления здоровья

б) для развития физических и волевых качеств

в) для достижения успехов в спорте

г) для интересного проведения свободного времени

д) для общения/за компанию с друзьями

е) другое___________________________________________________

9. посещаете ли факультативные занятия по физкультуре и спорту в школе?

а) да (сколько раз в неделю)____________________________________________________

б) нет (по какой причине)______________________________________________________

10. какой отдых Вы предпочитаете?

а) читаю книгу

б) сижу за компьютером/ перед телевизором

в) общаюсь с друзьями

г) хожу на стадион (спортивный зал)

д) езжу на природу с родителями (друзьями)

е) свой вариант_____________________________________________________

11. занимаются ли спортом Ваши родители (тренажерный зал, шейпинг, бассейн, лыжи и т.д.)?

а) да б) нет в) не знаю



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!