СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушения слоговой структуры слова. Игры и приёмы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ваш малыш смешно «коверкает» слова? Сначала это выглядит забавно. Однако, если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально, а в возрасте 4-5 лет  - являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь учителя-дефектолога. Самостоятельно такие нарушения не проходят. Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует времени.

Просмотр содержимого документа
«Нарушения слоговой структуры слова. Игры и приёмы»

Нарушения слоговой структуры слова. Игры и приёмы

        Ваш малыш смешно «коверкает» слова? Сначала это выглядит забавно. Однако, если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально, а в возрасте 4-5 лет  - являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь учителя-дефектолога. Самостоятельно такие нарушения не проходят. Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует времени.

     Как проявляется нарушение слоговой структуры? Чем проще слова, которые ребенок произносит с искажением слоговой структуры, тем тяжелее степень такого нарушения.

    Важно отметить, что если ребенок говорит «иса» вместо слова «лиса», это уже НЕ ЯВЛЯЕТСЯ нарушением слоговой структуры, мы видим лишь нарушение звукопроизношения – он меняет звук [Ль] на звук [И], но слоговая структура слова остается сохранной! Или например, «коёва» вместо «корова», тут ребенок заменяет трудный для него звук на более простой, и до 5-ти лет имеет полное право на такую звуковую замену, которая не имеет никакого отношения к искажению слоговой структуры.

Существуют следующие виды нарушений слоговой структуры слов:
 1. Нарушение количества слогов в слове:

  • Сокращение, пропуск слогов: молоко – «мако», машина – «сина», молоток – «аток» и т.д.

  • Пропуск слогообразующей гласной: пианино- «панина, пинина».

  • Итерация: увеличение количества слогов за счет вставки гласной в месте стечения согласных: конфета – «канафета», гляжу – «гилижу».

 2. Нарушение последовательности слогов в слове:

     (перестановка слогов) дерево – «деверо», бегемот – «гебемот»

3. Искажение структуры отдельных слогов:

  • Выпадение согласной в слоге со стечением: стул – «тул», индюк – «идюк», капуста – «капута», автобус – «атобус»

  • Вставки согласных: ковёр – «конвёр».

4. Уподобление: молоко – «макако»

Если в речи у ребенка имеются подобные нарушения – это повод обратиться к учителю-дефектологу. Ведь правильно сформированная слоговая структура является залогом последующего грамотного навыка чтения и письма ребенка.

Вот некоторые ПРИЕМЫ  и ИГРЫ, направленные на КОРРЕКЦИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА:

 Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Материалы: мяч, бубен, палочки и  т. д

Ход упражнения: взрослый  задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.

Материал: кубик с точками

Ход упражнения: 

Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Взрослый  воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение на уровне звуков:

  • «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.» и т.д.

 Упражнения на уровне слогов:

  • Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).

  • «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.

Игра «Угадай, что звучало»

Цель: развитие фонематического слуха

Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?

Игра «Шумящие мешочки»

Цель: развитие фонематического слуха

Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра «Пирамидка» - проговаривать слоговую структуру слова, нанизывая столько колец, сколько слогов в слове.

Игра «Отхлопай слово»

Оказывается любое слово можно отхлопать. Например, слово каша  (хлопок на каждый слог - 2 хлопка, т.к. 2 слога), слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога) и т.д.

Игра «Прошагай словечко» Мы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово луна (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Правильно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у вас получилось? (3 шага). Это длинное слово или короткое?

Для отработки слоговой структуры незнакомых слов ребенку желательно показывать картину, так как это улучшает понимание смысла слова, а значит, обогащает словарный запас, и способствует лучшему запоминанию произнесенных слов. Позже, когда у вас с ребёнком получилось правильно проговаривать и прохлопывать нескольких слов, ему можно предложить игру «Что пропало?». Используются несколько картинок с уже пройденными словами. Он их называет, запоминает и закрывает глаза. Затем взрослый убирает одну-две картинки. Открыв глаза, ребенок называет, какие картинки пропали.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!