Нарушения слоговой структуры слова. Игры и приёмы
Ваш малыш смешно «коверкает» слова? Сначала это выглядит забавно. Однако, если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально, а в возрасте 4-5 лет - являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь учителя-дефектолога. Самостоятельно такие нарушения не проходят. Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует времени.
Как проявляется нарушение слоговой структуры? Чем проще слова, которые ребенок произносит с искажением слоговой структуры, тем тяжелее степень такого нарушения.
Важно отметить, что если ребенок говорит «иса» вместо слова «лиса», это уже НЕ ЯВЛЯЕТСЯ нарушением слоговой структуры, мы видим лишь нарушение звукопроизношения – он меняет звук [Ль] на звук [И], но слоговая структура слова остается сохранной! Или например, «коёва» вместо «корова», тут ребенок заменяет трудный для него звук на более простой, и до 5-ти лет имеет полное право на такую звуковую замену, которая не имеет никакого отношения к искажению слоговой структуры.
Существуют следующие виды нарушений слоговой структуры слов:
1. Нарушение количества слогов в слове:
Сокращение, пропуск слогов: молоко – «мако», машина – «сина», молоток – «аток» и т.д.
Пропуск слогообразующей гласной: пианино- «панина, пинина».
Итерация: увеличение количества слогов за счет вставки гласной в месте стечения согласных: конфета – «канафета», гляжу – «гилижу».
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
(перестановка слогов) дерево – «деверо», бегемот – «гебемот»
3. Искажение структуры отдельных слогов:
Выпадение согласной в слоге со стечением: стул – «тул», индюк – «идюк», капуста – «капута», автобус – «атобус»
Вставки согласных: ковёр – «конвёр».
4. Уподобление: молоко – «макако»
Если в речи у ребенка имеются подобные нарушения – это повод обратиться к учителю-дефектологу. Ведь правильно сформированная слоговая структура является залогом последующего грамотного навыка чтения и письма ребенка.
Вот некоторые ПРИЕМЫ и ИГРЫ, направленные на КОРРЕКЦИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА:
Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, бубен, палочки и т. д
Ход упражнения: взрослый задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить считать звуки.
Материал: кубик с точками
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Взрослый воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.
Упражнение на уровне звуков:
«Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.» и т.д.
Упражнения на уровне слогов:
Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
«Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
Игра «Угадай, что звучало»
Цель: развитие фонематического слуха
Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?
Игра «Шумящие мешочки»
Цель: развитие фонематического слуха
Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра «Пирамидка» - проговаривать слоговую структуру слова, нанизывая столько колец, сколько слогов в слове.
Игра «Отхлопай слово»
Оказывается любое слово можно отхлопать. Например, слово каша (хлопок на каждый слог - 2 хлопка, т.к. 2 слога), слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога) и т.д.
Игра «Прошагай словечко» Мы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово луна (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Правильно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у вас получилось? (3 шага). Это длинное слово или короткое?
Для отработки слоговой структуры незнакомых слов ребенку желательно показывать картину, так как это улучшает понимание смысла слова, а значит, обогащает словарный запас, и способствует лучшему запоминанию произнесенных слов. Позже, когда у вас с ребёнком получилось правильно проговаривать и прохлопывать нескольких слов, ему можно предложить игру «Что пропало?». Используются несколько картинок с уже пройденными словами. Он их называет, запоминает и закрывает глаза. Затем взрослый убирает одну-две картинки. Открыв глаза, ребенок называет, какие картинки пропали.