СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушения опорно-двигательной системы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание   учебного материала   урока «Нарушения опорно-двигательной системы» соответствует   требованиям  государственного образовательного  стандарта по биологии в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Нарушения опорно-двигательной системы»

Сценарий урока «Травмы опорной системы»

Учитель: Платонова А.Ю., учитель химии и биологии МБОУ «Лицей» р.п.Степное

Учебник: «Биология» 8 класс под ред. Пасечника В.В., Захарова В.Б.

Тема урока: Травмы опорной системы

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели урока: достижение предметных, личностных результатов;

Предметный результат

  • овладение теоретическими и практическими знаниями и умениями по укреплению опорно-двигательной системы при травмах и поврежденях;

Личностный результат-

  • формирование представлений о биологии как части общечеловеческой культуры;

  • развитие логического и критического мышления, куль­туры речи, способности к умственному эксперименту;

Метапредметный результат -

  • формирование общих способов интеллектуальной дея­тельности, характерных для биологии и сфер человеческой деятельности;

Методы обучения: ИКТ-технологии, личностно-ориентированное обучение;

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, презентация, видеоролик, таблицы

Ход урока

1.Вступление

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут А.Ю. Улыбнемся друг другу. Ближайшие 45 мин. мы проведем вместе. И прежде чем приступить к теме урока, я хочу показать один слайд.

Ребята, кого вы увидели на слайде? (ответы) (Это «Сильнейший человек России» Вячеслав Максюта, наш Саратовский спортсмен)

Как ему удается выполнять свои трюки? (многолетняя тренировка)

Совершенно верно. А можете разъяснить, что дает эта тренировка для организма человека, на какую конкретно систему органов особенно оказывает воздействие? (ответы)

Учитель: Верно, укрепление и развитие всей опорно-двигательной системы имеет огромное значение для человека, особенно для спортсмена.

2.Целеполагание

Но жизнь полна неожиданностей, и в различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из известного рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника» : «Но вдруг... В рассказе часто встречается фраза "но вдруг", автор прав: жизнь так полна внезапностей!»

Так что же может случиться с человеком? (ответы)

Вот сегодня на уроке мы и поговорим о травмах опорной системы.

(Запись темы урока на доске и в тетради «Нарушения опорно-двигательной системы»)

Какова будет основная цель нашего урока?

  1. Выяснить симптомы различных повреждений;

  2. Научиться оказывать доврачебную помощь, обосновывая каждое действие.

3.Актуализация знаний.

-Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность кости и суставов человека, они все-таки могут быть повреждены? (травмы, повреждения)

4.Открытие новых знаний.

-Какие виды повреждений опорной системы вы знаете?
(Ушибы костей, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок.)

Учитель: ТРАВМА - это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия. Травмы бывают, химические, психические, механические.

Учитель: попробуем вместе заполнить эту таблицу( работа с учебником)

Итак:

Повреждения


Симптомы


Первая помощь


Перелом это повреждение костей.

Бывают Открытые и Закрытые.

Могут быть простые (без смещения), либо со смещением в виде трещины или полного перелома костей.

Осколочный перелом – это явный перелом или трещина в кости, со множеством костных обломков.

Простой перелом – это перелом типа, зеленой веточки, повреждение молодой растущей кости. (с.76-78)

Резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение формы и длины, искривление конечности, потеря сознания, гематома или кровотечение, тошнота.


Оказание первой помощи, обеспечить неподвижность, наложить шину, холод.

Ярким примером человека, у которого был осколочный перелом, является Валерий Харламов - советский хоккеист. О его жизни и о его силе не только физической, но и духовной, был снят фильм «Легенда №17» (фото из фильма)


Вывих -

это смещение костей, когда суставная головка выходит из суставной сумки, что приводит к деформации сустава (с.79)


Сильная боль, невозможность движений, деформация

Оказание первой помощи: покой суставу, мягкая давящая повязка, косыночная повязка, холод.


Растяжение

это повреждение связок, соединяющих кость. (с.78)

Симптомы - боль, быстро растущий отек вокруг сустава, вследствие разрыва кровеносных сосудов. Возникают при резком движении в суставе, что приводит к разрыву мышц.


Первая помощь - наложение тугой повязки, создать суставу покой, холод.

Приведите примеры ситуации при которых могут быть растяжения. Как их избежать.


Ушиб-

это внутреннее повреждение тканей организма. Возникают при падении, драке, воздействии большей силы. Последствия – нарушения сосудов, внутренне кровоизлияние. (с.76)

Боль припухлость краснота в области ушиба

Оказание первой помощи, холод (лед, холодная вода, ложка)



5.Первичное закрепление полученных знаний

(Ученики сверяют написанное в своих таблицах и слайды)

6.Физпауза

Люди с самого рождения 
Жить не могут без движения

7. Применение знаний и формирование умений и навыков

(практическая работа)

Работа в группах.

Сейчас я вам раздам карточки для следующего задания. На карточках написаны разные ситуации. Вы должны их проанализировать и поставить диагноз и, используя оборудование, оказать первую помощь.

Ситуации:

Ситуация 1.

Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в плече была сильная боль. Его плечо деформировалось. (Это вывих. Оказание первой помощи: покой суставу, мягкая давящая повязка, косыночная повязка, холод).

Ситуация 2.

Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой великаны-старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали что делать.(Это растяжение связок. Меры первой помощи: наложение тугой повязки, создать суставу покой, холод).  
Ситуация 3. 
Мальчик после падения с велосипеда стал жаловаться на боль в плечевом суставе. Больной может поднять левую руку, но боль, покраснение и опухоль свидетельствуют о травме. Какой бы вы поставили диагноз?

(Если сустав сохранил свою подвижность, при вывихе руку поднять невозможно,   как и при переломе, скорее всего у пострадавшего растяжение связок или ушиб сустава, возможны разрывы суставной сумки и связок).

Ситуация 4. 
В многодневном туристическом походе в тайге турист подвернул ступню. Голеностопный сустав быстро распухает и острая боль не позволяет наступить на больную ногу. Укажите меры первой помощи. Как помочь пострадавшему в последующие дни?

(Пострадавшему туристу от острой боли поможет - холод. Необходимо на голеностопный сустав наложить тугую повязку, обеспечить покой. Желательно не ходить. Это, скорее всего, растяжение связок.)

6.Мы с вами разобрали ситуации, когда нарушения опорно-двигательного аппарата могут быть обратимы.

Но есть люди, у которых патологии опорно-двигательного аппарата являются необратимыми - это люди с ограниченными возможностями. Примером людей с физическими нарушениями скелета, но крепкой силой духа, являются паралимпийские чемпионы, которые научились жить с ограниченными возможностями своего скелета, и быть ничуть не хуже обычных людей, а во многом даже превосходить их.

А бывают ситуации, когда человек рождается без рук и без ног. Одни из них падают духом и не справляются со столь сложными жизненными испытаниями, а другие, несмотря ни на что, идут вперед, продолжая радоваться жизни. Таким человеком является Ник Вуйчич. 

Видео.

8.Самостоятельная работа

Перед вами методика спортивных тренировок для укрепления костей. Эту методику используют тренеры в своей работе.

Задание: дополнить методику своими рекомендациями, используя примеры из жизненного опыта

Методика тренировок для укрепления костей

Тебе, конечно, известно, что регулярные физические упражнения стимулируют работу сердца, полезны для легких и укрепляют мышцы. Но известно ли тебе, что они так же необходимы и для костной системы? Занятия спортом - важнейший фактор для лечения и профилактики при укреплении костей. 
Однако, не всякие физические упражнения полезны для костей. Наилучших результатов для повышения плотности и прочности костной ткани можно достичь, применяя особую формулу тренировок, о которой мы тебе сегодня и расскажем. Формула состоит из четырёх простых составляющих: 

  • Работа с тяжестями. Упражнения с весом тела или отягощения, когда мышцы преодолевают силу тяжести, поднимая и опуская груз - это наилучшее средство для регенерации костей. 

  • Интенсивность. Чем больше вес и чем интенсивнее ты с ним работаешь, тем лучше укрепляются твои кости. 

  • Разнообразие. Наиболее полезны упражнения, в которых задействовано большое число мышц, выполняющих разнообразные "функциональные" движения. 

  • Удовольствие. Если упражнение тебе не нравится, скорее всего, ты не будешь выполнять его в том объеме, который нужен для достижения наилучших результатов.
    Довольно простая формула, правда? Возможно, теперь ты спросишь: "Как применить все эти принципы на практике? Какая необходима нагрузка, интенсивность и разнообразие? Какие упражнения мне следует делать, а каких лучше избегать?

Чтобы подобрать упражнения, которые дадут наилучшие результаты и будут удовлетворять твоим запросам, тебе необходимо лучше узнать, как именно упражнения воздействуют на костную систему. 
Если тебе никогда не доводилось рассматривать кость под микроскопом, то, скорее всего, в твоём представлении скелет - это просто жесткий каркас, на котором держаться "стены" и "перекрытия" твоего "дома", то есть тела. Однако, на самом деле, кости - это биологически активная система, такая же, как и мышцы и внутренние органы, и на физическую нагрузку они реагируют аналогично мышцам и сердечнососудистой системе. Чем больше нагрузка на кости, тем прочнее они становятся - так же как увеличивается сила мышц, когда они работают с отягощениями. 

10. Самооценка

-Ребята, мне понравилось с вами работать, но мне бы хотелось, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке.

Итак, кто из вас поставил сегодня на уроке «5»? (ответы) 1-2 комментария.

«4»? 1 комментарий.

11. Д/з

Учебник: § 16;

Предлагается на выбор выполнить одно из заданий:

1. В учебнике ответить на вопросы стр. 79.

2. Сделать кроссворд по теме: «Опорно-двигательная система».

3. Решить задачу: При подозрении на перелом костей предплечья была наложена шина, а сама рука зафиксирована с помощью косынки. Определите, какую ошибку допустили при оказании помощи пострадавшему. К каким последствиям она может привести?

12.Рефлексия.

Ребята, продолжите фразу:

- Сегодня я узнал, что….

- Меня удивило, что…

- Я научился ….

Учитель: Спасибо за урок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!