СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический калейдоскоп "Нас лечат деревья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологический калейдоскоп по охране здоровья народными средствами и формированию у воспитанников положительного отношения к сохранению и укреплению собственного здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Экологический калейдоскоп "Нас лечат деревья"»

СОГБОУ «Починковская школа-интернат»













Нас лечат деревья

Экологический калейдоскоп

Охрана здоровья народными средствами









Бабанова Л.П. воспитатель
первой квалификационной категории















2017 год

Цель:

  • уточнение и расширение представлений о лечебных свойствах деревьев (дуба, берёзы, сосны, рябины, каштана)

  • развитие интереса к своему здоровью

  • формирование положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья

  • воспитание бережного и заботливого отношения к природе, гуманизма и желания прийти на помощь к другому человеку

Оборудование:

  • берёзовый веник

  • берёзовые и осиновые спилы

  • плоды каштана

Предварительная работа:

  • экскурсии на луг, в сад

  • заучивание стихов

  • отгадывание загадок: *Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены. Берёза. *Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: 1-е больным на здоровье. Веник. 2-е от тьмы свет. Лучина. 3-е людям колодец. Сок. Берёза. *Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? Осина. *На цвет красна, на вкус горька, в мороз сладка – что за ягода? Рябина. *Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла… Здесь скворцы, дрозды снуют и галдя, её клюют. Рябина.

  • проведение дидактических и подвижных игр: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Узнай по названию», «Отгадай по описанию»

  • рассматривание лекарственных растений (альбом «Кладовая здоровья» В.Ф.Сотник, М, «Лесная промышленность», 1990г)

Ход занятия

Мотивация: среди присутствующих гостей один из педагогов сидит с обвязанной полотенцем головой. Воспитанникам предлагается поинтересоваться у него, что с ним произошло. В ответ воспитанники слышат, что болит голова.

Воспитатель: как можно помочь человеку?

Воспитанники: варианты ответов.

Воспитатель: а если человек не может пойти в больницу к врачу или выпить лекарство, если он в лесу и лекарство с собой не взял, что делать?

Воспитанники: варианты ответов.

Воспитатель: в лесу лечат деревья, воздух, сама природа. А знаете ли вы какой-нибудь обычай, связанный с деревом? Например, что нужно сделать чтобы не сглазили?

Воспитанники: постучать по дереву.

Воспитатель: действительно кому не знакома привычка, стучать по дереву. А собственно говоря, почему по дереву? Откуда пошёл такой обычай? Откуда уверенность, будто прикоснувшись к ростку или ветке, мы и впрямь отдаём ей свои напасти? Оказывается ещё в старые времена, раненые воины всегда искали дерево. Считалось, что прикоснувшись к нему и «подзарядившись» его энергией можно быстрее выздороветь. А вы знаете, какие деревья лечат?

Воспитанники: варианты ответов.

Воспитатель: воины перед дальней походом или битвой шли в сосновый бор или в дубраву. А ещё говорили, что с давних пор, тот, кому надо что-то обдумать, должен постоять возле дуба. Хорош дуб и как целитель, он нормализует давление, а мигрень снимает меньше, чем за минуту. А вот в сосновый бор не стоит идти людям с больным сердцем и ослабленным детям и тем, у кого частые головные боли. Ещё есть у нас в России особое дерево. Символ нашего народа. Как называется оно?

Воспитанники: варианты ответов.

Воспитатель: почему оно считается особым? Какую пользу оно приносит человеку? Сок, мебель, веник, дрова, почки для заживления ссадин и царапин. А зачем, человек берёт с собой в баню берёзовый веник?

Воспитанники: варианты ответов.

Воспитатель: берёзовый веник помогает при болях в суставах после физической тяжёлой работы, очищает кожу от сыпи и гнойников, заживляет раны и ссадины. Берёза конечно особое дерево. Прохлада в жару, от дождя крыша, животным корм. А знаете, ребята, что берёза весной плачет? Как вы думаете почему?

Воспитанники: варианты ответов.

Воспитатель: потому, что жадные люди берут у берёзы сок, а о дереве не думают, раны на дереве не замазывают, и полезный и нужный не только человеку, но в первую очередь сок капает на землю. Сок очищает почки у больного человека, а здорового как профилактическое действие. Получается, что дерево плачет от людской злобы, равнодушия. Ведь без сока не смогут распуститься почки и появиться зелёные листочки. Если берёза молодая, она может погибнуть. Что делать, чтобы дерево не плакало? Можно ли брать берёзовый сок, чтобы не причинять дереву вред?

Воспитанники: варианты ответов.

Воспитатель: сок можно брать только от старых берёз и обязательно отверстия замазывать, чтобы сок не вытекал на землю. После прекращения сбора сока в благодарность берёзкам нужно обязательно замазать все отверстия садовым варом, глиной или пластилином.

Хоровод «Во поле берёза стояла»

Во поле берёзка стояла


Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли люли, стояла,

Люли люли, стояла.

Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли люли, заломати.

Люли люли, заломати.

Я ж пойду погуляю,

Белую берёзу заломаю.

Люли люли, заломаю,

Люли люли, заломаю.

Срежу с берёзы три пруточка,

Сделаю три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

Четвёртую балалайку,

Четвёртую балалайку.

Люли люли, балалайку,

Люли люли, балалайку.

Пойду на новые, на сени,

Стану в балалаечку играти.

Люли люли, играти.

Люли люли, играти.


Стану я старого будити,

Встань ты, мой старый, проснися.

Люли люли, проснися.

Люли люли, проснися.

Борода седая пробудися,

Вот тебе помои умойся.

Люли люли, умойся.

Люли люли, умойся.

Вот тебе рогожа утрися,

Вот тебе лопата помолися.

Люли люли, помолися.

Люли люли, помолися.

Воспитатель: ребята, а что нужно делать, чтобы сохранить берёзы, чтобы их было больше, и они радовали нас своей красотой?

Воспитанники: варианты ответов.

Воспитатель: в давние времена, в русских деревнях после того как у берёзы брали сок или обламывали ветки, низко ей кланялись и благодарили. Как вы думаете, всем людям помогают берёза и другие деревья?

Воспитанники: варианты ответов.

Воспитатель: Наши предки знали, что деревья к людям неравнодушны, даже поговорка была: «В сосновом бору молиться, в берёзовом веселиться, в еловом удавиться (Морозко)». Далеко не каждый может получить от берёзы необходимую помощь, а только тот, кто её любит, верит в неё и относится к ней с большой лаской. К таким людям берёза щедра и одаривает их своей энергией сверх нормы. Не даром говорят в народе: «Кого берёза полюбит, тот всегда будет возле неё здоровым».

Кроссворд «Угадай по описанию»

  1. могучий …..

  2. белая, кудрявая …..

  3. высокая, зелёная …..

  4. дрожащая …..

  5. величавый, со свечами …..

Воспитатель: как вы думаете, когда лучше заряжаться энергией от деревьев?

Воспитанники: варианты ответов.

Воспитатель: весной и летом, когда деревья проснулись и полны живительной силы. Когда вы подходите к дереву, нужно расслабиться, успокоиться, можно прочитать молитву. Положить руки на ствол, нежно поглаживая снизу вверх, приговаривать:

«Дуб, дуб, (берёза, берёза) заряди меня, пожалуйста, своим биополем, дай силу и здоровье, пусть все мои болезни уйдут в твои корни, а корни омоются святою водой и спасибо тебе за всё.»

Мы сейчас говорим с вами о деревьях, которые дают человеку силу. А какие деревья забирают у человека боль? Осина, каштан, тополь, ива, ель. Но боль не всегда проходит, почему?

Воспитанники: варианты ответов.

Воспитатель: это говорит о том, что дерево не хочет вам помочь, возможно, вы его когда-то обидели, сломали ветку, оборвали листья.

Можно воспользоваться спилами дерева берёзы или осины, носить их в кармане, можно носить с собой плоды каштана, а не идти к самому дереву.

Итог. Деревья приносят пользу людям и животным. Не нужно бездумно уничтожать деревья, ломать ветки, они живые и чувствуют боль.

Что нужно делать, чтобы сохранить наше богатство – лес? Сажать деревья, оберегать их.

Что можно посоветовать больному человеку?

Пожелаем гостям здоровья и подарим плоды каштана.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!