СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Насекомые. работа с природным материалом. пчёлы и соты

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Насекомые. работа с природным материалом. пчёлы и соты»

Урок 14
Тема: Насекомые. РАБОТА С ПРИРОДНЫМ
МАТЕРИАЛОМ. ПЧЁЛЫ И СОТЫ

Тип урока: систематизация знаний.

Педагогические задачи: продолжать формировать умение работать с природным материалом, используя необходимые инструменты и приспособления, развивать творческие способности, прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умеют работать с различным природным материалом, используя в качестве приспособления для соединения деталей клей, знают правила работы с ножницами, клеем и применяют их в практической деятельности.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: при помощи учителя планируют собственную деятельность: составляют план, определяют последовательность действий по рисункам, данным в учебнике; отличают при сопоставлении с образцом учителя или показом в учебном фильме верно выполненное задание от неверного, корректируют и контролируют свои действия, способны к саморегуляции.

Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию из различных источников: учебника, учебного фильма, рассказа учителя; перерабатывают полученную информацию: сравнивают, анализируют, делают выводы; составляют алгоритм деятельности.

Коммуникативные: умеют достаточно полно и чётко выражать свои мысли, вести диалог, задают вопросы с целью получения более полной информации о предмете деятельности, эффективно сотрудничают как с учителем, так и со сверстниками.

Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают неповторимость окружающей человека природы, понимают уникальность каждого живого существа, необходимость бережного отношения к природе.

методы и формы обучения: частично-поисковый, практический; индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы:

http://slovari.yandex.ru

http://www.playroom.ru/content/view/1242/13/

http://detkam.e-papa.ru/zagadki/11/

Материалы и оборудование: природный материал: каштаны, крылатки клёна, клей, ножницы, гуашь; компьютер, проектор, экран.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг «Технология» (CD), тема «Пчёлы и соты»; мультимедийная презентация «Насекомые».

Основные понятия и термины: композиция, природный материал, образец, вырезать, приклеить, раскрасить.

организационная структура (сценарий) урока

I. Подготовка к восприятию нового материала.

Сообщение темы и целей урока.

– Природа поражает нас красочностью и разнообразием своих творений. Любой живой организм – это великая красота, тайна и великая загадка.

Вот и я тоже хочу предложить несколько загадок, которые помогут вам догадаться, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.

Учитель загадывает загадки о насекомых и показывает слайды.

Кто над нами вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится, целый день летает,

Всем надоедает?

(Муха.)

Вдруг зажегся на травинке

Настоящий огонек.

Это с лампочкой на спинке

Сел на травку ... (светлячок).

Самого не видно, а песню слышно;

Летит, пищит, случай не упустит:

Сядет и укусит.

(Комар.)

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём – миллион.

(Муравьи.)

Шевельнулись у цветка все четыре лепестка.

Я поймать его хотел – он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

На лугу живёт скрипач –

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик.)

Как только загадка отгадана, появляется слайд с узнанным насекомым.

– Догадались, кому будет посвящён наш урок? (Насекомым.) Чем отличаются насекомые от других животных? (Ответы учащихся.)

Демонстрация мультимедийного фильма «Пчёлы и соты», ч. I от остановки паровозика 2 до остановки паровозика 3.

– Итак, сегодня на уроке мы будем делать из природного материала... (насекомых). Точнее, одного из представителей насекомых. А вот кого, узнайте.

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Пчела.)

Демонстрация мультимедийного фильма «Пчёлы и соты», ч. I от остановки паровозика 3 до остановки паровозика 4.

– Но одной пчёлке было бы скучно, поэтому мы сделаем несколько пчёлок-сестричек и поместим их в соты. Знаете ли вы, ребята, что такое соты? Понятно ли вам это слово? (Предположения детей.)

– Значение слова нам поможет объяснить словарь.

Словарная работа.

Учитель просит одного из учащихся прочитать значение слова «соты» в толковом словаре или демонстрирует слайд со значением этого слова.

Соты – постройка из воска в виде правильных, симметрически расположенных ячеек для мёда, кладки яичек и цветочной пыльцы у пчёл, ос. (Словарь русского языка С. И. Ожегова; толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова.)

– Вы, конечно, знаете, что люди специально разводят пчёл для получения мёда. Эта отрасль хозяйства называется пчеловодством. А известно ли вам, как давно человек приручил, одомашнил пчёл? Хотелось бы об этом узнать? Ответ на этот вопрос получим из учебника.

Работа с учебником (с. 40–41).

Учащиеся читают диалог Ани и Вани.

– Что вас удивило? Какие открытия сделали?

Демонстрация мультимедийного фильма «Пчёлы и соты», ч. I от остановки паровозика 4 до конца.

II. Практическая деятельность.

– Посмотрите на фотографии, данные на странице 41 учебника. Они расскажут вам о том, в какой последовательности следует выполнять работу. (Рассматривают фотографии в учебнике, анализируют их, рассказывают последовательность своих действий.)

– Проверим, ничего ли мы не забыли, рассказывая о порядке выполнения работы. В этом нам поможет фильм.

Демонстрация мультимедийного фильма «Пчёлы и соты», ч. II до слов «Раскрасим каштан...».

Подготовка рабочего места.

– Какие материалы, инструменты и приспособления нам понадобятся? Проверьте, всё ли из перечисленного есть у вас на партах. Положите те вещи, которых недостаёт. Проверьте рабочее место друг друга.

Наблюдение за выполнением изделия.

– Теперь, когда ваши рабочие места готовы, смотрим за процессом изготовления пчёл и сот.

Демонстрация мультимедийного фильма «Пчёлы и соты», ч. II до слов «Создадим композицию…».

– Всё ли мы учли, когда описывали порядок выполнения работы?

– Помог ли вам фильм? Чем? Что ещё нам может помочь для более успешного выполнения работы? (План.)

Учащиеся под руководством учителя и с опорой на фильм и рисунки учебника составляют план.

План работы:

1. Возьмём каштаны и раскрасим их чёрной и жёлтой гуашью полосами.

2. Сделаем пчёлке лицо: нарисуем глаза и ротик.

3. Приклеим кленовые крылатки, чтобы получились крылышки.

4. Возьмём вкладыш из конфетной коробки, вырежем соты.

5. Создадим композицию.

6. Оценим выполненную работу.

– Посмотрим, какой план предлагают нам авторы учебника. Сравните его с нашим планом.

Демонстрация мультимедийного фильма «Пчёлы и соты», ч. III «Пчёлы и соты. План работы».

– Работая, вы можете пользоваться обоими планами или тем, который вам понятнее. Но сначала отдохнем.

Видишь, бабочка летает…

Видишь, бабочка летает, Машем руками-«крылышками».

На лугу цветы считает. «Считаем» пальчиком.

Раз, два, три, четыре, пять – Хлопки в ладоши.

Ох, считать не сосчитать Прыжки на месте.

За день, за два и за месяц... Шагаем на месте.

Шесть, семь, восемь, девять, десять! Хлопки в ладоши.

Даже мудрая пчела Машем руками-«крылышками».

Сосчитать бы не смогла! «Считаем» пальчиком.

Г. Виеру

Самостоятельная работа.

– Можете приступать к работе. Вам помогут план и рисунок в учебнике на странице 41.

Учащиеся самостоятельно выполняют изделие. При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь.

III. Итоги урока. Рефлексия.

– Наш урок заканчивается. Чему он вас научил? Что особенно понравилось? Запомнилось?

– Как вы сегодня работали?

Учитель выборочно показывает работы учащихся.

– Посмотрите, сколько пчёлок-тружениц у нас получилось. Что хотите сказать? Оцените свою работу и работы одноклассников.