Урок 14
Тема: Насекомые. РАБОТА С ПРИРОДНЫМ
МАТЕРИАЛОМ. ПЧЁЛЫ И СОТЫ
Тип урока: систематизация знаний.
Педагогические задачи: продолжать формировать умение работать с природным материалом, используя необходимые инструменты и приспособления, развивать творческие способности, прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют работать с различным природным материалом, используя в качестве приспособления для соединения деталей клей, знают правила работы с ножницами, клеем и применяют их в практической деятельности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: при помощи учителя планируют собственную деятельность: составляют план, определяют последовательность действий по рисункам, данным в учебнике; отличают при сопоставлении с образцом учителя или показом в учебном фильме верно выполненное задание от неверного, корректируют и контролируют свои действия, способны к саморегуляции.
Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию из различных источников: учебника, учебного фильма, рассказа учителя; перерабатывают полученную информацию: сравнивают, анализируют, делают выводы; составляют алгоритм деятельности.
Коммуникативные: умеют достаточно полно и чётко выражать свои мысли, вести диалог, задают вопросы с целью получения более полной информации о предмете деятельности, эффективно сотрудничают как с учителем, так и со сверстниками.
Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают неповторимость окружающей человека природы, понимают уникальность каждого живого существа, необходимость бережного отношения к природе.
методы и формы обучения: частично-поисковый, практический; индивидуальная, фронтальная.
Образовательные ресурсы:
http://slovari.yandex.ru
http://www.playroom.ru/content/view/1242/13/
http://detkam.e-papa.ru/zagadki/11/
Материалы и оборудование: природный материал: каштаны, крылатки клёна, клей, ножницы, гуашь; компьютер, проектор, экран.
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг «Технология» (CD), тема «Пчёлы и соты»; мультимедийная презентация «Насекомые».
Основные понятия и термины: композиция, природный материал, образец, вырезать, приклеить, раскрасить.
организационная структура (сценарий) урока
I. Подготовка к восприятию нового материала.
Сообщение темы и целей урока.
– Природа поражает нас красочностью и разнообразием своих творений. Любой живой организм – это великая красота, тайна и великая загадка.
Вот и я тоже хочу предложить несколько загадок, которые помогут вам догадаться, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
Учитель загадывает загадки о насекомых и показывает слайды.
Кто над нами вверх ногами
Ходит – не страшится,
Упасть не боится, целый день летает,
Всем надоедает?
(Муха.)
Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонек.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку ... (светлячок).
Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар.)
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём – миллион.
(Муравьи.)
Шевельнулись у цветка все четыре лепестка.
Я поймать его хотел – он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
На лугу живёт скрипач –
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик.)
Как только загадка отгадана, появляется слайд с узнанным насекомым.
– Догадались, кому будет посвящён наш урок? (Насекомым.) Чем отличаются насекомые от других животных? (Ответы учащихся.)
Демонстрация мультимедийного фильма «Пчёлы и соты», ч. I от остановки паровозика 2 до остановки паровозика 3.
– Итак, сегодня на уроке мы будем делать из природного материала... (насекомых). Точнее, одного из представителей насекомых. А вот кого, узнайте.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела.)
Демонстрация мультимедийного фильма «Пчёлы и соты», ч. I от остановки паровозика 3 до остановки паровозика 4.
– Но одной пчёлке было бы скучно, поэтому мы сделаем несколько пчёлок-сестричек и поместим их в соты. Знаете ли вы, ребята, что такое соты? Понятно ли вам это слово? (Предположения детей.)
– Значение слова нам поможет объяснить словарь.
Словарная работа.
Учитель просит одного из учащихся прочитать значение слова «соты» в толковом словаре или демонстрирует слайд со значением этого слова.
Соты – постройка из воска в виде правильных, симметрически расположенных ячеек для мёда, кладки яичек и цветочной пыльцы у пчёл, ос. (Словарь русского языка С. И. Ожегова; толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова.)
– Вы, конечно, знаете, что люди специально разводят пчёл для получения мёда. Эта отрасль хозяйства называется пчеловодством. А известно ли вам, как давно человек приручил, одомашнил пчёл? Хотелось бы об этом узнать? Ответ на этот вопрос получим из учебника.
Работа с учебником (с. 40–41).
Учащиеся читают диалог Ани и Вани.
– Что вас удивило? Какие открытия сделали?
Демонстрация мультимедийного фильма «Пчёлы и соты», ч. I от остановки паровозика 4 до конца.
II. Практическая деятельность.
– Посмотрите на фотографии, данные на странице 41 учебника. Они расскажут вам о том, в какой последовательности следует выполнять работу. (Рассматривают фотографии в учебнике, анализируют их, рассказывают последовательность своих действий.)
– Проверим, ничего ли мы не забыли, рассказывая о порядке выполнения работы. В этом нам поможет фильм.
Демонстрация мультимедийного фильма «Пчёлы и соты», ч. II до слов «Раскрасим каштан...».
Подготовка рабочего места.
– Какие материалы, инструменты и приспособления нам понадобятся? Проверьте, всё ли из перечисленного есть у вас на партах. Положите те вещи, которых недостаёт. Проверьте рабочее место друг друга.
Наблюдение за выполнением изделия.
– Теперь, когда ваши рабочие места готовы, смотрим за процессом изготовления пчёл и сот.
Демонстрация мультимедийного фильма «Пчёлы и соты», ч. II до слов «Создадим композицию…».
– Всё ли мы учли, когда описывали порядок выполнения работы?
– Помог ли вам фильм? Чем? Что ещё нам может помочь для более успешного выполнения работы? (План.)
Учащиеся под руководством учителя и с опорой на фильм и рисунки учебника составляют план.
План работы:
1. Возьмём каштаны и раскрасим их чёрной и жёлтой гуашью полосами.
2. Сделаем пчёлке лицо: нарисуем глаза и ротик.
3. Приклеим кленовые крылатки, чтобы получились крылышки.
4. Возьмём вкладыш из конфетной коробки, вырежем соты.
5. Создадим композицию.
6. Оценим выполненную работу.
– Посмотрим, какой план предлагают нам авторы учебника. Сравните его с нашим планом.
Демонстрация мультимедийного фильма «Пчёлы и соты», ч. III «Пчёлы и соты. План работы».
– Работая, вы можете пользоваться обоими планами или тем, который вам понятнее. Но сначала отдохнем.
Видишь, бабочка летает…
Видишь, бабочка летает, Машем руками-«крылышками».
На лугу цветы считает. «Считаем» пальчиком.
Раз, два, три, четыре, пять – Хлопки в ладоши.
Ох, считать не сосчитать Прыжки на месте.
За день, за два и за месяц... Шагаем на месте.
Шесть, семь, восемь, девять, десять! Хлопки в ладоши.
Даже мудрая пчела Машем руками-«крылышками».
Сосчитать бы не смогла! «Считаем» пальчиком.
Г. Виеру
Самостоятельная работа.
– Можете приступать к работе. Вам помогут план и рисунок в учебнике на странице 41.
Учащиеся самостоятельно выполняют изделие. При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь.
III. Итоги урока. Рефлексия.
– Наш урок заканчивается. Чему он вас научил? Что особенно понравилось? Запомнилось?
– Как вы сегодня работали?
Учитель выборочно показывает работы учащихся.
– Посмотрите, сколько пчёлок-тружениц у нас получилось. Что хотите сказать? Оцените свою работу и работы одноклассников.