Сценарий внеурочного занятия
«Население Курской области»
Учитель географии
МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Емельянова Анна Николаевна
Курск, 2025 год
Цель: познакомить обучающихся с народами, населяющими Курскую область, воспитывать чувство уважения к культуре разных народов, формировать чувство гордости за Родину, способствовать осознанию обучающимися уникальности России как многонациональной страны.
Место проведения: учебный кабинет, оснащенный мультимедийным оборудованием.
Участники: школьники (9-10 лет)
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Презентация: фотоматериал, видеоролик
Выставка рисунков: «Радуга единства Курской области»
Вступительное слово:
Учитель: Здравствуйте, дети!
Мешались обычаи, боги, жены,
Народ вливался в народ.
Где победивший, где побежденный –
Никто уже не разберет.
Копнешь язык и услышишь нередко
Отзвуки чуждых фраз,
Семью копнешь – и увидишь предка
Непостижимых рас.
Илья Сельвинский
(Слайд на экране)
Вопросы:
1. Итак, как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить?
2. О каком крае идет речь? (Курском)
3. Как называют людей, проживающих в той или иной местности? (Население).
Отвечают на поставленные вопросы
Формулируют тему занятия: «Население Курской области»
(Подготовил доклад обучающийся, зачитывает)
История заселения Курского края
Территория Курского края, расположенная в центре Русской равнины и обладающая благоприятными природными условиями, с древности заселялась первобытными людьми (не позднее 30 тыс. лет назад).
Археологи обнаружили стоянки человека различных времён. В течение длительного периода изменялись характер освоения края и его культура различными племенами. Об истории освоения и заселения территории свидетельствуют раскопки городищ (древних поселений). В VIII-IX вв. юго-запад современной Курской области заселили славянские племена северян, а север - вятичей. По названию реки Сейм стала называться и заселённая территория вокруг неё - Посеймье.
Из-за постоянных набегов кочевников оставались незаселёнными юго-восточные земли современной Курской области и лежащие за её пределами, так называемое «дикое поле». Из степных районов кочевники осуществляли набеги на Днепровскую Русь. Долгое время эта территория находилась между «диким полем» на юге, где властвовали кочевники, и лесной зоной на севере, населённой оседлыми славянскими племенами.
В начале XI века уже существовал древний город Курск - важная крепость на границе степи, раскинувшейся на юго-восток от него. Северяне платили дань киевским князьям до образования Курского княжества, одного из уделов Черниговского княжества, опустошённого в 1237-1239 гг. монголо-татарами и прекратившего потом своё существование. После подчинения, в начале XVI века Москве курская земля сделалась окраиной (украйной) - пограничной стороной русского государства, а деятельное заселение края началось со второй половины XVI в., когда были основаны города Белгород и Оскол (имеются исследования, подтверждающие, что Белгород был основан значительно раньше).
Крымские и астраханские татары проникали в пределы Московской Руси. Здесь в конце XVI и начале XVII вв. были организованы сторожевые посты, восстановлена Курская крепость и построены укреплённые города. Предпринятые меры против набегов неприятелей с юга, строительство Белгородской укреплённой черты (линии) с 1636 по 1644 гг. способствовали освоению южной окраины Московского государства.
Укреплённая линия защитила территорию области, что ускорило заселение Курского края. Естественно, что в укреплённых городах первоначально оседали служилые люди, которые обязаны были выполнять «цареву службу». Однако есть основание утверждать, что уже во второй половине XVI в. в верховья Сейма, Северского Донца, Корочи, Оскола, Тихой Сосны, Тима, Кшени и других рек, а также в лесные массивы, богатые разными промыслами, двинулись вольнозаимцы, преимущественно с запада: из путивльских, рыльских, новгород-северских и других соседних земель. Здесь соединялись два колонизационных потока населения: первый - главный, шёл с севера, из центральных областей Московского государства, второй - с запада, из Право- бережной Украины. Состав переселенцев был самый разнообразный. Сюда направлялись, кроме служилых людей, которых правительство наделяло землей, чтобы удержать их в этом крае, представители привилегированных сословий - дворяне, боярские дети, которые получали огромные землевладения. Переселялись сюда ремесленники и беглые крестьяне. Некоторая часть сходцев попала в разряд так называемых однодворцев, другие образовали основную массу крепостных крестьян, третьи - занялись торговлей, ремеслом и т. п.
Учитель: Спасибо! Молодец!
Учитель: Курская область — одна из самых густонаселенных в России. История становления края, благоприятные климатические условия и близость к торговым путям способствовали заселению Курской области. На 1 ноября 2023 численность населения (постоянных жителей) Курской области составляет 1 104 008 человек. Плотность населения — 35,57 чел./км2 (2023). Демографические особенности: статистические показатели, проблемы и перспективы Территория Курской области, расположенная в центре Русской (Восточно-Европейской равнины) и обладающая благоприятными природными условиями издавна привлекала население. И сегодня область входит в состав главной полосы расселения населения России, является одной из самых плотно заселенных территорий. Плотность населения составляет 35,57 чел./км2 (2023) Современный Курск состоит из 3 округов: Центрального, Сеймского и Железнодорожного. До весны 1994 года они носили названия Ленинского, Промышленного и Кировского районов соответственно. Большое всего население Курска сосредоточено в Центральном округе. Численность Сеймского округа чуть меньше, чем Центрального. Четверть владений округа занимают парковые зоны. Железнодорожный округ – самый маленький район города.
На 1 января 2017 года численность населения составляет 449063 человек.
Население нашей области, как и всей страны, многонационально. Всего в регионе живут представители 142 национальностей и народностей. Русских - 92,0% от общей численности, украинцев - 1,2%, армян - 0,5%, цыган - 0,2%, белорусов - 0,2%, азербайджанцев - 0,2%, татар - 0,1%, турок - 0,1%, молдован - 0,1%. Остальные национальные принадлежности представлены ещё меньшим количеством.
Но, несмотря на такой разный национальный состав, куряне живут дружно.
Учитель: Обратите внимание на слады (Работа с презентацией)
Слайд № 1 информацию о численности населения Курской области
Слайд №2 Распределение численности по возрасту
Слайд №3 Оценка численности населения муниципальных районов
(Интерактивное задание) выводим на экран https://learningapps.org/watch?v=p4bi6pjma23
Учитель: А сейчас определим по костюму принадлежность людей к их национальности
Работа с карточками: (На партах лежат карточки с национальностями, разложите по группам представителей одной и той же национальности. Подпишите над группами название народностей.)
(Слайд: проверка задания)
Учитель: Молодцы! Справились с заданием.
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Учитель: на партах лежат листы А4 и цветные карандаши. Ребята нарисуйте портрет жителя Курской области.
Учитель: Молодцы! Вы справили с творческой лабораторией!
Проверка задания (Наклеиваем портреты на доску)
Учитель: Завершить урок я хочу стихотворением, которое написал Евгений Кишкин из Поныровкого района наш земляк.
Играет спокойная музыка
Родина моя
Курский край
Взволнованною птицей
Вновь душа моя к тебе летит.
Каждый, кто курянином родится,
К сердцу дух отчизны сохранит.
Курский край!
Как в древности глубокой,
От времен древлян до наших дней
Трелью переливчатой и звонкой
Бередит нам душу соловей.
Курский край!
Ты труженик и воин,
Родине великих дал сынов
И стремлюсь я стать тебя достойным,
Приумножить подвиг их готов.
Я хочу, чтобы еще ты краше,
Чтоб средь Черноземья лучьше всех!
Чтобы малой Родиною нашей Мог гордиться каждый человек. Растворяясь в поднебесье сини, Пусть летят стихи мои звеня:
Курский край!
Ты лучший край России, маленькая родина моя!
Рефлексия: Понравилось ли вам мероприятие? На партах лежат разноцветные листы бумаги. Напишите свои ассоциации о мероприятии одним словом.
Домашнее задание: Попробуйте с помощью родственников записать национальную принадлежность своих предков, чтобы узнать, откуда идет ваш, какие у вас «корни».
Спасибо за внимание!