Предмет: Экономическая и социальная география мира 11 класс Тема :Население Латинской Америки
Учитель Зиядинова Л.
Цель: сформировать представление об общих особенностях населения
Латинской Америки.
Задачи:
• формирование представления об общих особенностях населения
Латинской Америки;
• формирование умения устанавливать причинно-следственные связи,
развитие познавательного интереса и географического мышления;
• воспитание географической культуры, правила коллективной и
индивидуальной работы
Тип урока: изучения новой темы
Методы: исследовательский, групповая работа
Оборудование: ПКМ, атласы, рабочие листы, лист опроса домашнего задания, карточки с заданиями, задачами, дополнительный ресурс, презентация.
I. Организация урока
Учащиеся делятся на три группы, занимают свои места.
II. Изучение новой темы
Вступительное слово учителя. Перед нами стоит задача: составить портрет латиноамериканца, ответить на вопросы: «Какие народы проживают в регионе Латинская Америка, на каких языках разговаривают, какую религию исповедуют, выявить особенности размещения по территории региона, узнать в каких типах населённых пунктов проживает большая часть населения».
Итак, тема урока: «Население Латинской Америки»
1. Начнем изучение материала:
-
История заселения Латинской Америки
-
Древние цивилизации
-
Этнический состав населения
-
Численность населения региона
-
Возрастной состав населения
-
Типы воспроизводства населения
По ходу изученич учащиеся делают выводы и записывают в тетрадь основные вопросы темы.
2. Исследовательская работа в группах.
Группы получают исследовательские задания.
Задание группе I
1. Используя текст учебника и атласы выяснить
-
среднюю плотность населения региона __________________________________
-
районы с высокой и низкой плотностью населения, заполните таблицу
Районы с высокой плотностью населения | Районы с низкой плотностью населения |
| |
| |
| |
| |
2. Используя текст учебника, выпишите страны с высокой и низкой плотностью населения, заполните таблицу
Страны с высокой плотностью населения | Страны с низкой плотностью населения |
| |
| |
| |
| |
Задание группе II
1. Используя текст учебника и атласы выясните:
Составьте кластер
3. Используя текст учебника заполните таблицу
Страны со значительной долей представителей (укажите страну и долю населения)
Негроидной расы | Европеоидной расы | Индейцев |
| | |
| | |
| | |
Задание группе III
1. Используя атласы выпишите 3 страны - гиганта по численности населения.
2. Используя текст учебника, определите:
Высокая доля городского населения | Низкая доля городского населения |
| |
| |
| |
| |
3. Презентация итогов работы групп.
Учитель обобщает ответы учащихся.
Обобщение учителя к ответу учащихся группы I
Выявление особенностей размещения населения Латинской Америки
Для размещения населения Латинской Америки характерны три главные черты.
Во-первых, это один из наименее заселённых регионов мира со средней плотностью всего 28 чел. на 1 км2.
Во-вторых, неравномерность его размещения выражена сильнее, чем в большинстве других крупных регионов.
В-третьих, ни в одном другом регионе мира население не освоило в такой мере обширные плоскогорья и не поднимается так высоко в горы.
Город Ла-Пас в Боливии расположен на высоте 3630 м над уровнем моря; это самая высокогорная столица мира. Отдельные поселения в Андах находятся на высоте 4 500 – 5 000 м. В Перу ещё в конце XIX в. На высоте 4 800 м была проложена самая высокогорная в мире железная дорога.
В мире всего несколько стран (Боливия, Мексика, Перу, Эфиопия, Афганистан), в которых большинство населения живёт на высоте свыше 1 000 м над уровнем моря. Лишь в Боливии, Перу и Китае (Тибет) граница обитания человека превышает 5 000 м над уровнем моря.
Выделяют два типа размещения населения – приокеанический и внутренний.
Обобщение учителя к ответу учащихся группы II
Давайте сделаем вывод: Что послужило причиной именно такого языкового состава и широкого распространения католичества?
История колонизации Латинской Америки оказала решающее влияние на языковой состав населения региона. Из 33 независимых государств Латинской Америки в 18 (63% всего населения) официальным языком является испанский, в Бразилии (34% населения региона) - португальский. Остальные 3% населения проживают в небольших странах, где в качестве официальных приняты английский, французский и голландский языки. Подавляющее большинство латиноамериканцев исповедует католицизм, который насаждался в качестве единственной официальной религии; другие вероисповедания преследовались инквизицией.
Обобщение учителя к ответу учащихся группы III
Каков же уровень урбанизации региона?
По показателям урбанизации Латинская Америка скорее напоминает экономически развитые, чем развивающиеся, страны: средний уровень её в регионе очень высокий (80%), а темпы теперь уже замедленные. При этом происходит всё большая концентрация населения в больших городах, число которых уже перевалило за 350, и в городах - миллионерах (их более 40).
После представления итогов работы каждой группы и обобщения учителя, учащиеся делают выводы, записывают в тетрадь.
4. Перед группами ставится проблемная задача.
Задача группе I
Ни в одном другом регионе мира население не освоило в такой мере обширные плоскогорья и не поднимается так высоко в горы.
В мире всего несколько стран (среди них Мексика, Боливия, Перу, Эквадор), в которых большинство населения живёт на высоте свыше 1000 м над уровнем моря. Отдельные поселения в Андах находятся на высоте 4 500 – 5 000 м.
Чем объяснить ареалы повышенной плотности населения в некоторых горных внутренних районах?
Для решения проблемы используйте текст из дополнительного ресурса.
Дополнительный ресурс для группы I
Ландшафты и природные условия бывшей инкской империи отличались большим разнообразием. В горах между 2200 и 3000 м над уровнем моря расположены умеренные климатические зоны, благоприятные для интенсивного земледелия. На высоте 3840м находится обширное плато с озером Титикака. Это зона континентального климата с жаркими солнечными днями и прохладными ночами, где жило множество андских племен.
Первоначально население инкского государства состояло по большей части из земледельцев, которые при необходимости брались за оружие. Их повседневная жизнь подчинялась сельскохозяйственному циклу, и под руководством знатоков они превратили империю в важнейший центр культивации растений. Больше половины всех ныне потребляемых в мире продуктов происходят из Анд. Среди них – свыше 20 разновидностей кукурузы и 240 сортов картофеля, "камоте" (сладкий картофель), кабачки и тыква, различные сорта бобов, маниок (из которого изготовляли муку), перцы, земляные орехи и киноа (дикая гречиха). Важнейшей сельскохозяйственной культурой инков был картофель, способный выдерживать сильные холода и произрастать на высоте до4600м над уровнем моря.
/Из энциклопедии Кольера/
Задача группе II
На международной выставке «Цветные металлы» встретились представители трёх стран Латинской Америки, входящих в десятку крупнейших стран мира по добыче алюминиевой руды - бокситов. Несмотря на географическую близость своих стран (все три страны имеют общую границу), беседующие должны были прибегнуть к услугам переводчиков сразу с 3 языков.
Граждане каких стран в ней участвовали? С каких языков пришлось переводить беседу?
Для решения задачи используйте карты атласа и текст дополнительного ресурса «На каких языках разговаривают латиноамериканцы?».
Дополнительный ресурс для группы II
На каких языках разговаривают латиноамериканцы?
Более 233 миллионов латиноамериканцев говорят на испанском языке. Он является государственным в Аргентине, Венесуэле, Мексике, Колумбии, Чили и других странах континента.
Вторым по численности использования среди европейских языков стран Латинской Америки является португальский. При этом он является государственным лишь в Бразилии. Однако население Бразилии представляет собой весьма большую цифру, поэтому на португальском в Латинской Америке говорят более 190 миллионов человек.
Наименьше распространение получил французский язык. На нем изъясняются в Гвиане, также на островных государствах Карибского бассейна.
Английский язык также считается официальным языком стран Латинской Америки таких, как Гайана и Фолклендские острова.
Еще одним европейским языком Латинской Америки является нидерландский. На нем говорят в Суринаме, Арубе.
В конце 19-го и начале 20-го веков наблюдались активные иммиграционные потоки из стран Европы в Латинскую Америку. Это наложило свой отпечаток на развитие языка Латинской Америки. Так в одной лишь Аргентине за последние сто лет появился особый язык, который является смешением испанского и итальянского. Это обусловлено тем, что на территории Аргентины сегодня проживают несколько миллионов этнических итальянцев, многие из которых ассимилировались с местным испаноязычным населением.
Не чужд Латинской Америке и русский язык, ведь здесь проживает большое количество потомков иммигрантов из России, которые бежали от ужасов революции и гражданской войны.
Задача группе III
Два друга-корреспондента, выполнявшие задания редакции в большом незнакомом городе, связались по радиотелефону:
- Ну и занесло же меня! – пожаловался первый. – Кругом одни хибары, на улице сплошная грязь, ни одного фонаря. Воды, кажется, тоже нет.
- Там, где я нахожусь, люди вообще не живут, - ответил второй. – Но район просто шикарный: небоскребы, сплошные офисы. Сколько машин – никак не припаркуюсь.
В какой части города находится каждый из корреспондентов? В каких городах Латинской Америки мог произойти этот разговор? Какие названия существуют для районов, куда попали журналисты? Какими причинами вызвано их возникновение?
Для решения задачи используйте таблицу 7 стр. 187 учебника и текст дополнительного ресурса «Сан-Паулу»
Дополнительный ресурс для группы III
Сан – Паулу
Второе место в иерархии латиноамериканских сверхгородов занимает Сан-Паулу. Во второй половине ХХ века Сан-Паулу превратился в «экономическую столицу» Бразилии, дающую 2 / 5 её промышленного производства, и, более того, - в крупнейший промышленный центр Латинской Америки.
В агломерации Большого Сан-Паулу обычно выделяют три социально – географические зоны. Во-первых, это центральная зона. Здесь находится деловой центр агломерации, сосредоточена в основном «элитарная» часть её населения. Здесь расположены министерства, штаб – квартиры корпораций, банки и т.д.
Во-вторых, это промежуточная зона, где в основном живут менее обеспеченные слои общества. Для неё характерны более высокая плотность застройки и гораздо менее удовлетворительное состояние жилья.
В-третьих, это периферийная зона - место обитания беднейших слоёв, недавних мигрантов из сельской местности, где люди живут в условиях чрезвычайной скученности. В Бразилии такие поселения людей с низким социальным уровнем, либо находящихся за чертой бедности, живущих в маленьких домах, порой сделанных из чего придётся, называют фавелы.
Подобные трущобы существуют и в других странах Латинской Америки. В Аргентине их называют «вильяс мисериа» – кварталы нищеты
5. После ответов каждой группы, учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.
Обобщение учителя к ответу учащихся группы I
Выделяют два типа размещения населения – приокеанический и внутренний.
Приокеанический тип - высокая плотность населения объясняется следующими причинами: благоприятный климат, равнинность территории, благоприятные условия для торговли морским путём, также влияние колониального прошлого, которое сказывается на колониальном рисунке хозяйства. Страны – колонии полностью раньше и частично сейчас зависят от стран – метрополий, находящихся за океаном и поэтому основным видом связи является морской транспорт. Поэтому со времён колониального прошлого до сегодняшнего дня главными районами заселения и промышленного развития являются прибрежные территории.
Внутренний горный тип – причины высокой плотности населения:
1. Исторический район проживания индейских народов. Здесь государства образованы очень давно. Государства ацтеков и инков, которые находились именно в горных, а не на равнинных территориях.
2. Повышенная плотность населения в некоторых горных районах на высоте от 1 000 до 2 500 м связана с более здоровыми условиями обитания в горных районах по сравнению с низменностями с их жарким и влажным климатом.
3. В Перу и Чили, в горных районах издавна разрабатывают месторождения полиметаллических и медных руд на высоте 2 500 – 4 000 м.
Опережающее задание. О высокогорных жителях озера Титикака подготовила презентацию Даша Хвостова
Обобщение учителя к ответу учащихся группы II
Результат многовекового социально-экономического развития отразился не только в этническом, языковом составе населения, но и на культуре народов.
Так, например, бразильцы в своей культуре и хозяйственном укладе соединили традиции и обычаи своих предков (европейцев, африканцев, индейцев).
Учитель организует обсуждение: что привнесли португальцы, африканцы, индейцы в культуру Бразилии? Португальцы — язык, архитектуру, роспись стен, убранство церквей. Африканцы — яркие, красочные ткани, маски, костюмы, карнавалы. У индейцев были заимствованы традиции плетения ковров, сумок, мебели, а также использование оригинальных разноцветных перьев. Экзотическая смесь европейского шика, индейских традиций и обычаев чернокожих рабов создала одно из самых знаменитых зрелищ в мире — бразильский карнавал.
О бразильском карнавале подготовила сообщение Кристина Чеботарёва.
Обобщение учителя к ответу учащихся группы III
В Латинской Америке ярко выражена одна особенность, характерная также для других регионов развивающегося мира и называемая обычно «ложной урбанизацией». «Ложная урбанизация» - это такой тип урбанизации, при котором доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Главная причина «ложной урбанизации» - постоянный приток в города неимущего сельского населения, которое власти не в состоянии обеспечить жильём, работой. Именно с этой урбанизацией, связано формирование трущоб, «поясов нищеты», в которых живёт 30-50% населения многих крупных городов.
Презентация о фавелах Бразилии.
Подведение итогов урока
Итак, мы подошли к моменту, когда нужно собрать портрет латиноамериканца.
«Какие народы, на каких языках разговаривают, какую религию исповедуют, как размещаются по территории региона, в каких населённых пунктах проживают».
Работа на уроке оценивается учащимися самостоятельно, вносится в оценочный лист. Озвучивается координаторами групп.
Домашнее задание
11