Шамрай Т.А.
Наш дом-планета Земля
Цели мероприятия:
1.Развитие экологической культуры учащихся.
2.Формирование чувства сопричастности к природе вокруг.
3.Воспитание бережного, ответственного отношения к природе.
Оформление, оборудование: экран, проектор, слайдовая презентация, выставка изданий по теме с одноимённым названием.
видеоролик «Я люблю тебя Земля»
Чтец. Есть одна планета сад (слайд №1)
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят
Птиц встречая перелетных
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
Смотрят в воду удивленно
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету!
Песня «Осенний лес»
Ведущий: Сегодня мы будем говорить о нашей Земле; постараемся разобраться, хорошо ли ей живется с нами; подумаем, чем каждый из нас может помочь ей. Давайте представим, что у нас сегодня не просто гости, а представители международной организации «Гринпис». А кто из вас знает, как перевести название этой организации? Вы уже изучаете английский язык и знаете что «green» означает… (пауза, ведущий даёт возможность детям ответить на вопрос). Правильно, зеленый, а «peace» - мир. Люди, которые входят в организацию, борются за «зеленый» и чистый мир. Они хотят остановить загрязнение нашей планеты. Гринпис основана в 1971 г. в городе Ванкувер. Основная цель; добиться решения глобальных экологических проблем в т.ч. путем привлечения к ним внимания властей. С 1989 года в России. Проекты Гринпис в России.
30 марта отмечается День защиты Земли. Почему? Возле американского города Санта-Барбара в 1969 году произошел аварийный разлив нефти. От него тогда пострадали многие морские животные и птицы. Это трагическое событие произвело на американцев сильное впечатление. Они решили хотя бы раз в году напоминать людям об их отношениях с окружающей средой. Так появилась идея проведение Дня Земли.
22 апреля 1970 года тысячи американцев вышли на улицы городов. Они устраивали митинги и демонстрации в защиту природы, требовали принять новые законы об охране природы, сажали деревья, убирали мусор на улицах, очищали берега рек. Первыми отметили День Земли в США, но постепенно этот проект объединил жителей многих стран.
Начали отмечать День Земли и в России (с 1988г.). Кроме того, с 15 апреля по 5 июня у нас ежегодно проводятся специальные дни защиты окружающей среды. Давайте сегодня поговорим о том, как живется нашей Земле.
Ведущий: В эволюционном плане можно сказать, что люди совсем недавно населили планету Земля. Человек использует множество запасов Земли, но при этом ведет себя невежественно, самонадеянно и безумно. А может быть, стоит сказать: «Здравствуй, Земля! Как поживаешь?»
Земля: О, прекрасно! Одной половиной на солнце, другой - в темноте.
Ученик: Прости за нескромный вопрос, Земля, а сколько тебе лет?
Земля: Мне 5 миллиардов лет.
Ученик: Даже трудно представить себе сколько это.
Земля: Да, это трудно объяснить. Давай для простоты представим себе, что 5 миллиардов лет – это 1 час. Так вот, исходя из этого, получается:
0 минут – образовалась планета Земля, то есть я; (сл. №2)
10 минут- зародилась первая клетка, возникла жизнь; (сл. №3)
30 минут – в океане появились сине-зеленые водоросли, которые производят кислород; (сл. №4)
52 минут – в океане появились маленькие животные – трилобиты; (сл.№5)
55 минут – на планете появились большие деревья; (сл. №6)
56 минут – в воздух появились огромные ящеры; (сл. №7)
57 минут – появились динозавры; (сл. №8)
58 минут – появились первые звери и птицы; (сл. №9)
59 минут – появились первые люди на земле; (сл. №10)
60 минут – появились вы – мои сегодняшние жители. (сл. №11)
Ведущий: Сегодня на земле живет множество людей. (слайд №12)
И все хотят чистого воздуха, воды, пищи, крова. Очень трудно быть доброй хозяйкой.
Ведущий: Ребята, земля еще о чем – то хочет нам рассказать…
(слайд №13)
Земля: Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда- то могла радоваться, могла любить? А ведь любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка. Как же я была прекрасна в то время.
(слайд №14)
Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг, оказался направлен не только на создание, но и на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя. У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.
Ведущий: Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?
- итак, давайте перечислим признаки грозной беды (сл. №15)
- что же относится к источникам загрязнения окружающей среды? (сл. №16)
- что же такое экология? (сл. №17)
- Что же произойдет с нашей планетой? (сл. №18 + три щелчка, 19 + щелчок)
Экологические загадки
В трубе задерживает дым, пыль, есть в сигаретах(Фильтр)
Рыбам – вода, зверю – лес, птицам – воздушное пространство. А в экологии это называется (Средой обитания)
В году их четыре. Сначала птицы прилетают, потом выводят птенцов, затем они улетают опять, а в это время медведь спит в берлоге (времена года)
Черный воздух, облако, как пыль, бывает, когда топят печку (дым)
Там квакают лягушки и растут камыши (болото)
Это когда не бывает дождя, жарко, как в пустыне (засуха)
Его выдыхают животные и люди, от него гибнет все живое (углекислый газ)
То, что нас везде и всегда окружает (природа)
То, что идет от солнца, а вечером от лампы (свет)
Маленькие санитары природы, мы их не видим (микроорганизмы)
Его выделяют растения (кислород)
Птицы, звери, рыбы. Цветы, деревья, человек. Все это вращается вместе с землей и называется одним словом (биосфера)
Физ- минутка «Экологическая безопасность» (сл. №20)
Ведущий: Как можно сохранить исчезающие виды животных и растений? (сл.№21)
Для того чтобы сохранить исчезающие виды растений и животных, люди создают заповедники.
Чтец: «Заповедник» – это слово
Всем и каждому знакомо.
В нем животных охраняют,
Кормят и оберегают.
Запрещают здесь охоту,
Проявляют здесь заботу
О растениях лесных,
Луговых и полевых,
Водоемов и болот.
Вся природа здесь живет
Под охраной человека
Много лет от века к веку…
Музыкальный ролик «Голоса птиц»
Ведущий: Это природа зовет нас к себе в гости. Птицы собрались на симпозиум, важное совещание. Но так как они собрались обсуждать только свои, птичьи, проблемы, то решено было посторонних не пускать. И выставили птицы стражу, чтобы она дала сигнал, если вдруг пожалует кто-то чужой. Сначала стражниками стали кукушки. Сейчас вы, ребята, будете кукушками и дадите сигнал «КУКУ», если вдруг появиться кто-то чужой, не из птичьей стаи.
Игра на внимание
Задание: Дети должны подать сигнал, если среди перечисляемых ведущим птиц появится кто-то другой или что-то другое.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Теперь на страже важные вороны – сигнал «КАР»
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Ласточки, стрижи,
Галки, макароны,
Аисты, вороны…
Потом вызвались охранять лес веселые воробушки. – сигнал «ЧИК-ЧИРИК»
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Болтики, кукушки…
Не нравятся болтики воробьям? Ну-ка, тетерева, посторожите! – сигнал «ЧОК-ЧОК-ТОК-ТОК»
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Гаечки, кукушки…
Примечание: Тетерева могут ошибиться и не пропустить гаечек. А ведь это птицы! Гаечки – вид синиц.
Теперь попросим глухарей посторожить птиц – сигнал «ЦОК-ЦОК»
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы, плюшки…
Плюшки не птицы. А хотите, я сделаю из них птиц?
Инте-инте-интерес,
Я люблю букву С.
И тогда из плюшки
Выйдут совы-сплюшки.
Ведущий: Ребята, птицы также, как и животные, нуждаются в вашей заботе и внимании. Особенно зимующие, ведь им так недостает корма в лютые морозные дни! Как человек помогает птицам пережить зиму?
А кто из вас делал кормушку и подкармливал птиц?
Птицы радуются, что им организовывают такие столовые. Теперь птицам не страшен голод, и они спокойно будут ждать прихода весны.
Ведущий: Подкармливая птиц, вы помогаете им перенести суровый зимний период, и при этом можете в свое удовольствие понаблюдать за пернатыми. Только нужно помнить одно правило: нельзя обманывать доверие птиц; если начали подкармливать, нужно делать это каждый день в течение всей зимы.
Ведущий: Давайте представим, что наша планета единственный раз в году вдруг заговорила с нами. Что бы она могла нам сказать, что попросить, что пожелать?
Чтец: Все народы, все люди,
Все, кто верит и любит,
Все, в ком совесть жива, К вам земли обращаю слова!
ЗЕМЛЯ: Дорогие люди! Я – планета Земля! Мне нужна ваша любовь! Только любите меня так, как я люблю каждого из вас. Если вы будете любить меня, то будете и заботиться обо мне и защищать меня. И таким образом вы будете спасать наш Дом и Дом братьев меньших – животных. Все мы одна большая семья. Расскажите о моем пожелании вашим друзьям и родным. Помните обо мне, а я буду заботиться о вас и всегда буду вашим домом.
Ведущий: Дом - это не только то место, где мы живем. Дом – это наш город, область, страна, планета. А в доме должно быть всегда тепло, светло, чисто, уютно; каждый должен себя чувствовать в доме защищенным.
Чтец: Люби родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Здесь мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
К земле относиться добрей.
Ведущий: Сегодня мы еще раз вспомнили о том, как важно внимательно относиться к нашей планете. Начинается же доброе отношение к планете с небольшого уголка – двора, города, области. Мы поняли, что можем многое сделать для природы.
( Слайд 24)
Ведущий: Желаем, чтобы над тобой всегда светило яркое солнце, а на тебе росли красивые густые леса, цвели цветы, звонко пели птицы!
А в завершении нашего мероприятия поздравления Земле в стихах.
Чтец: Я люблю тебя, Земля,
И хочу, чтоб ты жила,
Хорошела с каждым годом,
Плодоносила, цвела.
Берегите, люди, Землю,
Ведь она у нас одна.
Защитим ее все вместе
Мы как дружная семья.
Будем мусор убирать,
Не сорить, не обижать!
Видеоролик «Сохраним природу детям»
Использованная литература:
Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-методическое пособие.- М.: ЦГЛ,2003.- 128с.: ил.
Шевченко Г.И. Наш дом – планета Земля //- Педсовет - №8 – 2010 с 10-12.
7