Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « средняя общеобразовательная школа №3»
«НАШ ДРУГ СВЕТОФОР»
К О М А Н Д Н А Я И Г Р А
Автор
Кощеева О.Н.,
Учитель физики
Эл. Адрес kosheeva_olga@mail.ru
Г. Нижневартовск
2015
К
О М А Н Д Н А Я И Г Р А
«НАШ ДРУГ СВЕТОФОР»
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИГРЫ: Проверка знаний учащихся по правилам дорожного движения. Отработка умений их применения в практических ситуациях. Развитие познавательного интереса учащихся. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Большой спортивный зал школы.
УЧАСТНИКИ: Учащиеся 5-7 классов.
СУДЬЯ НА ЭТАПАХ: Учащиеся 10-11 классов.
РЕКВИЗИТЫ: Кубик с обозначением *; **; ***; «-1»; «Приз», «Улыбка». Велосипед (самокат), полоса препятствий для проведения велоэстафеты, листочки с заданиями, 9 столов-пунктов:
«Светофор».
«Велосипедист».
«Пешеход».
«Соображалки».
« - 1».
«Знаки дорожного движения».
« Пассажир».
«Художник».
«Спорт».
План проведения:
1.Участвует несколько команд по 5 человек, имея группу поддержки ( одноклассники).
2. Капитаны команды бросает кубик по очереди:
если выпадают сектора «1», «2», «3» игрок команды соответственно передвигается к столу № 1, 2, 3, вытаскивает листок с заданием и отвечает на него, получая за правильный ответ соответствующее количество баллов;
если выпадает сектор «Улыбка», то группа поддержки команды исполняет номер художественной самодеятельности, который оценивается жюри по 5-ти бальной системе;
если выпадает сектор «приз», игрок получает приз, а капитан повторяет бросок кубика ;
если выпадает сектор « – 1», игрок пропускает ход и встаёт в конец вереницы участников команды, (жюри фиксирует в протоколе количество таких бросков и учитывает их при подведении итогов).
Последним в игре выступает капитан команды, а кубик бросают участники команды по очереди.
3. Каждый участник команды продолжает двигаться от стола к столу согласно выпавшим цифрам (если количество ходов больше, например игрок выполнил задание у стола № 8 и ему выпало «2» или «3» он идёт на велоэстафету).
4. Стол № 4 «Соображалки» предлагает игроку один из рисунков с соответствующей ситуацией. Задача игрока найти правильный выход из предложенной ситуации.
5. Стол № 5 « - 1» предлагает игроку вернуться назад к заданиям стола № 4 «Соображалки». Ответив на задания стола № 4 игрок продолжает движение вперёд, но уже от этого стола. При выпадении «1» игрок остаётся на месте и снова отвечает на задания стола № 4.
6. Стол № 8 «Художник» предлагает игроку раскрасить нужным цветом чёрно-белую заготовку дорожного знака.
7. Стол № 9 «Спорт» предлагает игроку пройти все элементы велоэстафеты без штрафных очков. В случае удачи он получает 10 баллов. За каждый сбитый элемент – 1 балл.
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА


Н
есколько занимательных рисунков:
1. Чтобы все несчастья эти с вами не случились дети, к правилам дорожного движения надо относится с уважением.
2. Детям до 16 лет ездить на мопеде не разрешено!
3. Запомни каждый пешеход – что есть пешеходный переход!

4
. Не езди на велосипеде отпустив руль.
5. На мостовой играть опасно.
ЭМБЛЕМА:




ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ (для 5- 6 классов)
СТОЛ № 1 «СВЕТОФОР»:
Что такое светофор и каково его назначение? (1 балл).
Кто может заменить светофор на дороге в случае его поломки? (1 балл).
Сколько цветов имеет светофор и как они на нём размещены? (2 балла).
Что означает каждый из цветов светофора? (2 балла).
Для чего служат дополнительные секции светофора? (3 балла).
Как должен действовать водитель при жёлтом сигнале светофора? (4 балла).
Что означает мигание зелёного сигнала светофора? (4 балла).
Какому сигналу светофора соответствует команда регулировщика «рука поднятая вверх»? (5 баллов).
Что означает сигнал свистка регулировщика? (5 баллов).
Что означает команда регулировщика «обе руки вытянуты в стороны»?
(5 баллов).
Что означает команда регулировщика «правая рука вытянута вперёд»?
(5 Баллов).
Какие виды светофоров вы знаете? Каков принцип их работы? (10 баллов).
СТОЛ № 2 «ВЕЛОСИПЕДИСТ»:
Какого цвета должен быть котофот на переднем и заднем щитке велосипеда?
(1 балл).
Может ли велосипедист перевозить пассажира на багажнике? (1 балл).
В каких местах езда на велосипеде запрещена? (1 балл).
Разрешено ли велосипедисту движение на велосипеде по автомагистрали?
(2 балла).
Разрешено ли движение на велосипеде по тротуарам и пешеходным дорожкам? (2 балла).
Может ли велосипедист буксировать другого велосипедиста на неисправном велосипеде? (3 балла).
Может ли велосипедист перевозить груз, габариты которого превышают по длине и ширине 0,5 м? (3 балла).
Чем должен быть оборудован велосипед, чтобы езда на нём была безопасной? (4 балла).
Чем должен быть оборудован велосипед для езды в ночное время суток?
(4 балла).
Как должен поступить велосипедист, если перед ним знак «Движение на велосипеде запрещено»? (5 баллов).
Какие правила должен соблюдать велосипедист при транспортировке велосипеда пешком? (5 баллов).
На каком расстоянии от тротуара или обочины дороги разрешена езда на велосипеде? (6 баллов).
Что запрещается велосипедисту правилами дорожного движения?
(6 баллов)
В каком возрасте разрешена езда на велосипеде по улицам города?
(6 баллов).
В каком возрасте разрешена езда на велосипеде с подвесным мотором?
(6 баллов).
Какие правила должен соблюдать велосипедист при переезде через перекрёсток? (8 баллов).
Какие сигналы должен подавать велосипедист при движении по улицам города? (10 баллов).
СТОЛ № 3 «ПЕШЕХОД»:
Сколько сигналов светофора ты знаешь, и что они означают? (1 балл).
Как должен действовать пешеход на сигналы светофора? (1 балл).
Что должен сделать пешеход, прежде чем он сойдёт с тротуара? (1 балл).
Что должен сделать пешеход не успевший закончить переход улицы?
(2 балла).
Где и как безопаснее переходить улицу? (2 балла).
Почему нельзя перебегать дорогу перед быстро идущим транспортом?
(2 балла).
Для чего служит тротуар? (3 балла).
Чем регулируется движение пешеходов через улицу, перекрёсток? (3 балла).
Как определить самый безопасный путь для перехода улицы, перекрёстка?
(5 баллов).
10. Какой существует порядок движения пешеходов по загородным дорогам?
(5 баллов).
11. Каков порядок перехода улицы, перекрёстка группой учащихся (классом)?
(5 баллов).
12. Где можно переходить дорогу вне населённого пункта, если нет
пешеходного перехода? (7 баллов).
Где и для чего устанавливают металлические ограничения тротуаров?
(8 баллов).
Что понимается под понятием «улица», и на какие части она делится?
(10 баллов).
СТОЛ № 4 «СООБРАЖАЛКИ»:
На столе находятся листы с наклеенными на них ситуативными картинками из правил дорожного движения по разделам: «Общие положения», «Сигналы светофора и регулировщика», «Начало движения, маневрирование», «Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств», «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных».
Подбор ситуативных заданий и их количество осуществляется исходя из возраста участников игры.
СТОЛ № 5 « – 1»:
Оборудуется табличкой с надписью « – 1».
СТОЛ № 6 «ЗНАКИ»:
На столе находятся листы с наклеенными на них знаками дорожного движения по темам: «Предупреждающие знаки», «Запрещающие знаки», «Предписывающие знаки», «Информационно-указательные знаки».
Подбор знаков и их количество осуществляется исходя из возраста участников игры.
СТОЛ № 7 «ПАССАЖИР»:
Можно ли перевозить пассажира в положении стоя в салоне пассажирского такси, если все места уже заняты? (1 балл).
Разрешена ли посадка и высадка пассажиров автобуса вне специально оборудованных мест? (1 балл).
Можно ли пассажирам автобуса отвлекать водителя разговорами во время движения? (1 балл).
Разрешена ли посадка и высадка пассажиров автобуса вне населённого пункта, если специально оборудованная остановка отсутствует? (1 балл).
Кто согласно правил дорожного движения является пассажиром? (2 балла).
Как называются места для ожидания автотранспорта, как они оборудованы и обозначены в населённом пункте? (2 балла).
В каком случае водителю разрешается посадка и высадка пассажиров?
(2 балла).
С какой стороны пассажирам безопаснее обходить автобус? (2 балла).
Какая сторона автотранспортного средства является безопасной для посадки и высадки пассажиров? (3 балла).
Является ли пассажир автобуса участником дорожного движения? (3 балла).
Какие общие правила существуют для пассажиров автобуса? (5 баллов).
Какие общие правила существуют для пассажиров при езде на мотоцикле?
(5 баллов).
Сколько пассажиров может ехать в боковой коляске мотоцикла? (5 баллов).
Как должен вести себя пассажир при перевозке автобусом? (5 баллов).
С какого возраста можно перевозить пассажира на переднем пассажирском сидении легкового автомобиля? (5 баллов).
Сколько пассажиров может перевозить автотранспортное средство?
(7 баллов).
Какой должна быть скорость автобуса при перевозке пассажиров в черте города? (8 баллов).
Каким знаком должен быть оборудован автобус, перевозящий детей?
(8 баллов).
Как должен быть оборудован грузовой автомобиль, перевозящий людей?
(10 баллов).
Что запрещается делать пассажиру при перевозке в кузове грузового автомобиля? (10 баллов).
СТОЛ № 8 «ХУДОЖНИК»:
1. На столе находятся листы с наклеенными на них чёрно-белых трафаретов знаков дорожного движения по темам: «Предупреждающие знаки», «Запрещающие знаки», «Предписывающие знаки», «Информационно-указательные знаки».
2. Коробка цветных карандашей или фломастеров.
3. Подбор знаков и их количество осуществляется исходя из возраста участников игры.
СТОЛ № 9 «СПОРТ»:
1. Предусматривает выдвижение участника игры на старт велоэстафеты.
2. Велосипед.
3. Подбор элементов велоэстафеты осуществляется исходя из возраста участников игры. Все элементы велоэстафеты готовятся заранее организаторами игры. 4. Порядок прохождения элементов эстафеты и нарушения, за которые присуждаются штрафные баллы, оговариваются перед началом игры с участниками каждой команды. Прохождение эстафеты без штрафных очков оценивается в 10 баллов. Каждое нарушение при прохождении элементов эстафеты оценивается в «– 1 балл».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ:
1. Подведение итогов игры осуществляется жюри на основании протоколов судей на этапах. Подсчитывается общее количество баллов, набранное участниками каждой команды за вычетом штрафных очков.
2. Побеждает та команда, которая набрала больше всех баллов.
3. Для поощрения участников игры жюри имеет право выявить команды, показавшие наилучшие результаты по отдельным номинациям: «Светофор», «Велосипедист», «Пешеход», «Соображалки», «Знаки», «Пассажир», «Художник», «Спорт». Или отдельных игроков, показавших наилучшие знания правил дорожного движения.
НАГРАЖДЕНИЕ:
1. Команды-участницы, занявшие 1, 2, 3 место награждаются грамотами.
2. Отдельные игроки команд, показавшие наилучшие знания правил дорожного движения могут быть награждены ценными призами или дипломами по отдельным номинациям.