СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Наш компас земной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Наш компас земной"»


МАОУ Видновская гимназия




Публичный отчёт



Открытый урок во 2 «В» классе

по окружающему миру


Тема: Компас. Ориентирование

на местности.







Учитель начальных классов

Светикова И.С.







15 февраля 2013 года

Окружающий мир 2 класс (УМК «Школа России»)

«Компас. Ориентирование на местности»

Цель: формировать умения ориентироваться по компасу и по местным признакам.

Задачи:

образовательные: повторить понятия «горизонт» и «линия горизонта», познакомить с прибором для определения сторон горизонта – компасом, научить им пользоваться, научить ориентироваться по местным признакам;

развивающие: развивать внимание, кругозор, наблюдательность, умение ориентироваться в непривычной ситуации, мышление, умение рассуждать, анализировать; стремление применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.

воспитательные: воспитывать уверенность в себе; Воспитывать умение слушать другого, аккуратность, интерес к окружающему миру.


Оборудование: компасы, маршрутные листы, памятки путешественнику для работы в группе, картинки для ориентирования по местным признакам, буквы- стороны горизонта, презентация Power Point.

Учебник: Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 кл. нач. шк. в 2-х частях. Ч. 2, с. 74-75.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний. Повторение пройденного

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке много гостей. Давайте поприветствуем их.

- А у нас открывается школа будущих туристов. . (Слайд 1)

- Кто такие туристы? –(это люди, которые путешествуют по разным странам, лесам, горам)

-Сегодня мы поговорим о том, что должны знать туристы, отправляясь в путешествие пешком в лес.


2)-Итак, приготовимся в путь. Встали, надели сапоги, куртку, шапку, взяли рюкзак на плечи и пошли. ( дети имитируют соответствующие движения)-(небольшая физминутка)

-Идем, идем, на горизонте виднеется дерево, где у нас будет привал. (Слайд 2)

-А что такое «горизонт»? –( земная поверхность, которую мы видим вокруг себя)

-А что это за линия, где небо как бы сходится с землей? –( «линия горизонта») (Слайд 3)

-Давайте до нее дойдем и сделаем привал. Сможем? – ( нет, линия горизонта всегда отдаляется).

-Почему? –(потому что Земля круглая)

-Молодцы, тогда садитесь. И давайте вспомним, а какие стороны горизонта вы знаете?

-Возьмите маршрутные листы у себя на партах, напишите на 1 схеме стороны горизонта.

(работа детей)


Проверка: (Дети каждой группы выходят к доске и прикрепляют на магнит листочки с буквами –сторонами горизонта: С,Ю,З,В,С-В,С-З,Ю-В,Ю-З) (Слайд 4)

- Представитель 1 группы, прикрепите на доску первые две основные стороны горизонта.

- Где всегда на схеме или карте расположен север? (вверху), соответственно юг? (внизу)


-Представитель 2 группы прикрепите две другие основные стороны горизонта.

- Как мы запоминали расположение запад-восток? ( запад-слева-5 букв, восток-справа-6 букв)


- Представитель 3 группы прикрепите промежуточные стороны, связанные с севером (С-З, С-В)


-Представитель 4 группы прикрепите промежуточные стороны, связанные с югом (Ю-З, Ю-В)


3) Графический диктант.

- А теперь проверим, как хорошо вы можете ориентироваться по сторонам горизонта.

-На маршрутных листах напишем графический диктант, двигаясь в соответствии со сторонами горизонта.

  • От исходной точки 2 шага (2 клетки) на север

  • 1 шаг на С-З

  • 1 шаг на З

  • 1 шаг на Ю-З

  • 2 шага на Ю

  • 1 на Ю-В

  • 1 на В

  • 1 на С-В


- Какая фигура у вас получилась? (многоугольник) (Слайд 5)

- Отложите эти листы в сторону, в конце урока они нам еще пригодятся.


  1. Физкультминутка.

  • Встаньте, сделайте 2 шага на север. Покажем, как на нас холодом повеяло.

  • Повернитесь на восток, вытяните руки вверх и потянитесь к восходящему солнцу.

  • Сделайте 3 шага на запад, выполните приседание, покажите, как солнце садится на западе.

  • Повернитесь лицом на юг, поприветствуйте наших гостей.

  • Повернитесь лицом на север, возвращаемся на свои места.


  1. Компас.

  1. – А теперь, будущие туристы, отгадайте загадку.


По стране в поход идём,

Друга мы с собой берём.

Он не даст нам заблудиться,

От маршрута уклониться.

Нам покажет верный друг

Путь на север и на юг. (компас)

-Что такое компас? (варианты ответов детей) (Слайд 6)


  1. История возникновения компаса. (рассказ ученика)

- Об истории возникновения компаса нам расскажет …….


(Слайд 7) Люди с давних времен искали способы  надёжного ориентирования, особенно в открытом океане или в пустыне. Когда они открыли чудесное свойство магнита, а именно, что магнитная стрелка всегда показывает определенное направление: с севера на юг или с юга на север, появился и компас.


(Слайд 8) Считают, что компас был изобретён в Китае 2,5 тысяч лет назад и назывался “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг.

Он имел вид разливательной ложки из магнитного железняка с тщательно отполированной выпуклой частью. Этой выпуклой частью ложка устанавливалась на отполированную медную пластину, так что черенок не касался пластины, а свободно висел над ней, и при этом ложка легко могла вращаться.


(Слайд 9) В XI веке в Китае появилась плавающая стрелка компаса, изготовленная из искусственного магнита в виде железной рыбки. Она нагревалась докрасна и опускалась в сосуд с водой. Здесь она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг.


(Слайд 10) У китайцев «плавающую иглу» переняли европейцы. Изначально компас представлял собой намагниченную иголку и кусочек дерева, плававшие в сосуде с водой.


(Слайд 11)Вскоре сосуд стали прикрывать стеклом, чтобы защитить механизм от воздействия ветра.


-Куда показывала стрелка компаса в древности? А сейчас?

-Почему стрелка компаса всегда показывает на север? (варианты ответов детей)

-Об этом мы узнаем из стихотворения. (ученик читает наизусть)



Магнитную стрелку на север манила

Какая-то все непонятная сила

И вот разгорелись научные споры:

Что тянет её в ледяные просторы?

Медведи? Тюлени? Коварные льды?

А может сиянье Полярной звезды?

А вдруг она видит на расстоянии

Могучее северное сияние?


Компас в руке я твердо держу

Движение стрелки понять я хочу.

Гипотезы строю, прошу я поэта

Мне объяснить движение это.

Медведи, тюлени, коварные льды.

Вы тянете стрелку на север? УВЫ!

Что же тянет стрелку на север, скажи.

Да это магнитное поле Земли! (Слайд 12)



- Как мы услышали из стихотворения, на планете действует сильное магнитное поле Земли. Эта сила и притягивает к себе стрелку намагниченную стрелку компаса и она сама устанавливается параллельно магнитному полю Земли.


  1. Устройство компаса.

- Повторим правила работы в группах:

  • уметь слушать другого

  • высказывать свое мнение

  • уважать мнение других

  • не согласен – предлагай


- Рассмотрим, как устроен магнитный компас.

- На что похож компас? (на часы) (Слайд 13)

- Чем компас похож на часы? (круглая коробочка, сверху стекло, внутри шкала с делениями)

- Эта круглая коробочка в компасе называется «корпус», (Слайд 14)

- Шкала с делениями в часах называется циферблат, а в компасе «лимб» (Щелчок)

- Что написано на циферблате в часах? (цифры), а в компасе? (стороны горизонта)

-Что внутри часов движется? (2 стрелки), а в компасе?(1 магнитная стрелка) (Щелчок)

- Иногда в компасах есть предохранитель, который фиксирует стрелку в неподвижном состоянии, когда компас находится в нерабочем состоянии. (Щелчок)

- В часах есть механизм, а в компасе его нет, так как стрелка вращается под действием магнитной силы земли.


-Людям каких профессий нужно уметь пользоваться компасом? ( летчики, военные, моряки)

-Может быть из вас тоже вырастут будущие военные и моряки, поэтому сейчас научимся пользоваться компасом.


  1. Правила работы с компасом. (Слайд15)

- Расположите пункты работы с компасом в правильном порядке.


  1. Положите компас на ровную поверхность.

  2. Подождите, пока стрелка компаса успокоится.

  3. Поверните корпус компаса так, чтобы буква «С» совпала с синим концом стрелки.

  4. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.


- Выполните действия в соответствии с планом работы.

- Определите по компасу, как расположены стороны горизонта у нас в классе.

- Вернемся к схеме на доске и в ней переставим буквы сторон горизонта так, как они будут располагаться в нашем классе.

-На 2-ой схеме укажите расположение сторон горизонта в нашем классе. (Работа детей сам-но у себя в маршрутных листах и один человек - на доске )

  1. Определение местонахождения предметов в классе.

- Определите, где расположены отдельные предметы в нашем классе:

Дверь

Классная доска

ИД доска

Среднее окно

Самый большой цветок (фикус)

Плакат по ТБ

Воздушное отопление


- А сейчас мне нужен один будущий турист. (вызвать ученика)

- Я отправляю тебя в путешествие в сторону двери.

- Дети, скажите, в каком направлении он двигается.

- Теперь подойди к зеркалу. В каком направлении он движется?

-Вернись обратно на свое место. В каком направлении он идет?


Физкультминутка. (Слайды 16-29)

- А теперь станцуем веселый танец под песню, с которой очень удобно ходить в поход.


  1. Ориентирование на местности.

- Вы очень хорошо смогли ориентироваться по компасу, но представьте себе, что мы оказались в лесу, по какой-то причине, без компаса. Знаем только одно, мы шли на юг. В какую сторону нужно возвращаться? (на север)

- А как узнать, где север без компаса?

- Оказывается, надо просто быть наблюдательным и внимательным, сама природа дает нам подсказки. Их надо только видеть.

- У вас на столах лежат конверты. Каждая группа прочитает текст со своими способами ориентирования на местности без компаса и выберет картинки, соответствующие им.

(Работа в группах - дети читают текст на карточках, находят картинки, иллюстрирующие эти признаки, и прикрепляют их на доску.)

Ориентирование по Солнцу.

Самый древний способ определения сторон горизонта – ориентирование по Солнцу. Солнце встает на востоке и заходит на западе. В полдень солнце находится на юге.

  • Если в полдень встать спиной к солнцу, то тень от солнца укажет направление на север, сзади будет направление на юг, справа – восток, слева – запад.

  • Солнце восходит на восходе, а заходит на западе.



По звездам и окружающим признакам.

Издавна по звёздам ориентировались капитаны кораблей в открытом море и проводники караванов в пустыни. Не зря же появилось выражение «Путеводная звезда» как синоним надёжности. Этой звездой является


  • Полярная звезда, которая всегда показывает на север. Полярная звезда является концом ручки «ковшика» созвездия Малой Медведицы. Чтобы найти Малую медведицу, нужно найти две крайние правые звезды "ковша" Большой Медведицы, от верхней звезды мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами. В конце этой линии находится Полярная звезда.


Кроме звезд существует много способов, как найти стороны горизонта по местным признакам:

  • годовые кольца на пнях деревьев с южной стороны шире, чем с северной.

  • У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с южной стороны.



Ориентирование по окружающим признакам

Уметь ориентироваться, значит уметь определять свое местонахождение по разным признакам. Существует много способов, как найти стороны горизонта по местным признакам.

  • У берёзы кора более чистая и гладкая с южной стороны , а с северной стороны на коре много трещин и наростов, она шершавая и темная.

  • Мхов и лишайников на камнях и деревьях больше с северной стороны.

  • Муравейник всегда расположен с южной стороны дерева. И даже склоны у муравейника неодинаковые: с южной стороны он более пологий.

  • цветок подсолнуха всегда тянется за солнцем и никогда не показывает на север

  • осенью птицы летят на юг, а весной на север.


По этим признакам мы можем ориентироваться на местности в разное время года. Они помогут нам в трудную минуту. Но только прежде чем сделать вывод, проверяй его по нескольким признакам. Вот тогда эти живые компасы верно укажут нам стороны горизонта


Ориентирование по окружающим признакам

Уметь ориентироваться, значит уметь определять свое местонахождение по разным признакам. Существует много способов, как найти стороны горизонта по местным признакам.

  • ягоды и фрукты краснеют и поспевают лучше с южной стороны

  • Смолы на соснах больше с южной стороны дерева.

  • Снег весной быстрее тает на южной стороне склона. Весной лунка в снегу под деревом с южной стороны.

  • Церкви тоже могут служить хорошими ориентирами. Алтари и часовни православных церквей обращены на восток. Опущенный край нижней перекла­дины креста на куполе обращен к югу, а приподнятый — к северу.


По этим признакам мы можем ориентироваться на местности в разное время года. Они помогут нам в трудную минуту. Но только прежде чем сделать вывод, проверяй его по нескольким признакам. Вот тогда эти живые компасы верно укажут нам стороны горизонта.


- Можно ли по одному из этих признаков найти правильное направление в лесу?-(Нет, для надежности лучше пользоваться несколькими признаками)


-Каковы минусах данных способов?(по Солнцу - нельзя ориентироваться в пасмурную погоду, ночью, а по звездам- днем, в пасмурную погоду)


( В каждой группе есть лишняя картинка, которая не имеет никакого отношения к ориентированию на местности.

-Объясните, почему вы не взяли эту картинку? Можно по ней определить стороны горизонта? –нет)


2) Закрепление изученного. «Памятка путешественнику».


-Теперь на основании изученных правил давайте составим «Памятку путешественнику»

-Возьмите 2-ой конверт, сообща выполните работу. (Дети выполняют работу на индивидуальных карточках, затем меняются листочками с другой группой и проверяют работу своих товарищей.)

- Передайте свою памятку соседней группе по часовой стрелке. Проверьте работу своих товарищей.

- С какими ответами вы не согласны и почему?

Памятка путешественнику-1

  1. Нарисуй ветви отдельно стоящего дерева.

С Ю








  1. Нарисуй и закрась темную, шероховатую сторону коры берёзы.


С Ю








  1. Обозначь «Х» мхи и лишайники на дереве.



С Ю






  1. Н арисуй муравейник около дерева.


С Ю







  1. Обозначь «Х» место, где больше снега на склоне.

С Ю



Памятка путешественнику-2

  1. Подпиши стороны горизонта у отдельно стоящего дерева.









  1. Кора берёзы ровнее и чище с ____________стороны. Подпиши стороны горизонта.








  1. Ч ёрточками обозначены мхи и лишайники на дереве. Подпиши стороны горизонта







  1. М уравейник около дерева. Определи стороны горизонта








  1. Черточками обозначен снег на склоне. Определи стороны горизонта.



Памятка путешественнику-3


У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с ____________стороны.

У берёзы кора белее и чище с ___________стороны . Мхов и лишайников на камнях и деревьях больше с _________ стороны.

Снег весной быстрее тает на ___________ стороне склона.  

Муравейник расположен с ___________ стороны ближайшего дерева.

Весной лунка в снегу под деревом с ____________ стороны.

Смола обычно на сосне с ____________ стороны.

В полдень тень показывает на ____________ .





  1. Проверка изученного.

  1. Тест.

- А теперь каждый себя проверит, на сколько хорошо он усвоил данный материал.

-Выполним тест, ответы запишите в нижней части своих маршрутных листов.


Ответы (круг, квадрат, треугольник) дети пишут на своих маршрутных листах. (Слайды 29-38)


  1. Нахождение сторон света на картинах русских художников.

(Слайды 39-42)

- Рассмотрите картины русских художников. Найдите на них приметы, по которым можно найти стороны горизонта.

  • Константин Крыжицкий «Дорога»

  • Игорь Грабарь «Восход солнца»

  • Станислав Жуковский «Пробуждение природы (Ранняя весна)»

  • Степан Косенков «Одинокая сосна»


  1. Рефлексия.

- Возьмите многоугольник, который мы рисовали во время графического диктанта.

- Превратим его в смайлик, нарисуйте глаза.

- Если на уроке вам все было понятно, вы хорошо усвоили материал, у вас все получилось, то нарисуйте вместо носа восклицательный знак.

-Если остались какие-то сомнения и вопросы, нарисуйте вопросительный знак.

-Если на уроке у вас было хорошее настроение, нарисуйте улыбку.

-Если вас что-то огорчило или возникли какие-то трудности, то нарисуйте грустный смайлик.

-Если урок прошёл нормально без особых эмоций, нарисуйте спокойный прямой ротик.


  1. Итог.

-Где и когда нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке? (заблудились в лесу, пошли в поход, соревнования по спортивному ориентированию, турслеты)


  1. Домашнее задание.

Учебник стр.74-75, тетрадь с.45,47



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!