СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наш край. Ленинградская область

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен природе Ленинградской области.

Просмотр содержимого документа
«Наш край. Ленинградская область»

Урок по окружающему миру по теме «Природа родноrо края. Ленинградская область», 4 класс,

проведенный учителем

ГБОУ СОШ №78

г. С – Петербург

Селиховой В. Г.





































Цель: познакомить с расположением родного края на политико­ административной карте РФ, некоторыми сведениями о родном крае, особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, особенностями экономики, проблемами экологии.


Планируемые результаты:

Метапредметные

  1. Личностные УУД:

  • формировагь положительное и осознанное отношение к изучению окружающего мира,
  • осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и

взаимодействия с учителем и одноклассниками.

  1. Познавательные УУД:

  • формировать умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза изучаемых объектов,
  • давать характеристики изучаемым объектам,

  • работать с текстовым и иллюстративным материалом,

  • осуществлять обобщение, делать выводы.

  1. Коммуникативные УУД:

  • понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы , используя изученные термины и опираясь на свой опыт, знания,

  • развивать умение выступать перед классом,

  • выражать свою точку зрения.

  • совершенствовать умение работать в группах.

  1. Регулятивные УУД:

  • формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя,
  • формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по заданному правилу,

  • формировать умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

Предметные

  1. Расширить знания об окружающем мире,

  2. Формировать умение находить и показывать свой регион на карте России.

  3. Развивать умение находить объекты на контурной карте.

  4. Иметь представление о природных зонах Ленинградской области.

  5. Повторить знания о полезных ископаемых родного края.

  6. Составлять экологические цепи и предлагать пути решения экологических проблем.


Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

1 Организационный момент П Определение темы урока Учитель:

    • Скажите, ребята, какую большую и важную тему мы с вами изучали на предыдущих уроках? (Природные зоны России)
    • Посмотрите на экран. Перед нами карта России. Вы видите, какая у нас огромная страна, она занимает первое место в мире по своей площади.

Протяженность России с севера на юг 4 тысячи км, а с запада на восток - около 1О тысяч км.

Посмотрите на доску и прочтите тему нашего сегодняшнего урока. (Наш край)

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живем!

(Учитель включает аудиозапись песни « Наш край». ( То березка, то рябина…)

- Как вы понимаете выражение «мой край»? (Это край, где мы родились, учимся, живём. Это наша родина.)

- Если посмотреть на административную карту России, то можно увидеть Ленинградскую область, похожую на бабочку, которая раскинула свои крылья на северо-западе нашей страны.

— Это наша малая родина, которую мы очень любим. А любить родину – значит знать её, изучать. Цель нашего урока - сделать очередные шаги в изучении нашего края.

    • Правильно. Наверное, вы уже путешествовали по Ленинградской области, отдыхали за городом, на даче; были в санатории или спортивном лагере.

    • Сегодня у нас необычный урок. Чему он будет посвящен? (Ленинградской области).

    • Правильно. Мы будем изучать природу родного края, путешествуя по Ленинградской области.


    • При подготовке к уроку вы провели большую работу, каждая группа внимательно изучала свою тему.

    • Назовите вопросы, которые мы будем рассматривать сегодня.


l) Климат и рельеф

  1. Полезные ископаемые
  2. Водоемы

  3. Растения

  4. Животные

  5. Красная книга

111. Знакомство с новым материалом Учитель:

-Лен. обл. находится на С-3 России. Она образованна в 1927 году, как первая область в составе Советского союза, а с 1944 года она имеет такие границы, как сейчас. Лен. обл. граничит с Псковской, Новгородской областями и с двумя иностранными государствами - Финляндией и Эстонией. Площадь Лен. области 85км2 Она включает в себя 17 районов (на карте).

-Очень важно, изучая природу родного края, знать его рельеф и климат. Давайте послушаем ребят, которые готовились по этой теме.


Работа детей по группам.


1 группа. «Климат и рельеф»


-Мы изучали климат и рельеф Лен. области. Область целиком расположена на территории Восточно-Европейской равнины. Поэтому рельеф Лен. области имеет равнинный характер, встречаются незначительные высоты, в основном 50-150 метров над уровнем моря. На Карельском перешейке находится много скал и большое кол-во озёр.

-Низменности в основном расположены по берегам Финского залива и Ладожского озера.

-Наивысшая точка у области - гора Гапсельrа, 291 метр над уровнем моря (показ на карте).


-А сейчас наши ребята познакомят вас с климатом Лен. области.


Первый ученик


-Климат области атлантико-континентальный. Морские и воздушные массы обуславливают сравнительно мягкую зиму с частыми оттепелями (что мы уже наблюдали в январе 2011 года). Средняя температура января -8, -11. Абсолютный минимум t -52 градуса.

-В зимний период осадки выпадают в основном в виде снега. Постоянный снежный покров появляется в конце ноября - начале декабря.

-Самые холодные районы - северные.


Второй ученик:


-Ну, теперь о лете. Средняя t июля +16 +18 градусов. Абсолютный максимум +39. Наиболее теплые - юго-восточные районы.



-За год выпадает 600-700мм осадков. Наибольшее кол-во осадков в виде дождя выпадает летом и осенью.



-



2 группа. «Полезные ископаемые))


Учитель:

-А сейчас мы узнаем, чем богата Ленинградская область.


Дети:

1-Наша группа изучала полезные ископаемые Лен. области. Мы познакомим вас с некоторыми из них. Послушайте загадки.


2 Сто лет гниёт на болотах живёт,

Им топили, а теперь забыли.

(торф) -показ


3-Правильно. Торф добывается на большей части области. Обнаружено 2300 месторождений. Самые крупные находятся на юге и востоке (на карте).

-Нас поразил такой случай. В толще торфа обнаружен рыцарь в полном вооружении и его конь, которые провалились в болото много столетий назад. Это говорит о том, что торф препятствует разложению живой материи.



  1. Он прочен и упруг, Строителям надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны.

(гранит) -показ




  1. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

(песок) -показ



-Правильно. Гранит и песок добывают на северо-западе области.

  1. Покрывают им дороги, Улицы в селеньях.

А ещё он есть в цементе,

Сам он - удобрение.

(известняк) -показ


-Добыча ведётся в городе Пикалёво.


-Огромное значение имеют бокситы, их добывают открытым способом в районе города Бокситогорска. Фосфатные руды и марганец добывают в акватории Финского залива.


Учитель:


-Молодцы .после уроков вы можете ознакомиться с выставкой полезных

ископаемых. j

-Наша область отличается большим количеством водоёмов, мы можем увидеть красивые реки и озёра. Подробнее о них расскажут ребята.


3 группа. «Водоёмы»


-Наша группа изучала водоёмы Лен. области. Мы узнали, что почти вся территория относится к бассейну Балтийского моря. Мы нарисовали схему рек, где показали основные водоёмы Лен. Области (показ схемы)

Самые крупные реки – Нева, Свирь, Волхов, Вуокса, Нарва, Луга. Река Нева – очень глубокая и широкая судоходная река, хотя и короткая. Её протяжённость всего 74км




Протекай спокойно, плавно, Горделивая Нева, Государей зданье славно И тенисты острова!



-Общая протяженность всех рек Лен. области - 50 ООО км. Мы удивились, что у нас 1800 озёр, а значительная часть области заболочена.

-Многие из наших ребят отдыхали на реках и озёрах Лен. области.


Первый ученик:


-Этим летом я отдыхал на реке Неве. Я узнал, что Нева довольно молодая река, она возникла около 2-3 тысяч лет назад. Протяженность Невы - 74км, ширина достигает 1250м. Встречаются подводные течения, круговороты. Вода в реке холодная. Поэтому купаться в Неве - опасно.


Второй ученик:


-В сентябре этого года мы с классом ездили на экскурсию в крепость Орешек. Мы узнали, что Ладожское озеро самое большое озеро в Европе, его площадь

равна 18 000 км2. Поэтому на Ладоге, как и на море, бывают штормы.



Ладожское озеро
Спокойное и буйное,
Ладожское озеро
Тихое и шумное.

Штиль и шторм, пугающий
Волны поднимающий.
Ветер, лодку кренящий,
Свистящий, воду пенящий

-Мы гуляли по берегу Ладожского озера, он покрыт огромными валунами.

-В этом районе шли ожесточенные бои с фашистами. Мы возложили цветы

к памятнику павшим бойцам.



Учитель:





Закат Онежский. Небеса пылают
Безумством красок и палитрою огня.
И золотой фольгою воды томно отражают
Небесные причуды.

Спокойно озеро, широко,
Как чаша полная водой,
Зарёй подёрнуто с востока,
Хранит пленительный покой.

Красивое как море
С прибрежными холмами,
С водой небесно- синей
В сверкающих лучах,

l V Физкультминутка.

Звучит музыка.


Ученик:


Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу.

В сторону руки - плавно помашем, это к нам птицы летят,

Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад.


Учитель:

-Растительный мир Ленинградской области богат и разнообразен и сейчас нам об этом расскажет следующая группа.

V Работа по группам


4 группа. «Растения Лен. области» ·


Дети:


-Мы узнали, что территория Лен. области расположена в зоне тайги. На севере преобладают хвойные леса, на юге области-смешанные(на карте).

Леса занимают больше половины территории Лен. области. Мы подготовили коллаж «Ярусы леса».


  1. Верхний ярус - деревья: ели, сосна, берёза, осина, ольха.

  2. Кустарники (подлесок): можжевельник, волчье лыко, крушина.

  3. Кустарнички и травянистые растения: брусника, черника, голубика и др.

  4. Мхи и лишайники



-Все ярусы леса тесно связанны друг с другом.


-Леса Лен. области больше по площади лесов нескольких европейских государств. Они очень красивы. Там сохранились такие уголки, куда не ступала нога человека.

Но в наше время мы должны охранять леса. К сожалению, постепенно хвойные деревья вытесняются лиственными.



Учитель:


-Скажите ребята, как человек может навредить лесу? (Ответы детей)


Дети:


Браконьеры часто вырубают лес, по вине человека случаются пожары. И на месте уничтоженных лесов появляются берёзовые и осиновые леса. А ведь лес - это наше богатство, «лёгкие» Земли.

В Ленинградской области создан федеральный заповедник Нижнесвирский. Более 15 заказников.


Учитель:


-Лес важен ещё и тем, что он является домом для многих животных. Итак, давайте послушаем рассказ детей.

V группа. «Животные Ленинградской области»


-Наша группа изучала животный мир Ленинградской области. Он очень разнообразен. В основном в области обитают лесные животные. Среди них 68 видов млекопитающих.

Основными из них являются белка, хорь, крот, заяц. Различные грызуны - мыши и крысы.

Реже встречаются волк, кабан, косуля, лисица, лось, медведь, рысь, олень.


В водоёмах области водятся около 80 видов рыб. Морские - салака, килька, треска, морская щука. Пресноводные - сиг, окунь, судак, лещ.


А сейчас мы вам покажем сказку - загадку.


Автор:


-Встретились на опушке леса лиса и зайчишка. Идёт лиса, за живот держится, а у зайчишки лапка перевязана. Спрашивает лиса зайца:

-Что с тобой, зайка?

Играл я в лесу с другими зайчишками. Вдруг откуда не возьмись - огонь стеной. Все испугались и разбежались в разные стороны. А я замешкался, вот лапку и обжёг.

-Бедненький.

-А с тобой что, лисонька?

-Плохо мне зайчик. Надоело мне мышами да землеройками питаться. Решила я чем-нибудь вкусненьким полакомиться. Подкралась я к дачному посёлку, а там на окраине огромная куча мусора и пахнет так вкусно. Стала я есть, да тут и подавилась, чуть не задохнулась. (вытаскивает пакет)

-Знаешь зайчик, что это такое?

-Не знаю, лисонька.


Автор:


-А вы, ребята подскажите нам, что это? И почему так плохо стало лисе?


-Чего нельзя делать в лесу?


  1. группа. «Красная книга»


Учитель:


-А сейчас наши ребята расскажут нам об охране животных и охране растений.


Дети:


-Мы подготовили макеты Красной книги.

Красная книга Ленинградской области была создана в 1999 году. (Дети показывают книги, называют растения и животных)


Учитель:


-А сейчас наши ребята расскажут нам об охране животных и охране растений.


Дети:



Красная книга Ленинградской области была создана в 1999 году. (Дети показывают книги, называют растения и животных)


Красная книга Ленинградской области

В соответствии с федеральными законами от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» и от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»  Правительство Ленинградской области 8 апреля  2014 г. приняло постановление № 106 «О Красной книге Ленинградской области». Согласно этому постановлению «Красная книга Ленинградской области является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии, распространении и специальных мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Ленинградской области.

 






VI этап. Итоги урока.

-Ребята, что главное вы поняли из нашего урока? (Нужно беречь природу)

- Молодцы. Вы очень хорошо подготовились к уроку и, подводя итог, нашего урока, я хочу, чтобы вы послушали такие важные слова:


Не губи последнего болота! Загнанного волка пощади!

Чтобы на Земле осталось что-то

Отчего щемит в моей rруди.


Пришел момент, когда вам нужно оценить свою работу. У вас на партах лежат оценочные листы, поставьте себе отметку.

.



  1. этап. Домашнее задание.


Учитель:


-Вы отлично поработали, и у вас будет необычное задание.

-Кто чувствует себя писателем - найдите пословицы, поговорки загадки о птицах и животных.

-Кто чувствует себя художником - нарисуйте рисунок в защиту природы.

У кого золотые руки - сделайте кормушку для птиц.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!