Урок по окружающему миру по теме «Природа родноrо края. Ленинградская область», 4 класс,
проведенный учителем
ГБОУ СОШ №78
г. С – Петербург
Селиховой В. Г.
Цель: познакомить с расположением родного края на политико административной карте РФ, некоторыми сведениями о родном крае, особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, особенностями экономики, проблемами экологии.
Планируемые результаты:
Метапредметные
Личностные УУД:
взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Познавательные УУД:
формировать умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза изучаемых объектов, давать характеристики изучаемым объектам,
работать с текстовым и иллюстративным материалом,
осуществлять обобщение, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы , используя изученные термины и опираясь на свой опыт, знания,
развивать умение выступать перед классом,
выражать свою точку зрения.
совершенствовать умение работать в группах.
Регулятивные УУД:
формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по заданному правилу,
формировать умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
Предметные
Расширить знания об окружающем мире,
Формировать умение находить и показывать свой регион на карте России.
Развивать умение находить объекты на контурной карте.
Иметь представление о природных зонах Ленинградской области.
Повторить знания о полезных ископаемых родного края.
Составлять экологические цепи и предлагать пути решения экологических проблем.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
1 Организационный момент П Определение темы урока Учитель:
Скажите, ребята, какую большую и важную тему мы с вами изучали на предыдущих уроках? (Природные зоны России) Посмотрите на экран. Перед нами карта России. Вы видите, какая у нас огромная страна, она занимает первое место в мире по своей площади.
Протяженность России с севера на юг 4 тысячи км, а с запада на восток - около 1О тысяч км.
Посмотрите на доску и прочтите тему нашего сегодняшнего урока. (Наш край)
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
(Учитель включает аудиозапись песни « Наш край». ( То березка, то рябина…)
- Как вы понимаете выражение «мой край»? (Это край, где мы родились, учимся, живём. Это наша родина.)
- Если посмотреть на административную карту России, то можно увидеть Ленинградскую область, похожую на бабочку, которая раскинула свои крылья на северо-западе нашей страны.
— Это наша малая родина, которую мы очень любим. А любить родину – значит знать её, изучать. Цель нашего урока - сделать очередные шаги в изучении нашего края.
Правильно. Наверное, вы уже путешествовали по Ленинградской области, отдыхали за городом, на даче; были в санатории или спортивном лагере.
Сегодня у нас необычный урок. Чему он будет посвящен? (Ленинградской области).
Правильно. Мы будем изучать природу родного края, путешествуя по Ленинградской области.
При подготовке к уроку вы провели большую работу, каждая группа внимательно изучала свою тему.
Назовите вопросы, которые мы будем рассматривать сегодня.
l) Климат и рельеф
Полезные ископаемые Водоемы
Растения
Животные
Красная книга
111. Знакомство с новым материалом Учитель:
-Лен. обл. находится на С-3 России. Она образованна в 1927 году, как первая область в составе Советского союза, а с 1944 года она имеет такие границы, как сейчас. Лен. обл. граничит с Псковской, Новгородской областями и с двумя иностранными государствами - Финляндией и Эстонией. Площадь Лен. области 85км2 • Она включает в себя 17 районов (на карте).
-Очень важно, изучая природу родного края, знать его рельеф и климат. Давайте послушаем ребят, которые готовились по этой теме.
Работа детей по группам.
1 группа. «Климат и рельеф»
-Мы изучали климат и рельеф Лен. области. Область целиком расположена на территории Восточно-Европейской равнины. Поэтому рельеф Лен. области имеет равнинный характер, встречаются незначительные высоты, в основном 50-150 метров над уровнем моря. На Карельском перешейке находится много скал и большое кол-во озёр.
-Низменности в основном расположены по берегам Финского залива и Ладожского озера.
-Наивысшая точка у области - гора Гапсельrа, 291 метр над уровнем моря (показ на карте).
-А сейчас наши ребята познакомят вас с климатом Лен. области.
Первый ученик
-Климат области атлантико-континентальный. Морские и воздушные массы обуславливают сравнительно мягкую зиму с частыми оттепелями (что мы уже наблюдали в январе 2011 года). Средняя температура января -8, -11. Абсолютный минимум t -52 градуса.
-В зимний период осадки выпадают в основном в виде снега. Постоянный снежный покров появляется в конце ноября - начале декабря.
-Самые холодные районы - северные.
Второй ученик:
-Ну, теперь о лете. Средняя t июля +16 +18 градусов. Абсолютный максимум +39. Наиболее теплые - юго-восточные районы.
-За год выпадает 600-700мм осадков. Наибольшее кол-во осадков в виде дождя выпадает летом и осенью.
-
2 группа. «Полезные ископаемые))
Учитель:
-А сейчас мы узнаем, чем богата Ленинградская область.
Дети:
1-Наша группа изучала полезные ископаемые Лен. области. Мы познакомим вас с некоторыми из них. Послушайте загадки.
2 Сто лет гниёт на болотах живёт,
Им топили, а теперь забыли.
(торф) -показ
3-Правильно. Торф добывается на большей части области. Обнаружено 2300 месторождений. Самые крупные находятся на юге и востоке (на карте).
-Нас поразил такой случай. В толще торфа обнаружен рыцарь в полном вооружении и его конь, которые провалились в болото много столетий назад. Это говорит о том, что торф препятствует разложению живой материи.
Он прочен и упруг, Строителям надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны.
(гранит) -показ
Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
(песок) -показ
-Правильно. Гранит и песок добывают на северо-западе области.
Покрывают им дороги, Улицы в селеньях.
А ещё он есть в цементе,
Сам он - удобрение.
(известняк) -показ
-Добыча ведётся в городе Пикалёво.
-Огромное значение имеют бокситы, их добывают открытым способом в районе города Бокситогорска. Фосфатные руды и марганец добывают в акватории Финского залива.
Учитель:
-Молодцы .после уроков вы можете ознакомиться с выставкой полезных
ископаемых. j
-Наша область отличается большим количеством водоёмов, мы можем увидеть красивые реки и озёра. Подробнее о них расскажут ребята.
3 группа. «Водоёмы»
-Наша группа изучала водоёмы Лен. области. Мы узнали, что почти вся территория относится к бассейну Балтийского моря. Мы нарисовали схему рек, где показали основные водоёмы Лен. Области (показ схемы)
Самые крупные реки – Нева, Свирь, Волхов, Вуокса, Нарва, Луга. Река Нева – очень глубокая и широкая судоходная река, хотя и короткая. Её протяжённость всего 74км
Протекай спокойно, плавно, Горделивая Нева, Государей зданье славно И тенисты острова!
-Общая протяженность всех рек Лен. области - 50 ООО км. Мы удивились, что у нас 1800 озёр, а значительная часть области заболочена.
-Многие из наших ребят отдыхали на реках и озёрах Лен. области.
Первый ученик:
-Этим летом я отдыхал на реке Неве. Я узнал, что Нева довольно молодая река, она возникла около 2-3 тысяч лет назад. Протяженность Невы - 74км, ширина достигает 1250м. Встречаются подводные течения, круговороты. Вода в реке холодная. Поэтому купаться в Неве - опасно.
Второй ученик:
-В сентябре этого года мы с классом ездили на экскурсию в крепость Орешек. Мы узнали, что Ладожское озеро самое большое озеро в Европе, его площадь
•
равна 18 000 км
2. Поэтому на Ладоге, как и на море, бывают штормы.
Ладожское озеро
Спокойное и буйное,
Ладожское озеро
Тихое и шумное.
Штиль и шторм, пугающий
Волны поднимающий.
Ветер, лодку кренящий,
Свистящий, воду пенящий
-Мы гуляли по берегу Ладожского озера, он покрыт огромными валунами.
-В этом районе шли ожесточенные бои с фашистами. Мы возложили цветы
к памятнику павшим бойцам.
Учитель:
Закат Онежский. Небеса пылают
Безумством красок и палитрою огня.
И золотой фольгою воды томно отражают
Небесные причуды.
Спокойно озеро, широко,
Как чаша полная водой,
Зарёй подёрнуто с востока,
Хранит пленительный покой.
Красивое как море
С прибрежными холмами,
С водой небесно- синей
В сверкающих лучах,
l V Физкультминутка.
Звучит музыка.
Ученик:
Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу.
В сторону руки - плавно помашем, это к нам птицы летят,
Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад.
Учитель:
-Растительный мир Ленинградской области богат и разнообразен и сейчас нам об этом расскажет следующая группа.
V Работа по группам
4 группа. «Растения Лен. области» ·
Дети:
-Мы узнали, что территория Лен. области расположена в зоне тайги. На севере преобладают хвойные леса, на юге области-смешанные(на карте).
Леса занимают больше половины территории Лен. области. Мы подготовили коллаж «Ярусы леса».
Верхний ярус - деревья: ели, сосна, берёза, осина, ольха.
Кустарники (подлесок): можжевельник, волчье лыко, крушина.
Кустарнички и травянистые растения: брусника, черника, голубика и др.
Мхи и лишайники
-Все ярусы леса тесно связанны друг с другом.
-Леса Лен. области больше по площади лесов нескольких европейских государств. Они очень красивы. Там сохранились такие уголки, куда не ступала нога человека.
Но в наше время мы должны охранять леса. К сожалению, постепенно хвойные деревья вытесняются лиственными.
Учитель:
-Скажите ребята, как человек может навредить лесу? (Ответы детей)
Дети:
Браконьеры часто вырубают лес, по вине человека случаются пожары. И на месте уничтоженных лесов появляются берёзовые и осиновые леса. А ведь лес - это наше богатство, «лёгкие» Земли.
В Ленинградской области создан федеральный заповедник Нижнесвирский. Более 15 заказников.
Учитель:
-Лес важен ещё и тем, что он является домом для многих животных. Итак, давайте послушаем рассказ детей.
V группа. «Животные Ленинградской области»
-Наша группа изучала животный мир Ленинградской области. Он очень разнообразен. В основном в области обитают лесные животные. Среди них 68 видов млекопитающих.
Основными из них являются белка, хорь, крот, заяц. Различные грызуны - мыши и крысы.
Реже встречаются волк, кабан, косуля, лисица, лось, медведь, рысь, олень.
В водоёмах области водятся около 80 видов рыб. Морские - салака, килька, треска, морская щука. Пресноводные - сиг, окунь, судак, лещ.
А сейчас мы вам покажем сказку - загадку.
Автор:
-Встретились на опушке леса лиса и зайчишка. Идёт лиса, за живот держится, а у зайчишки лапка перевязана. Спрашивает лиса зайца:
-Что с тобой, зайка?
Играл я в лесу с другими зайчишками. Вдруг откуда не возьмись - огонь стеной. Все испугались и разбежались в разные стороны. А я замешкался, вот лапку и обжёг.
-Бедненький.
-А с тобой что, лисонька?
-Плохо мне зайчик. Надоело мне мышами да землеройками питаться. Решила я чем-нибудь вкусненьким полакомиться. Подкралась я к дачному посёлку, а там на окраине огромная куча мусора и пахнет так вкусно. Стала я есть, да тут и подавилась, чуть не задохнулась. (вытаскивает пакет)
-Знаешь зайчик, что это такое?
-Не знаю, лисонька.
Автор:
-А вы, ребята подскажите нам, что это? И почему так плохо стало лисе?
-Чего нельзя делать в лесу?
группа. «Красная книга»
Учитель:
-А сейчас наши ребята расскажут нам об охране животных и охране растений.
Дети:
-Мы подготовили макеты Красной книги.
Красная книга Ленинградской области была создана в 1999 году. (Дети показывают книги, называют растения и животных)
Учитель:
-А сейчас наши ребята расскажут нам об охране животных и охране растений.
Дети:
Красная книга Ленинградской области была создана в 1999 году. (Дети показывают книги, называют растения и животных)
Красная книга Ленинградской области
В соответствии с федеральными законами от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» и от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Правительство Ленинградской области 8 апреля 2014 г. приняло постановление № 106 «О Красной книге Ленинградской области». Согласно этому постановлению «Красная книга Ленинградской области является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии, распространении и специальных мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Ленинградской области.
VI этап. Итоги урока.
-Ребята, что главное вы поняли из нашего урока? (Нужно беречь природу)
- Молодцы. Вы очень хорошо подготовились к уроку и, подводя итог, нашего урока, я хочу, чтобы вы послушали такие важные слова:
Не губи последнего болота! Загнанного волка пощади!
Чтобы на Земле осталось что-то
Отчего щемит в моей rруди.
Пришел момент, когда вам нужно оценить свою работу. У вас на партах лежат оценочные листы, поставьте себе отметку.
.
этап. Домашнее задание.
Учитель:
-Вы отлично поработали, и у вас будет необычное задание.
-Кто чувствует себя писателем - найдите пословицы, поговорки загадки о птицах и животных.
-Кто чувствует себя художником - нарисуйте рисунок в защиту природы.
У кого золотые руки - сделайте кормушку для птиц.