СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наш край (разнотрансформированный урок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок частично  проведён в школьном музее, где ребята получили знания о достопримечательностях села

Просмотр содержимого документа
«Наш край (разнотрансформированный урок)»

Барабанова Светлана Викторовна, учитель начальных классов, МАОУ «Демьянская СОШ имени гвардии матроса А.Копотилова» Уватского муниципального района


Тема: Наш край

Цели: 1. Познакомить ребят с историей села, его историческими памятниками.

2. Развивать умения пользоваться различными источниками информации и краеведческим материалом. Расширять кругозор, умение анализировать и обобщать, строить логические цепочки, презентовать материал.

3. Воспитывать интерес к прошлому и настоящему села, учить правильному поведению в музее, желание заниматься творчеством.

Планируемые результаты

Предметные: актуализировать знания о стране, области и района с помощью приёма «Кластер» и познакомить с историей родного села, творческими односельчанами на основе школьного музея

Личностные: ответственное отношение к учению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации; наблюдать и делать самостоятельные выводы;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, экспонаты);

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

осознавать задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению;

планировать свои действия; контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, презентовать выступление в роли экскурсовода.


Оборудование: компьютер, колонки, аудиозапись песни «Мы дети твои, Россия», карточки для кластера, ребус, песочные часы, экспонаты, карточки с текстами для каждой группы, карточки с названием экспозиций, 3 магнитных доски, карточки с видами работ односельчан, фотография для музея, фотографии и экспонаты Пуртовой А. В., Мелинг А. В., пучок овса, указка.


Методы и приёмы:

частично-поисковый, словесный, проблемный; «Кластер», «А вы знаете, что…», «Молчанка»

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Тип урока:  открытие новых знаний.

Разнотрансформируемый урок в школьном музее.

4 класс, УМК «Школа России»

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

Включаю аудиозапись песни «Мы дети твои, Россия».

Учитель: Как вы думаете, почему прозвучал фрагмент песни «Мы дети твои, Россия»? (Ответы детей)

  1. Актуализация знаний

  • Приём «Кластер» Приложение 1

11 морей

Учитель: Вспомните, что вы знаете о России и составьте кластер с этим словом. (Помещаю карточку со словом на доску. Ребята берут карточки и, аргументируя, прикрепляют рядом)

Россия

Может поместиться 31 Франция

3 океана





Северный Ледовитый

Тихий

Атлантический



Западно- Сибирская равнина

Среднесибирское плоскогорье

Восточно-Европейская равнина





Уватский район киУватский район

Ямало-Ненецкий автономный округ

Ханты-Мансийский автономный округ

14 августа 1944 г.

11 островов и полуостровов



Может поместиться 2,7 Франций



14 января 1925 г.

юг Тюменской области

Тюменская область

остров Белый

12 поселений





полуостров Ямал
























Учитель: Какое поселение нас сегодня будет интересовать? (Демьянское)

  • Приём «Знаете ли вы, что…

Учитель: А знаете ли вы, что 12 ноября 1923 года, (вывешиваю карточку) Приложение 2 95 лет назад, село Демьянское стало центром Демьянского района, в его состав входили 15 сельских советов. 14 января 1925 года функции и название района перешли к селу Уват. Таким образом, в Демьянске центр района находился чуть больше года. (Ответы детей)

3. Самоопределение к деятельности. Определение темы урока, формулирование цели.

Учитель:Итак, тема урока «Наш край» (вывешиваю карточку) Приложение 2

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём!

Учитель: Какая цель может быть поставлена в связи с темой? (Ответы детей)

Учитель: Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей)

Учитель: А чтобы решить поставленные цели и больше узнать о нашем селе, мы отправимся… Куда? Узнаете, отгадав ребус: Приложение 3

(музей)

4. Работа по новой теме

Учитель: Как называется профессия людей, которые проводят экскурсии по залам музея? (экскурсовод)

Учитель: Вспомните, какие правила существуют для посетителей музеев.

  1. В музее вести себя тихо и скромно.

  2. Экспонаты не трогать руками.

  3. Слушая лекцию, стоять полукругом, не мешать экскурсоводу, не трогать ограждения.

  4. В музее не разговаривать.

  5. Не пользоваться телефоном и другими гаджетами.

  6. После окончания лекции обязательно поблагодарить экскурсовода.

  7. Делать фото только с разрешения.

Учитель: Перейдём в школьный музей и продолжим работу. (Переход в музей)

Учитель: В любом музее готовят экспозиции. А что такое экспозиция? (Это многозначное слово. В нашем случае – выставка, выставление на показ)

  • Работа в группах

Учитель: Мы сегодня тоже составим 3 экспозиции по количеству групп и некоторые из вас попробуют себя в роли экскурсовода. Задача каждой группы – из разных экспонатов выбрать те, которые необходимы для вашей экспозиции и кратко, но интересно представить её.

Каждая группа будет работать по своей теме: Приложение 4

1 группа – «История села»

2 группа – «Свято-Успенский храм»

3 группа – «Фёдор Петрович Доронин»

В помощь даю текст и экспонаты. (Приложение 1) Для подготовки даю 5 минут, выступление – не более 3 минут. (песочные часы)

(Дети работают в группах)

Учитель: Время подготовки истекло. Мы живём в селе Демьянское, которое относится к числу старейших не только в Уватском районе, но и в Тюменской области. С историей нашего села познакомит 1 группа. (выступление 1 группы)

Учитель: Уберите карточки с теми видами работ, которые на сегодняшний день не актуальны для нашего села. (на магнитной доске слова «земледелие,

охота, использование леса, рыболовство, ткачество, гончарное ремесло, прядение» Приложение 5)

Учитель: Какие важные производства находятся на территории села? (Нефтеперекачивающая станция ЛПДС «Демьянское», 3 подстанции, связь, школа, клуб, детский сад, участковая больница с пунктом скорой помощи)

Учитель: А какой исторический памятник 18 в. находится на территории нашего села?

Учитель: Вторая экспозиция - «Свято-Успенский храм» (выступление 2 группы)

Учитель: Недалеко от Свято-Успенского храма на пригорке стоит памятник нашему земляку. Кому? (Фёдору Петровичу Доронину)

Учитель: Если вас на улице остановит кто-то из приезжих и попросит рассказать о Ф.П.Доронине, сможете? (Ответы детей)

Учитель: В этом нам поможет 3 группа - «Фёдор Петрович Доронин» (выступление 3 группы)

Учитель: Ребята, это наша история, а историю своего края надо знать. Пройдёт совсем немного времени и мы с вами тоже станем частичкой истории с.Демьянска. И если заслужите, в музее будут помещены ваши фотографии и работы. Ребята, а что значит «заслужить»? (В чём-то себя проявить)

Учитель: Обратите внимание, сколько выпускников нашей школы уже себя проявили. Чем? (Ответы детей)

Учитель: Да. Закончили школу на «отлично» или с одной четвёркой и стали медалистами? Сколько их на сегодняшний день? (7)

Учитель: Может быть, через 7 лет, кто-то из вас уже будет «красоваться» в данном ряду медалистов. Но для этого вам нужно очень-очень постараться. А в чём сейчас вы уже можете себя проявить? (в творчестве)

Учитель: А есть среди ваших родных те, кто занимается творчеством и чьи работы могут попасть на выставку в музей?

  • Знакомство с творчеством земляков

Учитель: Пуртова Дарина представит экспозицию своей мамы Пуртовой Анны Владимировны (Дарина рассказывает)

Учитель: А я вас хочу познакомить с творчеством своего брата Мелинг Андрея Викторовича. Он очень увлекающийся человек: изучает историю нашего края, работает с архивами, чтобы узнать как можно больше о родословной нашей семьи, занимается нумизматикой. Кто сможет объяснить значение слова «нумизмат»? (лицо, занимающееся собиранием, коллекционированием старинных монет и медалей)

Учитель: А ещё он работает с берестой. Что такое береста? (кора берёзы)

Учитель: Перед вами часть его работ:

  • Очелье или головотяжец исконно славянский атрибут для волос. Он заменяет ободок. Очелье носили и витязи, и князья, и простой люд древней Руси. Это своего рода оберег. Если человека, его тело сохраняли обережные узоры на одежде, то голову защищало как раз очелье. Оно защищало голову от разных бед и черных мыслей.

  • Игрушки-погремушки

  • Пастуший рожок

  • Корзинка

  • Лапти

  • Подставка для карандашей

  • Подставка для горячего

  • Баночки для специй

Учитель: Понравились экспонаты наших мастеров? (Ответы детей)

5. Закрепление

  • Игра «Молчанка»

Учитель: А сейчас проверим, как вы запомнили то, о чём мы говорили. Я буду задавать вопрос, а вы глазками ищете ответ на него в музее и поднимаете руку. Кого я назову – молча указкой показывает ответ.

  • В каком году образовалось наше село? (1637)

  • Жители нашего края выращивали зерновые культуры: рожь, овёс, ячмень, пшеницу. Покажите овёс.

  • Засевали зерно вручную, жали серпами. Покажите серп.

  • Какой Опознавательный знак с. Демьянское? (Свято-Успенский храм)

  • Сколько лет строили храм? (50 лет строили храм)

  • Годы строительства храма? (1781-1831)

  • 29-30 января 1918 года в селе Демьянское состоялся I Краевой съезд представителей трудового крестьянства семи северных волостей Тобольского уезда. Кто был организатором и председателем? (Доронин Ф.П.)

  • Кем славится наше село сегодня? (односельчанами)

6. Итог

Учитель: Понравилось вам посещение музея?

Учитель: Что вас заинтересовало, поразило больше всего?

Учитель: Смогли достигнуть поставленных перед собой целей?

Учитель: Летом по Иртышу на теплоходе путешествуют туристы. Иногда иностранцы. Несколько лет назад я была свидетелем того, что иностранцы высадились в Демьянске, чтобы поближе рассмотреть… Как вы думаете, что? (Ответы детей)

Учитель: Да, Свято-Успенский храм. А как вы думаете, откуда они про него узнали? (Виден с реки красавец)

7. Домашнее задание

Написать сочинение “Что я расскажу иностранцам о своем селе”; принять участие с родителями в акции «Подари музею экспонат»

  1. Рефлексия

Учитель: Наше посещение музея подходит к концу. Если вам после нашего урока в музее захотелось больше узнать об истории села, исторических памятниках, может быть истории улиц – подойдите к нашим экспозициям; если вам захотелось мастерить, творить что-то своими руками – встаньте к экспонатам наших творцов-земляков, а если ничего не хочется делать – вернитесь в класс.

Учитель: Всем спасибо за работу. Урок окончен.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!