Барабанова Светлана Викторовна, учитель начальных классов, МАОУ «Демьянская СОШ имени гвардии матроса А.Копотилова» Уватского муниципального района
Тема: Наш край
Цели: 1. Познакомить ребят с историей села, его историческими памятниками.
2. Развивать умения пользоваться различными источниками информации и краеведческим материалом. Расширять кругозор, умение анализировать и обобщать, строить логические цепочки, презентовать материал.
3. Воспитывать интерес к прошлому и настоящему села, учить правильному поведению в музее, желание заниматься творчеством.
Планируемые результаты
Предметные: актуализировать знания о стране, области и района с помощью приёма «Кластер» и познакомить с историей родного села, творческими односельчанами на основе школьного музея
Личностные: ответственное отношение к учению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации; наблюдать и делать самостоятельные выводы;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, экспонаты);
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
осознавать задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению;
планировать свои действия; контролировать и оценивать свою работу.
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, презентовать выступление в роли экскурсовода.
Оборудование: компьютер, колонки, аудиозапись песни «Мы дети твои, Россия», карточки для кластера, ребус, песочные часы, экспонаты, карточки с текстами для каждой группы, карточки с названием экспозиций, 3 магнитных доски, карточки с видами работ односельчан, фотография для музея, фотографии и экспонаты Пуртовой А. В., Мелинг А. В., пучок овса, указка.
Методы и приёмы:
частично-поисковый, словесный, проблемный; «Кластер», «А вы знаете, что…», «Молчанка»
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Тип урока: открытие новых знаний.
Разнотрансформируемый урок в школьном музее.
4 класс, УМК «Школа России»
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности
Включаю аудиозапись песни «Мы дети твои, Россия».
Учитель: Как вы думаете, почему прозвучал фрагмент песни «Мы дети твои, Россия»? (Ответы детей)
Актуализация знаний
11 морей
Учитель: Вспомните, что вы знаете о России и составьте кластер с этим словом. (Помещаю карточку со словом на доску. Ребята берут карточки и, аргументируя, прикрепляют рядом)
Россия
Может поместиться 31 Франция
3 океана
Северный Ледовитый
Тихий
Атлантический
Западно- Сибирская равнина
Среднесибирское плоскогорье
Восточно-Европейская равнина
Уватский район киУватский район
Ямало-Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ
14 августа 1944 г.
11 островов и полуостровов
Может поместиться 2,7 Франций
14 января 1925 г.
юг Тюменской области
Тюменская область
остров Белый
12 поселений
полуостров Ямал
Учитель: Какое поселение нас сегодня будет интересовать? (Демьянское)
Приём «Знаете ли вы, что…
Учитель: А знаете ли вы, что 12 ноября 1923 года, (вывешиваю карточку) Приложение 2 95 лет назад, село Демьянское стало центром Демьянского района, в его состав входили 15 сельских советов. 14 января 1925 года функции и название района перешли к селу Уват. Таким образом, в Демьянске центр района находился чуть больше года. (Ответы детей)
3. Самоопределение к деятельности. Определение темы урока, формулирование цели.
Учитель:Итак, тема урока «Наш край» (вывешиваю карточку) Приложение 2
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём!
Учитель: Какая цель может быть поставлена в связи с темой? (Ответы детей)
Учитель: Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей)
Учитель: А чтобы решить поставленные цели и больше узнать о нашем селе, мы отправимся… Куда? Узнаете, отгадав ребус: Приложение 3
(музей)
4. Работа по новой теме
Учитель: Как называется профессия людей, которые проводят экскурсии по залам музея? (экскурсовод)
Учитель: Вспомните, какие правила существуют для посетителей музеев.
В музее вести себя тихо и скромно.
Экспонаты не трогать руками.
Слушая лекцию, стоять полукругом, не мешать экскурсоводу, не трогать ограждения.
В музее не разговаривать.
Не пользоваться телефоном и другими гаджетами.
После окончания лекции обязательно поблагодарить экскурсовода.
Делать фото только с разрешения.
Учитель: Перейдём в школьный музей и продолжим работу. (Переход в музей)
Учитель: В любом музее готовят экспозиции. А что такое экспозиция? (Это многозначное слово. В нашем случае – выставка, выставление на показ)
Учитель: Мы сегодня тоже составим 3 экспозиции по количеству групп и некоторые из вас попробуют себя в роли экскурсовода. Задача каждой группы – из разных экспонатов выбрать те, которые необходимы для вашей экспозиции и кратко, но интересно представить её.
Каждая группа будет работать по своей теме: Приложение 4
1 группа – «История села»
2 группа – «Свято-Успенский храм»
3 группа – «Фёдор Петрович Доронин»
В помощь даю текст и экспонаты. (Приложение 1) Для подготовки даю 5 минут, выступление – не более 3 минут. (песочные часы)
(Дети работают в группах)
Учитель: Время подготовки истекло. Мы живём в селе Демьянское, которое относится к числу старейших не только в Уватском районе, но и в Тюменской области. С историей нашего села познакомит 1 группа. (выступление 1 группы)
Учитель: Уберите карточки с теми видами работ, которые на сегодняшний день не актуальны для нашего села. (на магнитной доске слова «земледелие,
охота, использование леса, рыболовство, ткачество, гончарное ремесло, прядение» Приложение 5)
Учитель: Какие важные производства находятся на территории села? (Нефтеперекачивающая станция ЛПДС «Демьянское», 3 подстанции, связь, школа, клуб, детский сад, участковая больница с пунктом скорой помощи)
Учитель: А какой исторический памятник 18 в. находится на территории нашего села?
Учитель: Вторая экспозиция - «Свято-Успенский храм» (выступление 2 группы)
Учитель: Недалеко от Свято-Успенского храма на пригорке стоит памятник нашему земляку. Кому? (Фёдору Петровичу Доронину)
Учитель: Если вас на улице остановит кто-то из приезжих и попросит рассказать о Ф.П.Доронине, сможете? (Ответы детей)
Учитель: В этом нам поможет 3 группа - «Фёдор Петрович Доронин» (выступление 3 группы)
Учитель: Ребята, это наша история, а историю своего края надо знать. Пройдёт совсем немного времени и мы с вами тоже станем частичкой истории с.Демьянска. И если заслужите, в музее будут помещены ваши фотографии и работы. Ребята, а что значит «заслужить»? (В чём-то себя проявить)
Учитель: Обратите внимание, сколько выпускников нашей школы уже себя проявили. Чем? (Ответы детей)
Учитель: Да. Закончили школу на «отлично» или с одной четвёркой и стали медалистами? Сколько их на сегодняшний день? (7)
Учитель: Может быть, через 7 лет, кто-то из вас уже будет «красоваться» в данном ряду медалистов. Но для этого вам нужно очень-очень постараться. А в чём сейчас вы уже можете себя проявить? (в творчестве)
Учитель: А есть среди ваших родных те, кто занимается творчеством и чьи работы могут попасть на выставку в музей?
Учитель: Пуртова Дарина представит экспозицию своей мамы Пуртовой Анны Владимировны (Дарина рассказывает)
Учитель: А я вас хочу познакомить с творчеством своего брата Мелинг Андрея Викторовича. Он очень увлекающийся человек: изучает историю нашего края, работает с архивами, чтобы узнать как можно больше о родословной нашей семьи, занимается нумизматикой. Кто сможет объяснить значение слова «нумизмат»? (лицо, занимающееся собиранием, коллекционированием старинных монет и медалей)
Учитель: А ещё он работает с берестой. Что такое береста? (кора берёзы)
Учитель: Перед вами часть его работ:
Очелье или головотяжец исконно славянский атрибут для волос. Он заменяет ободок. Очелье носили и витязи, и князья, и простой люд древней Руси. Это своего рода оберег. Если человека, его тело сохраняли обережные узоры на одежде, то голову защищало как раз очелье. Оно защищало голову от разных бед и черных мыслей.
Игрушки-погремушки
Пастуший рожок
Корзинка
Лапти
Подставка для карандашей
Подставка для горячего
Баночки для специй
Учитель: Понравились экспонаты наших мастеров? (Ответы детей)
5. Закрепление
Учитель: А сейчас проверим, как вы запомнили то, о чём мы говорили. Я буду задавать вопрос, а вы глазками ищете ответ на него в музее и поднимаете руку. Кого я назову – молча указкой показывает ответ.
В каком году образовалось наше село? (1637)
Жители нашего края выращивали зерновые культуры: рожь, овёс, ячмень, пшеницу. Покажите овёс.
Засевали зерно вручную, жали серпами. Покажите серп.
Какой Опознавательный знак с. Демьянское? (Свято-Успенский храм)
Сколько лет строили храм? (50 лет строили храм)
Годы строительства храма? (1781-1831)
29-30 января 1918 года в селе Демьянское состоялся I Краевой съезд представителей трудового крестьянства семи северных волостей Тобольского уезда. Кто был организатором и председателем? (Доронин Ф.П.)
Кем славится наше село сегодня? (односельчанами)
6. Итог
Учитель: Понравилось вам посещение музея?
Учитель: Что вас заинтересовало, поразило больше всего?
Учитель: Смогли достигнуть поставленных перед собой целей?
Учитель: Летом по Иртышу на теплоходе путешествуют туристы. Иногда иностранцы. Несколько лет назад я была свидетелем того, что иностранцы высадились в Демьянске, чтобы поближе рассмотреть… Как вы думаете, что? (Ответы детей)
Учитель: Да, Свято-Успенский храм. А как вы думаете, откуда они про него узнали? (Виден с реки красавец)
7. Домашнее задание
Написать сочинение “Что я расскажу иностранцам о своем селе”; принять участие с родителями в акции «Подари музею экспонат»
Рефлексия
Учитель: Наше посещение музея подходит к концу. Если вам после нашего урока в музее захотелось больше узнать об истории села, исторических памятниках, может быть истории улиц – подойдите к нашим экспозициям; если вам захотелось мастерить, творить что-то своими руками – встаньте к экспонатам наших творцов-земляков, а если ничего не хочется делать – вернитесь в класс.
Учитель: Всем спасибо за работу. Урок окончен.
3