Информационная карта проекта
«Наш лес - богатства родного края»
3.Вид, тип проекта: долгосрочный, групповой, познавательно – исследовательский, экологический, ознакомительный.
4.Цель, направление, деятельность проекта:
Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
.Задачи:
формировать у детей представления о деревьях как о живых объектах природы;
• вызвать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из различных источников (книги, фильмы, дидактические, настольно-печатные игры и др.; посредством опытно – экспериментальной деятельности.
• учить различать и называть деревья и плоды;
развивать способность устанавливать причинно-следственные связи;
• развивать любознательность, фантазию ,воображение;
• развивать интерес к родной природе , желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;
• воспитывать эмоциональное отношение ко всему живому, умение видеть красоту природы. Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Место проведения: средняя группа детский сад № 1
Сроки проведения: ноябрь, декабрь 2019год.
Количество участников проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей 4 – 5 лет
Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и в НОД)
Ожидаемые результаты (продукт проекта):
• научатся различать, узнавать и называть дуб, клен, березу, рябину, ель, сосну и их плоды;
• развитие умственных способностей у детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• продолжится развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей,
• появится понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
Проблема: Недостаточное знания детей о богатстве нашего родного леса, способах ухода и условия их роста.
Актуальность проекта:
Даже в большом городе деревья окружают нас повсеместно. Растут деревья, с ними растут и дети. Однако и взрослые, и дети, хоть и видят их ежедневно, как правило, почти не обращают на них внимания. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Ведь они не передвигаются, не издают звуков, мы не видим, как они питаются и не замечаем, как растут. Несмотря на это, деревья являются важной частью живой природы и играют большую роль в нашей жизни.
Тема проекта: «Наш лес - богатства родного края!»
Цель: Вызвать интерес к окружающему миру.
Формирование элементарных экологических знаний и представлений у детей.
Воспитывать любовь к природе родного края, чувства доброго, бережного отношения ко всему живому.
Задачи:
Формировать у детей представления о деревьях, как о живых объектах природы;
вызвать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из различных источников (книги, фильмы, дидактические, настольно-печатные игры и др.; посредством опытно – экспериментальной деятельности.
Учить различать и называть деревья и плоды; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи; развивать любознательность, фантазию, воображение; развивать поисково-исследовательскую деятельность развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;
воспитывать умение видеть красоту природы, бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям, любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный.
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Основной. (или этап реализации проекта):
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и др).
3.Заключительный.
Проводятся итоги работы, подготавливает презентация, итоговая беседа с детьми.
Работа с родителями:
Беседа с родителями.
Консультация для родителей.
Помощь родителей в подборе информации и пополнение развивающей среды в группе по теме.
1 этап: «Выбор темы»
Максим принес в группу энциклопедию «Лес и человек », небольшая группа детей заинтересованно рассматривала книгу. Увидев, что дети заинтересовались этой темой, я организовала с детьми беседу.
-Что знают о природе нашего края ?
-Что хотят узнать?
Что знаем? | Что хотели узнать? |
Название некоторых пород деревьев. Название строительного материала, мебель. Загадки и песни о деревьях и животных. Что дает человеку лес. | Как называются эти деревья? Чем отличаются? Чем похожи? Какой ствол у березы? Какой у тополя? Предложить рассмотреть крону, кору, ветки и их расположение. Разновидность деревьев, виды леса. Как, из чего, делает стулья и прочную мебель. Профессию столяра, плотника, резчика по дереву, лесничего. Техник у и оборудования людей, чья работа связана с деревом (древесиной). Как надо охранять и беречь природу? Как надо вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёмах живут постоянные жители(звери, птицы, насекомые, рыбы), Нельзя портить растения, рубить деревья, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания. |
Чтобы поддержать интерес к этой теме я совместно с детьми решила организовать долгосрочный проект, по этой теме: «Наш лес - богатства родного края!»
Определили тему: «Знакомства с деревьями и животными нашего леса».
Возможные проекты:
1.Книга «Природа родного края».
2.Альбом « Наш лес».
Дидактическая игра «Деревья нашего края».
Сюжетно – ролевая игра «Поход в лес».
Выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия».
Совместно с родителями мероприятие: Оформление коллажа «Осенние прогулки».
2 этап: «Сбор сведений».
Источники информации:
1.Литература: Русские народные сказки «Пузырь, соломина и лапоть», Теремок», С. Маршак «Чем пахнут ремесла?» К. Д. «Береза моя, березонька…», С. Маршак «Откуда стол пришел?», Е. Соколова «Живая ёлочка», А. Часовников «Лесорубы», Сказка «Бобры и деревья», «Звуки леса». С. Есенин «Береза», «Черемуха», «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж», С. Воронин «Моя береза», «Под кустом». А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый», К. Чуковский «Елка», «Чудо-дерево», К. Паустовский «Рассказы о природе».
Загадывание загадок- «Отгадай загадку- покажу отгадку»
2.Мультфильмы: «Два клена», «Чьи в лесу шишки», «Дерево с золотыми яблоками», «Жило – было дерево».
3. Экскурсии осенний парк. «Знакомства с деревьями нашего леса». «Деревья, которые нас окружают».
4.Наблюдения за деревьями, за сезонными изменениями в природе.
5.Рассматривание картин и иллюстраций «Наш лес», «Что нам даёт природа». «Изделия из древесины», «Птицы нашего края»,«Деревья», «Листья», «Лес», «Плоды деревьев».
6.Беседы: «Благодарит и сердится природа». «Маленькие помощники», «Что такое природа?», «Как готовятся звери к зиме», «Деревья нашего края».
7.Работа со схемой «Строение дерева»,
8.Картинки (инструменты плотника, столяра, лесоруба).
9.Просмотр слайдов: «Наш лес», «Что нам дает природа?», «Изделия из древесины», «Как вести в лесу».
10. Экологические игры: «Опиши, а мы отгадаем?», «Найди, кого назову», «Кого не стало?»
12. Аудиозапись «Шум леса», «Пение птиц».
13. Экспериментально- исследовательская деятельность: «Как ухаживать за растениями», «На свету и в тени», эксперимент с семенами-шишками и березками. «Корень – устойчивость дерева».
14.Пальчиковая гимнастика: «Наше дерево», «Птицы», «Наши алые цветки».
15. Творческая деятельность: лепка «Лес», аппликация «Птицы в нашем лесу» Рисование «Осенний пейзаж », коллективная аппликация с использованием природных материалов «Осенние деревья».
Приложение :
Экологические игры
Отгадай, от какого дерева эти семена»
Цель:
Знакомить детей с семенами – крылатками.
Развивать умение соотносить лист дерева и семена.
семенем.
3. Закреплять знания о названиях деревьев.
4. Воспитывать любовь к природе.
5. Развивать мышление, память.
Материал:В пластиковые прозрачные баночки, с закручивающимися крышками, кладут семена липы, ясеня и клена (в каждую отдельное семечко). На крышках изображены листья липы, ясеня, клена.
Ход игры: Крышки снимаются с банок и кладутся в «чудесный мешочек». Дети по очереди достают крышку, рассматривают листочек, изображенный на ней, называют дерево, соответствующее этому листу. Далее находят баночку с семечком этого дерева, закручивают крышку на банку.
2.Кто где живёт» .
Ход игры. Педагог помещает на доску картинки с изображениями листьев клена, сирени, дуба и ясеня и задает детям вопрос, какой из листьев лишний и почему. Дети должны определить, что лишний лист сирени, потому что сирень — это куст, а дуб, ясень и клен — деревья.
Игру можно провести с целью дифференциации лиственных и хвойных деревьев, съедобных и несъедобных грибов.
Стихи о деревьях.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
А.С.Пушкин.
Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых…
Подольше б золото не сбросили
Стоял бы лес багрян и тих.
Ходит осень, бродит oceнь,
ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый - кленовый.
В. Авдиенко
БЕРЁЗКА
Снова осень золотая…
Ветер листьями играет,
Улетает птичий караван…
Под окном грустит берёза –
То ли дождик, то ли слёзы -
С голых веток капает вода…
Листья падают с берёзы -
Скоро зимние морозы,
Нужно ей скорее засыпать…
Белый снег на ветки ляжет,
Он её согреет даже,
Но весну берёзка будет ждать…
Клён
Клён под солнышком купался
И ладошкой умывался.
Осень красная пришла
Все ладошки обожгла.
Дождик пламя потушил,
Ветер ветки подсушил.
Желтые ладошки
К нам летят в окошки.
А. Кулагина
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,
Кисти ярко- красные вянущих рябин.
Падают, падают листья в нашем саду листопад,
жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят.
(Ивенсен)
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой
Как красив ты, лист цветной!
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой
Облетел весь лист цветной!
И.Михайлов.
Приложение
Наблюдение № 1 «Деревья на участке».
Задачи: закрепить названия деревьев, растущих на участке; учить различать их по внешнему виду (высота, цвет коры, толщина ствола и веток, расположение ветвей, размер и форма листьев).
Активизация словаря: растут, клён, рябина, береза, осина, тополь, ива, семена, плоды, ствол, корень, крона, листья, ветки.
Художественное слово :
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
А.С.Пушкин.
Беседа :
Какими словами можно сказать об осени?
Д/И: « Осень какая?» (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).
- Какие деревья растут на участке детского сада?
Давайте внимательно их рассмотрим:
- чем они схожи, а в чем их отличия?
— Как вы думаете, деревья живые существа или нет?
— Почему?
— Могут ли деревья убежать, если у н их кто-то поломает ветки, причинит им боль?
— Чем можно помочь дереву, если ему навредили?
- Как надо относиться к деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречь, заботиться, любить)
П/И «Раз, два, три к дереву беги!»
Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.
Исследовательская деятельность: Рассматривание листьев с разных деревьев. Составление букетов из разных листьев.
Рефлексия: Какие деревья растут на участке? Что вы собирали?
Приложение
Наблюдение «Рассматривание березы».
Беседа :
- Посмотрите, какая берёзка? (красивая, белоствольная).
- А с чем можно сравнить её ствол? (Белое платьице в чёрный горошек)
- А теперь представьте, что у берёзки просто белый ствол. (Прикладывает белый лист бумаги) Красиво? А, если бы он был чёрным. (Прикладывает чёрный лист бумаги). А так красиво?
- А какие у берёзы листья? (Маленькие как сердечки с резными краями)
- Давайте скажем берёзке добрые слова, расскажем ей, какая она красивая. (Дети подбирают эпитеты и просто добрые и ласковые слова)
- Посмотрите вокруг, а удобно ли берёзе расти в этом месте? Почему удобно? (Открытая поляна, много солнечного света, рядом река, которая поит берёзовые корни, а вокруг растут её подружки – молодые берёзки и нашей берёзке не скучно, не одиноко).
- Сравните между собой несколько берёзок. Похожи ли они?
Ответ детей: Все деревья разные, непохожие друг на друга.
Подвижная игра : «Раз, два, три- к …дереву беги!»