Учитель географии МОУ лицей «Политэк». г. Волгодонск.
Тема «Наш родной край – Ростовская область»
Цели: обобщить знания о Ростовской области
- географическое положение
-внутренние воды
- полезные ископаемые
- животный и растительный мир
- экологическая ситуация.
Ход урока.
- Оргмомент № 1 № 2
Общеизвестно, что у нас в России почти до конца ХIХ века для детей ещё не было национальной игрушки. Её появлению помог случай. В 1898 году была ярмарка Малютин Сергей Петрович – друг братьев Васнецовых был у известного мецената Мамонтова на даче в Загорске. Малютин на ярмарке купил забавную японскую игрушку в виде яичка, на нем была изображена забавная японская рожица. Игрушка была разрезной так, что её части входили одна в другую. Художнику понравилась сама идея входа одной игрушки в другую.
По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Используя русскую игрушку представьте что:
Мир – это основная «Матрешка»
Страна – след фигурка
Область
Город
Мой дом
Все эти фигурки составляю единую целую игрушку.
Любовь к Отечеству всегда определяется степенью и начинается любви к родной стороне, к родному дому, улице, городу. У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. Чтобы любить и гордиться своей Родиной, нужно знать её!
- Вступительное слово учителя ( читает стихотворение на фоне слайда-видео №3 «Ландшафты». Мультимедийный диск «Ростовская область»)
№ 3
Люблю свой край, простор родимый,
Станицы, рощи, хутора,
Широкий Дон, ковыль гонимый
Низовым ветром до утра
Вокруг простор степи бескрайней
Весь зеленеющий в цветах
И аромат необычайный
В глубоких тает небесах.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие по родному краю – Ростовской области.
Сейчас мы просмотрим видеосюжеты городов Ростовской области. Вы должны отгадать название этих городов, а помогут вам в этом литературные герои произведений знаменитого донского писателя Михаила Шолохова.
(Выходит ученик в костюме «Деда Щукаря» и читает текст на фоне слайда- видео № 4 «Угадай город» Мультимедийный диск «Ростовская область»))
Дед Щукарь:
- Это главный город Ростовской области. Крупнейший индустриальный, транспортный и культурный центр на юго-востоке нашей великой Родине. Город расположен на правом возвышенном берегу Дона, в 48 км, от Азовского моря. При въезде в этот город мы видим красивый памятник «Тачанка». Этот город еще называют «воротами Кавказа».
(Кто из учащихся первым даст правильный ответ, выходит к доске и набирает себе команду из пяти учащихся.
Выходит ученик в костюме «Нахаленка» и читает текст на фоне слайда – видео № 5 «Угадай город» Мультимедийный диск «Ростовская область»)
Нахаленок:
- Это город – крепость. В 15 веке город принадлежал туркам и назывался Адзак. Всего 40 км, отделен от Ростова этот небольшой город, имеющий очень большую историю. Большой вклад в историю города. Большой вклад в историю города внес Петр 1, отвоевав его у турков.
(Кто из учащихся первым даст правильный ответ, выходит к доске и набирает себе команду.
Класс поделен на три команды. Третью команду составляют ученики не вошедшие в две первые.)
- Задание № 1
– Наша область находиться в северном полушарии на самом большом материке Евразии, сразу в двух частях света – Европа и Азия. А значит, что многие жители Ростовской области достаточно часто незаметно для себя пересекают условную границу между Европой и Азией. Северная часть нашей области лежит в Европе, а южная в Азии. Условной границей является Кума-Манычская впадина. (котрая раньше соединяла Черное и Каспийское море), по реке Дон
(Демонстрация слайда №6 «Физическая карта Ростовской области»)
№ 6
Вопрос 1 и 2 команде:
- Воспользуйтесь атласами Ростовской области и определите в какой части света мы живем?
Свой ответ запишите в рабочей тетради.
Вопрос 3 команде:
- Мы с вами вспомним и назовем районы Ростовской области. (Демонстрация слайда № 7 «Административная карта Ростовской области»)
№ 7
- Конечно, назвать все районы , мы с вами не сможем потому что…..
(Демонстрируется слайд № 8 «Состав Ростовской области». Слайд озвучен аудиозаписью.)
№ 8
(Демонстрируется слайд № 9 «Зимовниковский район Слайд озвучен аудиозаписью)
№ 9
Отвечают 1 и 2 команда.
- В какой части света мы живем?
(Демонстрируется слайд № 10 «Европа. Азия»)
№ 10
- Задание № 2
Вопрос 1 и 2 команде:
- Отгадайте загадку, о какой реке Ростовской области идет речь?
«Первый слог мой – нота
Буква – слог, второй
Целое - широко разлилось»
Ответ запишите в рабочую тетрадь.(Ответ: Дон)
Вопрос 3 команде.
(Кроссворд «Реки нашей области» Демонстрация слайдов № 11 - 16 )
- Какое самое крупное озера нашей области, при штормовой погоде словно шумит?
№11 №12 №13
- Какая река берет начало в Ергениях, впадает в Дон вблизи города Семикаракорска?
№14
- Назовите реку поселка Зимовники.
№15
- У поэта Анатолия Сафронова есть такие строки:
«Сюда пришли когда-то запорожцы
Один из них, что был высок и рус
Сказал: «Так бачтэ, батчэ хлопцы
Здесь речка вьется, будто мий ус» №16
- О какой реке идет речь?
Отвечают 1 и 2 команда:
- О какой реке идет речь в загадке? .(Ответ: Дон)
- Проверьте правильность своего ответа
(Демонстрируется слайд №17 «Легенда о реке Дон». Слайд озвучен аудиозаписью)
№17 (Текст аудиозаписи. «Первые упоминания о Доне относятся к пятому веку до н. э. Тогда Дон назывался Амазонией – по воинствующему племени женщин-амазонок. Потом Дон стал именоваться Танаисом. Это название связано с такой легендой. Танаис. Сын амазонки Лизины и отца Бероса, любил воевать, но с пренебрежением относился к военным талантам женщин. Богиня красоты Венера за такое отношение к женщинам «вдохнула» ему любовь к матери Лизине. Не вынес такого жесткого наказания. Его охватило отчание, и он бросился в реку, которая и стала называться его именем. Слово №дон», как полагают многие исследователи, осетинское. Словом «дон» они обозначали просто реку, без всякого названия. Позднее это слово стало собственным именем нашей реки)
- Задание № 3
1 и 2 команде предоставлена коллекция полезных ископаемых Ростовской области.
- Определите и запишите в рабочей тетрадях название полезного ископаемого Ростовской области, которое называют «солнечным камнем».
Вопрос 3 команде.
- Отгадайте загадки «Растения Ростовской области»
(Демонстрация слайдов № 19-21. Правильный ответ появляется с помощью эффекта анимаций)
В казачьих поверьях степную ковыль-траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков-казаков. Поэтому казаки никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом.
Ковыль рвать и приносить в дом нельзя - может случиться несчастье. Наши предки, веками жившие рядом с ковылем, никогда его не рвали ради простого интереса. Может быть из - за того, что с незапамятных времен в народе существовало поверье, кто сорвет ковыль и принесет его в жилище, того в скором времени постигнет несчастье. Это поверье сохранилось с тех времен, когда как только зацветал ковыль, на нашу землю устремлялись иноземные конники. И стоял тогда плач и стон на многие версты. Так ковыль началом цветения предупреждал о надвигающемся несчастье. Это растение и помогало бороться с врагами. Во время цветения ковыля в степи было недостаточно корма для лошадей. Вместе со скудным кормом вражеские лошади поедали и часть ковыля. Острые зерна этого растения втыкались в языки лошадей. После чего развивалось заболевания, которое очень трудно лечилось. Лошади не могли уже полноценно питаться. В результате слабели и погибали. Так ковыль помогал от набегов врагов. В народе это растение называют «шелковой травой» , травой-защитницей, травой горя, травой - печали.
№19
Увидевший чёрный тюльпан никогда не должен касаться его, а просто молча постоять над редким дивом природы, загадав про себя только одно желание. Встречается чёрный тюльпан человеку один раз в жизни. И, конечно, принесёт ему счастье, если он никому не расскажет о месте произрастания этого необычного цветка. В Калмыцкой степи растут три вида тюльпанов. Самый красивый их них – тюльпан Шренка, в основном красного цвета. Существует такая легенда, что много лет назад были тюльпаны только жёлтого цвета и вот однажды пошли войной друг на друга Север с Югом. В результате этой битвы тюльпаны приобрели цвет крови и стали в основном красного цвета. История рассказывает: в годы гражданской войны на Маныч случайно попал голландский офицер Деррик Лефебр, в мирное время бывший цветоводом. Увидев необычайные дикие цветы, поразился их красоте. Он выкопал несколько луковиц, спрятал их в военный ранец и когда бежал от будённовцев, сумел увезти их домой, Голландию.
Потом была долгая селекционная работа с удачами и не удачами, в конце концов «дикари» превратились в те самые «королевские тюльпаны»,
№20
Легенда о Чабреце
Собирался казак ехать на чужбину, и его родная мать собирала ему в дорогу вещмешок, в который за складочку положила высушенный чабрец. Так уж случилось, что в дальних краях он встретил девицу - красу невиданную и остался там жить. Долго горевала его мать, но так и смирилась, что не удастся ей увидеть и понянчить своих внуков. А девица все хотела выбросить вещмешок, но казака что-то все время удерживало. Но вот уговорила-таки молодуха-жена ранец выбросить. Но не дал казак сделать ей это самой, а взяв его в руки, принялся проверять, не выбросит ли с ним нужную вещь.
И вдруг - что за диво? Рука его нащупала за складкой то, что не им туда положено было. Чабрец за все годы, что пролежал в вещмешке, не утратил своего запаха, а тут так разлился, что потянуло казака домой, туда, где растет его множество.
№21
Отвечают 1 и 2 команды.
- Давайте послушаем небольшой рассказ и проверим правильность наших ответов.
(Демонстрация слайда № 22 «Легенда о солнекчном камне». Слайд озвучен аудиозаписью)
(Текст аудиозаписи. «Стаяла холодная весна 1696 года. Недалеко от города Черкасска (теперь станица Старочеркасская) расположились русские войска, готовясь к штурму Азова. Каждую ночь жарко пылали тысячи костров. Камыш, валежник – все шло в огонь. У одного из костров возвышалась фигура Петра 1. Подошедшие казаки принесли куски черного камня и бросили в огонь, отчего через некоторое время он запылал еще жарче. Увидев это, Петр 1 сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет….»)
№ 22
6.Задание № 4.
– По мнению ученых, территория нашей области представляла травяной океан.
(Демонстрация слайда-видео №23 «Донская степь». Мультимедийный диск «Ростовская область»)
№ 23
- Сейчас многие растения занесены в Красную книгу. Одним из них является тонколистный пион, степной тюльпан.
(Демонстрация слайда №24-25)
№ 24 Пион тонколистный (по латыни - Paeonia tenuifolia L.), или, как его по-другому называют воронец – очень яркое и красивое растение наших степей.
№ 25
- По степи бродили стада диких животных: зубров, бизонов, косуль, львов, великое множество зайцев, сусликов, сурков. Многие животные и птицы взяты под охрану. Это – дрофа (именуемая в народе «дудак»), сайгак, степной орел. (Демонстрация слайда №26-27 «Красная книга Дона»)
№ 25
№26
«Богаты мы,
Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Донской камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы плавают в реке.
И восковые считанные зерна,
Неслышно зреют в малом колоске
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты мы!
- День 22 апреля в 1994 году был объявлен «Всемирным днем Земли». В этот день проходят мероприятия в защиту природы.
7. Задание № 7. Тестовая работа «Охрана природы». Выполняют все три команды.
(Демонстрация слайда №27-29. При составлении тестов используется гиперссылки и звуковые эффекты (аплодисменты, детский плач))
Слово учителя ( читает стихотворение на фоне слайда-видео №30 «Ландшафты». Мультимедийный диск «Ростовская область»)
№ 30
«Рыбе – вода
Птице – воздух
Зверю – лес, степь , горы,
А человеку нужна Родина
И охранять природу –
Значит охранять Родину!
(Демонстрация слайда №.)
Давайте беречь Донской край!
8. Итоги урока. Подводятся итоги работы в группах и раздаются на память буклеты «Красная книга Дона»
Рабочая тетрадь.
Задание №1.
Подчеркните правильный ответ
Европа Азия
Задание №2.
«Первый слог мой – нота
Буква – слог, второй
Целое – широкое разлилось»
Ответ________________________________________________________
Задание №3.
«Солнечный камень» - это _____________________________________