СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наш самобытный Гоголь

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучая творчество Гоголя, нелязя не обратить внимания на особенность его произведений. Понять поведение героев, их особенность, можно через детали.

Просмотр содержимого документа
«Наш самобытный Гоголь»

Наш самобытный Гоголь

Он искусно шил костюмы и расписывал стены. С детства уморительно передразнивал других, развивая в себе дар иронии. Выведал у итальянцев секрет приготовления настоящих макарон. Устраивал пышные застолья, для которых, говорят, собственноручно приготавливал такие блюда малороссийской кухни, что друзья всерьез считали: «Не станет писателем – будет отличным поваром». А он, мечтавший принести пользу России, совместил в творчестве все: и красоту, и яркость, и иронию, и даже кулинарные пристрастия.

Уже о первом сборнике Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» А.С. Пушкин в восхищении напишет: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности… Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился»

Творческие секреты писателя в своих литературных трудах пытались разгадать его современники В.Г. Белинский, С.Т. Аксаков, П.В. Анненков, а позднее литературоведы XX века Н.Л. Степанов, И.П. Золотусский, Д.В.Манн. Как известно, в статьях О.Клюевой «Гоголь – словесный кулинар», М.Семиной «Кулинарные записки В.Ф.Одоевского» анализируются слова с семантикой пищи из комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души».

Гастрономическая лексика в произведениях Н. В. Гоголя имеет большое значение в системе художественных приёмов: для создания картин быта украинского народа, отражения самобытности Малороссов, характеристики героев, создания картин автором используется «демонстрация» кулинарных особенностей. С какой целью Гоголь использует гастрономическую лексику. Изучив все повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», можно отметить, что во всех произведениях сборника имеется много эпизодов «гастрономической лексики», автор упоминает популярные блюда украинской кухни. Настолько велико разнообразие, что можно составить меню на целую неделю: колбаса, вареники галушки и национальные напитки: варенуха, грушовый квас, перегонная на шафран водка, пунш. Н.В.Гоголь использует кулинарную лексику с целью создания: характеристики героев, выразительного изображения картины, передачи мысли и чувства, описания украинского быта. Веселой, истинно простонародной делают речь героев пословицы и поговорки: «Ему когда мед, так и ложка нужна!», «Дай боже тебе всего, добра всякого в довольствии, хлеба и пропорции!», «Ты ж когда-то братался с покойным батьком, вместе хлеб-соль ели и магарыч пили» («Ночь перед рождеством»). Выразительность, образность речи придают сравнения. Они помогают увидеть единство мира, заметить сходство в непохожих явлениях. Сближая далекие предметы, они открывают их новые свойства, то, чего мы раньше не знали. Вот мужик из повести «Сорочинская ярмарка», чтобы уверить собеседника в правоте своих слов, говорит, что «…готов вскинуть на себя петлю и болтаться на этом дереве, как колбаса перед рождеством на хате…». О примитивных интересах Василисы Кашпоровны из повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» говорят строчки из письма племяннику: «Чудная в огороде у нас выросла репа: больше похожа на картофель, чем на репу».

Ирония – излюбленный прием Н.В.Гоголя, который используется для скрытой, косвенной, тонкой насмешки. С целью комического изображения героев он соединяет обыденное и высокое: «Ну, это еще не совсем худо, - подумал дед, завидевши на столе свинину, колбасы, крошеный с капустой лук и много всяких сластей, - видно, дьявольская сволочь не держит постов» («Пропавшая грамота»), «Обрадованный таким благосклонным вниманием, кузнец уже хотел было расспросить хорошенько царицу о всем: правда ли, что цари едят один только мед да сало, и тому подобное…» («Ночь перед рождеством»). В повести «Иван Федорович Шпонька» автор строит иронию на градации, с помощью которой передает нарастание общего впечатления, производимого словами. В диалоге за обедом у Григория Григорьевича этот троп выражает преувеличенное хлебосольство и гостеприимство: «Вы напрасно взяли куприк, Иван Федорович!.. Возьмите спинку!.. Возьмите крылышко, вон другое, с пупком, возьмите стегнушко!». Иронична зачастую и портретная характеристика героев. Например, в повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» можно отметить замечание героя: «Покойный батюшка ваш, дай боже ему царствие небесное, редкий был человек. Арбузы и дыни всегда бывали у него такие, каких теперь нигде не найдете». И совсем другой смех – светлый, веселый в «Вечерах на хуторе…». Нам весело читать про Вакулу, который сумел оседлать черта и добыть своей любимой царские черевички.

Смеясь над чем-то, автор всегда утверждает высокое назначение человека.

Поэтому смех обладает большой силой, он помогает человеку становиться лучше, чище, добрее, свободнее. Изучив гастрономическую лексику в произведениях Н.В.Гоголя, можно сделать вывод, что она служит для выражения авторского отношения к героям, их поступкам, отражает самобытность Малороссов и особенность национальных блюд.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!