СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наш театр. Сказка К.И.Чуковского «Айболит». (Слова автора и действующие лица.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе. Урок знакомит с творчеством К.И. Чуковского, учит различать народные и авторские сказки, инсценировать отрывок из сказки "Айболит", отрабатывает выразительное чтение.

Просмотр содержимого документа
«Наш театр. Сказка К.И.Чуковского «Айболит». (Слова автора и действующие лица.)»

Технологическая карта урока.

Предмет: литературное чтение.

Класс: 1 класс

Тема урока: «Наш театр». Сказка К.И.Чуковского «Айболит». (Слова автора и действующие лица.)

Тип урока: открытие новых знаний.

Учитель: Танскова Наталья Викторовна

Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха.

Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского; учить различать народные и авторские сказки; инсценировать отрывок из сказки «Айболит»; учить выделять слова автора и действующих лиц; отработать выразительное чтение через решение различных исполнительных задач; формировать понятие о дисциплине и порядке.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение читать выразительно, умение читать по ролям, умение анализировать художественное произведение, творчески реализовать собственное отношение к героям в процессе подготовки и проведения инсценирования

Личностные: интерес к учебному труду, анализировать поступки героев произведения, соотносить их с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор, внимание к переживаниям других людей, сопереживание, формирование позитивной самооценки.

Метапредметные:

П о з н а в а т е л ь н ы е: умение анализировать и сравнивать произведения, строить логические рассуждения при анализе собственного выбора средств выразительности

Р е г у л я т и в н ы е: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

К о м м у н и к а т и в н ы е: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию, слушать и слышать собеседника, вести диалог

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная, работа в парах

Образовательные ресурсы:

1.Учебник Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий Литературное чтение.1 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2014г. в 2-х частях.

2.Разноцветные карточки с заданиями, портреты детских писателей

3.Мультимедийная установка для просмотра презентации

4. Презентация к уроку

5. Реквизит для инсценирования, костюмы, маски



Ход урока.

Этап урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Мотивация (самоопределение) учебной деятельности.


Цель этапа урока: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.



Чтение девиза

-Здравствуйте, ребята!

-Ребята, у нас есть девиз. Давайте его повторим.

Всё, что мы делаем - нужно.

Значит, давайте трудиться,

Честно, упорно и дружно.


- Я напоминаю, что в течение урока вы оцениваете свою работу и делаете отметки в листе достижений.

(Приложение 1)

Напоминаю вам алгоритм оценивания:

  • Зеленый кружечек обозначает, что «Я отвечал на вопросы, сам формулировал задачи урока без посторонней помощи. Я – молодец!»

  • Желтый кружечек обозначает: «Не всегда удавалось отвечать на вопросы, задачи формулировал при помощи одноклассников или учителя».

  • Красный кружок – «Не смог сформулировать ни одной задачи урока, ответить на вопросы. Нужна помощь!».


Приветствуют учителя. Хором произносят слова девиза.

Коммуникативные:

развивается умение приветствовать учителя, договариваться с одноклассниками, соблюдать правила поведения и общения.

Личностные:

смыслообразование (установление учащимися связи между целью деятельности и ее мотивом), умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, этическая ориентация





Актуализация, фиксация затруднений


Цель этапа урока: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.


Чтение стихотворения












Беседа

















Игра «Прочтите фамилию». Карточка «Соотнеси автора и название произведения»











Викторина «Угадай из какого произведения отрывок»

-Послушайте стихотворение. Скажите, с каким литературным жанром будете работать на уроке?

О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Опять навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит …(
сказка).

- Ребята, вы любите сказки?

- Кто помнит, на какие две группы можно разделить сказки?


Сказки


Народные авторские

-Почему сказки называются народными?

- А почему авторскими?

- Приведите примеры народных сказок.

- Какие авторские сказки вы читали?

- Выберите себе задание самостоятельно, по желанию.

Задание на синих листах


Внимательно прочитайте слова в каждом столбике.

А.С.Пушкин

“Айболит”

С.Я.Маршак

“Новому читателю”

К.И.Чуковский

“Как бы жили мы без книг?”

С.Михалков

Отрывок из поэмы “Руслан и Людмила”


-Что их объединяет? (автор, название)

- Установите соответствие между словами первого и второго столбика. Соедините линией автора и название произведения.


Задание на жёлтых листах

Прочитайте отрывок. Назовите автора и название произведения.

  1. Новый читатель является к нам.

Это хорошая весть!

Очень приятно, что может он сам

Каждую строчку прочесть.

  1. Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря…

  1. Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник,

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.


Проверка выполнения заданий


- Оцените свою работу и сделайте отметку в листе достижений:

  • успешно справился с заданием;

  • были незначительные ошибки в работе;

  • не справился с заданием.


Слушают стихотворение, отгадывают ключевое слово.









Отвечают на вопросы

















Выполняют задание на карточках, работая в парах.















Читают отрывки, узнают автора и название произведения.















Оценивают свою работу, делают отметки в листе достижений

Личностные:

формируется нравственно-этическая ориентация (оценивание усвоенного исходя из социальных и личностных ценностей).

Познавательные:

структурирование знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания,

проводить анализ изученного материала, формулировать конечный результат.

Коммуникативные:

слышать и слушать друг друга, полно и точно выражать свои мысли, договариваться и находить общее решение.

Регулятивные:

соотносить свои знания с предлагаемыми заданиями





Постановка учебной задачи


Цель этапа урока: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока.




- Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока полностью. (К.И.Чуковский “Доктор Айболит”)
- Узнав тему, поставьте цель урока. Определите, в чём предстоит разобраться на уроке.

Познакомиться ... (со сведениями из жизни К.И.Чуковского).

Учиться правильно и … (выразительно читать “Доктор Айболит”).

Проанализировать ... (новое произведение).


- Оцените свою работу и сделайте отметку в листе достижений.


Формулируют тему. Ставят цель по опорным словам.











Оценивают свою работу, делают отметки в листе достижений.

Регулятивные:

целеполагание, как постановка учебной задачи (формируется умение определять и формулировать цель на уроке)

Личностные:

проявляется познавательная инициатива.

Коммуникативные:

слышать и слушать других, выражать свои мысли

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи

Усвоение новых знаний и способов действий


Цель этапа урока: решение устных задач и обсуждение способов действий.




Игра « Кто лишний»

Беседа о писателе К.Чуковском








Самостоятельная работа с информационным листком























Задание с предварительной подготовкой

Выставка книг К.И.Чуковского

-Посмотрите на портреты. Какой из них лишний? Почему? (На доске портреты С.Маршака, А. Барто, С.Михалкова, К.Чуковского)

-Что вы можете рассказать об этом человеке?

-Ребята, достаточно ли сведений об этом знаменитом человеке мы знаем? (нет)

- Что бы вам ещё хотелось узнать о нем? (Каким он был в детстве)

- У вас на столах зелёные карточки. Прочитав текст, каждый должен ответить на вопрос: «Что вы узнали о жизни К. И. Чуковского?»

Корней Иванович Чуковский (имя при рождении — Николай Эммануилович Корнейчуков). Родился 31 марта 1882 в Санкт-Петербурге. Детство провёл в Одессе. Какое-то время будущий писатель учился в одесской гимназии. Закончить гимназию Чуковскому так и не удалось: его отчислили из-за низкого происхождения. Первой сказкой была сказка «Крокодил». К. И.Чуковский написал её для заболевшего сына. А знаменитый "Мойдодыр" начался с того, что маленькая дочка писателя не желала умываться. Он очень любил детей. На своей даче в посёлке Переделкино он устраивал для них праздники.

- Что узнали нового ? Что вас удивило?

- Назовите настоящее имя К.И.Чуковского.

-С какими другими городами, посёлками связана судьба К. Чуковского?

- Как называлась первая сказка К.И. Чуковского? Как она начинается?

(Жил да был Крокодил.
Папиросы курил,
По-турецки говорил -
Крокодил, Крокодил Крокодилович...)

- Какие сказки этого автора вы ещё знаете?


- Несколько ребят из нашего класса по моей просьбе нашли книги К.И.Чуковского в нашей классной библиотеке.

- А какая книга у вас самая любимая? Кто вам ее читал?

- Оцените свою работу и сделайте отметку в листе достижений.

Узнают портрет К.И. Чуковского.



Сообщают какой это человек и что они о нём знают.







Самостоятельно узнают биографические сведения о писателе.















Отвечают на вопросы.





Учащиеся представляют книги Чуковского, сопровождая их небольшими рассказами. Самооценивание

Познавательные:

формирование умения работать с информацией и текстами ( отбирать, анализировать),

структурирование знаний, анализ и синтез, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование,


Регулятивные :

развитие саморегуляции, контроля, коррекции.


Личностные: нравственная ориентация


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении.

Физкультминутка


Цель этапа урока: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения

Осуществление профилактики утомления


Славный доктор Айболит,

Что под деревом сидит, (Приседание)

Лечит всех зверей в лесу,

Даже старую козу. (Изображают козу)

Вот бежит к нему зайчонок, (Прыгают)

Громко топает слоненок. (Топают ногами)

Вот летит, жужжа, пчела: (Изображают пчелу)

- Ох, разболелась голова! (Качают головой)

Добрый доктор Айболит

Лечит всех зверей и птиц. (Хлопают в ладоши)


Совместное выполнение физических упражнений

Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения.

Познавательные: формирование умения слушать и выполнять действия по определенному плану.

Регулятивные: владеть навыком самоконтроля.

Коммуникативные: сотрудничать в совместной деятельности.

Первичное закрепление


Цель этапа урока: решение устных задач и обсуждение прочитанного

Предварительное прогнозирование содержания.







Самостоятельное чтение.


Проверка предположений и первых впечатлений.


Развитие кругозора.








- Откройте учебник на странице 24 (запись на доске). Что вы можете сказать об этом числе?

- Рассмотрите иллюстрации. Расскажите, что на них изображено?

-О ком эта сказка? Предположите, что могло случиться с врачом?

Прочитайте заголовок. Подтвердил ли он наши предположения?

-Прочитайте сказку. Проверьте наши предположения.

-Ребята, понравилась вам сказка? Какую картину вы представили, когда читали её?

- Совпали ли ваши предположения с прочитанным?

-Докажите, что Чуковский написал сказку.

-Какие слова были непонятны?

-Что такое ангина, скарлатина, холерина, дифтерит, аппендицит, малярия и бронхит.

- Где на карте находятся Занзибар, Калахари, Сахара, гора Фернандо – По, Лимпопо?

- Кто главный герой произведения? Как появилось это имя? Какие два слова мы слышим, произнося это имя?

-Каким вам представляется этот персонаж?

- Какими вы представляете себе зверей?

Выберите подходящие слова для характеристики этих персонажей:

добрый, заботливый, целеустремлённый, аккуратный, добродушный, альтруистичный, бездушный, беспокойный, бессердечный, верный, выносливый, гуманный, лукавый, больные, беззащитные, жалкие.


- Оцените свою работу и сделайте отметку в листе оценивания.

Рассматривают иллюстрации, высказывают предположения.







Самостоятельно читают сказку.



Отвечают на вопросы.













Работа в парах.

1 пара работает у доски.


Самооценивание.

Познавательные:

развитие навыка чтения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений и доказательств.

Регулятивные:

развитие саморегуляции (умение слушать), умение дополнять, уточнять высказанные мнения.

Личностные:

нравственная ориентация, умение выражать своё отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности и внимательности к людям, готовность оказать помощь тем, кто в ней нуждается

Коммуникативные:

владение монологической речью, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (применение знаний и способов действий)


Цель этапа урока: решение устных задач и обсуждение проекта решения.



Выполняют задания цифрового диктанта, по эталону самостоятельно проверяют свою работу, оценивают свою работу

-А теперь напишем тест. Поставьте знак «+» если вы согласны с высказыванием, знак «-» если есть ошибки.


Тест - опрос по содержанию.

1. Добрый доктор Айболит!

Он под кустом сидит? (деревом)

2. Да-да-да! У них ангина,

Скарлатина, грипп (холерина)

3.Только где же вы живёте?

На горе или в реке? (болоте)

4. Айболит отправился в Африку?

5. Мы живём на Занзибаре,

В Калахари и в Самаре (Сахаре)

6. И одно только слово твердит Айболит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

7. И сейчас же к нему из-за ёлки

Выбегают мохнатые волки

8. Девять ночей и девять дней Айболит лечил зверей? (10)

9. Доктор вылечил всех зверей?

10. Гиппопотам поет:

«Слава, слава Мойдодыру!

Слава добрым докторам!» (Айболиту)

2) Проверка по эталону.


-

-

-

+

-

+

+

-

+

-


- Оцените свою работу и сделайте отметку в листе самооценки.





Выполняют тест.























Самооценивание

Познавательные:

контроль и оценка результатов деятельности.

Регулятивные :

контроль в форме отклонений и отличий от эталона, коррекция

Личностные:

смыслообразование, нравственно-эстетическая ориентация



Включение в систему знаний и повторение.


Цель: неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта



Подготовка к инсценированию сказки






























































Составление таблицы «Интонация» (Приложение 2)

Работа в группах

Упражнения в выразительном чтении



Конкурс актёрского мастерства

- Сегодня мы с вами отправляемся в театр, на сцене которого мы встретимся с героями сказки «Айболит»

- Помните ли вы начало сказки? Расскажите.

(Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!)

- Чем закончилась сказка?

Вот и вылечил он их,
Лимпопо!
Вот и вылечил больных.
Лимпопо!
И пошли они смеяться,
Лимпопо!
И плясать и баловаться,
Лимпопо!
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула.
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет.
А малютки бегемотики
Ухватились за животики.
И смеются, заливаются -
Так, что дубы сотрясаются.
Вот и Гиппо, вот и Попо,
Гиппо-попо, Гиппо-попо!
Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара.
Он идёт к Килиманджаро -
И кричит он, и поёт он:
"Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!"

- Чем написанный текст сказки отличается от инсценирования на сцене?

- Кто нужен для того, чтобы театр ожил? (Артисты, режиссер)

- Что ещё необходимо для постановки спектакля? (декорации)

-Сейчас мы прочитаем отрывок из сказки “Айболит”


Представьте, что мы - режиссёры спектакля. В чём заключается наша работа?

(Выделить из текста слова героев и определить, как, с какой интонацией нужно читать эти слова.)

Назовите героев отрывка.

-Прочитайте только слова Айболита.

-Прочитайте только слова зверей.

- Как, с какой интонацией нужно читать слова героев?

Поработайте в группах. Заполните пустую колонку в таблице, используя слова для справок. Выберите в группе актёра - чтеца для исполнения роли Айболита и роли зверей. Проведите репетицию.

 

(Учитель помогает учащимся, корректирует работу)









Слушает выступления



- Что необходимо соблюдать при чтении роли?

- Кого мы можем назвать хорошим актёром?

(Того, кто правильно и выразительно читает свои реплики)


- Ребята, оцените своё выступление и выступление своих одноклассников.

- По вашим аплодисментам все вместе определим победителя.

- Что бы ты посоветовал своим одноклассникам делать, чтобы добиться такого же выразительного чтения, как у тебя?


-Выбери пословицу, которая подходит к прочитанному отрывку. Объясни свой выбор.

  • Спасти товарища — спасти себя.

  • Дорога помощь вовремя.

  • Сам пропадай, друга выручай.

  • Другим не поможем — сами пропадем.

  • Самому себя лечить — только портить.

  • Жизнь дана на добрые дела.

- Оцените свою работу и сделайте отметку в листе оценивания.











Вспоминают начало и конец сказки













































Работа в группах.

Дети читают текст и выделяют слова доктора Айболита и зверят.
















Представители от каждой группы выбирают маски и выразительно читают отрывок





Аплодируют участникам, анализируют и оценивают работу одноклассников.




Выбирают пословицу, которая соответствует главной мысли, комментируют свой выбор.


Самооценивание.

Личностные:

формирование нравственного взгляда на мир, развитие доброжелательности и внимательности к людям, готовность оказать помощь тем, кто в ней нуждается, формирование творческих способностей.

Регулятивные:

планировать своё действие с учётом поставленной задачи, умение взаимодействовать в группах

Познавательные:

умение выразительно читать по ролям, при этом показывая своё отношение к героям,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний; ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, предоставленную в разной форме.

Коммуникативные:

Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения.



Домашнее задание



Выбирай:

- подготовить чтение другой сказки К.И.Чуковского

- подготовить чтение по ролям 2-ой части отрывка

- нарисовать иллюстрацию к сказке.






Рефлексия деятельности


Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.





- Давайте вернемся к учебным задачам, которые мы определили в начале урока.

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Что вам в этом помогло?

- Было ли вам в процессе урока легко и интересно?

- Что было сложно выполнять?

- Где пригодятся знания, полученные на уроке?


Закончите предложения по схеме:


узнал ...

Я научился ...

смог…

Оцените свою работу на уроке

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое – что чуть –чуть неясно.


Ещё придется потрудиться.


Да, трудно всё – таки учиться!



Анализируют свою работу на уроке.

Личностные:

формируется самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные:

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

развивается самоопределение, самооценка.






Приложение 1



Лист достижений


Мотивация (самоопределение) учебной деятельности.


Актуализация, фиксация затруднений


Постановка учебной задачи


Усвоение новых знаний и способов действий


Первичное закрепление


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Включение в систему знаний и повторение.


Подведение итогов урока. Рефлексия

















Приложение 2

Литературный персонаж

Реплика

Интонация

Айболит

- Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?


Звери

-Да-да-да! У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит


Звери

-Приходите же скорее,

Добрый доктор Айболит!


Айболит

- Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу!


Айболит

-Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?


Звери

-Мы живём на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо – По,

Где гуляет Гиппо – по

По широкой Лимпопо










Слова для справок: жалобно; с уверенностью в голосе; просительно; с тревогой в голосе; выразить удивление, вопрос, озабоченность; жалобно.