Постановка учебной задачи Цель этапа урока: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока. | | - Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока полностью. (К.И.Чуковский “Доктор Айболит”) - Узнав тему, поставьте цель урока. Определите, в чём предстоит разобраться на уроке. Познакомиться ... (со сведениями из жизни К.И.Чуковского). Учиться правильно и … (выразительно читать “Доктор Айболит”). Проанализировать ... (новое произведение). - Оцените свою работу и сделайте отметку в листе достижений. | Формулируют тему. Ставят цель по опорным словам.
Оценивают свою работу, делают отметки в листе достижений. | Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи (формируется умение определять и формулировать цель на уроке) Личностные: проявляется познавательная инициатива. Коммуникативные: слышать и слушать других, выражать свои мысли Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи |
Усвоение новых знаний и способов действий Цель этапа урока: решение устных задач и обсуждение способов действий.
| Игра « Кто лишний» Беседа о писателе К.Чуковском
Самостоятельная работа с информационным листком
Задание с предварительной подготовкой Выставка книг К.И.Чуковского | -Посмотрите на портреты. Какой из них лишний? Почему? (На доске портреты С.Маршака, А. Барто, С.Михалкова, К.Чуковского) -Что вы можете рассказать об этом человеке? -Ребята, достаточно ли сведений об этом знаменитом человеке мы знаем? (нет) - Что бы вам ещё хотелось узнать о нем? (Каким он был в детстве) - У вас на столах зелёные карточки. Прочитав текст, каждый должен ответить на вопрос: «Что вы узнали о жизни К. И. Чуковского?» Корней Иванович Чуковский (имя при рождении — Николай Эммануилович Корнейчуков). Родился 31 марта 1882 в Санкт-Петербурге. Детство провёл в Одессе. Какое-то время будущий писатель учился в одесской гимназии. Закончить гимназию Чуковскому так и не удалось: его отчислили из-за низкого происхождения. Первой сказкой была сказка «Крокодил». К. И.Чуковский написал её для заболевшего сына. А знаменитый "Мойдодыр" начался с того, что маленькая дочка писателя не желала умываться. Он очень любил детей. На своей даче в посёлке Переделкино он устраивал для них праздники. - Что узнали нового ? Что вас удивило? - Назовите настоящее имя К.И.Чуковского. -С какими другими городами, посёлками связана судьба К. Чуковского? - Как называлась первая сказка К.И. Чуковского? Как она начинается? (Жил да был Крокодил. Папиросы курил, По-турецки говорил - Крокодил, Крокодил Крокодилович...) - Какие сказки этого автора вы ещё знаете? - Несколько ребят из нашего класса по моей просьбе нашли книги К.И.Чуковского в нашей классной библиотеке. - А какая книга у вас самая любимая? Кто вам ее читал? - Оцените свою работу и сделайте отметку в листе достижений. | Узнают портрет К.И. Чуковского.
Сообщают какой это человек и что они о нём знают.
Самостоятельно узнают биографические сведения о писателе.
Отвечают на вопросы.
Учащиеся представляют книги Чуковского, сопровождая их небольшими рассказами. Самооценивание | Познавательные: формирование умения работать с информацией и текстами ( отбирать, анализировать), структурирование знаний, анализ и синтез, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, Регулятивные : развитие саморегуляции, контроля, коррекции. Личностные: нравственная ориентация Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении. |
Физкультминутка Цель этапа урока: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения | Осуществление профилактики утомления | Славный доктор Айболит, Что под деревом сидит, (Приседание) Лечит всех зверей в лесу, Даже старую козу. (Изображают козу) Вот бежит к нему зайчонок, (Прыгают) Громко топает слоненок. (Топают ногами) Вот летит, жужжа, пчела: (Изображают пчелу) - Ох, разболелась голова! (Качают головой) Добрый доктор Айболит Лечит всех зверей и птиц. (Хлопают в ладоши) | Совместное выполнение физических упражнений | Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения. Познавательные: формирование умения слушать и выполнять действия по определенному плану. Регулятивные: владеть навыком самоконтроля. Коммуникативные: сотрудничать в совместной деятельности. |
Первичное закрепление Цель этапа урока: решение устных задач и обсуждение прочитанного | Предварительное прогнозирование содержания. Самостоятельное чтение. Проверка предположений и первых впечатлений. Развитие кругозора. | - Откройте учебник на странице 24 (запись на доске). Что вы можете сказать об этом числе? - Рассмотрите иллюстрации. Расскажите, что на них изображено? -О ком эта сказка? Предположите, что могло случиться с врачом? Прочитайте заголовок. Подтвердил ли он наши предположения? -Прочитайте сказку. Проверьте наши предположения. -Ребята, понравилась вам сказка? Какую картину вы представили, когда читали её? - Совпали ли ваши предположения с прочитанным? -Докажите, что Чуковский написал сказку. -Какие слова были непонятны? -Что такое ангина, скарлатина, холерина, дифтерит, аппендицит, малярия и бронхит. - Где на карте находятся Занзибар, Калахари, Сахара, гора Фернандо – По, Лимпопо? - Кто главный герой произведения? Как появилось это имя? Какие два слова мы слышим, произнося это имя? -Каким вам представляется этот персонаж? - Какими вы представляете себе зверей? Выберите подходящие слова для характеристики этих персонажей: добрый, заботливый, целеустремлённый, аккуратный, добродушный, альтруистичный, бездушный, беспокойный, бессердечный, верный, выносливый, гуманный, лукавый, больные, беззащитные, жалкие. - Оцените свою работу и сделайте отметку в листе оценивания. | Рассматривают иллюстрации, высказывают предположения.
Самостоятельно читают сказку.
Отвечают на вопросы.
Работа в парах. 1 пара работает у доски. Самооценивание. | Познавательные: развитие навыка чтения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений и доказательств. Регулятивные: развитие саморегуляции (умение слушать), умение дополнять, уточнять высказанные мнения. Личностные: нравственная ориентация, умение выражать своё отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности и внимательности к людям, готовность оказать помощь тем, кто в ней нуждается Коммуникативные: владение монологической речью, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (применение знаний и способов действий) Цель этапа урока: решение устных задач и обсуждение проекта решения. | Выполняют задания цифрового диктанта, по эталону самостоятельно проверяют свою работу, оценивают свою работу | -А теперь напишем тест. Поставьте знак «+» если вы согласны с высказыванием, знак «-» если есть ошибки. Тест - опрос по содержанию. 1. Добрый доктор Айболит! Он под кустом сидит? (деревом) 2. Да-да-да! У них ангина, Скарлатина, грипп (холерина) 3.Только где же вы живёте? На горе или в реке? (болоте) 4. Айболит отправился в Африку? 5. Мы живём на Занзибаре, В Калахари и в Самаре (Сахаре) 6. И одно только слово твердит Айболит: «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!» 7. И сейчас же к нему из-за ёлки Выбегают мохнатые волки 8. Девять ночей и девять дней Айболит лечил зверей? (10) 9. Доктор вылечил всех зверей? 10. Гиппопотам поет: «Слава, слава Мойдодыру! Слава добрым докторам!» (Айболиту) 2) Проверка по эталону. - Оцените свою работу и сделайте отметку в листе самооценки. |
Выполняют тест.
Самооценивание | Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности. Регулятивные : контроль в форме отклонений и отличий от эталона, коррекция Личностные: смыслообразование, нравственно-эстетическая ориентация
|
Включение в систему знаний и повторение. Цель: неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта
| Подготовка к инсценированию сказки
Составление таблицы «Интонация» (Приложение 2) Работа в группах Упражнения в выразительном чтении
Конкурс актёрского мастерства | - Сегодня мы с вами отправляемся в театр, на сцене которого мы встретимся с героями сказки «Айболит» - Помните ли вы начало сказки? Расскажите. (Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит!) - Чем закончилась сказка? Вот и вылечил он их, Лимпопо! Вот и вылечил больных. Лимпопо! И пошли они смеяться, Лимпопо! И плясать и баловаться, Лимпопо! И акула Каракула Правым глазом подмигнула. И хохочет, и хохочет, Будто кто её щекочет. А малютки бегемотики Ухватились за животики. И смеются, заливаются - Так, что дубы сотрясаются. Вот и Гиппо, вот и Попо, Гиппо-попо, Гиппо-попо! Вот идёт Гиппопотам. Он идёт от Занзибара. Он идёт к Килиманджаро - И кричит он, и поёт он: "Слава, слава Айболиту! Слава добрым докторам!" - Чем написанный текст сказки отличается от инсценирования на сцене? - Кто нужен для того, чтобы театр ожил? (Артисты, режиссер) - Что ещё необходимо для постановки спектакля? (декорации) -Сейчас мы прочитаем отрывок из сказки “Айболит” Представьте, что мы - режиссёры спектакля. В чём заключается наша работа? (Выделить из текста слова героев и определить, как, с какой интонацией нужно читать эти слова.) Назовите героев отрывка. -Прочитайте только слова Айболита. -Прочитайте только слова зверей. - Как, с какой интонацией нужно читать слова героев? Поработайте в группах. Заполните пустую колонку в таблице, используя слова для справок. Выберите в группе актёра - чтеца для исполнения роли Айболита и роли зверей. Проведите репетицию. (Учитель помогает учащимся, корректирует работу)
Слушает выступления
- Что необходимо соблюдать при чтении роли? - Кого мы можем назвать хорошим актёром? (Того, кто правильно и выразительно читает свои реплики) - Ребята, оцените своё выступление и выступление своих одноклассников. - По вашим аплодисментам все вместе определим победителя. - Что бы ты посоветовал своим одноклассникам делать, чтобы добиться такого же выразительного чтения, как у тебя? -Выбери пословицу, которая подходит к прочитанному отрывку. Объясни свой выбор. Спасти товарища — спасти себя. Дорога помощь вовремя. Сам пропадай, друга выручай. Другим не поможем — сами пропадем. Самому себя лечить — только портить. Жизнь дана на добрые дела. - Оцените свою работу и сделайте отметку в листе оценивания. |
Вспоминают начало и конец сказки
Работа в группах. Дети читают текст и выделяют слова доктора Айболита и зверят.
Представители от каждой группы выбирают маски и выразительно читают отрывок Аплодируют участникам, анализируют и оценивают работу одноклассников. Выбирают пословицу, которая соответствует главной мысли, комментируют свой выбор. Самооценивание. | Личностные: формирование нравственного взгляда на мир, развитие доброжелательности и внимательности к людям, готовность оказать помощь тем, кто в ней нуждается, формирование творческих способностей. Регулятивные: планировать своё действие с учётом поставленной задачи, умение взаимодействовать в группах Познавательные: умение выразительно читать по ролям, при этом показывая своё отношение к героям, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний; ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, предоставленную в разной форме. Коммуникативные: Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения.
|
Рефлексия деятельности Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
|
| - Давайте вернемся к учебным задачам, которые мы определили в начале урока. - Достигли ли мы поставленной цели? - Что вам в этом помогло? - Было ли вам в процессе урока легко и интересно? - Что было сложно выполнять? - Где пригодятся знания, полученные на уроке? Закончите предложения по схеме: узнал ... Я научился ... смог… Оцените свою работу на уроке У рок полезен, всё понятно. Лишь кое – что чуть –чуть неясно.  Ещё придется потрудиться.  Да, трудно всё – таки учиться! | Анализируют свою работу на уроке. | Личностные: формируется самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: развивается самоопределение, самооценка.
|