СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Наша дружная семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок на тему: "Наша дружная семья"

Просмотр содержимого документа
«"Наша дружная семья"»



Конспект

открытого урока

окружающего мира

во 2 классе (ФГОС)

МКОУ «Самурская СОШ»

Учитель начальных классов: Тагирова С.Ш.

Тема: «Наша дружная семья»














2023 уч.год





Тип урока: урок открытия нового знания

Цель:формировать навыки культуры общения и поведения в семье

Задачи:

1.Образовательные: раскрыть понятия «семья», «культура общения», «семейные традиции».

2.Развивающие: способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения,речи: развивать навыки создания проектов учащихся по данной теме. общеучебные умения и навыки (работы с книгой, навыки самоконтроля иконтроля, анализа и прочитанного материала).

3.Воспитательные: воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям, уважительное отношение к семейным ценностям



Планируемые образовательные результаты:


Личностные:

  • Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками..

  • Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.

Метапредметные:


Регулятивные УУД:

  • Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.

  • Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  • Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

  • Овладение логическими действиями сравнения, обобщения, построения рассуждений.

  • Развитие способностей к творческому мышлению.



Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

Предметные:

  • Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия.

  • Уметь различать родственные взаимосвязи.

  • Определять роль в жизни человека культуры семейного общения


Оборудование:


  1. Фотографии семей учащихся.

  2. Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

  3. Презентация.

  4. Название темы урока: «Наша дружная семья».

  5. Лист дли самостоятельной работы «Признаки дружной семьи».

  6. Фишки

  7. Оборудование для строительства «дома мечты».

  8. Смайлики.




Ход урока:


I. Мотивирующее начало урока. Организация класса


- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Мне очень приятно видеть вас всех. Сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты.


II. Актуализация знаний.

-Я прочитаю вам  историю, которая произошла с одним маль­чиком. А вы, ребята, постарайтесь  проследить, как менялось настроение героя, чтобы потом  поразмышлять, высказать своё мнение, почему это происходило, и определить тему урока.

«Жил-был мальчик. Однажды он баловался и случайно разбил мамину любимую вазу! Миша испугался, что мама сейчас войдёт и увидит, что это он сделал. Он подумал, что было бы хорошо стать «НЕВИДИМКОЙ». Мама вошла в комнату посмотрела вокруг, но Мишу не увидела. Миша понял, что его желание исполнилось, и очень обрадовался!

Он побежал на улицу к друзьям. Они разговаривали друг с другом, смеялись. Миша напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Мише стало скучно. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
- Мама, вот он я! — закричал Миша. Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.
- Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Миша. - Хочу, чтобы мама меня ви­дела! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Миша снова стал обыкновенным мальчиком .

-Как же менялось настроение мальчика? 

-Почему Миша вначале  был  доволен, что он стал невидимкой? (потому что его не станут ругать за разбитую вазу)

-Почему же Миша решил, что невидимкой быть плохо? (потому что друзья с ним не общались, не замечали его, мама не видела и не слышала его и самому герою стало грустно)

- Какой же вывод можно сделать?

Вывод: Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить на свете без общения с другими людьми.

III. Самоопределение к деятельности

 Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (об общении между родственниками,

-Где могут общаться люди? (дома, на улице, в школе в магазине и др.)
- Посмотрите на доску. Что вы видите? А кто изображён на этих фотографиях?
- Это самые близкие для вас люди. Как можно, одним словом назвать всех близких вам людей?
- Исходя из этого, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.(семья)

- Тема нашего сегодняшнего занятия – наша дружная семья.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

- На уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи?

- А какие чувства вы испытываете, когда находитесь рядом со своей семьей? (обращение к фотографиям)

- А может ли человек жить один и называть себя семьей?





IV. «Открытие» нового знания. Словарная работа


1)- Прежде чем мы с вами начнем знакомиться с правилами общения и поведения в семье, давайте узнаем, а что же такое семья? Наш ученик Курбанов Алик поработала дома с энциклопедией, словарем, и вот что у него получилось (выступление).

Дополнение учителя:

1. Семья́ - группа людей, которое связаны между собой брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общим бытом, взаимной моральной ответственностью

2. Семья - это группа живущих вместе близких родственников. (вывешивается определение на доске) Эфендиева Д. прочитает стихотворение «Семья».

- В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. - Старинная семья

Но и в наше время есть очень большие семьи.слайд.

Самая большая семья в мире живет в Индии. Главу семейства зовут Зиона Чана, и в его семье зарегистрирован 181 человек. Вместе со своими домочадцами они живут в большом доме. У мужчины 39 жен, которые живут вместе с ним. Эти женщины родили 94 ребенка, у которых уже есть 33 внука. Так, семья Зиона Чана стала самой многочисленной на планете.


- Сейчас мы проверим как вы знаете членов семьи.


Загадки:

1. Она лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)


2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)


3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)


4. У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)


5. Маме на радость, папе в награду,

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (сын)


6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)


7. Она все на свете помнит и знает

И бабушка мамой ее называет!

И часто приходят к ней в дом доктора

Она же мне пра…, она же мне пра… (бабушка)


8. У мамы сестра

Веселей не найдете!

Ей очень горжусь

Ведь она моя … (тетя)


9. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит, в глаза мне глядя:

«Руку жми, ведь я твой…(дядя)


10.В мультфильме по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок» заяц часто повторял, что его дома ждут: « …четыре сыночка и лапочка-…» (дочка)


3)Работа с учебником.

- Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 42 и расскажите, как проводят свободное время в семье Сережи и Нади.(Слайд)

- Как вы думаете, что такое культура общения? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)

- Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)

- Можно ли обижать того, кто тебя любит? ( Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)

- Семья – это семь я, а значит, семья – это постоянная помощь и поддержка друг другу.

- Рассмотрите на с. 43 учебника и расскажите, как взрослые помогают детям и дети взрослым в семье Сережи и Нади.

- Фишками накройте те картинки, на которых изображено то, что бывает в твоей семье.(практическая работа)

- А как еще помогают  друг другу в семье? Расскажите о своих домашних обязанностях. (выступление).


V.Первичное закрепление.


Самостоятельная работа в группах«Признаки дружной семьи» с последующей проверкой. Задание «Приклей карточки дружной семьи»


- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи-1 ряд и не могут – 2 ряд:

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7. Вместе распределяют деньги на покупки.

8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

9. У каждого свой кошелек.

10. Нет общих интересов

11. Помогают друг другу

12. Уважают всех членов семьи.

13. Отмечают все праздники вместе.

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

Наш класс – это тоже ваша семья, крепкая и дружная. В классной семье тоже должны царить уважение, внимание, вы должны приходить на помощь. Вместе вам предстоит не только учиться, играть и веселиться, но ещё и грустить, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей, думать, размышлять.


VI.Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока.Знакомство с традициями семей

(слайд 5)


- Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции.

- Как вы считаете, что такое семейная традиция?

- Сейчас мы это узнаем из страниц учебника. Откройте учебник на стр. 44-45. Начнем читать. (читают хорошо читающие дети.)

- Что такое традиция? Прочитайте определения из учебника.

- Перечислите семейные традиции.

- Какие семейные традиции есть в вашей семье?

- Как вы думаете, для чего нужны семейные традиции? (способствуют сплочению семьи.)


VIII. Проектная творческая деятельность.


-Давайте продемонстрируем, как мы усвоили урок, а также проявим свое творчество. Вы сейчас будете создавать «дом своей мечты». При создании дома используйте те строительные материалы, на которых написаны те слова, которые, на ваш взгляд, нужны для дружной семьи.

- А может ли дом мечты стоять пустым? Как вы думаете, кто в нем должен жить? (заселение дома членами семьи)


(Дети выполняют работу под фонограмму песни «Моя семья»


IX. Подведение итогов урока


 Что такое семья? Кого она объединяет?

- Что включает в себя культура общения в семье?

- Как вы понимаете выражение «семейные традиции»? Какие из них вы знаете.Тагирова П. и Абдулкеримова прочитают стихи о семье.

На доске:

- Я узнал…

-Мне понравилось…

-Урок заставил меня задуматься…

Рефлексия эмоционального состояния

-А сейчас я каждому раздам смайлик, вам нужно будет дорисовать ротик, чтобы оценить свою работу на уроке.Если в процессе урока вы справились со всеми заданиями, то нарисуйте улыбающийся смайлик. Если возникли небольшие трудности, то нейтральный смайлик. Если у вас ничего не получилось, то грустный.(показываю)

-Вы, ребята, молодцы, спасибо за активную работу на уроке! Все здорово справились с заданиями!



X. Домашнее задание.


Учебник : стр.42-45,

Творческое задание: «История моей семьи» (-Кто и что поможет лучше узнать, исследовать историю своей семьи? (бабушки и дедушки, альбомы  с фотографиями)

- Расспроси своих пап, мам, бабушек и дедушек, и постарайся продлить ветви родства как можно дальше в прошлое, подписывая полные имена и даты рождения своих родственников.)