СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Наша Матушка-Земля"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы отправляемся  сегодня  в  чудесные  дали,

Где  еще  никогда  не  бывали.

А  помогут  в  пути  нам, внимание,

Наблюдательность, опыт  и  знания!

Все  присаживайтесь  дружно,

Начинать  урок  нам  нужно!

 

Просмотр содержимого документа
«"Наша Матушка-Земля"»

Классный час по экологии (учитель – Шестрякова О. Б.

«Наша Матушка Земля».

Цель:  развитие экологической грамотности детей .

Задачи: Закрепить знания детей о природе.

Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ.

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Учитель.

Рада видеть вас всегда!

В путешествие хотите? Да!

Поприветствуйте дорогих гостей:

Детей и наших учителей.

Мы отправляемся сегодня в чудесные дали,

Где еще никогда не бывали.

А помогут в пути нам, внимание,

Наблюдательность, опыт и знания!

Все присаживайтесь дружно,

Начинать урок нам нужно!



Учитель.

Был, говорят, где-то случай такой.

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг – чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,

Где эта улица? Где этот дом?

Ищут водители: «Где наш гараж?»

Мечутся жители: «Где наш этаж?»

Все перепуталось, все заблудилось!

К счастью, такое лишь в сказке случилось.



Я рассказала про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли точно,

Где ты живешь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?



(Спрашиваю ребят название страны, области, района, поселка, улицы, номер дома, в котором живут).



А на уроке речь пойдет

О доме, в котором каждый из вас живет.

Адрес дома очень верный:

Вселенная

Солнечная система

Внимание на экран!

Отгадайте этот дом,

Где так дружно все живем.

(Земля)



В гости к Матушке-Земле отправляемся в полет.

И узнаем, как родная там живет.



- На чем же мы полетим, ребята? (На ракете).

Внимание!

Всем приготовиться к запуску ракеты!

- Есть, приготовиться к запуску ракеты!

- Пристегнуть ремни!

- Есть, пристегнуть ремни!

- Запустить двигатели!

- Есть, запустить двигатели!

5, 4, 3, 2, 1 Пуск! Полетели!



Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном –

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.



(Входит Матушка-Земля).

- Здравствуйте, мои друзья!

Я – ваша Матушка-Земля!

Вас видеть я всегда так рада!

Мои леса, луга для всех отрада.

Люблю я вас, надеюсь я всегда,

Что мне не принесете вы вреда.



Учитель

Наша планета – Земля.

Очень красива, богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята!





- Ребята! Вы на доску посмотрите

И тему нашего урока назовите.



Наша Матушка Земля.

Первый тур.

Очень красива и богата Матушка-Земля. Когда мы летели в космосе на ракете, какой мы видели Землю? (Голубой). Часто Землю так и называют – голубая планета. А почему? (На Земле больше воды).

- Действительно. Если раскрутить глобус очень быстро, то синий, коричневый, зеленый и белые цвета сливаются в один – голубой цвет.

- Отгадайте:

Я и тучка, и туман,

Я река и океан.

Я летаю и бегу

И стеклянной быть могу. (Вода).



2/3 поверхности Земли занимает вода. Именно воде, морям и океанам посвящен 1 тур нашего путешествия.



Реки, речки и моря

По Земле текут не зря.



Вопросы первого тура:

  • Что в решете не унесешь? (Воду)

  • Как одним словом называются дождь, снег, иней, туман и гололед? (Осадки)

  • Место, откуда бьет чистая подземная вода? (Родник)

  • В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)



. Какую реку нашей области называют батюшкой? (Дон)

  • Речка, протекающая вдоль нашего поселка? (Миус)

  • Дон впадает в какое море? (Азовское)



Видеофрагмент «Песенка Водяного».

Слова Водяного записаны другие:

Я – одинокий Водяной,

Никто не водится со мной.

Друзья мои, лягушки

Болеют, как старушки.

На дне моей квартиры –

Бутылки, тряпки, вилы.

На озере – помойка!

Не уходи, постой-ка!

Кругом лежат жестянки,

Запчасти, склянки, банки.

А мне так жить,

А мне так жить,

А мне так жить охота!


- Ребята! На что жалуется Водяной? Какую бьет тревогу? А наша речка Миус нуждается в заботе и охране?

- Как же помочь Водяному, его подводным жителям и всем водоемам?


Второй тур.

Рощи, леса и луга

Ты сбереги на века!


Моряками мы все побывали

Оглядим теперь земные дали.


На лугу, лесной полянке, в роще погуляем

Кто куда пойдет – все сейчас узнаем.



Уходя в дорогу, компас не забудь!

Он укажет вам на верный путь.


Все прошли в дороге испытанья?

Обратите внимание на конверт с заданием.


(Первая группа подходит к доске).


Задания (в конверте):

  • Уберите с доски животных, не обитающих в Ростовской области.



(Вторая группа приходит на лесную полянку).


Задания (в конверте):



  • Прочитайте правило поведения в природе.

  • Соберите недостающие слова и фразы в правилах поведения в природе. (Слова развешены на стенах).

Проверка.

Чтобы любить природу, нужно знать её. Отгадайте загадки.

Загадки:

  1. Стоит Алена – платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

  2. Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)

  3. Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются. (Дождь)

  4. Кругом вода, а с питьём беда (Море)

  5. Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)

  6. Лежала между ёлками подушечка с иголками. (Ёж)

  7. Кто над нами вверх ногами? (Муха)

  8. Нарядные сестрёнки весь день гостей встречают, мёдом угощают. (Цветы)

  9. Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)


Учитель.

Многим растениям и животным Земли угрожает опасность исчезновения. Ученые подсчитали, что за последние 400 лет вымерло около 150 видов животных. Причем за последние 50 лет исчезли с лица земли половина этого количества и по вине человека. И люди приняли меры: они создали специальную книгу. Какую? (Красную книгу).

Красную книгу учредил Международный союз охраны природы в 1966 году. Хранится она в Швейцарии, в городе Морхе. В нее занесены данные о рыбах, птицах, зверях, растениях, которые срочно нуждаются в охране. Красный цвет сигнализирует: защити! В России Красная Книга создана в 1974 году.

Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. Потому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном, можно сразу определить, в каком положении оно находится:

  • Сначала идут черные страницы. На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. Это большерогий олень, саблезубый тигр, бескрылая гагарка, странств.голубь и другие.

  • Далее – красные страницы. На них записаны особо редкие животные, исчезающие. Их мало, они могут исчезнуть навсегда. Это лошадь Пржевальского, синий кит, гепард, полосатая гиена и другие.

  • Желтые страницы содержат сведения о животных, количество которых стремительно уменьшается. Это амурский тигр, пятнистый карликовый тушканчик.

  • На серых страницах записаны животные, которые до сих пор мало изучены. Места обитания их труднодоступны или точно не установлены. Это слоновая черепаха, жук-геркулес и другие.

  • Белые страницы. Записаны животные, численность которых была всегда невелика. Они обитают на небольших площадках. Это белый медведь, снежный барс, пятнистый олень, утконос.

  • Зеленые страницы. На них записаны те животные, которых удалось спасти от вымирания. Это бурые медведи.


Третий тур.

Природа в опасности!


Пока вы по тропинкам все ходили,

Ко мне тут жалобы вот поступили.

Угадайте, кто мог жалобу послать?

Докажите, что очень нужно их спасать.


(Раздаю жалобы)


Жалоба № 1.

Ох, и не любят же меня люди!

Голос, видите ли, мой не нравится,

И глаза, говорят, у меня некрасивые.

Считают, что беду приношу. А так ли это?

Если бы не я, пришлось бы тогда некоторым сидеть без хлеба.

Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня?


Ответ: это сова. С 1964 года в России совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето уничтожает тысячи полевых мышей, которые способны уничтожить тонны зерна.


Жалоба № 2.

Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня людям большая.


Ответ: Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принесите жабу – они исчезнут.


Жалоба № 3.

Нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь мы такими уродились! Обижают нас незаслуженно.


Ответ: Летучая мышь.


Четвертый тур.

Родная землица и во сне снится.

Собери пословицу из слов.

Пословицы:

  • Всякая птица свое гнездо любит.

  • На родной сторонке и камешек знаком.

  • Своя земля и в горсти мила.


Кто в путешествии устал,

Для того у нас – привал!

Приготовиться всем нужно –

Сказку мы покажем дружно.



Сказка о чистоте Земли.

Действующие лица:

Ведущий

Ребята

Мать-Земля.

Ведущий: Вот как-то раз в урочный час,

В прекрасный солнечный денек Собрался дружный громкий класс

У костерка на огонек.

С собою взяли кто что мог:

Еды, питья, хоть завались.

(Звенит звонок)

А мне пора, звенит звонок.

Себя узнаешь ты, всмотрись!

(Ведущий уходит.)

1-й ученик: Ура, я первый, никого!

Принес и мяч, скакалку я с собой

Вот и еда, да запах ничего! Желаешь, поделюсь с тобой.

Вот будет весело, нас будет много, Сейчас сюда придут друзья.

О! Кажется, ведет дорога

Еще кого-то... Эй! Сюда!

2-й ученик: Привет, Тимоха, не опоздал я?

Где же остальные?

1-й ученик: Сейчас придут.

А ты, что принес?

2-й ученик: Я? бадминтон и теннис,

И покрывало, чтоб на земле создать уют.

1-й ученик: А что поесть?

2-й ученик: И это есть!

Селедка, бубликов не счесть Консервы и пирог большой, Надеюсь, хватит всем с лихвой!

3-й ученик: А вот и я, затейник, знатный.

В ведерке яблок хватит всем. Да, будет стол у нас богатый!

Все: Ну что ж, присаживайтесь, сэр!

Четверо ребят: А вот и мы, всем лимонад и пепси- кола

Стаканчики с собою тоже есть.

Мы рады вас увидеть снова!

А вы что принесли поесть?

Все первые: Кефир и хлеб,

А вот печенка! Какие яблоки!

Четверо ребят: Тут хватит всем!

Девочки: Вы не забыли про девчонок?

Вот торт, конфеты, сок и джем!

(Все садятся. Ребята разливают пепси-колу, пьют, едят, Стаканчики бросают на землю)

Пусть поваляется, пустая,

Она нам больше не нужна.

Стаканы тоже побросаем:

Ведь не квартира, а земля.

Пакет пустой, его - туда же.

Остатки рыбы пусть гниют.

Мы никому про то не скажем.

Не видно нас, не засекут.

Консервы съедены, ребята.

Пустая банка - прочь ее.

Ребята! А может так не надо?!

Так неохота ж убирать ее!

Ведро пустое - бросим, братцы.

Мы сыты и довольны все!

А не устроить ли нам танцы?

Ура! Мы все согласны, все!


Звучит песня. Все танцуют. Вдруг резко звучит удар грома и шум дождя.


Неуж то дождик, было ясно.

Прогнозам никогда не верь!

А как повеселились классно!

Сейчас как громыхнет!

Ребята! Не дрейфь!

Звучит Аве Мария. На сцену выходит Матушка-Земля. На ней зеленая накидка с прикрепленным мусором. На голове капюшон, лица не видно.

Мадам, Вы кто?

Мы Вас не звали!

Как неопрятны Вы, грязны!

О! Сколько грусти в Вас, печали,

И чем же Вы огорчены?

Земля: Узнать меня довольно трудно

Хоть я - родимая Земля.

Такая - в праздники, такая - в будни,

Да, вами я засорена.

Услышьте Вы мою молитву.

К Вам обращаю я ее.

Еще немного и погибну,

Услышьте слово Вы мое!

Молитва Матушки-Земли ( читает, став на колени ):

Взгляните, люди, на меня:

Пылаю я в дыму огня,

Меня взрывают, роют, жгут.

Меня совсем не берегут.

Бутылки, банки, коробки,

Погибну скоро я с тоски!

Конфету съел - что ж, дружок,

Бросаешь фантик на лужок?

Пуста бутылка, все испил?

А унести не стало сил?

Услышьте голос мой родной!

Я плачу дождевой слезой!

Я задыхаюсь, не молчу –

Землетрясеньями кричу!

Я гневаюсь раскатом грома.

Хочу быть чистой и здоровой!

Друзья! Давайте выйдем все

Очистим мы земной ковер

От мусора, нечистоты,

Кругом посадим мы цветы.

И станет больше доброты,

Надежды, веры, теплоты.

Любить друг друга нам всегда!

Мы смоем грязь, уйдет беда.


(Все наводят порядок).

(С Земли снимают накидку, собирают в мешок мусор.)

О, боже! Как она чиста!

Явилась миру красота! Смотрите, и бумажек нет

От нами съеденных конфет.

Не поднимать чтоб, не бросай!

(Все ребята исполняют песню на мотив «В траве сидел кузнечик»).

Когда пикник окончен,

Нам хочется всем очень

Скорее разбежаться

И мусор не убрать.

Припев:

Представьте себе, представьте себе,

Ведь нету в том секрета.

Представьте себе, представьте себе,

Ей больно так и знай.

Мы любим Мать-землицу,

Приветлива со всеми

Добра и весела!

Припев:

Представьте себе, представьте себе,

На нас она не злиться!

Любите ее, любите ее,

Как любит всех она!

Учитель.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей