СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающее занятие "наши чувства и эмоции"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к занятию "Наши чувства и эмоции"

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающее занятие "наши чувства и эмоции"»

НАШИ Чувства и эмоции

НАШИ Чувства и эмоции

Что вы сейчас чувствуете? Чем эмоции отличаются от чувств и зачем их различать? Для того, чтобы выражать свои чувства, нужно знать и понимать, что они существуют, уметь их обнаруживать и рассказывать о них. Умение выражать накипевшие эмоции и чувства конструктивным способом помогает прийти к разрешению конфликта и налаживанию связи.

Что вы сейчас чувствуете?

  • Чем эмоции отличаются от чувств и зачем их различать?
  • Для того, чтобы выражать свои чувства, нужно знать и понимать, что они существуют, уметь их обнаруживать и рассказывать о них.
  • Умение выражать накипевшие эмоции и чувства конструктивным способом помогает прийти к разрешению конфликта и налаживанию связи.
«Эмоциональный интеллект»  (Дэниел Гоулман) Умение осознавать, определять свои чувства и эмоции, управление ими, распознавание эмоций других людей Высокий уровень эмоционального интеллекта помогает людям выстраивать отношения, лучше управлять своей жизнью, преодолевать невзгоды и падения.

«Эмоциональный интеллект» (Дэниел Гоулман)

  • Умение осознавать,
  • определять свои чувства и эмоции,
  • управление ими,
  • распознавание эмоций других людей

Высокий уровень эмоционального интеллекта помогает людям выстраивать отношения, лучше управлять своей жизнью, преодолевать невзгоды и падения.

Что такое эмоции? Эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) похожи на вспышки, они краткосрочны и являются мгновенной реакцией на раздражитель. Существует семь базовых эмоций: страх интерес радость печаль злость отвращение удивление

Что такое эмоции?

Эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) похожи на вспышки, они краткосрочны и являются мгновенной реакцией на раздражитель. Существует семь базовых эмоций:

  • страх
  • интерес
  • радость
  • печаль
  • злость
  • отвращение
  • удивление
Чем эмоции отличаются от чувств? Грань между эмоциями и чувствами невероятно тонка. Большой психологический словарь определяет чувства как «высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях». То есть чувства  — это сложные, многосоставные эмоции . За каждой эмоцией стоит чувство. Но в то же время каждое чувство может быть источником различных эмоций. Чувства, как более сложное образование, напрямую связаны с мышлением, воспоминаниями, мыслями, планами, воображением.

Чем эмоции отличаются от чувств?

Грань между эмоциями и чувствами невероятно тонка. Большой психологический словарь определяет чувства как «высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях». То есть чувства — это сложные, многосоставные эмоции . За каждой эмоцией стоит чувство. Но в то же время каждое чувство может быть источником различных эмоций. Чувства, как более сложное образование, напрямую связаны с мышлением, воспоминаниями, мыслями, планами, воображением.

Примеры чувств: По своей структуре чувства состоят из двух или более эмоций. Например: чувство зависти состоит из эмоций гнева, обиды и презрения, а связывает их сравнение с человеком, который достиг успеха, желание быть на его месте. При этом не стоит путать зависть с чувством здоровой конкуренции - так называемой белой завистью. чувству дружбы могут в разное время сопутствовать эмоции радости, интереса, обиды, стыда и раздражения. Так, любовь проявляется в радости, гневе, интересе, безразличии и т. д.

Примеры чувств:

По своей структуре чувства состоят из двух или более эмоций. Например:

  • чувство зависти состоит из эмоций гнева, обиды и презрения, а связывает их сравнение с человеком, который достиг успеха, желание быть на его месте. При этом не стоит путать зависть с чувством здоровой конкуренции - так называемой белой завистью.
  • чувству дружбы могут в разное время сопутствовать эмоции радости, интереса, обиды, стыда и раздражения.
  • Так, любовь проявляется в радости, гневе, интересе, безразличии и т. д.
Круг эмоций

Круг эмоций

Вопросы для обсуждения: Какие эмоции довелось испытать вам в школе? Какие эмоции вы испытываете дома? В кино? На прогулке? В путешествиях? Все ли эмоции одинаково сильны? Что сильнее: паника, испуг, страх, опасение, ужас? Радость, ликование, восторг? По каким внешним признакам мы можем догадаться, какие человек испытывает эмоции в данный момент? Назовите эмоций, которые помогают общаться, и эмоций, которые мешают общаться. Какие эмоции заставляют нас активно действовать?

Вопросы для обсуждения:

  • Какие эмоции довелось испытать вам в школе?
  • Какие эмоции вы испытываете дома? В кино? На прогулке? В путешествиях?
  • Все ли эмоции одинаково сильны? Что сильнее: паника, испуг, страх, опасение, ужас? Радость, ликование, восторг?
  • По каким внешним признакам мы можем догадаться, какие человек испытывает эмоции в данный момент?
  • Назовите эмоций, которые помогают общаться, и эмоций, которые мешают общаться.
  • Какие эмоции заставляют нас активно действовать?
Узнай эмоцию

Узнай эмоцию

Все ли эмоции и чувства нам знакомы? Злость Досада Радость Восторг Зависть Грусть Умиротворение Разочарование Надежда Негодование Гнев Умиление Тоска Гордость Злорадство Раздражение Нежность Безмятежность Сочувствие Неприязнь Отчаяние Воодушевление Возмущение Благодарность Ревность Недовольство Азарт Скорбь Восхищение Печаль Отвращение Страх Ликование Сожаление Любовь Беспокойство Паника Презрение Огорчение Симпатия Предвкушение Тревога Испуг Стыд Бешенство Боязнь Ужас Вина Обида Волнение Жалость Опасение Смущение Настороженность Неловкость Горе Трепет Удивление Неудобство Увлеченность

Все ли эмоции и чувства нам знакомы?

Злость

Досада

Радость

Восторг

Зависть

Грусть

Умиротворение

Разочарование

Надежда

Негодование

Гнев

Умиление

Тоска

Гордость

Злорадство

Раздражение

Нежность

Безмятежность

Сочувствие

Неприязнь

Отчаяние

Воодушевление

Возмущение

Благодарность

Ревность

Недовольство

Азарт

Скорбь

Восхищение

Печаль

Отвращение

Страх

Ликование

Сожаление

Любовь

Беспокойство

Паника

Презрение

Огорчение

Симпатия

Предвкушение

Тревога

Испуг

Стыд

Бешенство

Боязнь

Ужас

Вина

Обида

Волнение

Жалость

Опасение

Смущение

Настороженность

Неловкость

Горе

Трепет

Удивление

Неудобство

Увлеченность

Игры и упражнения: «Изобрази эмоцию» «Эмоциональные ситуации» «Статуя эмоции»

Игры и упражнения:

  • «Изобрази эмоцию»
  • «Эмоциональные ситуации»
  • «Статуя эмоции»
Игра «Да или нет» Я волнуюсь по поводу своей учебы. Я сильно нервничаю перед контрольной работой и во время ее выполнения. У меня часто болит голова или живот. Мне трудно сосредоточиться. Мне трудно принимать решения. Иногда мне немного страшно знакомиться с новыми людьми. Я чувствую, что на меня давят другие люди. Ночью я не всегда отдыхаю хорошо. Думаю, я слишком много волнуюсь. Взрослые слишком многого от меня ждут. Я боюсь ошибаться и проигрывать. Я сильно волнуюсь перед контрольной работой.

Игра «Да или нет»

  • Я волнуюсь по поводу своей учебы.
  • Я сильно нервничаю перед контрольной работой и во время ее выполнения.
  • У меня часто болит голова или живот.
  • Мне трудно сосредоточиться.
  • Мне трудно принимать решения.
  • Иногда мне немного страшно знакомиться с новыми людьми.
  • Я чувствую, что на меня давят другие люди.
  • Ночью я не всегда отдыхаю хорошо.
  • Думаю, я слишком много волнуюсь.
  • Взрослые слишком многого от меня ждут.
  • Я боюсь ошибаться и проигрывать.
  • Я сильно волнуюсь перед контрольной работой.
Страх. Что делать? Человеку свойственно тревожить­ся в ситуациях, когда есть какая-то неопределенность, на­пример, неожиданная контрольная работа, или вы не выпол­нили домашнее задание и не знаете, как к этому отнесется учитель. Вы можете начать переживать неудачу заранее, еще даже не отдавая себе отчета в том, что вас конкретно беспокоит. Бывают ли у вас такие ситуации, что вы выу­чили стихотворение, но боитесь, что не сможете расска­зать его без ошибки? Вспомните такие случаи. Волноваться перед контрольной работой или перед от­ветом у доски — это нормально. Волнение помогает нам собраться, лучше вспомнить материал, но только в том случае, если оно не очень сильное. Если же мы слишком тре­вожимся, то, наоборот, иногда забываем даже то, что зна­ем хорошо. Можно научиться справляться со своим стра­хом, стоит только захотеть. Для этого надо научиться верить в свои силы и не бояться делать ошибки.

Страх. Что делать?

Человеку свойственно тревожить­ся в ситуациях, когда есть какая-то неопределенность, на­пример, неожиданная контрольная работа, или вы не выпол­нили домашнее задание и не знаете, как к этому отнесется учитель.

Вы можете начать переживать неудачу заранее, еще даже не отдавая себе отчета в том, что вас конкретно беспокоит. Бывают ли у вас такие ситуации, что вы выу­чили стихотворение, но боитесь, что не сможете расска­зать его без ошибки? Вспомните такие случаи.

Волноваться перед контрольной работой или перед от­ветом у доскиэто нормально. Волнение помогает нам собраться, лучше вспомнить материал, но только в том случае, если оно не очень сильное. Если же мы слишком тре­вожимся, то, наоборот, иногда забываем даже то, что зна­ем хорошо. Можно научиться справляться со своим стра­хом, стоит только захотеть. Для этого надо научиться верить в свои силы и не бояться делать ошибки.

Гнев что делать?

Притча.

Жил-был один очень темпераментный мальчик. Однажды его отец дал ему мешок с гвоздями и сказал каждый раз, когда сын не сможет сдержать своего гнева, он должен вбить в столб забора один гвоздь.

В день первый в столб было забито 37 гвоздей. На следующей неделе мальчик старался научиться сдерживать свой гнев. Со временем число забиваемых гвоздей в столб стало уменьшаться. Тогда мальчик понял, что намного легче контролировать себя, чем вбивать гвозди. Пришло время, когда мальчик ни одного раза не потерял самообладания. Мальчик рассказал своему отцу об этом. Тот ответил, что на будущее каждый день, когда сын сможет сдержаться, он может вытащить из столба один гвоздь.

Пришел тот день, когда мальчик сообщил отцу o том, что в заборе нет ни одного забитого гвоздя. И тогда отец взял своего сына за руку, подвел его к забору и сказал: «Ты неплохо справился, но ты же видишь, сколько осталось дыр в заборе? Никогда он уже не будет таким как раньше. Когда ты говоришь что-нибудь злое человеку, у него остается такие же шрамы, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты извинишься после этого  — шрам останется навсегда».

ВОПРОСЫ: Гнев – активная эмоция, и человеку сложно удержать ее в себе. Как люди выражают свой гнев? Какие способы избавления от гнева знаете вы?

ЗАЧЕМ ПОНИМАТЬ РАЗНИЦУ МЕЖДУ ЭМОЦИЯМИ И ЧУВСТВАМИ И ЧТО С НЕЙ ДЕЛАТЬ?   Осознание своего эмоционального состояния — первый шаг на пути работы со своими чувствами. Будучи поглощенным обидой, гневом, злостью, человек не может трезво анализировать и осознавать, какое чувство скрывается за этой внешней оболочкой. Чувства и эмоции не всегда поддаются контролю. Но в нашей власти работать с чувствами, меняя мышление и выбирая альтернативные способы проживания нахлынувших состояний.

ЗАЧЕМ ПОНИМАТЬ РАЗНИЦУ МЕЖДУ ЭМОЦИЯМИ И ЧУВСТВАМИ И ЧТО С НЕЙ ДЕЛАТЬ?

  • Осознание своего эмоционального состояния — первый шаг на пути работы со своими чувствами.
  • Будучи поглощенным обидой, гневом, злостью, человек не может трезво анализировать и осознавать, какое чувство скрывается за этой внешней оболочкой.
  • Чувства и эмоции не всегда поддаются контролю. Но в нашей власти работать с чувствами, меняя мышление и выбирая альтернативные способы проживания нахлынувших состояний.
Как выглядит работа с эмоциями ? Для того чтобы присутствовать здесь и сейчас и понимать, что именно с вами происходит, необходимо научиться отслеживать свои состояния так же четко, как вы отслеживаете, например, холод.  Только холод возникает извне, а эмоции зарождаются внутри. В отслеживании эмоций вам могут помочь обычные напоминания на телефоне или в календаре. Заведите привычку раз в два-три часа останавливаться и задавать себе вопрос: «Как мне сейчас? Какие у меня есть эмоции?» Через 10−12 месяцев вы будете делать это каждый раз, когда эмоции только будут в вас зарождаться.

Как выглядит работа с эмоциями ?

Для того чтобы присутствовать здесь и сейчас и понимать, что именно с вами происходит, необходимо научиться отслеживать свои состояния так же четко, как вы отслеживаете, например, холод. Только холод возникает извне, а эмоции зарождаются внутри. В отслеживании эмоций вам могут помочь обычные напоминания на телефоне или в календаре. Заведите привычку раз в два-три часа останавливаться и задавать себе вопрос: «Как мне сейчас? Какие у меня есть эмоции?» Через 10−12 месяцев вы будете делать это каждый раз, когда эмоции только будут в вас зарождаться.

Что делать с эмоциями, которые вы в себе отследили? На них можно не обращать внимания. Проглотить, промолчать, оставить невыраженными. Зачастую мы делаем именно это, руководствуясь представлениями окружающих о «правильном воспитании». Однако важно помнить, что любая невыраженная эмоция остается в нас и рискует стать причиной психосоматического заболевания, стресса, постоянного напряжения. Выразить прямо сейчас. Здесь есть социально приемлемые и неприемлемые варианты. В первом случае вы можете бить подушки, рвать в клочья газеты, кричать на деревья в лесу и т. д. Во втором — высказать все, что вы думаете, своему обидчику. С точки зрения эмоционального здоровья неплохи оба варианта. Использовать различные техники разотождествления. Применяя их, вы сможете отработать эмоции и не застрять в гневе или страхе.

Что делать с эмоциями, которые вы в себе отследили?

  • На них можно не обращать внимания. Проглотить, промолчать, оставить невыраженными. Зачастую мы делаем именно это, руководствуясь представлениями окружающих о «правильном воспитании». Однако важно помнить, что любая невыраженная эмоция остается в нас и рискует стать причиной психосоматического заболевания, стресса, постоянного напряжения.
  • Выразить прямо сейчас. Здесь есть социально приемлемые и неприемлемые варианты. В первом случае вы можете бить подушки, рвать в клочья газеты, кричать на деревья в лесу и т. д. Во втором — высказать все, что вы думаете, своему обидчику. С точки зрения эмоционального здоровья неплохи оба варианта.
  • Использовать различные техники разотождествления. Применяя их, вы сможете отработать эмоции и не застрять в гневе или страхе.
техники разотождествления «Заземление»: поставьте стопы на пол, поднимите руки вверх и сильно-сильно улыбнитесь. В таком состоянии невозможно злиться или грустить. Мы обманываем мозг, искусственно создавая и вызывая другие ощущение, стимулируя тем самым выброс гормонов радости. Аффирмации: неоднократное повторение таких фраз, как «уйди туда, откуда пришло» или «стерто-стерто-стерто», помогает мозгу переключиться с прокручивания одной и той же эмоциональной «жвачки» и успокаивает нас. Визуализация: придавайте эмоциями образ и замещайте его новым, носящим противоположное значение. Например, замените возникший образ печали на картинку, ассоциирующуюся у вас со радостью.

техники разотождествления

  • «Заземление»: поставьте стопы на пол, поднимите руки вверх и сильно-сильно улыбнитесь. В таком состоянии невозможно злиться или грустить. Мы обманываем мозг, искусственно создавая и вызывая другие ощущение, стимулируя тем самым выброс гормонов радости.
  • Аффирмации: неоднократное повторение таких фраз, как «уйди туда, откуда пришло» или «стерто-стерто-стерто», помогает мозгу переключиться с прокручивания одной и той же эмоциональной «жвачки» и успокаивает нас.
  • Визуализация: придавайте эмоциями образ и замещайте его новым, носящим противоположное значение. Например, замените возникший образ печали на картинку, ассоциирующуюся у вас со радостью.
Как происходит работа с чувствами? «Рассказывай о своих чувствах, а не демонстрируй их» В доверительной обстановке принятия в отношениях люди, говоря о том, что чувствуют, показывают истинных себя. Делая шаг навстречу друг к другу, они не оценивают и не осуждают чувства другого, но слушают и пытаются договориться.

Как происходит работа с чувствами?

«Рассказывай о своих чувствах, а не демонстрируй их»

В доверительной обстановке принятия в отношениях люди, говоря о том, что чувствуют, показывают истинных себя. Делая шаг навстречу друг к другу, они не оценивают и не осуждают чувства другого, но слушают и пытаются договориться.

Мои чувства

Мои чувства

Чувства в школе Групповой рисунок (делимся на команды).

Чувства в школе

Групповой рисунок (делимся на команды).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!