Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми. Оскар Уайльд
«Наши дети»
Социальный педагог
Скрипко Александрина Александровна
Причины нарушения детей
Первая – борьба за внимание.
Дети очень часто не получают от родителей того количества внимания, которое им необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Родители в наши дни слишком заняты, да и задачи осознанной нет – «возится с ним». А уж когда пошёл в школу, то и подавно: «Вырос уже». Поэтому подросток в основном слышит стандартные вопросы: «Поел?», «Уроки выучил?» «В магазин сходил?» И если всё в порядке, общение прекращается; ребёнок остаётся наедине со своими заботами и интересами – а то и с бедами. А детям трудно примириться с родительским невниманием И вот тогда они находят более верный способ привлечь внимание: непослушание. То сын за телевизор сядет вместо уроков, то одежду не повесит, то магнитофон включит «на полную катушку». Родители то и дело отрываются от своих дел, сыпят замечаниями: «Почему опять», «Разве не знаешь», «Сколько раз тебе». Нельзя сказать, что это уже очень приятно, но внимание всё-таки получено.
Причины нарушения детей
Вторая – борьба за « победу»
Стремление взять верх над родителем возникает каждый раз, когда подростку кажется, что ущемлено его право на самостоятельность, независимость и самоопределение. Это чувство возникает, когда преимущественными формами общения взрослых с детьми оказываются указания, замечания и опасения. Родители же считают, что делают все правильно: должны же они прививать своим детям правильные привычки, приучать их к порядку, предупреждать ошибки, вообще – воспитывать. Если замечания и советы слишком часты, а приказы и критика слишком резки, то подросток восстает. Отстаивает право самому решать свои дела, и вообще показать, что он – тоже личность.
Причины нарушения детей
Третья – желание отомстить
Дети, особенно подростки, часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом, и в доме появился отчим; подростка отделили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке); родители постоянно ссорятся… И снова в глубине души подростка – переживания и даже страдания. А на поверхности – все те же протесты, непослушания, неуспеваемость в школе.
Причины нарушения детей
Четвертая – сдвиг неблагополучия из одной сферы жизни подростка в другие
У мальчика могут не сложиться отношения с одноклассниками, следствием будет запущенная учеба, а неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома… В основе механизма смещение неблагополучия лежит низкая самооценка подростка.
Приглядимся: естественная потребность ребенка в тепле и внимании родителей, потребность в принятии и уважении его личности, чувства справедливости, желание успеха. И поэтому всякое серьезное нарушение поведения подростка – это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!»
Если ребенок борется за внимание – то у родителя возникает раздражение.
Когда ребенок борется за превосходство – родители испытывают бессильную злобу , желание сломить сопротивление, наказать.
Когда смысл непослушания подростка – месть , ответное чувство родителя – обида . В этих случаях нередко слышишь: «Стараешься, стараешься, а он такой неблагодарный! Разве я это заслужила?!»
В случае « смещения неблагополучия » родители оказываются во власти чувства безнадёжности , порой отчаяния.
Задача взрослого – перестать прежними способами реагировать на всевозможные нарушения и непослушание – и разорвать заколдованный круг.
Если идёт борьба за внимание необходимо найти возможности для того, чтобы ребёнок ощутил ваше положительное внимание к его жизни. Можно вместе позаниматься, поиграть или погулять.
Если источник конфликтов – борьба за «победу», следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела подростка. Вы не оспариваете решение, к которому он пришёл, а договариваетесь с ним о деталях.
Если вы испытываете обиду на месть , то нужно спросить себя: что заставило ребёнка причинить её вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину , надо, конечно, постараться её исправить.
Самая трудная ситуация – у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах подростка, умное поведение родителя в этом случае – перестать требовать «полагающегося» поведения. Найдите доступный для него уровень задач. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Стоит поговорить с учителями и попытаться взять их на этот период в союзники. Вы увидите: первые же успехи окрылят вашего ребёнка.
Когда вы последний раз наедине по душам разговаривали со своим ребенком?
Когда в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка?
Когда с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку?
Когда в последний раз обнимали своего ребенка?
Если вы делали это не вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня!!!
Не думайте, что Вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни, даже тогда, когда Вас нет дома»
А.С. Макаренко
Благодарю
за внимание!