Тема: «Наши любимые сказки»
Цель: развитие связной речи детей 4-5 лет
Задачи:
формировать навыки связной речи;
приучать отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;
вспомнить с детьми уже известные им русские народные сказки, героев сказок;
обогащать словарь притяжательными прилагательными;
упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением;
развивать мышление, умение действовать согласованно.
воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.
Оборудование:
- «ковёр-самолёт»; клубочек
-яблоня из картона с яблоками;
-мостик через «речку»;
-иллюстрации к сказкам;
-карточки с изображением сказочных персонажей;
- интерактивная доска;
- 4 странички из русской народной сказки «Сивка-Бурка»
Предварительная работа: чтение русских народных сказок.
Воспит. Проходите, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Во-первых, к нам в группу пришли гости. Все с ними поздоровались?
А во-вторых, я приглашаю вас совершить путешествие в страну сказок. Хотите? (Да). А знаете ли вы, что такое сказка?
Дети: Это выдумка. Это когда случаются чудеса, волшебство, превращения.
Воспит. Правильно. А кто сочиняет сказки? (Сказочники, люди). Сказки бывают разные – бывают авторские, а бывают народные. Мы отправляемся в путешествие по русским народным сказкам. А цель нашего путешествия: вспомнить знакомые сказки и найти новую. Готовы? (Да). Тогда в путь. Только вот вопрос, на чём же мы с вами поедем? (Ответы детей)
Воспит: На «ковре-самолете». (Дети встают на коврик, закрывают глаза, руки в стороны.) «Ты, ковер, нас подними, деток в сказку унеси».
Звучит музыка
Вот мы и попали в сказочную страну. Куда идти? Кто укажет нам путь-дорогу?
Дети: Волшебный клубочек.
Воспит: Вьется нитка, как дорожка
И куда-то нас ведет.
Даже боязно немножко:
Что же впереди нас ждет?
Клубочек катится к яблоньке.
Воспит: Ребята, что это за дерево? ( Яблоня). Вспомните в какой сказке яблонька помогла главным героям? ( «Гуси-лебеди»). Яблонька приготовила для вас первое задание, которое называется «Помогите мне». Вам нужно догадаться, какой сказочный герой просит вас о помощи и из какой он сказки.
- Помогите! Меня унесли птицы к Бабе-яге. ( Ванечка. «Гуси-лебеди»)
- Помогите! Меня ведьма столкнула в реку. Шелкова трава мне ноги спутала, жёлты пески на грудь легли. (Алёнушка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
- Помогите! Меня медведь домой не отпускает. (Машенька. «Маша и медведь».)
- Помогите! Я всё время торопился, торопился и подавился. (Петушок. «Бобовое зёрнышко».)
- Помогите! Я на речке сидел, хвост в прорубь опустил, а он примёрз. (Волк. «Лиса и волк»)
- Помогите! Меня Кощей заколдовал, и теперь я живу в болоте и квакаю. ( Лягушка. «Лягушка-царевна»)
- Помогите! Меня обманула лиса. На нос сесть пригласила да и съела. (Колобок. «Колобок».)
- Помогите! И меня хитрая лиса обманула. Попросилась в домик погреться и выгнала. (Заяц. «Заюшкина избушка»)
Воспит: Молодцы! С заданием справились. И за это яблонька дарит вам первую страницу из новой русской народной сказки. Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет! В каждой сказке есть герои добрые и злые. Если герои добрые вы будете хлопать. А если злые, то будете топать.
- Баба Яга (топают).
- Змей Горыныч (топают).
- Емеля (хлопают).
- Кащей Бессмертный ( топают)
- Крошечка - Хаврошечка (хлопают)
- Колобок (хлопают)
- Мачеха ( топают)
- Гуси – лебеди (топают)
- Щука (хлопают)
- Снегурочка (хлопают)
Воспит. Продолжим наше путешествие? (Да)
Вьется нитка, как дорожка
И куда-то нас ведет.
Даже боязно немножко:
Что же впереди нас ждет?
- Куда привел нас клубочек? ( К мостику)
Этот мостик непростой, чтобы по нему перейти на другой берег нужно сказать слова наоборот. Готовы?
Мягкий— твёрдый
Весёлый— грустный
Толстый— худой
Чистый---грязный
Быстрый — медленный
Высокий – низкий
Горячий – холодный
Узкий -- широкий
Воспит. Молодцы! Все перешли по мостику и за это речка дарит вам вторую страничку из новой сказки. Бросаем наш клубочек?
Вьется нитка, как дорожка
И куда-то нас ведет.
Даже боязно немножко:
Что же впереди нас ждет?
Дети подходят к столу, на котором лежит шапка.
- Что это, как вы думаете? (Шапка-невидимка) А почему её так называют?
(Ответы детей). Давайте отгадаем, кто спрятался под шапкой.
На экране телевизора появляются по очереди:
-лапа (чья?) медвежья;
- хвост (чей?) лисий;
- уши (чьи?) заячьи;
- нос (чей?) собачий;
- гребешок (чей?) петушиный;
На экране появляются все названные герои.
Воспит. Из какой сказки все эти герои? («Заюшкина избушка»)
- Какой домик был у лисы? У зайца?
- Как лиса попала в домик к зайчику?
- Кто помогал зайчишке? (Собака, медведь, петушок.)
- Кому не удалось выгнать лису? Почему?
- Кто выгнал ? Что кричал петушок?
Воспит. Молодцы! За правильно выполненное задание примите от шапки-невидимки третью страничку. Куда же теперь покатится волшебный клубочек?
Вьется нитка, как дорожка
И куда-то нас ведет.
Даже боязно немножко:
Что же впереди нас ждет?
Дети подходят к столам, на которых лежат сказочные герои.
Воспит. А сейчас вы разделитесь
В две команды становитесь
Будем сказки вспоминать
И героев расставлять.
1.- Сказку «Репка» вспоминайте.
И героев расставляйте.
2. -Эта сказка «Теремок»
Он не низок не высок.
Кто за кем сюда идёт?
Вам надо разложить последовательно сказочных героев.
(Дети выкладывают на столе последовательность героев.)
Воспит. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете эти сказки. Задание выполнено, значит, и последнюю страничку новой сказки вы заслуженно получаете. Ой, смотрите, клубочек прикатился к ковру-самолёту. Пора, видимо, возвращаться в группу.
(Дети встают на коврик, закрывают глаза, руки в стороны.) «Ты, ковер, нас подними, деток в группу унеси».
Звучит музыка
Воспит. Мы снова в детском саду и вернулись не с пустыми руками. Что мы принесли из сказочной страны? Из этих страничек мы склеим книжку и прочитаем новую русскую народную сказку. Понравилось вам путешествие? Что запомнилось больше всего?