СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Наши пернатые друзья"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Наши пернатые друзья"»

Комитет образования и науки Курской области

ОБОУ «Школа – интернат №2» г. Курска










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МЕРОПРИЯТИЯ


«НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»















Автор-составитель: Ольга Ивановна Шумская,

воспитатель










Курск 2019





Тема мероприятия: «Наши пернатые друзья»

Форма проведения: конкурсная программа

Направленность мероприятия: нравственное, экологическое воспитание

Место проведения: библиотека

Участники: воспитанники группы №2 (4-9 классы), воспитатели

Цель: формировать знания воспитанников о многообразии, жизнедеятельности птиц, показать огромное значение птиц в природе.

Задачи:

- познавательные: расширить и закрепить знания детей о птицах, о том, какие звуки издают птицы, закрепить умение распознавать птиц по способам передвижения, по словесному описанию.

- формирующие: формирование у детей глубокого интереса к познанию мира птиц; целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем;

- развивающие: развивать у детей познавательную активность, память, внимание, мышление; расширять кругозор детей; развивать у детей коммуникативные умения и навыки;

- корректирующие: активизировать мыслительную деятельность и устную речь; развивать умение работать в команде, умение слушать и слышать мнение другого человека;

- воспитывающие: воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам, воспитывать культуру общения в атмосфере сотрудничества и доброжелательности, чувство товарищества.

Технологии, методы, приемы, используемые на мероприятии:

творческий, диалогический метод, викторина, игра, рассказ, отгадывание загадок, наглядность, музыкальное сопровождение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Наши пернатые друзья», видеоролик «Мы хотим, чтоб птицы пели», плакат «Птицы – наши друзья», выставка книг «Птицы – наши друзья», картинки птиц, дерево, конверты с раздаточным материалом (пословицы и поговорки, картинки –птицы); фонограмма «Голоса птиц» .

Подготовительная работа:

1.Изучив литературу, разработала сценарий мероприятия.

2.Подготовила наглядность, музыкальное сопровождение, фонограммы, слайды, видеоролик.

3. Дети подготовили сообщения, разучили стихотворения, читали художественную и научную литературу о птицах.

4. Оформили зал для проведения мероприятия.

Оформление помещения: компьютер; мультимедийное оборудование; электронная презентация по сценарию; музыкальное сопровождение; видеоролик «Мы хотим, чтоб птицы пели», в центре зала прикреплен плакат «Птицы – наши друзья», наглядное пособие «Дерево», выставка книг о птицах; стол, вокруг него расставлены стулья для детей.


План мероприятия:

1. Вступительное слово воспитателя

2. Сообщения о жизни перелетных птиц

3. Конкурсная программа

1) Конкурс «Загадочный»

2) Конкурс «Музыкальный»

3) Из истории праздника птиц

4) Игра «Зимующие и перелетные птицы»

5) Конкурс «Узнай птицу»

6) Выступление орнитологов «Живые барометры»

7) Конкурс «Викторина»

8) Конкурс «Скворечник»

9) Конкурс «Птичьи профессии»

4. О пользе птиц

1) Стихотворение «На нашей планете живут»

2) Выступление орнитологов « Интересные сведения о пользе птиц»

5. Подведение итогов конкурсной программы

6. Рефлексия



Ход мероприятия


1. Вступительное слово воспитателя

(Слайд 1)

Добрый день, дорогие ребята и все участники нашего праздничного мероприятия! Сегодня в этот теплый апрельский день, когда на улице все кругом согрето дыханием весны, мы собрались в этом нарядном зале, чтобы торжественно поприветствовать наших пернатых друзей, вспомнить о великом многообразии птиц и их значении в природе.

Тема нашего мероприятия «Наши пернатые друзья».

Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц.
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит.


(На экране слайды с весенними пейзажами)

(Слайд 2)

1. Весна идет!

Рассеялись туманы –

Кто знает, где теперь их пелена

И вновь видны луга, поля, поляны.

Весна идет!

В наш край идет весна!

(Слайд 3, 4)

2. Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся

Сколько гнёзд понавьют – посмотри.

Что за звуки, за песни польются

День- деньской, от зари до зари.

2. Сообщения о жизни перелетных птиц.

С приходом весны слетаются домой, на родину пернатые непоседы- перелетные птицы – грачи, скворцы, а за ними жаворонки, дрозды и другие птицы, которые своим пением поднимают нам настроение. Они в хорошую погоду за один день пролетают по 100 км - так спешат. Много преград встречают они на своем пути – усталость, голод, непогоду. Не все добираются до родных мест. Зато как радуются те, которые добрались! И мы вместе с ними. Расселяются на ветках деревьев и отдыхают.

Давайте, ребята, закроем глаза, сядем поудобнее и представим себе весенний лес…

(звучит фонограмма «Голоса птиц») (Слайд 5)

Вы слышали, ребята? Что это такое?

Это птичий концерт, записанный в лесу. Птицы очень радуются встрече с родной землей, радуются весне, теплу, солнышку.

Вот почему встреча птиц весной – большой праздник.
Давайте поближе познакомимся с нашими пернатыми друзьями. Ребята подготовили интересные сообщения о жизни перелётных птиц.

Грач (Слайд 6)

Грачи прилетают весной к нам первыми, еще лежит снег на полях (в феврале-марте). Ходят грачи по полям между проталинами, ищут червячков и собирают веточки, чтобы свить себе домик. Гнездо строят на верхушках деревьев из сухих веточек и сучьев, дно выстилает сухой травой, клочками шерсти.

Грач – птица среднего размера. У него чёрные перья, с фиолетовым отливом.

У грача бывает три-пять птенцов.

Скворец (Слайд 7)

Скворец - небольшая птица. Перья у скворцов - чёрные с металлическим блеском. В зимнее время кончики перьев истачиваются и появляются белые крапинки. Скворец ищет свой корм на земле. Он истребляет много вредных насекомых. Для скворцов люди делают домики - скворечники. Скворец устраивает своё гнездо глубоко. В гнездо самка скворца откладывает яйца. Яйца скворца маленькие, голубоватые, глянцеватые. Самка высиживает птенцов, а самец развлекает самку пением. Скворцы певчие птицы, умеют подражать голосам других птиц и городским звукам.

Ласточка (Слайд 8)

У ласточки длинные узкие крылья, хвост с вырезом и короткий клюв. Ласточка меньше воробья. Пёрышки синевато-чёрного цвета с синим отливом, брюшко и лапки – белые.

Гнезда ласточки делают близко друг к другу, из комочков земли, прикрепляют к стене или потолку. Внутри гнездо выстилают травой и шерстью.

Ласточка летает быстрее всех птиц, а перед дождём летает низко над землёй.

Жаворонок (Слайд 9)

Жаворонок размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперенья. Спина у него серого цвета, иногда коричнево—жёлтая с пёстрыми вкраплениями, живот белого цвета. Голова украшена небольшим хохолком, на хвосте белые перья.

Питаются жаворонки семенами различных трав и злаками. Жаворонок живёт в лугах и степях, горах и полях. Не встретишь эту птичку только в лесу. Жаворонки прилетают к нам ранней весной, когда ещё нет насекомых. Держатся они стайками. Яйца откладывают в ямках, среди травы.

Соловей (Слайд 10)

Соловей - небольшая птичка с серыми пёрышками. Соловей зимует в Африке. Питается пауками, насекомыми, червями, ягодами. Обитает в сырых зарослях кустарников, в долинах рек. Гнёзда делает на земле или очень низко, в кустах. В гнездо откладывает 4-6 зеленоватых или голубоватых с пятнами яиц. Яйца насиживает только самка, 13 суток. Песни соловья самые красивые.

Журавль (Слайд 11)

Журавль – крупные птицы. У них длинные ноги и шеи. Самый маленький журавль — красавка, самый крупный — австралийский. Журавль может весить 11 килограмм. Голова маленькая, с острым прямым клювом. Перья у журавля серого или белого цвета. Живут журавли долго. В дикой природе журавли живут 20 лет, а в зоопарке может жить до 80 лет. Журавль селится около водоёмов и питается лягушками.

3. Конкурсная программа.

Я предлагаю вам конкурсную программу. У нас будут две команды: «Соловьи» и «Жаворонки». В дружеском соревновании весело проведем время, узнаем много интересного о птицах.

Оценивать ваши результаты будет уважаемое жюри.

1) Конкурс «Загадочный» (Слайд 12)

- Отгадайте загадки. 
Сколько загадок отгадано, столько баллов получает команда.

1) Всё стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока 
Вороватая …
(Сорока)
2) На песочке у реки,
Словно снежные комки,
Что за птица, угадай-ка!
Догадаться просто-…
(Чайка)
3) Алый низ и чёрный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь – 
До чего красив…
(Снегирь)
4) Хрипло птенчики кричат, 
Клювы их в гнезде торчат,
Скрыла их густая крона,
Проживает здесь …
(Ворона)
5) Всех перелетных птиц черней, 
Чистит пашню от червей. 
(Грач)
6) Озорной мальчишка 
В сером армячишке 
По двору шныряет, 
Крохи собирает.
(Воробей)
7) Слышен дальний грустный зов,
Повторение двух слогов.
Лес берёзовый, опушка,
На сучке сидит …
(Кукушка)
8) Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнёт – не разглядишь,
Так летает только…
(Стриж)

2) Конкурс «Музыкальный» (Слайд 13)

К птицам люди всегда относились очень хорошо. В давние времена люди звали весну, перелетных птиц. Много песен сложено о птицах.

Детям даются карточки с песнями (куплет или припев), но в них пропущены названия птиц. Задача ребят отгадать пропущенные слова, назвать из какой песни слова и исполнить песню. За отгаданные слова в одной песне команда получает 2 балла, за угаданное название песни – 1 балл, а за исполнение еще 3 балла.

1.У дороги … , у дороги … ,
Он кричит, волнуется, чудак:
"Ах, скажите, чьи вы, ах, скажите, чьи вы
И зачем, зачем идёте вы сюда?"... (Чибис. «У дороги чибис»)


2. … заслыша голосок
Припомню я забытые свиданья
Три жердочки, берёзовый мосток
Над тихою речушкой без названья...(Малиновки. «Малиновка»)


3. А я хочу, а я хочу опять
По крышам бегать, … гонять, 
Дразнить Наташку, дергать за косу,
На самокате мчаться по двору. (Голубей. «Детство»)

4. Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых … . (Журавлей. «Журавли».)

3) Из истории праздника птиц (Слайд 14)

- Есть у весны народные праздники, которые предвещают приход весны.

Один из них 22 Марта – Сороки, день встречи весны.

                              На Сороки день равен ночи.

                              На Сороки зима кончается, весна начинается.

Было поверье, что на Сороки прилетают сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек.

В этот день православная церковь отмечала праздник – Сороки, в честь сорока мучеников севастийских, которые пострадали за веру Христову.

-  И с этого дня (22 марта) начинается месяц птиц, и длится он до конца апреля.

Вот и считают 1апреля - Международным Днём птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. 

4) Игра «Зимующие и перелётные птицы»

А теперь мы проверим хорошо ли вы знаете перелётных и зимующих птиц.

Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д. По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.

Вернувшись домой, птицы сразу же начинают наводить порядок в своем жилище и строят новое. Представьте себе, жаворонок вьет гнездо прямо на земле, на пашне. Грачи поправляют свои дома из длинных прутьев на высоких деревьях. Зяблики селятся в парках, в садах, в лесу. Целыми днями птицы трудятся.

5) Конкурс «Узнай птицу». (Слайд 15)
- По словесному описанию команда должна угадать, что это за птица. Сколько птиц отгадано, столько баллов и получают.
1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват… А вечером или ночью приди сюда – и остановишься как вкопанный, услышав ее песню… Разливается она на все лады. (Соловей.)
2. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест.)
3. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. (Сорока.)

4. Посмотрите, какая красавица! А размером со скворца или чуть больше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Песня у нее красивая – звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга.)
5. Эта птичка обитает преимущественно в лесах. Зимой часто встречается у жилья. Полезна уничтожением насекомых в садах и лесах. Оперение густое, пушистое, жёлтая грудка. (Синица.)
6. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим блеском. Осенью, после линьки, оно покрыто белыми крапинами – это светлые концы контурных перьев, которые к весне стираются, и крапины исчезают. Молодые чёрно-бурой окраски с более светлым горлом. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает, особенно для жителей городов, наступление весны. (Скворец.)


6) Выступление орнитологов.

«Живые барометры» (Слайд 16)

Вы знаете о том, что по поведению птиц можно определить погоду.

1.Ласточки задевают крыльями поверхность воды. Это бывает перед дождём.
2. Стрижи летают низко с криком. Это к дождю.
3. Свистит снегирь. Это говорит о том, что скоро наступит зима.
4. Голуби воркуют, кукушки кукуют. Это к тёплой погоде.
5. Воробьи купаются в песке. Будет дождь.
6. Вороны садятся на верхушки деревьев. Будет мороз.
7. Вороны садятся на снег. Будет оттепель. 
8. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. Будет дождь.

7) Конкурс «Викторина» (Слайд 17)

На сколько вопросов ответит команда, столько баллов и получит. Если в вопросе нужно назвать несколько птиц, то сколько птиц названо, столько баллов получает команда за этот вопрос.


1.Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики.)
2.Какая перелетная стая обещает снег? (Стая перелетных гусей. По народной примете, через день-два после того, как пролетели гуси, надо ждать снегопада.)


3. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
4. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см.)
5. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи.)
6. Когда температура тела у воробья ниже – летом или зимой? (Одинаковая.)
7. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)
8. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)
9. Какая птица носит название корабля? (Фрегат.)
10. Какая птица носит название танца? (Чечетка.)
11. Какая птица двигается по стволу и вверх, и вниз головой? (Поползень.)
12. Так называют человека, который очень хорошо поет. (Соловей).
13. Так называют людей, спор которых вот-вот перейдет в драку. (Петухи).
14. О человеке, которому неуютно, говорят, что он нахохлился как эта птица. (Воробей).
15. Так называют влюбленных. (Голубки).
16. Так называют человека, который разносит сплетни. (Сорока).
17. Так называют человека с необычайно раздутым самомнением. (Индюк).
18. Так называют плохую мать. (Кукушка).
19. Какая птица может поворачивать голову на 270 °? (Сова.)
20. Какая птица использует вместо гнезда свои лапы? (пингвин)
21. Какая птица поёт только высоко в небе? (Жаворонок.)
22. Птица – санитар леса(дятел)
23. Какая наша птица выводит птенцов зимой? (Клёст).
24. Какая птица определяет срок жизни человека? (Кукушка).


8) Конкурс «Скворечник» (Слайд 18)

Чтобы птицы смогли вывести потомство, нужно им немного помочь, а именно, построить скворечники. Развесив скворечники за городом, вокруг дома или дачи, можно не только наслаждаться красивыми песнями скворцов, но еще и быть спокойными за свой сад и огород. Ведь скворцы поедают проволочников, муравьев, личинок майских жуков и даже колорадских жуков. Птицы – прекрасные создания, они важная часть нашей природы и мы должны им помогать. Не зря им посвящены многие произведения поэтов, писателей и музыкантов. 

В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Нужно соединить части пословиц, которые написаны на частях скворечников, прочитать пословицу и объяснить ее смысл.

  1. На чужой сторонушке…, рад своей воронушке.

  2. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

  3. У каждой птицы… своя песня.

  4. Слово не воробей… вылетит не поймаешь.

  5. Рано пташечка запела… как бы кошечка не съела.

  6. Всякий кулик … свое болото хвалит.

  7. Глупа та птица… которой свое гнездо не мило.

  8. Цыплят по осени… считают.



9) Конкурс «Птичьи профессии»  (Слайд 19)

А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

Участники команд получают карточки:

Птица – рыболов соловей

Птица – плотник ласточка

Лесная кошка поползень

Птица – строитель баклан

Птица – акробат иволга

Пернатый солист кукушка

Ночной хищник дятел

Легкомысленная мамаша сова

Надо соединить стрелками признаки и названия птиц.

(Слайды 20, 21)

Ответптица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.

Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица – строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку.

Птица – акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком, охотятся ночью.

Легкомысленная мамаша (кукушка). Кукушка подбрасывает свои яйца в гнёзда других птиц.



4. О пользе птиц.

Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись?

1) Стихотворение «На нашей планете живут»

1 ученик: На нашей планете живут

Чудесные создания,

Они  летают и поют

И землю свято берегут.

Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы

На земле вдруг пропадут?

2 ученик: Букашки, жучки, червячки

На деревья нападут

И съедят кору,  листочки,

Обглодают ветки, почки.

Вот, что будет.

Если птицы, если птицы,

Все исчезнут-пропадут!

3 ученик:  И не будет щебетанья,

Дивных трелей  соловья,

И сороки  стрекотанья,

Чик-чирика  воробья…

Скучно будет, знают  дети,

Жить без птиц на  Белом свете!

Какую пользу приносят птицы людям? 

2) Выступление орнитологов «Интересные сведения о пользе птиц» (Слайд 22)


1) Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток. 

2) Самая маленькая птичка наших хвойных лесов - королёк, уничтожает от 8 до 10 млн. мелких насекомых в год. 

3) Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. 

4) Семья ласточек - около миллиона насекомых. 

5) Мухоловка за 2 месяца уничтожает не менее 50 тысяч мух. 

6) Ушастая сова способна съесть за день 10 полёвок, а сова-сивуха съедает в год 1200 грызунов. Если учесть, что одна мышь в год съедает 2-3 килограмма зерна, а суслик - 16, то каждая сова спасает тонны хлеба.

7) Сарыч (ястреб) питается мышами и полёвками: за 50 дней съедает не менее 265 грызунов. 

8) Жаворонки, овсянки, зеленушки, щеглы склёвывают семена и плоды сорняков, тем самым снижая засорённость полей. 


Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов.

5. Подведение итогов конкурсов.

Видеоклип «Мы хотим, чтоб птицы пели» (Слайд 23)

Жюри подводит итоги, команды награждаются грамотами.

6. Рефлексия

Ребята, мы надеемся, что сегодняшний праздник вам понравился и вы узнали много нового и интересного о птицах. Мы благодарим команды за хорошую игру. Ребята, наше дерево надо заселить птицами. Если вам понравилось мероприятие, то поселим птиц на весеннее дерево.

И мне бы хотелось напомнить вам, дорогие ребята, как хрупок наш мир. С каждым годом с лица планеты исчезает все больше видов птиц. Вы всегда должны помнить об этом и не обижайте наших пернатых друзей. 
 Наша Земля станет еще прекрасней, если мы будем беречь птиц! Птицы, как и цветы, существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом нашего восторга и симпатий.

Продолжите мое предложение «Наше мероприятие заставляет задуматься о …».


Список использованных источников

Литература

  1. Анашкина Е.А. 300 вопросов и ответов о животных.- Ярославль: Академия развития, 1998.






Интернет ресурсы

  1. Внеклассное мероприятие « Птицы – наши друзья! »

https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-ptici-nashi-druzya-969229.html

  1. Внеклассное мероприятие на тему: "Птицы - наши друзья"

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/31/vneklassnoe-meropriyatie-na-temu-ptitsy-nashi

  1. Внеклассное мероприятие на тему "Птицы - наши пернатые друзья"

https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-na-temu-pticinashi-pernatie-druzya-795526.html