СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наши пернатые друзья

Нажмите, чтобы узнать подробности

- выявить у детей имеющиеся знания о птицах и углубить представление о них;

- развивать интерес и желание больше узнать о птицах;

- воспитывать доброе и чуткое отношение к «пернатым друзьям»

Просмотр содержимого документа
«Наши пернатые друзья»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЛЯНЧЕ-ТАМАКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.Х.ШАРИПОВА»











Внеклассное мероприятие

«Наши пернатые друзья»








Организатор:

Учитель начальных классов

Гайнутдинова Зиля Саитнуровна











с.Тлянче-Тамак

2017г.


Внеклассное мероприятие

«Наши пернатые друзья»

Цель:

- выявить у детей имеющиеся знания о птицах и углубить представление о них;

- развивать интерес и желание больше узнать о птицах;

- воспитывать доброе и чуткое отношение к «пернатым друзьям»


Задачи:

- содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания к верным друзьям человека – птицам;

- развивать интерес к различным видам птиц, их среде обитания;

- развивать наблюдательность детей.

Оборудование:

- презентации: «Зимующие птицы», «Перелётные птицы»

- карточки с изображением птиц;

- выставке картин с изображением птиц

- выставка аппликаций.


























Ход занятия


  1. Вступительная часть

Учитель:

Птицы над миром летают

И с высоты над людьми наблюдают,

Будто хотят они людям сказать,

Что мы должны их беречь, охранять!


Сегодня всем миром мы вспомним о них —

От маленьких птичек до самых больших.

Пернатые верные наши друзья

И мы — в этом мире большая семья!


Библиотекарь: Из всех населяющих землю живых существ самыми удивительными являются птицы. Издревле именно птицы должны были принести с собой золотые ключи и запереть холодную зиму, а весну выпустить. Поэтому закликание птиц – давняя русская традиция, уходящая в глубь веков, когда жизнь человека была неразрывно связана с природой и с её сезонными изменениями.

Птиц начинали кликать ещё в марте, выпекая хлебных птичек – жаворонков:

Жаворонки, прилетите!

Красну весну несите!

Апрель – месяц массового прилёта птиц.

Сегодня, дети, мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.

Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину.

(знакомит выставкой книг о птицах)


Учитель: Дорогие мальчики и девочки! Приглашаю вас принять участие в нашем KBНе. Тема нашего КВНа «Наши пернатые друзья». За время обучения в школе вы получили уже много знаний о птицах, наших друзьях. И вот сегодня проверим ваши знания и о зимующих, и о перелётных птицах, и посмотрим, кто же у нас самый веселый и находчивый.

В нашей игре принимают участие 2 команды: «Ласточка» и «Синичка».

Представляю вам жюри: председатель жюри - умная, мудрая, рассудительная сова, и ее помощники - зяблик и чечевица.



Все готовы, игра начинается.

Конкурс «Приветствие»

Команда «Ласточка».

Приветик вам, синички!

Синички-невелички.

Вы - маленькие птички,

И весел ваш полет.

Зимой вы продержались,

От холода все сжались.

Несете весну нам,

Щебеча по лесам!

Команда «Синичка».

Здравствуйте, ласточки!

Весенние птички.

Несите весну нам

На черненьких крыльях.

Несите нам радость,

Веселье и смех.

Мы будем на свете

Счастливее всех!


Конкурс 1. «Отгадайте загадки и решите кроссворд»

Кроссворд для детей команды «Ласточка» «Птицы в гостях у дуба»

1. Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворения.

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок)


2. Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (Журавль)


3.Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

4.Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет. (Скворец)



5. Как флейта песня та звучит:

Её поёт "лесная" кошка.

Среди ветвей гнездо висит,

Оно похоже на лукошко.

– Дружок, подумай и скажи,

Чьи трели мне слышны в тиши? (Иволга)


6.Пробегает по дорожке

На коротких тонких ножках.

Часто хвостиком трясёт,

И под крышею живёт.

Комары её закуска.

Это птичка - … (Трясогузка)


7. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)


8. В чаще, где сосна и ель,

Свист, серебряная трель

Начинает спозаранку

Рыжегрудая ...(Зарянка)


9. Майским вечером, в прохладу,

А в июне и в жару

Вывожу свои рулады

В парке, в роще и в бору.

Эти трели, переливы

Мелодичны и красивы. (Соловей)


10.В лесу на ветке она сидит,

Одно «ку-ку» она твердит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

«Ку-ку» то там то тут,

Как птицу эту зовут? (Кукушка)




Кроссворд для детей команды «Синичка» «Птицы в гостях у ёлочки»

По горизонтали

3. Слышите, чирикает

Птичка-невеличка.

Её серенький наряд

Знает каждый: стар и млад. ( Воробей)


4. На еловой ветке

Птичка сидит,

В красненькой рубашке,

Во все стороны глядит. (Снегирь)


6. Белобока, длиннохвоста,

Поспешила к ёлке в гости.

Как зовут её, скажи,

Имя птичье назови. (Сорока)


9. Ловкая птичка бегает быстро

Вниз головой по стволу.

Серая спинка, белое брюшко

В трещинках ищет еду.

Семечки, зернышки и семена

Остреньким клювом достанет она. (Поползень)


10.Днем среди еловых веток

Птица прячется одна.

А ночью на охоту

Торопится она. (Сова)


По вертикали

1.Хвост - подпорка,

Клюв – стучалка.

Барабанить целый день

Этой птице не лень. (Дятел)


2. «Свири – свири – свири - свири» -

Песня птичья всем слышна.

Эта птица с хохолком

Распевает песни днем. (Свиристель)


5. Сизая птица

Любит зерно,

Мило воркует,

Несет мир и добро. (Голубь)


7. Удивительный клюв у птицы

Сложен крестиком, да-да!

Легко семена из еловой шишки

Достает птица клювом всегда. (Клёст)


8. Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)


Конкурс 2. «Знатоки птиц родного края»

Каждая команда выделяет по 2-3 участника. Они получают вопросы, которые обдумывают в течение 30 секунд и готовят ответы.

Вопросы:

1команде:

1.Какие птицы на зимовку улетают в теплые края? (Утки, лебеди, скворцы, соловьи, грачи, кукушки, трясогузки.)

2. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)

3. Какие птицы подкладывают свои яйца в гнезда других птиц?(Кукушка.)

  1. команде:

1.Какие птицы нашего края зимуют у себя на родине, не улетая в теплые края? (Ворона, воробей, дятел, клест, сова.)

2.Зачем клесту нужен крестообразный клюв?

3.Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Куропатки, тетерева, рябчики, глухари.)


Конкурс 3. «Собери и объясни пословицу о птицах»

Соревнование команд продолжается. Следующий конкурс для самых внимательных на лучшие знания пословиц и поговорок, которые нужно будет соединить между собой. Я раздаю каждой команде первые части пословиц, а вторую часть нужно будет подобрать по смыслу.

1. Слово не воробей... (вылетит – не поймаешь).

2. Лучше синица в руках, чем... (журавль в небе).

3. Болтлива как... (сорока).


1. Всякая птица по-своему... (поет).

2. Сорока весть на хвосте... (принесла).

3. Лес без птиц и птицы без... (леса не живут).


4. Конкурс капитанов «Реши кроссворд» ( на листочках)

Болельщикам

Пока капитаны выполняют задания, болельщики проинсценируют диалоги птиц из книги Николая Сладкова «Сорочьи тараторки».

РЯБЧИК И СОЛОВЕЙ

— Люблю я весенние цветы, Соловей!

— И я люблю, — такие они красивые!

— Да нет, Соловей, не то.

— Такие они ароматные!

— Да нет, не то.

— Так что ж, коли не то?

— Вкусные они, Соловей, очень! Особенно незабудки. Незабываемый вкус!

ДЯТЕЛ И ТЕТЕРЕВ

— Здравствуй, Тетерев! Со вчерашнего дня не виделись. Где летал, где спал?

— Летал я «над», спал «под».

— Что это за ребус такой: то «над», то «под»?

— Это не ребус, а снег. Летал над снегом, ночевал под снегом.

— Ишь какая у тебя жизнь развесёлая. А я, горемыка, всё «в» да «в». Летаю в лесу, прыгаю в ёлках, ночую в дупле. Ску-учно!

ВОРОБЕЙ И СИНИЦА

— Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?

— Ружьё?

— Э-э, не угадала!

— Пушка?

— Опять не угадала!

— Какое же тогда, Воробей?

— Рогатка. Из пушки-то по воробьям не стреляют, а из рогатки — только успевай отскакивай! Я-то уж знаю, я-то стреляный воробей!

ФИЛИН И СОЛОВЕЙ

— Не бойся меня, Соловей, я не проглотить тебя собираюсь, я тебе песенку хочу спеть! Май в лесу, все песни поют...

— Спой, Филин, спой, раз уж так разохотился.

— Пу-гу-гу-гу! Бу-бу! Пу- гу-гу! Бу-бу!

— Ой, ой!..

— Ну вот — и этот сознание потерял! Пятому уже пою — и все в обморок падают. До чего же у меня голос чувствительный, так за сердце и берёт! Пу-гу-гу! Бу-бу!




Конкурс 5. «Названия птиц»

Продолжаем весёлое путешествие по птичьему царству. Предлагаю вам выполнить следующее задание:

За три минуты найти и зачеркнуть названия птиц. Карточки с названиями птиц стоят на табло: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь. Оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица "спряталась " в магическом квадрате. Кто первый справится, отдает свой квадрат жюри. (В квадрате "спряталась" ласточка.)


с к в о л к у к

о р е р ц а с у

я т л е а п л ш

д е л ц е й я к

с о л о в т г а

п а в г у с р к

п о л и н ь а ч

о п у г а й ч а


Болельщикам

Назовите профессии птиц.

Ласточки - ... (строители, они строят гнезда из веточек и глины без молотка и топора).

Грачи - ... (первооткрыватели, они первые прилетают; и санитары - они уничтожают все ненужное, очищают нашу планету).

Соловей -... (певец, артист - он радует красивой песней людей).

Дятел - ... (кузнец - в лесу можно слышать его размеренное постукивание; санитар - уничтожает насекомых, жучков, паучков и продлевает жизнь могучим соснам, елям, дубам).


Конкурс 6. «Собери пазлы» (команды собирают картинки с изображениями птиц)

Болельщикам

Ребята зимой первоклассники дома с родителями делали кормушки для птиц и готовили корм птицам. Они вам расскажут, как зимой кормили птиц.

Ученик 1. Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед!

Ученик 2. В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Ученик 3. Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

Ученик 4. В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

Ученик 5. В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний –

Путешественник скворец…

Вот и зимушке конец.


Наши птицы пережили зиму. И многие из них благодарны ребятам за заботу.

Теперь настала пора приготовиться к встречи пернатых друзей, которые после долгой зимы летят к себе на родину. Давайте, ребята, смастерим

с родителями скворечники и встретим наших пернатых друзей.


Подведение итогов мероприятия

«Плакат о бережном отношении к миру пернатых» (каждый участник прикрепляет к дереву свою птичку)

В завершение подводятся итоги, звучат слова благодарности в адрес всех участников и исполнятся песня «Мы хотим, чтоб птицы пели.)