СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Наши подземные богатства" (конспект урока по окружающему миру)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Наши подземные богатства

Цели: сформировать представления о подземных богатствах; ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свой­ствами, способами добычи, охраной подземных богатств.

Просмотр содержимого документа
«"Наши подземные богатства" (конспект урока по окружающему миру)»

Тема: Наши подземные богатства

Цели: сформировать представления о подземных богатствах; ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свой­ствами, способами добычи, охраной подземных богатств.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познаватель­ную задачу, читать, извлекая нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и нежи­вой природой; коммуникативные — с достаточной полнотой и точно­стью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — действовать по плану, контроли­ровать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — выражать положительное отношение к процессу познания.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, атлас-определитель, физическая карта России, карта края, коллекции полезных ископаемых, лупа, кроссворд.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

— Что мы называем водоемами? (Водоемы — это хранилища воды, которая нужна всему живому.) Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, ручей, канал, водохранилище.) (Конкурс моделей водоемов, показывающих их значение в природе и жизни людей. Дети демонстрируют свои модели, а класс должен угадать, о каком свойстве хотел рассказать автор.)

— О каких значениях водоемов мы еще не сказали? — Почему люди должны охранять водоемы? — Какие опасности угрожают водоемам? (Загрязнение сточ­ными водами, ядохимикатами, мусором, химическими удоб­рениями.) Какой «клад» был найден на дне реки? (Там были железо­бетонные плиты, рельсы, колючая проволока, топоры, пилы, огнетушители, санки, чайники, кастрюли, битые бутылки, консервные банки и т. д.)

— Как борются с загрязнением водоемов? (Ответы детей.)

2. Тест

1. Хранилища воды называются:

а) низменности б) водоемы в) плато

2. Водоемы — это:

а) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды

б) место обитания животных и растений в) место для купания

3. С водоемами связана жизнь следующих животных:

а) утки, лебеди, цапли б) трясогузки, совы, кукушки в) орлы, аисты, кедровки

4. Что не следует делать?

а) строить очистные сооружения б) мыть в реке мотоцикл в) расчищать родники и ручьи

3. Кроссворд


I







2










В

3о

Д

О

Ё

4М

ы






5





6


7






















По вертикали: 1. Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой. (Пруд.) 3. Природное углубление на по­верхности суши, заполненное водой. (Озеро.) 4. Часть океана, вдающаяся в сушу и отделенная от него островами и полуостро­вами. (Море.) 7. Выход подземных вод на поверхность. (Ключ.)

По горизонтали: 2. Водный поток, имеющий исток и устье. (Ручей.) 5. Огромное пространство соленой воды на Земле. (Оке­ан.) 6. Постоянный природный водный поток. (Река.)

4. Работа в парах

- Давайте проверим друг у друга выполнение задания 4 на с. 70 рабочей тетради. Какое письмо вы написали своим сверстникам?(Ученики читают друг другу письма, призывающие бережно относиться к водным богатствам.)

— Чье письмо вам понравилось? (Желающие могут зачитать свое письмо вслух.)

III. Самоопределение к деятельности

— На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах на­шего края. А какие природные богатства вы еще знаете? (Ответы детей.)

- Мы отправимся с вами в подземное путешествие. Послу­шайте сказку и скажите, какие природные богатства спо­рили в этой сказке и почему.

Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй отличи полез­ное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.

— Я — соль Земли,— говорит соль, — без меня каши не сваришь.

- А без меня сваришь? — спрашивает алюминиевая руда. - Кастрю­ли-то делают из алюминия. Без кастрюли никак.

— А на чем варить будете? — интересуется уголь. — Без топлива в этом деле не обойтись.

— Между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит же­лезная руда, которая дает железо для лопат. — Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.

- Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые? (Ответы детей.)

- Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре? (Вы­сказывания учащихся.)

- Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?

- Какова тема нашего сегодняшнего урока? (Полезные иско­паемые.)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.)

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать в группах, парах, читать учебник, дополнительную литературу, работать в тетради, с атласом-определителем «От зем­ли до неба», рассматривать коллекцию полезных ископаемых, сравнивать, делать выводы.)

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

IV. Открытие нового знания

1. Работа с картой

— Откроем физическую карту России на с. 58—59 учебника. Рассмотрим условные обозначения полезных ископаемых.(Ученики работают в парах: читают название полезного иско­паемого, находят соответствующий значок на карте.)

— Назовите полезные ископаемые нашего края.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 1 на с. 71.(Ученики подписывают названия знаков, обводят в кружок обозначения тех полезных ископаемых, которые добывают в род­ном крае.)

V. Практическая работа

— Как вы думаете, почему мы сидим сегодня по группам? (Вы­сказывания детей.)

— Рассмотрите образцы полезных ископаемых, которые на­ходятся у вас на столах. Вспомните, как они называются.

— Как называют людей, изучающих недра Земли и отыски­вающих полезные ископаемые? (Геологи.)

Сегодня вы сами будете геологами и проведете очень серьез­ную исследовательскую работу.

— Прочитаем задание 3 на с. 72 рабочей тетради.(У каждой группы на парте находится по 2 образца полезных ископаемых. Задача — определить полезное ископаемое, запол­нить таблицу, используя атлас-определитель, физическую карту, учебник. На работу дается 10 мин. В итоге каждая группа пред­ставит отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным, кратким.)

Группа

Полезное ископаемое

Страницы учебника

1

Нефть, природный газ

150-152

2

Торф, уголь

152-153

3

Железная руда

154

4

Гранит

155

5

Песок, глина

156

6

Известняк

157

(Группы работают самостоятельно, оценивают свою работу. Далее проводится обсуждение изученного материала. Рассказы ученики сопровождают показом образцов и слайдов «Добыча по­лезных ископаемых».)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Работа по учебнику С. 158

- Прочитайте текст. Что вы узнали из прочитанного? (Полез­ные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Существует тесная связь ме­жду живой и неживой природой и человеком.)

- Человек получил в дар подземные богатства, использу­ет их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые? (Если относиться к добыче полезных ископаемых не по-хозяйски, то они могут совсем исчезнуть, расходовать их надо экономно.)

- Как надо охранять подземные богатства? (Ответы детей.)

2. Кроссворд

- Что же мы называем полезными ископаемыми? (Все при­родные богатства, которые добывают люди.)

- В каком состоянии находятся полезные ископаемые в при­роде? Приведите примеры. (В твердом — гранит, в жид­ком — нефть, в газообразном — природный газ.)

- Разгадаем кроссворд. Угадайте полезные ископаемые, о ко­торых мы сегодня говорили.

(Работу можно провести по группам.)

По горизонтали:

1. Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит.)

3. Белый камешек растаял,

На доске следы оставил. (Мел.)

4. Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже, ,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

5. По трубе течет,

Пироги печет. (Газ.)

6. Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

По вертикали:

Не поднимется ракета.

Отгадайте же, что это. (Нефть.)

Не зря она варилась

В доменной печи.

На славу получились

Ножницы, ключи... (Руда.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу. (Глина.)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он - удобрение. (Известняк.)

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф.)

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь.)

3. Работа с CD (Просмотp презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Почему использованные месторождения невозможно вос­становить?

— Какова была цель урока? Удалось ли нам достигнуть постав­ленной цели?

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 158 учеб­ника.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— Где могут пригодиться в жизни новые знания? — Что на уроке у вас хорошо получалось? — Над чем еще надо поработать? — Кому из товарищей вы хотели бы сказать спасибо за по­мощь? Почему? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 149—159 учебника.

2. Выполнить задания 2, 4 на с. 71, 73 рабочей тетради.

3. Изготовить карточки с условными обозначениями полез­ных ископаемых.