СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наши предки - Вятичи

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Матерал для краеведения или внеурочной деятельности по Орловскому краю

Просмотр содержимого документа
«Наши предки - Вятичи»

МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа»











«Наши предки - вятичи»

Калиничева Л.Д.

Учитель истории и обществознания













Тема урока: Наши предки вятичи.

Цель урока: определить территорию расселения вятичей,

познакомить учащихся с бытом, занятиями восточнославянского племени – вятичей.

Основные понятия: славяне, вятичи, селище, городище.

Важнейшие даты: 4 тыс. до н. э. - заселение Орловского края;

5- 4 в до н. э. - формирование первых союзов племен у славян;

8 век – заселение вятичей на территории Орловского края.

Оборудование: карты: «Заселение восточных славян», «Византийская империя и славяне», атлас.


Ход урока.

1.Оргмомент.


2. Опрос д / з (беседа).

*Назовите народы, входившие в индоевропейскую группу?

*Кто такие прославяне ? Покажите на карте места их расселения?

*Покажите на карте места расселения восточнославянских союзов и племен.

*Покажите на карте территорию, заселенную вятичами.


3. План изучения нового материала.


*Стоянки древних людей на территории Орловского края.

*Занятия древнейших людей.

*Вятичи – наши предки.

*Поселения Вятичей.

*Занятия вятичей.

По первому вопросу учащиеся , слушая рассказ учителя

Заполнять таблицу: « Стоянки древних людей»


Название стоянок

Территория, где заселялись












По второму вопросу на доске схема: «Занятия древнейших людей


Главные занятия: Второстепенные занятия:

/ / / /

скотоводство подсечное земледелие рыболовство охота

*Вопрос? Что такое городище? Используем:

Литературу «Наш край Орловский» стр.5.

По 3-ему вопросу задание: прочитать стр. 7 «Наш край Орловский» и ответить на вопросы:

*Кто такие вятичи?

*Когда они заселили Орловский край?

*Какие поселения называют селищами?


По 4-ому вопросу учащиеся работают с материалами» археологические памятники Орловщины и отвечают на вопросы:

*По каким рекам выявлены поселения вятичей?

*Где найдена одна из самых больших селений вятичей?


По 5 - ому вопросу – самостоятельная работа, задание:

прочитать «Наш край Орловский» с. 8. И составить схему: «занятия вятичей»


Основные занятия вятичей

Дополнительные источники жизни

пашенное земледелие

охота

Скотоводстсво ( разводили коров, лошадей, овец)

рыболовство

Ремесло (гончарное, кузнечное дело,

Прядение, ткачество.

бортничество


4.Закрепление:

*Кто такие вятичи?

*Покажите на карте их поселения.

*Рассмотрите рис. стр.9, Находки д. Лебедка»,

Какие выводы по рисунку вы можете сделать?


5. Задание на дом.

Написать мини-сочинение на одну из тем(по выбору учащихся):

«Наши предки-вятичи»

«Жизнь и быт вятичей»

«Жизнь вятичей - загадка для современников»