Консультация для родителей –« Пальчиковая гимнастика .Ее роль в развитии ребенка.»
Движения пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Развивать тонкие движения пальцев рук необходимо с самого раннего возраста.
При движении пальцев рук и кистей идет тренировка не только руки, но и некоторых отделов головного мозга - это было в начале замечено, а позже и доказано ученными, занимающимися вопросами изучения головного мозга. Давно было подмечено ,что развитие моторики руки и артикуляционного аппарата ребенка шло параллельно. Поэтому очень важно обращать внимание на то, как держит ребенок ложку и карандаш, как справляется с ножницами , кисточкой и пластилином. Педагог Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Но еще раньше нашими предками была подмечена зависимость речи и руки ребенка. Следуя этому знанию наши предки придумали множество игр, способствующих развитию мелкой моторики руки ребенка: "Ладушки", "Сорока - белобока". Большое значение для развития моторики руки имеют игры с мозаикой, мелким конструктором, вкладышами, шнуровками, крупяными куколками, пластилином, рисование по точкам.
Наиболее приемлемыми играми по развитию моторики руки являются пальчиковые игры ,их можно использовать в любом месте, для их хранения не нужно много места ,ими может овладеть как педагог ,так и родитель. Когда ребенок вместе с движениями запоминает стихотворение , это способствует развитию памяти. Но возможно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно возможно! Можно научить ребенка самостоятельно сочинять целые истории и показывать их пальчиками и кистью рук. Для пальчиковых игр можно использовать любые детские стихотворении ,потешки , песенки, сказки. Так же существует множество пособий и авторских книг по пальчиковым играм. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев. В ходе исследований была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому, чтобы научить ребенка правильно говорить, необходимо не только заниматься произносительной стороной речи, но и развивать подвижность пальцев.
Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
С возрастом пальчиковые игры усложняются – можно разыгрывать целые сцены.
Игры с пальчиками – это театр, актеры которого всегда с нами. А чтобы нарисовать на кончиках пальцев веселые лица и придать им большую выразительность, достаточно фломастера или шариковой ручки; можно вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и т.п.
Несколько простых рекомендаций по проведению игр:
Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.
Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции.
Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач – сложная задача может сразу отбить интерес к игре.
Длительность игр с 2-х летними малышами – 5-10 мин., с детьми 3-4 лет – 15 мин., с 5-6 лет – 25 минут.
Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить игру до более подходящего времени.
Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооценку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все получится.
Вот несколько пальчиковых игр для занятия с ребенком дома.
Этот пальчик ДЕДУШКА. (загибает/разгибает большой пальчик)
Этот пальчик БАБУШКА. (загибает/разгибает указательный пальчик)
Этот пальчик ПАПОЧКА. (загибает/разгибает средний пальчик)
Этот пальчик МАМОЧКА. (загибает/разгибает безымянный пальчик)
Этот пальчик Я. (загибает/разгибает мизинчик пальчик)
Вот и вся моя СЕМЬЯ! (поднимает левую руку и распрямляет все пальчики)
(Пальцы сжаты в кулачок)
- Мальчик - пальчик,
Где ты был? (разгибается большой палец)
- С этим братцем в лес ходит, (разгибается указательный палец)
С этим братцев щи варил, (разгибается средний палец)
С этим братцем кашу ел, (разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел. (разгибается мизинец)
Сидит белка не тележке,
Продает свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(Поочередно разгибаются все пальцы начиная с большого)