СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нашествие с Востока

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные цели:

1)способствовать усвоению знания о походах Батыя на Русь, важнейших сражениях русских с монголами, их итогах.

2)создать условия для усвоения учениками причин поражения русских князей в борьбе с монголами.

3)способствовать усвоению учащимися знаний о вторжении монголо-татар в Западную Европу и причинах отказа их от плана ее покорения, показать, что большие потери и партизанская борьба русских в тылу заставили завоевателей вернуться назад.

Воспитательные цели:

1)вызвать негативное отношение к раздорам и усобицам русских князей;

  1. продолжить воспитание чувства патриотизма на примерах героизма русского народа в борьбе с монголами.

Развивающие цели:

1)развивать умение анализировать, сравнивать исторические факты.

2)продолжить формирование умений учащихся работать с исторической картой – описывать местонахождение городов, показывать княжества и военные походы, а также – с документом.

Тип урока: урок изложения новых знаний

Средства обучения: Историческая карта «Монгольское нашествие на Русь», карточки с документами, видео; презентация; интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер.

Просмотр содержимого документа
«Нашествие с Востока»

Анищенко А. Ю.

Урок «Нашествие с Востока»

6 класс


Образовательные цели:

  1. способствовать усвоению знания о походах Батыя на Русь, важнейших сражениях русских с монголами, их итогах.

  2. создать условия для усвоения учениками причин поражения русских князей в борьбе с монголами.

  3. способствовать усвоению учащимися знаний о вторжении монголо-татар в Западную Европу и причинах отказа их от плана ее покорения, показать, что большие потери и партизанская борьба русских в тылу заставили завоевателей вернуться назад.

Воспитательные цели:

  1. вызвать негативное отношение к раздорам и усобицам русских князей;

  2. продолжить воспитание чувства патриотизма на примерах героизма русского народа в борьбе с монголами.

Развивающие цели:

  1. развивать умение анализировать, сравнивать исторические факты.

  2. продолжить формирование умений учащихся работать с исторической картой – описывать местонахождение городов, показывать княжества и военные походы, а также – с документом.

Тип урока: урок изложения новых знаний

Средства обучения: Историческая карта «Монгольское нашествие на Русь», карточки с документами, видео; презентация; интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер.

Ход урока:

Вопросы темы и приемы их изложения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствие

Перекличка

Настрой

(1-2 мин.)

Вводное слово

(1-2 мин.)


Добрый день! Я рада вас видеть! Присаживайтесь.

Ребята, кто сегодня отсутствует? (отмечаю)

На прошлом уроке мы закончили изучение главы III учебника «Русские земли и княжества XII - середины XIII века» и переходим к изучению нового этапа в истории Древнерусского государства. Начать этот урок хочется со следующих строк:

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли,

В осенний день по степи голой

Топча сухие ковыли.

Жестоких воинов раскосых

Батый собрал со всей земли,

Быки их юрты на колесах

С детьми и женами везли…

Так шла чудовищным потоком

На Русь монгольская орда

В одном стремлении жестоком

Сжигать и грабить города. Слайд 1


Целевая установка

(1-2 мин.)

Вводная беседа

Тема сегодняшнего урока: «Нашествие с Востока» Слайд 2.

  • Как вы думаете, государство, которое целое, единое оно сильное?

  • А что происходит с ним, если оно дробится?





Итак, сегодня мы узнаем, что произошло с русскими землями в XIII-XIV вв.

Записывают тему в тетрадь

Отвечают:

-да

-ослабление обороноспособности





Принимают цель


Изучение нового материала


1.

Вводная часть.

(8 - 9 мин.)



вводная фронтальная беседа










План:

1.)создание державы Чингисхана;

2.)битва на Калке;

3.)1-ый поход Батыя;

4.)2-ой поход Батыя.

Вспомните, а какая военная угроза нависла над Древнерусским государством в XII в.? Кто из кочевых народов угрожал Руси разорением?

Вначале XIII в. Русь сталкивается с новой угрозой – монголо-татарами. Что вы знаете об этих племенах из курса истории Средних веков? Почему их называли монголо-татарами?

- Почему в XII в. половцы не представляли собой такую опасность как монголы в XIII в.?






Отвечают:

Половцы







Отвечают:

В XII в. государство оставалось еще единым, знаменитый князь Владимир Мономах тогда смог защитить русскую землю.



2. Создание державы Чингисхана.






















Объяснение с опорой на схему

(2 мин.)











Рассуждение

(4 мин.)




























Вывод и переход к следующему вопросу.

(1 мин.)

Мы переходим к 1-му пункту плана и походу будем рисовать схему.

(В центральной Азии с древнейших времен кочевали монгольские племена. В начале XIII в. во главе этих племен встал энергичный и коварный (нойон) князь, талантливый полководец и беспощадный властелин Темучин. Ему удалось подчинить себе все монгольские и соседние тюркские племена. Наиболее крупным и воинственным было племя татар. Поэтому граничившие с монголами народы нередко распространяли название «татар» на все монгольские племена.

В начале XIII в. на съезде монгольской знати (курултае) Темучин был провозглашен правителем монгольского государства и принял имя Чингисхана – Великого хана. Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир. Создав мощную армию, Чингисхан приступил к завоеванию соседних стран и народов. В короткое время он включил в состав своей державы народы Северного Китая, Средней Азии, Персии и Кавказа.)

Начало XIII в. создание монгольского государства во главе с Чингисханом.












- Как вы думаете по какому направлению должен был ударить Чингисхан?

- Какое княжество Древней Руси по-прежнему оставался, хотя и формально, политическим центром.

- А кто стоял на их пути к завоеванию Киева?

- Почему же монголы так много воевали? В чем причина их завоевательных походов? Какие будут предположения?

А теперь давайте вспомним:

- Каким видом хозяйственной деятельности занимались монголы?

- А что такое кочевое скотоводство? Чем оно характеризуется?

Т.Е. для многочисленных тысяч лошадей необходимы были пастбища, которых внутри монгольского государства не хватало.

- Каким видом хозяйственной деятельности могли заниматься, если большинство из них перегоняла свои пастбища с места на место? Им необходим был также дополнительный источник питания.

- Как вы думаете, какая часть воинских подразделений будет сильной?

Итак, захватнические планы Чингисхана были связаны с особенностями хозяйства его державы. Его основу составляло развитое кочевое скотоводство. Это вынуждало монголов постоянно передвигаться по степям в поисках новых пастбищ для десятков тысяч лошадей. Но не менее важным было наличие огромной армии, содержать которую не смог бы ни один правитель. Она должна была обеспечивать себя сама путем непрерывных войн с соседями и захвата военной добычи.

Таким образом, в XIII В. над Русью ввиду ее экономической и политической дезинтеграции нависла новая угроза, способная покорить Русские Земли и уже покорившая множество стран и народов.




































Отвечают:

-по Северо-Западному.

-Киевская земля


-половцы





Отвечают:

-кочевое скотоводство









-охота


-лихие наездники;

- меткие стрелки.



3. Битва на Калке

Работа видео материалом











Вывод и переход к следующему вопросу.


31 мая 1223 г. состоялось сражение коалиции половецких ханов и русских князей с монгольскими отрядами. А сейчас мы с вами посмотрим видео необходимо ответить на вопрос:

- Почему русские дружины потерпели поражение в этой битве?

Просмотра видео фрагмента.





Итак, монголо-татарские военачальники убедились, что разобщенность русских князей создает благоприятные условия для завоеваний богатств русской земли. Эта цель была уже реализована после смерти Чингисхана его внуком Батыем.






Отвечают:

-отсутствие единства в русском стане;

- несогласованность во время боевых действий.








4. 1-ый поход Батыя

(разгром Рязанского, Владимирского княжеств, ….)

Рассуждение

(2 мин.)




















Конспективное повествование (2 мин.)














Аналитическая беседа (1 мин.)








Конспективное повествование (1 мин.)

- Как вы думаете, с какого государства начал свои завоевания Батый для продвижения к Руси?

- А почему?



- А кто еще мог помешать монгольским полчищам в подчинении территории Древнерусского государства?

Итак, запишите (учитель показывает по карте походы монгольского войска):

1236 г. – захват монголами Волжской Булгарии.

1237 г. – монголы подчинили себе половцев.

Первый удар был нанесен в конце 1937 г. по Рязанскому княжеству.

Откройте учебник на стр. 115 и посмотрите на иллюстрацию «Оборона Рязани». Постарайтесь описать происходившие события.

Шесть дней отражала Рязань непрерывные атаки, но стены ее рухнули под хлыстом монгольского хана. Завоеватели устроили в городе резню, не пощадив ни стариков, ни малых детей.

Следующим на пути монгольского войска оказалось Владимиро-Суздальское княжество. В феврале 1238 г. после трехдневной осады пал Владимир. В марте состоялось сражение на реке Сити, где объединенные дружины Владимирского, Ростовского, Ярославского, Углического и Юрьевского княжеств были разгромлены.

В дальнейшем войска Бытыя устремились к Новгороду, но вскоре монгольские отряды были вынуждены повернуть назад.

- Как вы думаете, что стало причиной этому?









В конце марта монголы подошли к крепости Козельск. Горожане оказали мужественной сопротивление и в течении 2-х месяцев храбро защищали свой дом, и только хитростью монголы смогли войти в город.


Отвечают: -с Волжской Булгарии Отвечают: - отомстить за прежние поражения; - обезопасить свой тыл.

Отвечают: – половцы.































Отвечают: - Новгородская республика это сильное княжество, один из политических центров Руси. – монгольское войско в боях с русскими дружинами ослабело (много воинов полегло, припасы заканчивались, ……)




5. 2-ой поход Батыя) Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Работа с текстом учебника







Вывод










Сейчас необходимо прочитать текст учебника на странице 119 и выполнить след. задание: - Показать на карте 2-ой поход Батыя;

- Почему монголам не удалось выполнить завещание Чингисхана?











Итак, несмотря в результате 2-го похода погибли, сожжены и были разграблены многочисленные города и села, пала и когда-то велика столица русского государства, мать городов русских – Киев, но благодаря отчаянному сопротивлению русского народа монгольский лук сломался. Бытй потерпел не удачу вступив в Центральную Европу.





Отвечают:

-монгольское войско было сильно ослаблено в битвах с русскими дружинами;

-…………………………


Закрепление


Обобщающая беседа

(5 - 6 мин.)




















Вывод

Таким образом, мы с вами рассмотрели как складывалась Монгольская держава, рассмотрели хронологию завоевательных походов монголов, разобрали причины поражения русских князей, а теперь давайте еще раз повторим основные моменты сегодняшнего урока

1. Кто в начале XIII в. на съезде монгольской знати был провозглашен правителем Монгольского государства?

2. Где и когда произошла первая встреча русских с монголо – татарами?

3. По какому княжеству монголы нанесли первый удар?

4. Почему Батый не пошел на Новгород?

5. Какие русские города оказали монголам наиболее сильное сопротивление?





Вывод: Таким образом, в целях расширения своей державы, монголы разорили земли Руси. Жители русских княжеств не сумели объединиться для совместной борьбы, однако их героическое сопротивление не позволило воинственным потомкам Чингисхана подчинить себе всю Европу.




















Домашнее задание (2 мин.)


Для всех:

§ 14, устно ответить на вопросы 1, 2 на стр. 120.

По желанию:

Задание № 3 в учебнике на стр. 120. – письменно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!