«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника».
Теме наставничества уделяется большое внимание, прошлый год был годом «Педагога и наставника», во многих нормативно-правовых документах, приказах затронута данная тема. Педагоги уже с древних времен вели эту работу, отмечая важность передачи своего опыта молодому поколению. Еще Макаренко говорил: «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»
У каждого из нас в жизни был период вхождения в профессию. У кого-то он прошёл легко, кто-то встретился с трудностями и находился в раздумьях – правильно ли он выбрал в жизни свой трудовой путь. По- моему мнению и опыту, как пройдет этот этап, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования во многом зависит от его наставника.
Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приѐмы под непосредственным руководством педагога-мастера. Цель наставничества – оказание помощи молодым воспитателям в их профессиональном становлении;
Спецификой моей педагогической деятельности является то, что уже больше 15 лет я постоянно работаю на группе раннего возраста. За данный период ко мне на группу приходили работать: молодые специалисты, педагоги с опытом, но не работавшие с детьми раннего возраста, проходили практику студенты. Для меня было важно было оказать помощь будущим и молодым специалистам в профессиональном становлении, передать свой многолетний опыт, способствовать тому, чтобы они быстрее и эффективнее освоили основы педагогического мастерства, наравне с опытными педагогами стали вести работу в детском саду. Руководство детского сада доверяло мне быть наставником, так как я соответствовала всем критериям и сама имела большое желание быть наставником.
Учитывая особенности моих подопечных я смогла выделить и применить три модели наставничества: «Педагог –наставник- студент колледжа- будущий педагог», «Педагог – наставник- молодой специалист- выпускник учебного заведения», «Педагог –наставник- молодой специалист с опытом работы». Для каждой модели характерны своя продолжительность, планирование, постановка конкретных задач, использование соответствующих методов и приемов, плотность взаимодействия.
В работе по наставничеству мною были поставлены задачи:
-
Помочь разобраться в особенностях детей раннего возраста, в специфике общения с ними.
-
Научить приемам взаимодействия с малышами в разных видах детской деятельности.
-
Продемонстрировать на практике технологии работы с детьми раннего возраста.
Общим для всех моих подопечных являлось то, что они никогда в своей педагогической деятельности не встречались с детьми раннего возраста, у них присутствовал страх общения с ними, неумение быстро найти нужный подход. Поэтому наше сотрудничество мы начинали с знакомства с возрастными особенностями малышей, обсуждения специфики работы на группе раннего возраста, отбора форм, методов, технологий для организации образовательной и воспитательной работы.
Решая данные задачи и учитывая, что все мои коллеги имели разный уровень подготовки, свои личностные качества, различный уровень мотивации к профессии воспитателя, модель взаимодействия выстраивалась каждый раз своя, далее мы их рассмотрим.
В своей работе, как наставника я опиралась на принципы взаимодействия, но главным из них является обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе, если бы не было такого желания, мы не могли бы положительного достигнуть результата.
Задачи наставника при организации студенческой практики.
-
Способствовать успешному выполнению плана практики.
-
Создать условия для применения успешного применения методов и приемов обучения и воспитания детей раннего возраста.
-
Показать престиж и важность профессии воспитателя.
Наставничество со студентами проходило в рамках педагогической практики, и планом наставничества выступал сам план практики и использовались предусмотренные им формы: обсуждение ежедневного деятельности практиканта, отрытые показы деятельности с детьми, разбор мероприятий, самостоятельно проведенных студентами.
Принимая во внимание то, что студенты - это будущие специалисты, стоящие перед выбором своего профессионального пути, для меня важно не просто вызвать интерес к педагогической деятельности, но попытаться убедить студента, в престижности работы в детском саду. В наших беседах и обсуждениях я на примерах своих воспитанников показывала какой прогресс в развитии ребенка, происходит начиная с раннего возраста, выделяла роль педагога в этом, делилась их достижениями, доверительно рассказывала о собственном приходе и пути в профессии, о своих наставниках, собственных достижениях.
В отличие от студентов, начинающие педагоги с первого дня работы в детском саду самостоятельно выполняют все обязанности возложенные на них, вступают во взаимодействие не только с детьми, но и с сотрудниками, и родителями соответственно круг трудностей и проблем намного шире.
Грамотно выстроить работу с молодым педагогом помогает Программа наставничества. В неё включены: характеристика педагога, его профессиональные запросы, затруднения, сильные стороны, составленные на основе анкетирования и личных бесед, задачи, которые предстоит решить; подробный план сотрудничества наставника и молодого специалиста; предусмотрен анализ результатов по итогам каждого этапа, прописаны риски, намечены пути их преодоления.
При реализации Программы, я учитывала этапы, которые проходит молодой специалист в своем профессиональном становлении. Первый этап – 1-й год работы: самый сложный период, так как вчерашний студент - новичок в профессии, на втором этапе 2-3 год у педагога идет поиск лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, сникание авторитета среди детей, родителей, коллег, 3 этап- педагог внедряет в свою работу новые технологии, происходит совершенствование, саморазвитие, накопление и обобщение своего опыта работы.
Задачи Программы наставничества:
-
Познакомить с документацией воспитателя, обучить её ведению, в соответствии с требованиями ДОУ.
-
Учить формулировать цели и задачи в образовательной деятельности, опираясь на Образовательную программу, раскрывая содержание занятия.
-
Уточнить представления о формах и методах работы с детьми раннего возраста, особенностями их применения на практике.
-
Познакомить с современными педагогическими технологиями, используемыми с детьми раннего возраста, включить молодого специалиста в реализацию совместных педагогических проектов.
-
Знакомить с организацией РППС группы, побуждать к ее обогащению и пополнению, к разработке авторских пособий для детей раннего возраста.
-
Помочь установить контакт с родителями, вовлечь в совместное проведение мероприятий с родителями.
-
Способствовать успешной адаптации молодых педагогов к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ.
На консультациях я знакомила коллегу с документами группы, правилами их хранения и заполнения, давала советы как подготовиться к занятиям, поставить цели и задачи в работе с детьми; проводила практикумы по составлению конспектов занятий; на мастер-классах раскрывала секреты педагогического мастерства по разным направлениям работы: обыгрывали игры в для облегчении адаптации; как научить малыша самостоятельности и т.д.; самыми эффективными, по отзывам напарника, были демонстрация образовательной деятельности с детьми, взаимопосещения занятий с последующим разбором; оказывала помощь коллеге в выборе темы самообразования, и составлении плана её реализации; знакомство с РППС организовано в виде экскурсии по группе, с постановкой проблемных ситуаций, как можно использовать то или иное пособие. В дальнейшем мы обсуждали с коллегой, какой вклад она может внести в её пополнение.
Одним из важных направлений в педагогической деятельности является взаимодействие с родителями воспитанников. Вначале молодой воспитатель был просто зрителем, затем мы перешли к совместному планированию и проведению мероприятий с родителями, постепенно расширяя поле для появления инициативы напарника в выборе форм сотрудничества, подборе информации, приёмов активизации.
Успешной адаптации педагога к ДОУ способствовало привлечение его к различным мероприятиям детского сада, как в педагогической, так и общественной деятельности знакомство с корпоративной культурой ДОУ.
Задачи для педагогов с опытом работы.
-
Способствовать повышению педагогической компетенции педагога в работе с детьми раннего возраста.
-
Привлекать к совместному планированию деятельности с детьми.
-
Пополнить методическую копилку совместными разработками.
-
Содействовать применению современных педагогические технологии в образовательной деятельности.
-
Пополнять РППС группы в соответствии требованиями.
-
Подобрать и реализовывать новые формы сотрудничества с родителями.
Осуществление наставничества с уже имеющими опыт работы педагогами, я бы характеризовала как обучение в сотрудничестве. Между нами возник педагогический тандем.
Эффективные формы взаимодействия :
- Консультации по запросам педагога;
- Обсуждение проблемных ситуаций;
- Наглядная педагогическая пропаганда;
- Обзор методической литературы;
- Совместная разработка и пополнение методического обеспечения группы;
- Мозговой штурм ;
- Копилка педагогических идей;
- Разработка и изготовление авторских пособий;
-Совместная подготовка к тематическим проверкам, конкурсам, мероприятиям группы, в том числе и с родителями;
-Рекомендации по накоплению материалов по теме самообразования, для аттестации педагогов.
Мы ежедневно обсуждали, какие методы и приемы являлись наиболее эффективными в работе с детьми раннего возраста, какие возникали проблемы, пытались совместно находить пути их решения.
В помощь педагогам мною разработаны рекомендации в памятках и шпаргалках «Как облегчить адаптацию у малыша», «Технологии для создания эмоциональной благополучной атмосферы в группе», «Виды мотивации при организации НОД с детьми раннего возраста», «Структура занятия».
В ходе совместной методической работы были разработаны разные планов, конспекты образовательной и воспитательной работы, оформлены картотеки.
В ходе мозговых штурмов у нас возникали идеи, как представить свою работу во время тематической проверки, к конкурсам, моя помощь состояла в том , чтобы обращать внимание на возможности детей данного возраста, на учет интересов родителей воспитанников,
При организации РППС группы делилась своими находками, принимала идеи своей напарницы, как можно обновить среду, пополнить новыми пособиями, изготовить их самостоятельно или с привлечением родителей.
По мере необходимости направляла работу педагога по теме самообразования и подготовке ее к будущей аттестации.
Результатом своей деятельности я вижу успехи, достижения своих коллег: студенты получают хорошие оценки за практику, защищают свою дипломную работу, приходят на работу в детский сад, став воспитателем на группе раннего возраста. Хочу подчеркнуть, что окончанием практики не заканчивается наше сотрудничество, мы и в дальнейшем поддерживаем общение, они обращаются ко мне за советами, рекомендациями по тем проблемам, делятся своими достижениями.
Так же я горжусь, что мои коллеги из неопытных выпускников педколледжа, стали уверенным специалистами, не только освоились в профессии, но добились положительных результатов в образовании малышей, продемонстрировав навыки практической деятельности коллегам детского сада на «Фестивале молодых педагогов», ее воспитанники становились победителями на Всероссийских конкурсах рисунков, представляли опыт работы перед коллегами детского саду, а затем на городском методическом объединении воспитателей.
Наиболее высокий рост в профессиональной деятельности произошел у опытных педагогов. Нашими совместными результатами стали:
-
разработали планшетное планирование для детей раннего возраста с конспектами занятий, воспитательной работы, подбором игр, художественного слова, которым и теперь пользуются педагоги ДОУ,
-
-полностью обновили РППС группы, став победителем в районном конкурсе «Лучшая группа раннего возраста»,
-
организовали семейный клуб, который пользуется успехом у родителей воспитанников.
Я горжусь и личными успехами моих коллег, одна из них руководитель городского МО воспитателей групп раннего возраста, стала призёром муниципального этапа конкурса «Воспитатель года».
Но не только молодые педагоги, для кого я была наставником, добились результатов в повышении педагогической компетенции, мне наставничество тоже очень много дало, я отмечаю свой профессиональный рост. Обучая других, я многому училась сама, мне приходилось осваивать новые технологии, решать сложные ситуации, общаться с разными категориями людей с тем, чтобы наиболее качественно взаимодействовать с ними. Не только они у меня, но и я находила у них педагогические новшества. Опираясь на данный опыт, я и далее буду развивать профессиональное мастерство, реализуя технологию наставничества.