СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«наставничество, как форма методической работы с педагогами мбдоу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««наставничество, как форма методической работы с педагогами мбдоу»»

«НАСТАВНИЧЕСТВО, КАК ФОРМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ МБДОУ»




Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.

В последние годы появление в дошкольном учреждении молодого специалиста большая радость и головная боль для всего педагогического коллектива. Поэтому основная задача и руководителя и педагогического коллектива помочь в адаптации к непростым условиям труда, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален.

Основной задачей работы с начинающими педагогами (молодыми специалистами) — повышение качества и эффективности образовательного процесса в МБДОУ и стимулирование роста уровня профессионально-педагогической компетентности начинающих педагогов. Начальный этап вхождения начинающего воспитателя в педагогическую среду, его адаптация в коллективе будут успешны, если четко продумана и спланирована методическая поддержка на основе изучения затруднений и творческого потенциала специалиста, его профессиональных знаний. В дошкольном учреждении должна быть создана такая система сопровождения молодых специалистов и педагогов с малым стажем работы, которая помогла бы им не только адаптироваться, но и развить умение на практике применить уже имеющие знания, сформировать педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями, свободно применяемые в различных педагогических ситуациях.

Так, наставничество считается одним из эффективных способов передачи знаний и навыков молодым сотрудникам в процессе их адаптации в новом коллективе. Наставничество можно рассматривать как постоянное обучение непосредственно на рабочем месте под руководством опытного специалиста – наставника. Наставничество, на мой взгляд – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять корпоративную культуру и технологию работы. Одним из основополагающих моментов здесь должна стать обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность молодого педагога воспринимать этот опыт.

К задаче наставника относится не только оказывать поддержку молодому специалисту, но и показывать своим примером качественный подход к работе с детьми.

Руководствуясь Законодательными актами ДНР администрация нашего учреждения принимает на работу педагогов, которые имеют соответствующее высшее и среднее педагогическое образование. В МБДОУ работает 19 педагогов, из них: 15 воспитателей, 1 музыкальный руководитель, заведующий, старший воспитатель, учитель-логопед. Из 19 педагогов высшее образование имеют 5 педагогов, базовое высшее – 1 педагог, неполное высшее – 12 педагогов, общее среднее – 1 педагог.



п/п

Должность

Кол-во

Стаж работы

Вакансии

(ставок)

Пенсионеры

до 3 лет

3-10

10-20

20 и более

1

Заведующий

1




1


1

2

Старший воспитатель

1




1



3

Воспитатель

15

1

3

7

4

1, 2/4

1

4


Учитель-логопед, в том числе:

1



1




Учитель-дефектолог








5

Педагог-психолог








6

Музыкальный руководитель

1




1

1,25

1

Итого

19

1

3

8

7


3

Из данной таблицы видно, что основная часть педагогического коллектива имеет стаж работы от 10 и выше лет.

Я работаю в должности старшего воспитателя 14 лет. За период моей работы на данной должности 3 помощника воспитателя закончили педагогическое училище, работают воспитателями. На данный момент в учреждении работает 1 молодой специалист со стажем работы 2 года и 3 помощника воспитателя обучаются в педагогическом колледже, проходя производственную практику в нашем дошкольном учреждении.

В нашем дошкольном учреждении уже на протяжении длительного времени успешно используется система наставничества. Много лет опытные воспитатели МБДОУ являются наставниками для молодых педагогов. Наставники чувствуют большую ответственность за это поручение. Ведь от них во многом зависит будущий профессионализм молодого воспитателя.

Целью наставничества является оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения должностных обязанностей; адаптация в коллективе; воспитание дисциплинированности, требовательности к себе и заинтересованности в результатах педагогического труда.

Задачи наставничества:

  1. Оказание методической и практической помощи молодому воспитателю в повышении уровня организации образовательной деятельности.

  2. Оказание консультативной и практико-ориентированной помощи в повышении качества организации образовательного процесса в группе.

  3. Оказание методической помощи молодому специалисту в:

- повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;

- изучении нормативно-правовой документации;

- в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, педагогический мониторинг и т.д.);

- применении современных форм и методов в работе с детьми;

- организации ООД, в постановке целей и задач;

- овладении современными подходами и педагогическими технологиями;

- овладении знаниями о механизме использования дидактического и наглядного материала;

- решении общих вопросов организации работы с родителями;

- подготовке к аттестации на соответствие занимаемой должности;

- создание условий для развития у молодого специалиста потребности и мотивации к непрерывному самообразованию.

Предполагаемые результаты деятельности по наставничеству:

  1. Познание молодым воспитателем себя и его ориентация на ценности саморазвития.

  2. Качественное изменение отношений к молодому воспитателю в коллективе.

  3. Рост профессиональной и методической компетенции молодого воспитателя, повышение уровня готовности к профессиональной, личностно-значимой деятельности.



Новизна опыта заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей адаптации молодого воспитателя к трудовой деятельности в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы в позиции «вместе», «рядом», формировании мотивации у молодых воспитателей к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.

Совместно с молодыми педагогами, мы выявили основные трудности в профессиональной деятельности (ведение документации группы, особенности проведения ООД с детьми, продуктивное взаимодействие педагога с родителями воспитанников, привлечение их к сотрудничеству, выбор темы по самообразованию) и определили совместную программу работы молодого специалиста с наставником. Таким образом, основными направлениями совместной работы с молодым специалистом стало изучение нормативно – правовой базы, методически грамотное ведение документации группы в соответствии с требованиями образовательного процесса и развитие компетенций молодого педагога.

Первым шагом в работе с молодыми специалистами стало знакомство с нормативно-правовой базой дошкольного учреждения, изучены Основная образовательная программа МБДОУ, цели и задачи годового плана работы. Оказана методическая помощь в составлении календарно-тематического планирования, помощь в составлении конспекта организованной образовательной деятельности (далее ООД).

Были предложены темы по самообразованию, даны рекомендации по оформлению и выполнению плана самообразования специалистами в течение учебного года, проведена консультация по подбору методической литературы и ресурсов интернета. Были проведены консультации для молодых педагогов. Я знакомила молодых педагогов с нетрадиционными формами взаимодействия с семьями воспитанников, оказывала помощь при подготовке консультативного материала для родителей.

В течение учебного года я и педагоги- наставники посещали все режимные моменты педагогов, после чего мы проводили их подробный анализ (положительные и отрицательные моменты), и пути исправления недочетов. Я посещала организованно-образовательную деятельность, проводимую молодыми педагогами, с последующим обсуждением и анализом. При подготовке детей к праздникам МБДОУ, совместно с молодыми педагогами обсуждались вопросы по организации и проведению мероприятия (расположение атрибутов, рассаживание детей, роль педагога при проведении детского праздника), все рекомендации, которые были мной даны были реализованы, кроме того, педагоги проявляют инициативу и творчество при организации подобных мероприятий.

Также, молодые педагоги принимали активное участие в создании и оформлении уголка экспериментирования в группах, театрализованного уголка, математического центра, речевого центра. Отмечены желание молодых педагогов к самосовершенствованию, повышению уровня своего профессионального мастерства.

Таким образом, молодым педагогам оказана помощь в:

- приобретении теоретических знаний и практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности «воспитатель»;

- выработке умения применять теоретические знания в конкретной практической работе;

- совместно с молодыми специалистами мы анализировали профессиональные компетенции, которыми обладает специалист, отмечали слабые и сильные стороны, искали пути и принимали решения для их усовершенствования;

- наша совместная деятельность позволила молодым педагогам реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные умения, совершенствовать педагогическую базу, развить умения управлять детским коллективом, наладить эффективное сотрудничество с родителями воспитанников.

Над чем нам нужно ещё работать:

- углублённо изучить новые нетрадиционные приемы для проведения сов местной деятельности детей и родителей;

- овладеть новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно-пространственной среды;

- создание и усовершенствование интерактивной предметно пространственной среды в группе;

- пополнение группы картотеками игр, дидактическими игрушками, игровыми пособиями.

Таким образом, использование в дошкольном учреждении системы наставничества позволяет воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Как сказал великий китайский мудрец Конфуций «Учитель и ученик растут вместе». Работа с молодыми специалистами помогает наставнику повысить свою профессиональную компетенцию: педагог старается следить за новинками методической литературы, участвует в педагогических конкурсах, конференциях, использует в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, наставник приобретает новые взгляды на развитие и воспитание детей. Мои коллеги, начинающие работать в системе МБДОУ, в свою очередь привносят в мои профессиональные знания свои новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулируют меня к повышению уровня педагогической компетентности. А ведь учиться никогда никому не поздно!





Список используемой литературы:

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.

  2. Вакуленко Л.С., Ахтырская Ю.В., Кернер О.А. Журнал «Дошкольная педагогика». Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО. [Текст] / Л. С. Вакуленко, Ю. В. Ахтырская, О. А. Кернер. – Санкт – Петербург, 2018г

  3. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Н.А. Виноградова, Н.В.Микляева – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 176 с.

  4. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.

  5. Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник /Электронный ресурс.

  6. Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2,3,4-2004.

  7. Интернет ресурсы: http://www.resobr.ru/article/39808-organizatsiya-raboty-s-molodymi-pedagogami-v-dou http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/12/04/polozhenie-o-nastavnichestve

  8. Круглова, И.В. Организация наставничества в школе [Электронный ресурс].

  9. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду / Н.В. Микляева.

  10. Т.Г.Сальникова «Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Санкт – Петербург, издательство «Детство – Пресс», 2017