СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Наставничество «учитель- учитель» (из опыта работы педагога-наставника Юрченко О.В. с молодым специалистом)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале изложен обобщающий опыт работы педагога - наставника с молодым специалистом.

Просмотр содержимого документа
««Наставничество «учитель- учитель» (из опыта работы педагога-наставника Юрченко О.В. с молодым специалистом)»

 «Наставничество «учитель- учитель»

(из опыта работы)


Отчёт  учителя-наставника Юрченко Ольги Васильевны,  

учителя  физики ГБОУ «Войковская школа Амвросиевского м.о.»,

по  реализации  работы  с  молодым  специалистом

Карповой Ириной Владимировной, педагогом-организатором ГБОУ «Войковская школа Амвросиевского м.о.»

(2024 - 2025  учебный год)


«Уча других, мы учимся сами»

( Л. Сенека )

В целях научно - методического сопровождения молодого педагога в период адаптации и профессионального становления, привития молодому специалисту интереса к педагогической деятельности и создания условий для самореализации, для приобретения молодым специалистом практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, их закрепления в  образовательной организации в 2024-2025 учебном году в ГБОУ «Войковская школа Амвросиевского м.о.» была организована работа по наставничеству.

Работа с молодыми специалистами осуществлялась не только силами администрации школы, но в большей степени учителями – наставниками.

Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности – всегда есть главное в моей педагогической деятельности. И это я стараюсь привить молодым учителям.

С целью оказания практической помощи молодым учителям в вопросах совершенствования теоретических знаний и практических умений, повышения их педагогического мастерства в 2024-2025 учебном году я была назначена педагогом-наставником Карповой И.В. для осуществления сопровождения молодого педагога на школьном уровне.

Для успешной работы прежде всего необходимо выстроить отношения доверия и взаимопонимания между наставником и молодым педагогом. Если молодой педагог доверяет тебе, то он на любом этапе возникшей проблемы немедленно спросит совета, выслушает рекомендации, проанализирует, и таким образом, разрешит интересующийся его вопрос достаточно оперативно.

Я считаю, что в процессе наставничества «учитель- учитель» молодого специалиста не следует воспринимать как чистый лист бумаги, на котором можно только писать новый текст. Каждый человек является носителем определенного опыта и знаний, которые могут оказаться полезны для процесса обучения в целом и для наставника в частности. Их нужно уметь вовремя разглядеть и правильно использовать.

Выбор формы работы как наставника я начала с вводного собеседования, где молодой специалист рассказала о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем вместе определили совместную работу начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие мое с молодым специалистом было конструктивным, я стараюсь не быть ментором, поучающим молодого преподавателя и доминирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог и межличностная коммуникация.

Мои основные задачи в рамках наставничества:

- способствовать формированию потребности заниматься самоанализом результатов своей профессиональной деятельности;

- показывать собственный положительный пример в поиске научных знаний, в готовности передавать их подрастающему поколению;

- развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного и воспитательного процесса;

- способствовать формированию приемов педагогического контроля и самоконтроля молодого учителя;

- ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей педагогической деятельности;

- привить молодому специалисту интерес к педагогической деятельности и закрепление учителя в образовательном учреждении;

- ускорить процесс профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

Я являюсь наставником молодого специалиста: педагога – организатора Карповой И.В. На начальном этапе мы совместно определили цель взаимодействия, выявили наиболее серьезные проблемы Ирины Владимировны в учебно – воспитательном процессе и наметили пути их разрешения. При этом одной из важнейших задач я считаю обеспечение комфортных условий для саморазвития и самосовершенствования молодого педагога.

Затем была разработана индивидуальная программа адаптации и развития молодого педагога, в рамках которой мной проводились мастер – классы и консультации по составлению сценариев воспитательных мероприятий и планированию уроков, делилась приемами проведения различных этапов урока, разрабатывали их совместно.

Чтобы взаимодействие с молодым педагогом было конструктивным и приносило желаемый результат, педагогу – наставнику необходимо помнить о некоторых правилах общения: не приказывать («вы должны»), не проповедовать («на вас лежит ответственность…»), не поучать («если бы вы послушали меня …»). Один из важных моментов в совместной деятельности – это не подсказывать решения, не учить жизни молодого педагога. Я старалась так представить ситуацию, чтобы молодой педагог (Ирина Владимировна) сама нашла правильные пути решения. Считаю, что наставник должен стимулировать процесс профессиональной поддержки молодого педагога.

В  течение  отчётного  периода  осуществлялось  консультирование по вопросам методологии преподавания урока, подготовки воспитательного мероприятия. Были  проведены  беседы  по  темам: «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся»,  «Индивидуальный подход в организации учебной и воспитательной деятельности», практические занятия «Планирование и организация работы по предмету (изучение основных тем программ, составление календарно-тематического планирования, знакомство с УМК, методической литературой, составление рабочих программ, поурочное планирование)», «Требования к плану воспитательной работы»,   изучались   положения  «О  дневниках  обучающихся»,  «О критериях и нормах отметок по учебным предметам учащихся»,    «О рабочей программе учебных предметов, курсов», «О рабочей программе воспитания», «О классном руководстве» и др. нормативные акты образовательной организации.   

          Проводились  индивидуальные  консультации  и  тренинги   по  темам:

- «Учусь строить отношения»,

- «Анализ педагогических ситуаций»,  

-«Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций»

- "Разработка поурочных планов и воспитательных мероприятий",

-"Триединая цель урока и его конечный результат"

- "Как подготовить современный урок (мероприятие)?",

- "Анализ внеклассного мероприятия"

- "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов урока"

          С целью углубления профессиональных знаний и умений был организован цикл теоретических занятий по темам:

1.        "Методы изучения личности ученика и классного коллектива"

2.        "Типы уроков. Формы уроков", "Формы контроля знаний, умений, навыков"

3.        "Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся"

4.        "Факторы, влияющие на качество преподавания"

5.        "Современные образовательные технологии, использование их в учебном и воспитательном процессе"

А также проведен цикл практических занятий по следующим темам:

1.        "Самоанализ урока", "Как подготовить интересное воспитательное мероприятие".

2.        Психологический тренинг "Учусь строить отношения". "Анализ педагогических ситуаций

3.        Дискуссия "Трудная ситуация на уроке и ваш выход из нее"

С целью знакомства с педагогическим «почерком» молодого специалиста Карповой И.В., методами и формами работы, выявления затруднений, оказания методической помощи я как педагог-наставник посещала ее уроки и воспитательные мероприятия.

      Все уроки Карпова И.В. старалась проводить с использованием разнообразных форм и методов работы, делать ведущей деятельность ребенка, а не учителя.

Я, как педагог-наставник, оказывала молодому специалисту методическую помощь и поддержку в случаях профессиональных затруднений, активно привлекала Карпову И.В. к участию в методической работе школы через выступления на заседаниях МО, участию в различных семинарах, вебинарах и  конкурсах. Следует отметить высокую  активность молодого педагога в школьных и муниципальных мероприятиях.

Результаты моего наставничества:

Принимая на себя обязанности наставника, я открыла для себя ряд преимуществ:

- наставничество помогает мне увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;

- я ощущаю свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого учителя;

- это стимул к самосовершенствованию;

- сама учусь у молодых педагогов, расширяю свой арсенал «современных» навыков и умений, осваиваю современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности;

- это прекрасно - общение с молодым поколением: интересным, современным, креативным, мобильным.

Я считаю, что сотрудничество «наставник учитель – молодой учитель» должно развиваться именно по принципу партнерства, т.е. «на равных». В таком случае обогащаются и растут оба участника процесса. Молодой специалист зачастую лучше нас владеет современными средствами коммуникации, лучше знает и понимает запросы учеников, так как ближе к ним по возрасту, наконец, просто обладает большой энергией.

Таким образом, я верю, что молодой педагог действительно, профессионально растет, добиваясь намеченной цели, происходит профессиональное становление личности моего молодого коллеги. Я спросила Ирину Владимировну: «Продолжит ли она работать в школе?» и услышала ответ, который меня очень обрадовал: «Я уходить их школы не собираюсь, мне нравится работать с детьми, они меня приняли и понимают, а я понимаю их. Я думаю, у меня всё получится!»