СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наставничество в образовательной среде спо

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня государство активно работает над улучшением образования в рамках национального проекта и поддерживает инициативы, связанные с наставничеством, а также распространяет успешные практики. Образовательные организации нуждаются в создании различных моделей наставнических практик. Национальный проект «Образование» был запущен в 2018 году и является одним из ключевых направлений развития России. Он направлен на улучшение качества образования в стране, а также на повышение доступности образования для всех граждан. В рамках проекта реализуются меры по модернизации образовательных учреждений, обновлению учебных программ и повышению квалификации педагогических кадров. Одной из важных инициатив, которые поддерживает государство, является наставничество. Оно помогает молодым людям адаптироваться к жизни и карьере, а также развивать свои профессиональные навыки. Государство содействует созданию различных моделей наставнических практик, которые могут быть использованы образовательными учреждениями. Это поможет повысить качество образования и подготовить молодых людей к будущей профессиональной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Наставничество в образовательной среде спо»

НАСТАВНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СПО

А.Н. Кабетова, Н.А. Куторкина

ГАПОУ ЧР «Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики


Введение

Сегодня государство активно работает над улучшением образования в рамках национального проекта и поддерживает инициативы, связанные с наставничеством, а также распространяет успешные практики. Образовательные организации нуждаются в создании различных моделей наставнических практик. Национальный проект «Образование» был запущен в 2018 году и является одним из ключевых направлений развития России. Он направлен на улучшение качества образования в стране, а также на повышение доступности образования для всех граждан. В рамках проекта реализуются меры по модернизации образовательных учреждений, обновлению учебных программ и повышению квалификации педагогических кадров. Одной из важных инициатив, которые поддерживает государство, является наставничество. Оно помогает молодым людям адаптироваться к жизни и карьере, а также развивать свои профессиональные навыки. Государство содействует созданию различных моделей наставнических практик, которые могут быть использованы образовательными учреждениями. Это поможет повысить качество образования и подготовить молодых людей к будущей профессиональной деятельности.

Основная часть

В 2013 году президент России Владимир Путин предложил возродить институт наставничества в сфере профессионального образования, в результате чего наставничество стало одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики. В начале 2018 года состоялся Всероссийский форум наставников, по итогам которого был сформирован перечень поручений Президента Российской Федерации. К концу 2018 года был утвержден национальный проект "Образование", и Министерство просвещения РФ опубликовало приказ об утверждении методологии наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным и средним профессиональным образовательным программам. В целевых показателях федерального проекта "Современная школа" закладывается вовлечение не менее 70% учащихся общеобразовательных организаций в различные формы поддержки и наставничества.

Хотя сама идея наставничества вовсе не нова. Слово "наставник" употребляется с середины XVII века в значении "учитель, воспитатель". В начале XIX века в учебных заведениях Российской империи была введена должность наставника. Главной обязанностью наставника было воспитание молодого поколения, преданного самодержавно-монархическому строю. Наставники должны были "наблюдать и изучать своих учеников, исправлять их ошибки, прививать порядочность и вкусы и всем своим примером укоренять правила морали в их сердцах".

Среди знаменитых наставников того времени можно выделить поэта В.А. Жуковского. Он был учителем и наставником будущего императора Александра II и оказал достаточное влияние на взгляды и деятельность своего ученика. Именно к заслугам В.А. Жуковского относят реформы Александра II, в частности отмену крепостного права.

В 50-х - начале 80-х годов прошлого века наставничество было важным направлением государственной политики.

В советское время наставник считался почетным и уважаемым человеком, потому что ему доверялось самое главное – идеологическое, политическое и профессиональное формирование личности молодого работника. Почетное звание "Заслуженный наставник республики" было учреждено и присуждалось в союзных республиках.

Во время перестройки система наставничества подверглась если не полному, то все же разрушению. Как уже сейчас становится понятно, этот факт негативно сказался на кадровой политике страны и преемственности поколений.

Но сейчас система наставничества начала возрождаться, эта тема является одной из центральных в национальном проекте "Образование".

Но кто этот наставник? Может быть, наставника вполне можно заменить интернетом? Существует мнение, что наставников в традиционном смысле этого слова заменил Интернет. Вы можете включить свой компьютер и узнать все, что захотите, - например, из видеоблогов авторитетных людей в своих областях. "Наставничество происходит по запросу - я могу выбрать, у кого учиться в Интернете".

Но у нас другое мнение. Как сказал Сергей Кириенко, первый заместитель главы Администрации Президента Российской Федерации: "Наставничество - это не вопрос знаний. Их можно найти в Интернете. А когда мы, например, учились, то сидели в библиотеке. То есть до знаний как раз можно добраться", - отметил он. "Но главное, о чем вы не сможете прочитать ни в одном учебнике, - это ценности, жизненный опыт".

Настоящие наставники - это волонтеры, которые имеют дело с человеческими душами, помогают раскрыть талант и следовать выбранному пути".

Наставничество - это образовательный процесс на рабочем месте. Но главное, чем наставничество отличается от традиционного проведения лекций, практических работ и лабораторных работ, включенных в образовательную программу, разработанную в соответствии с государственным стандартом, - это индивидуальный подход.

Если рассматривать наставничество в образовании, то традиционно наставничество преподавательского состава было в основном направлено на молодых педагогов и предполагало передачу профессионального опыта от более опытного преподавателя к менее опытному. Однако наставнический потенциал преподавательского состава далеко не ограничивается этим.

Модель обучения 1.0 постепенно уходит в прошлое, когда преподаватель переводит информацию, а учащиеся запоминают ее и воспроизводят во время контроля.

Существует еще одна модель обучения - модель коллективного изучения кейсов 2.0.

В настоящее время образование стремится к модели 3.0, она предусматривает постановку личных целей для каждого учащегося и поиск наиболее удобного способа проверки его знаний. На первый план выходят инновационные личностно ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.

Наставничество в этом контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, позволяющая передавать знания, формировать необходимые навыки и осведомленность быстрее, чем традиционные методы.

Одной из форм наставничества является форма "учитель – ученик/студент"; возможности этой формы наставничества проявляются в оказании педагогической поддержки учащимся.

Универсальность технологии наставничества в форме "учитель – ученик/студент" позволяет использовать ее для решения целого спектра задач практически для любого студента:

● студент, который сталкивается со сложным выбором образовательной траектории или профессии, недостаточно мотивирован к учебе, испытывает трудности с адаптацией в студенческом коллективе;

● студент, которому трудно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы или который испытывает трудности в общении;

● студент, который не видит перспектив карьерного роста и возможностей трудоустройства в своем регионе;

● студент с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которому приходится преодолевать психологические барьеры.

В ходе реализации образовательной программы взаимодействие наставника и подопечного ведется не только в рамках запланированных, но и во внеклассных мероприятиях: консультации по предметам, групповая работа, развитие навыков, устранение пробелов в знаниях учащегося, беседы, знакомство с дополнительной литературой, с Интернет-ресурсы по определенной тематике, подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в конкурсах и олимпиадах, проектная деятельность, классные часы, внеклассные мероприятия, подготовка к школьным и муниципальным мероприятиям, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия.

Как наставники, как кураторы групп ЗO32-20 и C24-21, мы тесно сотрудничаем с учителями-предметниками, заместителем директора по воспитательной работе. В группах, в которых мы являемся кураторами, обучаются различные категории детей: сироты, одаренные дети, дети с низкой учебной мотивацией, иностранные студенты. В целом в группе учатся дети со средними образовательными результатами.

В нашей педагогической деятельности мы реализуем стандартную позиционную модель наставничества "учитель-ученик/ студент".

Цель: раскрыть потенциал каждого подопечного. При этом важно сформировать жизненные ориентиры у студентов и помочь им адаптироваться в новом учебном коллективе. Для этого необходимо повысить мотивацию к обучению и улучшить образовательные результаты. Однако создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории также является крайне важным аспектом. В процессе обучения необходимо формировать ценностно-активную гражданскую позицию наставника, развивать гибкие навыки, лидерские качества, метакомпетенции. Кроме того, мы должны создать условия для осознанного выбора профессии и формирования потенциала для построения успешной карьеры. Не менее важной задачей является разносторонняя поддержка учащегося с особыми образовательными и социальными потребностями или временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Ожидаемые результаты. Студенты активно участвуют в жизни техникума, внося свой вклад в социальные, культурные и образовательные программы. Такая инициатива значительно улучшает общую атмосферу в коллективе, укрепляет престиж учебного заведения, развивает лояльность студенческого сообщества и будущих выпускников.

Студенты получат необходимый стимул для учебного, культурного, интеллектуального, физического совершенствования, самореализации, а также развития необходимых компетенций.

Наши задачи как наставников, работающих с разными категориями учащихся, заключаются в раскрытии личностного, творческого и профессионального потенциала каждого ученика, поддержке индивидуальной образовательной траектории, предоставлении возможностей для совместной деятельности и совершенствования способностей, выявлении одаренных детей и организации индивидуальной работы. с ними корректировать программы и тематические планы работы с одаренными детьми, включая задания повышенной сложности и творческого и исследовательского уровней, формировать предпринимательский потенциал и готовить учащихся к олимпиадам, конкурсам и конференциям различного уровня, а также консультировать родителей по вопросам развития их способностей дети.

Мы считаем, что результатами нашей работы в формате наставничества являются показатели успеваемости, заинтересованности в обучении, высокой мотивации к приобретению профессиональных навыков по выбранной специальности. В результате мы получаем успешные выступления наших подопечных, занимающих призовые места на предметных олимпиадах, научно-практических конференциях различного уровня и общественно значимых конкурсах.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: наставничество необходимо в техникуме для современных студентов. Можно проучиться в техникуме определенный срок, получить диплом, но невозможно стать профессионалом, квалифицированным рабочим, создать семью, обучить и воспитать будущие поколения без принятия и передачи культурно-исторического наследия и опыта.


Педагог-наставник – это «универсальный солдат», миссия которого состоит в обучении и воспитании подопечного в конкретном русле: профессиональном, дисциплинарном, проектном, научном и пр. Это своего рода учитель, который курирует и дополнительно в усиленном режиме развивает сопутствующие стороны, навыки и пр.


Источник: https://disshelp.ru/blog/kakova-rol-pedagoga-nastavnika-v-uchebnom-zavedenii/

© DissHelp.ru - Своевременная помощь студентам и аспирантам

Список использованных источников:

1. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационнометод.материалы / авт.-сост. Л.Н. Нугуманова, Т.В. Яковенко. – 2-е изд., доп., перераб. – Казань: ИРО РТ, 2020. – 51 с.

2. Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 n р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися" – Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-25.12.2019-N-R-145/

3. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. – Текст: электронный // Гарант: информационно-правовая система. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/#1000


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!