«Настоящая ответственность бывает только личной»
Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности.
Задачи:
раскрыть понятие «ответственность»;
содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера,
формирование коммуникативной компетенции, воспитывать уважение, терпимость к окружающим людям,
способствовать развитию у детей мотивации к самосовершенствованию, нравственному саморазвитию.
профилактика правонарушений
Форма проведения: групповой тренинг, моделирование ситуаций.
Оборудование: карточки-задания для работы в малых группах; компьютер, презентация «Настоящая ответственность бывает только личной».
Содержательный компонент классного часа
I. Вступительная часть.
II. Основное содержание:
1. Разминка «Заповедь ответственного человека».
2. Ситуационные задания «Как поступить?»
III. Заключительная часть. Все в ваших руках.
Рефлексия.
Ход классного часа
I. Здравствуйте…. Очень приятно вас видеть в хорошем настроении, и я надеюсь, что оно сохранится у вас в процессе нашей работы и после неё.
В качестве эпиграфа мне хотелось бы предложить высказывание французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми.
- Как вы понимаете это высказывание?
- Как вы думаете, о каком качестве человека мы будем сегодня говорить? (об ответственности)
- Чему мы будем учиться на классном часе? (Учиться вести себя ответственно и анализировать свои поступки)
Ситуация Ребята,В течение дня каждый человек совершает много разных дел. Эти дела могут касаться только его одного, но очень часто они влияют и на других людей.
Например. Прозвенел звонок с урока, ученики торопятся в столовую. Выбегают из класса, с размаху открывая дверь, в это время мимо класса идёт ученик. Что произойдёт?
Как повлиял ваш поступок на другого человека?
- Когда вы, таким образом открыли дверь, то подумали о последствиях?
- Вам хотелось быстрее пойти на перемену, и вы поступили соответственно своему желанию в результате чего пострадал другой человек.
как вы поступили?
Вы поступили неосознанно, безответственно. Но ведь и другие могут поступать так же.
Родители могут не пойти на работу, и в доме скоро не будет денег, чтобы покупать продукты, одежду. Мама не приготовит обед, потому что захочет посмотреть интересный фильм по телевизору. Тогда вся семья останется голодной.
Ваш выбор – выбор, который вы делаете сами и за который несёте ответственность.
- как вы понимаете эти слова?
Таким образом каждый должен поступать ответственно, т.е думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.
Ответственность – это готовность исполнять все свои обещания и выполнять все свои обязанности наилучшим образом.
Ответственность – это умение принимать решения в сложных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто от тебя зависит.
Учитель просит ребят разделиться на 2 группы и придумать название каждой в соответствии с темой. То есть название должно ассоциироваться с термином «ответственность»: например, «разум», «министерство справедливости», «долг» и др . Затем представители групп объявляют свои названия и объясняют, почему они назвали себя именно так. Тем самым у детей уже в начале занятия формируется понимание термина «ответственность».
Таким образом, каждый из нас должен поступать ответственно, т. е. думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.
Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно, а кто – нет.
1 ситуация
Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.
Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.
- Кто поступает ответственно?
- Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?
- Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.
II. Основное содержание
Антошка. Просмотр мультфильма «Антошка»
Беседа о мультфильме, об ответственности и безответственности.
- Какой вывод можете сделать о просмотренном мультфильме с помощью пословиц.
1. Разминка «Заповедь ответственного человека»
Учитель предлагает ответить на вопросы командам по очереди и тем самым сформировать Заповедь ответственного человека. Для этого используется презентация, во время которой сначала задаются вопросы, а после обсуждения вариантов ответов – правильный ответ.
1. Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (легкомыслие)
2. Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому собы-тию в сказке? (болтливость)
3. Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (жадность)
4. Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (непослушание)
5. Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (глупость).
6 Из–за чего Заяц лишился лубяной избушки? (доверчивость)
При этом учитель и дети обсуждают, почему в сказках именно эти черты характера приводят к отрицательным последствиям, безответственному поведению.
На доске написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку.
(честность, мужество, малодушие, неискренность, общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие, трудолюбие и лень, боязнь трудностей, активность.
Не ответственный человек : | Ответственный человек : |
- малодушие, неискренность, замкнутость, недоброжелательность, равнодушие, лень, боязнь трудностей, легкомыслие; болтливость; жадность, непослушание; | Мужество, общительность, доброта, внимательность, трудолюбие, активность, честность, исполнительность; надёжность; чувство долга |
Вывод. Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему. Далее дети по просьбе учителя приводят примеры безответственности из жизни
Учитель:
- Какой вывод можно сделать из этого? Как же избежать ошибок в жизни?
- Какие могут быть ошибки? (поправимые и непоправимые)
- Назовите примеры поправимых ошибок. (опоздал на урок, получил двойку за контрольную работу, потерял кошелёк и т. д.)
- Назовите примеры непоправимых ошибок. (смерть, потеря здоровья)
- О какой ошибке труднее вспомнить?
11. Анкета. Самооценка
Мы много сегодня говорили об ответственности. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы честно ответите на вопросы анкеты, то поймёте, всё ли вы верно делаете, или вам ещё надо работать над собой.
1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же и дальше. Родители и школа могут гордиться вами.
Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.
Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.
Вывод: Безответственный поступок может обернуться для других людей неприятностью, бедой или несчастьем. Любую проблему нужно пытаться решать с нравственных позиций, понимая ответственность выбора, учитывая интересы всех участников процесса.
- Человек всегда несет ответственность за свои поступки. Существует традиция: инженер, построивший мост, стоит под ним, пока идет первый поезд.
Но значит ли это, что мы несем ответственность только за то, что делаем сами. Мы каждый день выбираем, что сделать, как повести себя в той или иной ситуации. И в зависимости от выбора совершаем те или иные поступки.
- В основе каждого поступка лежит ответственное или безответственное отношение к сложившейся ситуации. От наших поступков зависит наше самочувствие, отношения с окружающими, а иногда даже человеческая жизнь.
Ответственность - это когда человек отдает себе отчет, что все, что происходит в его жизни, его состояниях, его эмоциях, его событиях на работе и в личной жизни — это все результат, это все следствие его поступков, его действий, его способа смотреть на мир.
- Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком? (Научиться отвечать за свои поступки).
Рефлексия (закончи предложение)
На классном часе я понял……
Сегодня я задумался……
Я решил…..
Учитель: Я желаю, чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя ответственность за свои поступки и умели управлять собой. Надеюсь, что сегодняшний разговор не прошел даром, и вы сделаете для себя соответствующие выводы.