СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Настольные игра народа саха» 3 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок   культуры  народов  Республики Саха (Якутия) по теме "Настольные игры"  активизирует  учащихся    поглубже  узнать  историю и  правила  настольных   игр  народа саха.

Просмотр содержимого документа
««Настольные игра народа саха» 3 класс»


Тема внеклассного урока

«Настольные игра народа саха» 3 а


Цели урока

  • - Активизировать познавательную мотивацию к якутским национальным настольным играм;

  • Воспитывать интерес к настольным играм народа саха;

  • Продолжать знакомство с традициями якутского народа.



Оборудование

настольные игры «хабылык» и «хаамыска»



Ход урока

1

Оргмомент


2

Постановка целей и задач урока


3

Первичное усвоение знаний и применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.

  • Народные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов. Вместе с тем это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить способности мышления, расцвета воображения. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. И редкие праздники, и отдых после тяжелого трудового дня не обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы.

  • Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством.

  • Якутский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал таким образом, через игру. В то время особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Отсюда и в играх хабылык и хаамыска издавна преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость.

Я сегодня предлагаю познакомиться с некоторыми настольными играми народа саха.

  • Игра «Баайа» (волчок) – надо просверлить посередине деревянный кубик размером 7 см на 7 см, затем воткнуть в него палочку размером с карандаш так, чтобы она торчала из кубика на 1 см. Волчок крутят против солнца все по очереди независимо от того, выиграл игрок или нет. Волчок надо раскрутить и опустить на стол. Остановившись, он упадет на одну из сторон. На каждой стороне нарисованы разные знаки: крест. 3 линии, 5 линий, прорубь. Каждому игроку выдается по 11 палочек. Это их «богатство». Крутящий волчок игрок делает ставку: 1 или несколько палочек. Другие кладут столько же. Первый игрок раскручивает волчок. Пока он крутится, другие игроки, стуча по столу, кричат: «Прорубь!». Если волчок упадет 3-мя линиями вверх, играющий должен взять 3 палочки, крестом- он отдает3, «прорубью»- отдает 7,5 линий – забирает все себе. Если один выигрывает все палочки, то игра начинается сначала. Все делают ставки заново, если кто-то «обанкротится», он может взять долг у друга.

  • Игра «Тыксаан» (фишки) – для игры тальника диаметром 1 см делают фишки длиной 1,5 см. Затем их расщепляют по длине на 2 части. Одна из продольных сторон фишек должна быть полукруглой, другая – прямой (как половинки чурочек). Общее количество от 40 до 60 фишек.

  • Игроки сидят за столом. 1 игрок собирает фишки в ладонь и рассыпает их на столе. Если 2 фишки легли одна на другую, их забирает участник, начавший игру первым. Затем он ударом среднего пальца «отстреливает» лежащие навзничь фишки лежащими в таком же положении. Если фишка лежит обратной стороной, то ее «отстреливают» таким же «обратными».

  • При попадании в цель (не задев другие фишки) игрок забирает пораженную фишку себе в копилку и продолжает игру. Если игрок заденет другую фишку или промахнется, то передает ход другому участнику. Второй игрок заново разбрасывает все фишки на стол и начинает «стрелять». Играют до тех пор, пока не закончатся все фишки. В конце игры все игроки бросают фишки парами на стол, тот, у кого остались лишние фишки – победитель.


  • Игра «Хабылык» («Лучинки») – является самой древней игрой. Играют простыми лучинками которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек. Когда то ими играли малые дети, затем постепенно начали играть и взрослые члены семьи. Игра в лучинки учит считать, обозначать, воображать, соображать быстрее. Так игра в лучинки стала одним из видов якутской национальной культуры.

  • «Лучинки» представляют собой палочки длиной в 16 см, шириной 0,9 мм, толщиной 0,4 мм с острыми краями по обоим бокам в количестве 30 штук. Игрок берет в ладони палочки, подбрасывает на высоту 10-20 см и ловит тыльной стороной ладони. Пойманные палочки снова подкидывает и ловит ладонью. Пойманные палочки – лошади – делятся по два. И если в конце останется одна палочка, он берет ее себе и продолжает игру. Игрок старается ловить одну палочку средним и безымянным пальцами. В конце игры участники подсчитывают своих «лошадей». Игрок, у которого больше всех «лошадей», становится «господином».

  • Хаамыска

  • Игра в «камешки» - игра «пятью камешками» - одна из самых распространенных в мире. Ареал этой игры, начиная с Греции, охватывает Россию, Среднюю Азию, Монголию, Корею. Каждый народ считает эту игру своей. По продолжительности ее бытования в нашем краю, популярностью в народе мы тоже считаем хаамыска своей игрой. Если в других странах играют речными камешками, то мы используем деревянные кубики. Их делают из брусочков дерева любой породы, 5 кубиков размером 1,5 на 1,5см. Но в отличие от других стран, только наша хаамыска развита как спортивный вид и популярна среди населения. Наш народ создал различные варианты игры в хаамыска. Играют не только 5, но и 7, 9 камешками.

  Правила игры пятью хаамыска

  Игра состоит из шести этапов. До четвертого этапа участник каждый раз рассыпает хаамыска на столе перед собой и берет одну из них.

  1 этап: Подбрасывая вверх ее, участник должен во время ее полета успеть подобрать со стола по одной хаамыска и поймать подброшенную.

   2. этап: Подбрасывая вверх одну хаамыска, участник поднимает каждый раз по две и ловит подброшенную.

  3. этап: Подбрасывая вверх одну хаамыска, участник поднимает со стола вначале одну, затем – остальные три, или наоборот.

   4. этап: Подкидывая одну, участник во время ее полета должен положить на стол остальные четыре. Снова подкидывает одну и во время ее полета должен успеть подобрать все четыре и поймать подброшенную.

  5. этап: Игрок бросает на стол все камешки. Берет одну и, подкидывая ее вверх, собирает в ладонь остальные по одной.

  6 этап: Все хаамыска участник держит в ладони, подбрасывает все и ловит их тыльной стороной ладони, снова подбрасывает и ловит все камешки с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании.

Правило районного, республиканского соревнования на игре «Хаамыска» и «Хабылык»

Участники соревнований делятся на следующие возрастные группы:

  • Мальчики, девочки – 10-14 лет.

  • Юноши, девушки – 15-18 лет.

  • Взрослые мужчины, женщины – 19-40 лет.

  • Взрослые – мужчины – 41-55 лет.

  • женщины – 41-50лет.

  • Ветераны – мужчины – старше 56 лет.

  • Ветераны - женщины – старше 51 года.

Для игры можно использовать столы якутские круглые или прямоугольной формы.  

Правила судейства:

  1. Для проведения соревнования назначается судейская бригада в составе старшего судьи, секретаря, судьи-хронометриста, бокового судьи (судья, который ведет счет игры хаамыска).  

  2. Участник, приглашенный первым по жеребьевке, должен разложить на столе пять хаамыска. На предстартовую подготовку дается не более 30 секунд.

  3. По команде «Бэлэмнэн!» (Внимание!) участник принимает основную стойку, берет в ладонь все хаамыска.

  4.По сигналу «Чэ!» («Марш!») судья-хронометрист засекает время, и участник начинает игру. Продолжительность игры – 2 минуты.

  5. Судья-хронометрист информирует участника по истечении одной минуты и за 15 секунд до конца игры.

  6. Если участник допустил ошибку, то игру он продолжает с того приема, который не смог выполнить.

  7. Во время подхвата нельзя ронять хаамыска. Если участник выронил хаамыска, то сам должен его поднять.

  8. По сигналу «Бүттэ!» («Стоп!») судья-хронометрист засекает время, и участник заканчивает игру.

  9. По окончании игры секретарь делает запись о количестве очков в соответствующей графе судейского протокола. Если участник пройдет все 6 этапов игры хаамыска,  получает 5 очков. Если участник за 2 минуты повторит все 6 этапов три раза и ошибется на пятом этапе, то записывается так: 15/ 4.

  10. Победитель определяется по наибольшему количеству очков.



Инструктаж по выполнению задания с карточками. Координирует  правильность показа упражнений, в случае затруднений помогает сориентироваться в том или ином упражнении. Оценивает творческие находки

4

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

  • Сообщение правил игры. Инструктаж по правилам ТБ при организации игры.

5

Обобщение усвоенного материала

  • Демонстрация картин настольных игр. Вопросы для фронтального опроса: чему помогают настольные игры народа саха? Как называются настольные игры?

6

Рефлексия

Проведение рефлексии. Подведение к самоанализу.

На эту священную веревочку, которая называется  «салама» (якутское национальное украшение), привяжите синюю ленточку, если вы считаете, что активно работали на уроке.

- Зеленую ленточку – если узнали сегодня что-то новое.

- Белую ленточку – если у вас позитивное настроение.

- Красную ленточку – если все понравилось.