3 класс ОБЖ.
Тема: Настроение человека. От чего оно зависит? От чего бывает грустно.
Цели: Подвести ребят к раскрытию понятия «настроение»,закрепить знания детей о положительных и отрицательных эмоциях, подвести к эмоции»грусть», через содержание художественных пр-й, детских рисунков, где выражаются собственные отношения к изображаемым событиям, героям и их поступкам.
Развивать ощущение детей, способствовать формированию навыков эмоциональной саморегуляции, развивать творческое воображение учащихся.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, пробуждать чувство красоты, доброты, радости и любви к окружающим людям и окружающей среде, умение искренне сострадать и сопереживать.
План.
Установление психологического комфорта.
Создаем хорошее настроение!
а) Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Улыбчивым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера!
Б) Ребята, наш урок необычен тем, что у нас сегодня присутствуют гости. Я надеюсь, что все мы получим поистине огромное удовольствие от встречи с нашими уважаемыми гостями.
2. Актуализация.
а) «Человек - звучит гордо» (А.М.Горький)
(чтение хором)
- Ребята раскройте смысл этого высказывания.
- Я – человек! Это значит
( Дополняю. Человек(по Ожегову) живое существо, обладающее даром мышления и речи, одарен природой способностью чувствовать, радоваться, грустить, творить доброе и злое).
б) Проверим первое утверждение о том, что человек способен мыслить и говорить.
Этика, эстетика, эмоция, этикет, эстет.( запись на доске)
-Разбейте эти слова на 3 группы. Докажите, что вы правы.
(Этика - учение о морали, принципах, нормах поведения.
Этикет- установленный порядок поведения.
Эстетика-учение об искусстве.
Эстет - поклонник всего изящного.)
в) Какое слово осталось без пары? (эмоция)
подберите близкое по значению слово (чувство, душевное переживание)
-Что же такое эмоция?
-Нужны ли человеку эмоции?
Почему? (обратить внимание на 2 утверждения по схеме)
Вывод: Чувствовать – значит жить!
Постановка учебного задания.
1) Танец «Калинка»
-Определите, ребята, душевное состояние этих танцующих детей.
- Какое настроение вызвал у вас этот танец? (радость, веселье)
2. а) выходит горе
б) страх-ужас
в) гнев
г) стыд
Определите душевное состояние этих ребят, какое настроение они вызывают у вас?
(музыкальное сопровождение)
О чем же сегодня пойдет речь на уроке?
(о настроении – на доске)
Настроение – что это? (дети высказываются)
Настроение – это состояние внутреннее душевное состояние.
Настроение – это состояние, которое влияет на поведение человека.
(Пиктограмма на доске)
Внимательно рассмотрите рисунок. Перед вами лицо одного и того же человека, но на разных картинках он по-разному себя чувствует, у него разное настроение. Что же можно сказать о самочувствии и настроении этого человека?
(высказывания учащихся)
Ребята, вы дома писали сочинения на тему «Мое настроение в школе и дома». Вы все молодцы, хорошо потрудились, но сейчас заслушаем только несколько сочинений и подумаем, отчего же зависит наше настроение и как оно может влиять на поведение человека.(чтение)
Вывод: от чего же зависит настроение?
Физкультминутка « Игра «Воображение».
Тихо встаньте, улыбнитесь
Все в зверюшек превратитесь
Представьте мимикой, походкой, звуками и изобразите грустного пингвина; хмурого орла, парящего над океаном, восторженного кролика; разгневанного поросенка.
- А сейчас превращаемся в настоящих учеников 3 класса. Но игра продолжается. (работа в парах)
(звучит отрывок из песни «Улыбка» звучит отрывок из песни «Родник»).
- Изобразите искреннюю улыбку, музыка вам поможет!
-Изобразите искреннее чувство сострадания.
- А сейчас вручите красивую медаль своим друзьям за особые заслуги, т.е. за искреннюю улыбку или самое искреннее сострадание.
3. Закрепление
Самостоятельная работа ( с последующей проверкой)
На 1 парту по 1 экземпляру стихов с заданием.
Стих А.И. Бунина «Детство»
А.А. Фета» Сосны»
Проверка:
А) выразительное чтение стихов
Б) назови тему стихов
В) прочитай список слов , обозначающих настроение и чувства каждого стихотворения
Вывод: что объединяет эти стихи? (тема)
В чем различие (настроение и чувства)
2) Да, ребята, есть такие произведения, которые западают в душу, остаются надолго в памяти. Рассмотрите эту выставку (какие чувства и настроения вызывала у вас каждая из прочитанных книг? Когда же Маугли стал человеком? Понравились вам эти произведения?)
Краткий обзор выставки.
-Сейчас хочется предложить вашему вниманию еще один интересный отрывок из произведения «В дурном обществе». (читаю)
-А какие чувства у вас вызвал этот отрывок? (грустное, чувство жалости)
-Когда же вздыхает человек?
(когда трудно, тяжело и тоскливо)
- Да, этот отрывок пронизан безрадостным чувством, чувством одиночества и тоски.
- Рискую задать еще один вопрос. Почему Короленко написал это произведение? (было грустно и тоскливо) О чем мечтал?
О чем же может грустить книга? ( о тяжелой жизни)
А человек?
- А от чего же болит наша душа , как себе в этом помочь? Мог ли отец помочь своему сыну? А бывали с вами такие случаи, когда вы не понимали? При каких обстоятельствах?
Послушайте замечательное стихотворение Джеймса Ривза «Тетушка Фио» (читаю)
Ребята, так кто же у вас знает лекарство от боли?
А)(ученик) Я знаю лекарство от боли. Давно замечено, что «Бесконечные стихи» поднимают настроение детям. Ведь в них – секрет- бесконечность, повторяемость, а результат-улыбка, хорошее настроение.
Кто Вечно хнычет и скучает
Тот ничего не замечает,
Тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
Если скучно стало, начинай сначала!
Б) (ученик) А я тоже вам дать добрые советы, которые способствуют поднятию хорошего настроения. Вчера я составлял правила хорошего настроения, которые бы помогали нашему 3 Б классу радостно, весело жить. Коварная старуха Шапокляк, прокравшись ночью, внесла свои изменения, но одно правило не успела изменить. Я сейчас вам зачитаю все правила, а вы постарайтесь найти правильное, которое она не смогла изменить.
Учитель: Давайте ребята прочтем вместе, хором.
Чужой боли не бывает. Важно учиться узнавать настроение живущих рядом, чтобы всем было хорошо.
Встали. Послушайте песню «Добро». О чем она?
Итог: Проверим утверждение – способность человека творить добро и зло.
_Послушайте отрывок сказки
О чем говорят цветы?
Вывод: Твори добро на земле и тебе солнышко улыбнется, с тобой всегда будет рядом любовь, счастье, радость. Пусть в ваших душах живут только добрые феи и волшебники, но следует крепко запереть двери своей души от злых драконов. И чтобы у нас было хорошее настроение нам поможет песня «Песенка друзей».
Что нужно делать, чтобы не было грустно?
(обратить внимание детей на детские рисунки. Дети поют песню « Песня о хорошем настроении».)
Владимир Галактионович Короленко
Отрывок из повести «В дурном обществе».
С тех пор как умерла моя мать, а суровое лицо отца стало еще угрюмее, меня очень редко видели дома.
Все меня звали бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я наконец и сам проникся этим убеждением. Отец также поверил этому и делал иногда попытки заняться моим воспитанием, но попытки всегда кончались неудачей.
При виде строгого и угрюмого лица , на котором лежала печать неизлечимого горя, я робел и замыкался в себе. Я стоял перед ним, переминаясь, теребя свои штанишки и озираясь по сторонам. Временами что-то как будто подымалось у меня в груди, мне хотелось, чтобы он обнял меня, посадил к себе на колени и приласкал. Тогда я прильнул бы к его груди, и, быть может, мы вместе заплакали бы – ребенок и суровый мужчина- о нашей общей утрате, утрате матери. Но он смотрел на меня отуманенными глазами, как будто поверх моей головы, и я весь сжимался под этим непонятным для меня взглядом.
Ты помнишь матушку?
Помнил ли я ее? О да, я помнил ее! Я помнил, как будто, просыпаясь ночью, я искал в темноте ее нежные руки и крепко прижимался к ним, покрывая их поцелуями. Я помнил ее, когда она сидела больная перед открытым окном и грустно оглядывала чудную весеннюю картину, прощаясь с нею в последний год своей жизни.
Да, я помню ее…Но на вопрос высокого, угрюмого человека, в котором я желал, но не почувствовал родную душу, я съеживался еще более и тихо выдергивал из его руки свою ручонку.
И он отворачивался от меня с досадою и болью. Отец чувствовал, что между нами стоит какая-то стена.
С шести лет я испытывал уже ужас одиночества.
Жорж Санд- французская писательница.
Отрывок из сказки «О чем говорят цветы».
« Ветерок был того унижен своим падением, что проливал слезы на землю, к которой отныне чувствовал себя прикованным. Мои рыдания растрогали духа жизни. Он Явился мне в образе лучезарного ангела и сказал:
-Ты познал страдания, ты пожалел розу, за это я пожалею тебя. Твой отец, царь бурь, силен, но я сильнее его, потому что он уничтожает, а я создаю.
С этими словами он прикоснулся ко мне, ветерку, и я превратился в хорошенького маленького ребенка. За плечами у меня внезапно выросли такие крылышки, как у бабочек, и я с восхищением принялся летать и дарить добро.»