Классный час «Настроение – не пустяк»
Цель:1.Развивать у детей умение выражать своё настроение и чувствовать состояние другого человека
Задачи: 1. Учить контролировать своё настроение, улучшать его у себя друзей.
2. Воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту.
3. Обучать приёмам саморегуляции.
Оборудование: мультимедиа, запись мелодии «Улыбка», на класс: фломастеры, круги, сигнальные карточки с мордашками, тучки, солнышки
Ход классного часа:
1.Введение в тему
Здравствуйте, мне очень приятно видеть вас. У вас на партах сигнальные карточки с изображением лиц с различным настроением. Давайте с вами выберем то, которое отображает ваше сегодняшнее настроение.
-Ребята, а вы знаете, что такое настроение?
Правильно! Настроение - это душевное состояние. Человек может радоваться и огорчаться, веселиться и страдать. От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими, и даже зависит здоровье.
2.Сообщение темы
Нашу встречу мы посвятим разговору о настроении и том, как можно сохранить и улучшить его.
3.Основная часть
Слово настроение мы обычно сочетаем с какими словами? (Хорошее, плохое.)
-А ещё какое бывает настроение? (Никакое.)
Да, так можно сказать, когда человек безразличен ко всему. Но о настроение ещё можно сказать, что оно… (прекрасное, великолепное, замечательное, отличное.)
Закройте глаза и попробуйте увидеть, какого цвета хорошее настроение. Да, оно светлое, яркое.
- В каких случаях у вас бывает прекрасное настроение? ( При хорошем настроении, хороших отметках и т. д.)
-Какие ощущения вы испытываете в этот момент? (Чувство лёгкости, всё кажется прекрасным, интересным.)
- Какое настроение вызывает такая картина?
-А попробуйте, закрыв глаза, увидеть цвет плохого настроения. ( Оно тёмное, мрачное.)
- Когда у вас бывает плохое настроение? Таким оно бывает, когда не выспишься, получишь плохие оценки, плохо себя чувствуешь. В этот момент никого не хочется видеть, ничего делать…
Вы общаетесь с людьми постоянно. С каким человеком легче и приятнее общаться? (С тем, у кого хорошее настроение.)
Если человек жизнерадостен, приветлив, с ним приятно поговорить, поделиться своими планами. Он легко развеет ваши грустные мысли, веселит надежду, и вы почувствуете себя легко и уверенно, вам захочется с ним общаться, дружить. С человеком постоянно злым, недовольным трудно общаться, он чаще бывает одинок, и от этого у него может развиться депрессия. Вот почему от настроения зависит и ваше здоровье, ваши отношения с друзьями и родственниками.
-По каким признакам вы определяете: хорошее настроение у вашего собеседника или плохое? Приведите пример.
4. Игра «Облака».
-А сейчас поиграем. Попробуем определить настроение.
(Читаю стихотворение Н. А. Якимовой «Облака» и дети определяют настроение каждого облака.)
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глазки,
А что увидел я, то вам
Всё расскажу сейчас.
Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной.
-Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
- Мне весело с тобой!
И долго, долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз.
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс.
И каплями – дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно, грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутёк.
А маленькое облачко
Над озером плывёт,
И удивлённо облачко
Приоткрывает рот:
-Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Скорей летим со мной!
Так очень долго я играл,
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
-Какие облака встретились?
-От чего у автора менялось настроение?
-Вывод: влияет ли настроение окружающих на нас и наше настроение на окружающих?
Поэтому каждый человек должен учиться контролировать своё настроение. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения.
Просыпайтесь с мыслью, что день принесёт удачу. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Без улыбки не может прожить ни один человек, даже животные по – своему улыбаются. Человеческая улыбка живет века, тысячелетия и поражает своей красотой. Послушайте миф педагога, учёного-психолога Ш.А.Амонашвили о том, как пришла улыбка к людям.
5.Миф об улыбке
“Это было давно, очень давно, когда люди ещё не умели улыбаться… Да, было такое время.
Жили они грустно и уныло. Мир был для них чёрно-серым. Блеск и величие солнца они не замечали, звёздным небом не восторгались, не знали счастья любви. В эту незапамятную эпоху один добрый ангел на небесах решил спуститься на Землю, то есть родиться и испытать земную жизнь.
- Но с чем я приду к людям? - задумался он. Ему хотелось прийти к людям в гости с подарком. И тогда он обратился к Отцу за помощью.
- Подари людям вот это, - сказал ему Отец и протянул маленькую искру, она светилась всеми цветами радуги.
- Что это? - удивился добрый ангел.
- Это Улыбка, - ответил Отец, – положи её себе в сердце и принесёшь людям в дар.
- И что она им даст?
- Она принесёт им особую энергию жизни.
Добрый ангел вложил удивительную искру в сердце свое. И в это мгновение добрый ангел спустился на Землю, то есть родился.
Новорождённый заплакал. Но не потому, что испугался тёмной пещеры, угрюмых людей, с недоумением глазевших на него. Заплакал от обиды, он не знал, как быть: подарить людям принесённую им улыбку или утаить её от них. И решил: извлёк из сердца лучик искры и посадил его на уголке своего ротика.
- Вот вам подарок, люди, берите! – мысленно сообщил он им.
Мгновенно пещеру осветил чарующий свет. Это была его первая улыбка, а угрюмые люди увидели улыбку впервые. Они испугались и закрыли глаза. Только угрюмая мама не могла оторвать глаз от необычного явления, сердце её зашевелилось, а на лице отразилось это очарование. Ей стало хорошо. Люди открыли глаза, их взгляд приковала к себе улыбающаяся женщина. Тогда младенец улыбнулся всем ёщё, ёщё, ёщё. Люди то закрывали глаза, не выдерживая сильного сияния, то открывали. И, наконец, привыкли и тоже попытались подражать младенцу. Всем стало хорошо от необычного чувства в сердце. Улыбка стёрла с их лиц угрюмость. Глаза засветились любовью, и весь мир для них стал красочным: цветы, солнце, звёзды вызывали у них чувства красоты, удивления, восхищения. Так пришла к людям улыбка.
-Какой подарок принёс добрый ангел людям? От чего стало хорошо угрюмым людям? (ответы детей)
Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость. А кому вы улыбнётесь, проснувшись утром?
Пошлите улыбки кому хотите или чему хотите.
Дети.
- Я посылаю улыбку маме…
- Я посылаю улыбку звёздам…
- Я посылаю улыбку солнцу…
- Я посылаю улыбку цветам…
- Я посылаю улыбку друзьям…
Улыбнитесь сейчас друг другу! Какие у вас прекрасные улыбки! Ваши улыбки нужны всем!
6.Творческая работа
- А чтобы научиться улыбаться, можно сделать себе простые памятки. Для этого надо нарисовать симпатичные, улыбающиеся рожицы и развесить их дома так, чтобы вы могли их видеть и улыбаться. Давайте нарисуем друг другу такие рожицы. ( На партах лежат готовые круги. Дети фломастерами или карандашами рисуют веселые рожицы и дарят друг другу.)
-Приятно получать подарки?
-Как вы себя чувствуете, когда вам говорят что-нибудь приятное?
-Как себя чувствуете, когда вам говорят что-нибудь неприятное?
-В каких случаях вы сами говорите другим неприятные вещи? Думаете ли в этот момент о том, что вы говорите?
А сейчас прочитайте советы психологов, помогающие избавиться от плохого настроения.
7.Советы психологов.
Высказать свои чувства.
Рассказать кому-нибудь о своём плохом настроении: родственникам, подруге, другу, собаке, кошке, кукле.
Смыть дурные чувства.
Набрать в ванну теплой воды, лечь и всем телом ощутить, как вода смывает все плохое.
Надуть злостью шарик.
Надуть шарик, завязать бросить его в мусорный контейнер или в воздух – с ним ваше настроение улетит далеко.
Потопать ногами.
Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдет и злость.
Замесить тесто понарошку, раскатать его.
Злость улетучится, так как работать с тестом – очень увлекательное занятие.
Спеть добрую песню, сплясать быстрый танец.
8.Песня-игра
Давайте все вместе исполним веселую японскую песню-игру.
"НАУЧИ НАС"
1.Если птицы распевают тут и там,
Если бабочки расселись по кустам,
Научи нас веселиться, покажи нам, как резвиться,
А мы будем делать так же, как и ты.
(После первой, второй, четвертой строк - по два хлопка в ладоши.)
2.Если выучил урок ты назубок,
Да к тому ж еще товарищу помог,
Научи нас веселиться, покажи нам, как резвиться,
А мы будем делать так же, как и ты.
(После первой, второй, четвертой строк - по два щелчка пальцами.)
3.Если больно ты ушибся о косяк,
Если шишка на макушке, как кулак,
Научи ты нас не плакать, научи нас, как не ахать,
А мы будем делать так же, как и ты.
(После первой, второй, четвертой строк - по два топота ногами.)
Если маме всю посуду перемыл
И ни чашки, ни тарелки не разбил,
Научи нас веселиться, веселиться и гордиться,
А мы будем делать так же, как и ты.
(После первой, второй, четвертой строк - по два хлопка обеими руками по коленям.)
Если в космос ты отправился во сне,
Если бегал ты вприпрыжку по Луне,
Покажи, как ты резвился, как резвился, веселился,
А мы будем делать так же, как и ты.
(После первой и второй строки по два хлопка в ладоши, по окончании пения - повторение подряд щелчков, радостных восклицаний «Ай, ай!», топота ногами и хлопков руками по коленям.)
Теперь вы знаете, что нужно сделать, если вам плохо оттого, что вы разозлитесь
- А что еще помогает сохранить или поднять настроение, а, следовательно, способствовать сохранению здоровья?
Правильно! Добрые слова, сказанные искренно, идущие от сердца.
А ещё добрые дела. Добрые поступки, если они от души, непременно сопровождаются добрыми чувствами, мыслями и словами.
Будьте бережными друг к другу. Если вы, заглянув в глаза товарищу, увидите там боль или отчаяние, поддержите его. И оттого, что вы кому-то помогли, у вас будет на душе приятно, улучшиться настроение.
Проверим, умеете ли вы отличать добрые поступки от плохих.
9.Игра «Это - можно, это - нельзя».
(Детям выдаётся по 2 карточки с изображением солнышка и тучки.)
Сыграем в игру «Это – можно, это нельзя». Объясняю правила: совершить хороший поступок - можно, « выглядывает солнышко», плохой - нельзя, « солнышко прячется за тучку».
-уступить место старшему в транспорте
-нарисовать весёлую рожицу в книге лучшего друга
-громко сказать, что подруга сегодня одета не модно
- помочь пожилому человеку перейти улицу
-помочь маленькой сестрёнке надуть волшебный шарик
-выходя из школы, громко хлопнуть дверью
-взять у мамы тяжёлую сумку
-зевать, особенно громко во время занятия, праздника, спектакля
-выбрать самый большой кусок торта с розочкой и потребовать положить его к себе на тарелку
-поблагодарить маму, когда она помогла тебе одеться
-закрывать рот и нос платком, когда чихаешь или кашляешь
-бегом вбежать в автобус, торопясь занять место у окна, расталкивая при этом пассажиров
-во время спектакля в театре жевать «Орбит» или есть печенье
10.Итог.
Чтобы у нас все получалось, было хорошо, интересно и не скучно жить, мы должны всегда быть в …(хорошем настроении)!
- Почему? (Потому что от этого зависит даже наше здоровье.)
- А что мы можем сделать для хорошего настроения? ( улыбаться, говорить хорошие слова, относиться с уважением к друг другу, совершать хорошие поступки.)
11.Релаксационная пауза « Сердце Доброты»
Хотите, чтобы у вас было доброе сердце, готовое в любую минуту прийти на помощь? Для этого возьмём частичку «Доброго сердца» и добавим в своё сердце доброты.
Теперь и наше сердце будет посылать всем своё тепло, желать добра и помогать в трудную минуту.
Покажите, с каким настроением вы уходите с нашей встречи с помощью тех сигнальных карточек с мордашками.
- Я желаю вам, ребята, всегда хорошего настроения и здоровья, любите своих близких, чаще улыбайтесь друг другу! И пусть эти улыбки будут от сердца!