СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Настрою гусли на старинный лад

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Настрою гусли на старинный лад»



3 КЛАСС – 3 ЧЕТВЕРТЬ


Урок 17 (1)


Тема: «Настрою гусли на старинный лад…»


Форма урока: урок - игра

Цель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных сказителей былин: Баяна и Садко.

Задачи:

- обобщить представления учащихся о жанре оперы на примере фрагментов оперы Глинки «Руслан и Людмила», оперы-былины Римского-Корсакова «Садко»; расширить знания учащихся о народном музыкальном инструменте гуслях;

- развивать эмоционально-образную сферу учащихся;

- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Оборудование: компьютер, презентация Power Point «Настою гусли на старин-ный лад…»

На доске: тема урока «Настрою гусли на старинный лад…», эпиграф:

«У Баяна вещего, бывало,

Если петь он начинал о ком,

Мысль, как серый волк, в степи, бежала,

Поднималась в облака орлом…»

(«Слово о полку Игореве», перевод Н. И. Рыленкова.)

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны уметь соотнести разные виды искусства и найти их общие изобразительные свойства. При разработке урока используется технология развивающего обучения, игровая технология, использование элементов здоровьесберегающих технологий, методы: «мозговой штурм», метод «погружения» в историческую эпоху, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки. Каждый ученик даёт оценку по эффективности урока, которая является своеобразным индикатором для учителя: понял ли ученик материал урока или нет, на что нужно обратить внимание на последующих уроках.


Музыкальный материал: Наигрыши на гуслях; М.И.Глинка «Песнь Баяна» из оп. «Руслан и Людмила»; рус. нар. пес. «Светит месяц»; Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте мои гусельки из оп. «Садко»; Л.Книппер «Почему медведь зимой спит».




Ход занятия

I. Введение в тему урока:

Музыкальное приветствие:

Учитель: Здравствуйте ребята! Рада видеть вас!

Ученики: Здравствуйте учитель, добрый день наш класс!


Учитель.

Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси. Послушайте музыкальный фрагмент и определите, что это за инструмент.


Слушание музыкального фрагмента игры на гуслях.


Ответы учащихся: (гусли.)

Учитель:

Ой, вы гусли – то яровчатые,

Расскажите нашим детушкам,

Как во старину-то вы играли-то,

Звуки издавали гусли звонкие,

Как народ вы потешали-то и радовали,

Как в годину горькую вы плакали,

Как богатырей Руси вы прославляли,

Тех, кто защищал всю землю русскую…


Как вы думаете кто же такие гусляры? ……

(- Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей, а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать. )

- Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.

Русские гусли - инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в шестом веке. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной.

(показ презентации)

Наверное, вы не раз слышали выражение - «гусли звончатые».

Звончатые гусли - самые древние и самые простые. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. На корпус натянуты струны (от 7 до 13). Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые звуки.

В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево явор - белый клен, растущий на юге. Поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей - яровчатые.


Учитель:

Гусли клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук. Давайте с имитируем показ игры на гуслях.


- Как вы думаете кто же играл на гуслях в древности?


Во-первых, на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки; а во-вторых, на них играли сказители - люди, которые рассказывали былины медленно, протяжно, нараспев.


- Итак, мы погружаемся в нашу историю всё дальше… И так, гусляры, они же сказители, исполняли былины. Давайте вспомним, а что такое былина?


(БЫЛИНА - народная песня – сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины.)


Сказителя-гусляра на Руси, который под звон гуслей исполнял былины, называли Баяном.

Давайте посмотрим, как представил гусляра художник.


Рассматривание репродукции В.М. Васнецова «Баян».

Учитель задаёт вопросы учащимся:

  1. Как бы вы назвали эту картину?

  2. Нравится вам картина или нет?

  3. Расскажите об этой картине так, чтобы человек, который её не знает, мог составить о ней представление.

  4. Что, по вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова её главная мысль, зачем он её написал?

  5. Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?

(Учитель подводит итог ответам детей.)

Известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов создал картину, которая называется «Баян»

Перед зрителем предстаёт высокий холм, на котором изображена группа людей. Главного персонажа – Баяна - автор разместил сбоку, вложив ему в руки большие гусли.
Его фигура резко выделяется среди остальных. Баян одет в белоснежные одеяния, украшенные языческими узорами. Он взволнован, рот его открыт, рука динамично поднята вверх, кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Его серебристые волосы, контрастируя с чёрной бородой, развеваются на ветру. Все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания. Лица слушающих сосредоточены, видно, что они готовы повторять подвиги своих предков.. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию, ее воинов и заступников. Васнецов стремился показать единство рассказчика и дружины. Преемственность поколений отражает и наличие мальчика-подростка среди компании дюжих дружинников.  Вполне возможно, что тот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников.   Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое. В целом, картина В.М. Васнецова «Баян» - «русское» произведение, наполненное любовью к родной стране.


Учащиеся делают запись в «Тетрадях»

(М.В.Васнецов – рус. художник, картина «Баян»)

Учитель:

В операх русских композиторов можно встретить такого персонажа, как Баян. Послушайте «Песнь Баяна» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и опишите основные черты прозвучавшей музыки.


Слушание: М.И.Глинка «Песня Баяна» из оп. «Руслан и Людмила»


Ответы учащихся: эта музыка неторопливая, напевная, повествовательная, похожая на сказку.

- В честь былинного сказителя Баяна назван музыкальный инструмент. Как вы думаете какой? (Боян)


Учащиеся делают запись в «Тетрадях».

(М.И.Глинка «Песнь Баяна» из оп»Руслан и Людмила»)


Учитель:

Гусли и сейчас звучат в оркестре народных инструментов.

Какие музыкальные инструменты, помимо гуслей, входят в состав народного оркестра?

(Жалейки, балалайки, домры, трещотки, баян, ложки и др.)


Слушание рус. нар. пес. «Светит месяц»

С использованием шумовых и ударных инструментов.

Учитель:

Гусли, этот удивительный инструмент, попали ещё в одну оперу. Известный композитор Римский-Корсаков, создавая свою оперу, взял за основу былину о Садко.

Рассмотрите портрет композитора. Н.А.Римского–Корсакова называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Кощей бессмертный».

Садко - былинный герой, гусляр, который жил в богатом городе Новгороде, и

однажды, попав в гости к морскому царю, поразил его своей великолепной игрой.

"Заиграйте, мои гусельки!" – так называется фрагмент из оперы Римского-Корсакова. Обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка.


Слушание: Н.А.Римский-Корсаков Песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко».


Беседа по прослушанному произведению:

Как выглядит Садко в опере?

Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она?

Меняется ли? (Нет)

Как вы думаете, кто мог ее исполнять? ( Сказители)

А как вы думаете, что чувствовал Садко, когда играл и пел?

Какие знакомые музыкальные инструменты вы услышали? ( ...)

Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

Скажите, звучали гусли или нет?

(Скорее всего, мнения разделятся. Нужно обратить внимание детей на то, что звучали не сами гусли, а была оркестровая имитация, подражание гуслям.)


Учащиеся делают запись в тетради.

(Н. А. Римский-Корсаков песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из. оперы «Садко»)

III. Знакомство и исполнение песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит» .


IV. Итог урока:

Учащиеся отмечают «Проверь себя!» и оценивают урок в «Дневнике» и сдают свои работы на проверку.

Учитель:

Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.

О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? (О гуслях.)

С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Баяна и Садко.)


Домашнее задание: прочитать «Былину о Добрыне Никитиче»

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!