Знакомство с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью; развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов; совершенствовать рисунок натюрморта; понимать конструктивное строение предметов, элементов линейной перспективы; развитие зрительной памяти пробуждение фантазии, творческого воображения; рисование от общего к частному, развитие памяти, умения комбинировать детали; укрепление межпредметных связей.
Просмотр содержимого документа
«Натюрморт из геометрических тел»
Тема урока: : Натюрморт из геометрических тел
Класс: 5.
Цель: знакомство с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью; развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов; совершенствовать рисунок натюрморта; понимать конструктивное строение предметов, элементов линейной перспективы; развитие зрительной памяти пробуждение фантазии, творческого воображения; рисование от общего к частному, развитие памяти, умения комбинировать детали; укрепление межпредметных связей.
Задачи:
личностные
-Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
-Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.
- Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой
предметные
понимание конструктивного строения предметов, элементов линейной перспективы; развитие зрительной памяти, передачи впечатлений, пробуждение фантазии, творческого воображения;
рисование от общего к деталям, развитие памяти, умения комбинировать детали;
укрепление межпредметных связей ( математика, естествознание)
метапредметные
Регулятивные:
- Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
- Работать по предложенному плану.
- Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки
Коммуникативные:
- Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.
- Слушать и понимать других.
Познавательные:
- Находить информацию , отделять известное от неизвестного.
- Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
Оборудование:
аудиозаписи, компьютер, проектор, презентация по теме
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный этап | Организация местоположения каждого ученика. | Занимают свои места, приветствуют присутствующих. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
Этап мотивации и актуализации знаний | «Для того чтобы хорошо изобразить, художник должен прекрасно видеть и даже - предвидеть, не говоря о том, что он обязан много знать.» Максим Горький | | Коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками; Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание; |
Постановка учебной задачи | Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Ребята, посмотрите на постановку. Вы видите группу геометрических тел. Каких? ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcf5989c4f1/1010072_1.jpeg) К какому жанру можно отнести эту группу тел? А кто даст определение натюрморта? - Как вы считаете, что вам предстоит узнать о натюрморте? - Как вы думаете, о чём ещё мы будем говорить? Рассмотрим картины и определим, где изображён пейзаж, а где -натюрморт. В чём их различие? Как определить, где живая природа, а где «мёртвая»? -Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? Какие цели мы должны поставить, чтобы выполнить эту работу? | Ученики ставят перед собой задачу, называют тему, используют ассоциации. Отвечают на вопросы: – Куб, конус и цилиндр. Натюрморт. Натюрморт – это картина с так называемой мёртвой природы
расположение композиции рисунка; перспективное построение каждой отдельной геометрической формы; правильная передача взаимного расположения в пространстве; правильное изображение пропорций геометрических тел. | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели |
Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | Просмотр фрагментов презентации Попробуйте выделить основные этапы построения натюрморта и записать в рабочую тетрадь. Практическая работа. На уроке вам нужно решить такие задачи: расположение композиции рисунка; перспективное построение каждой отдельной геометрической формы; правильная передача взаимного расположения в пространстве; правильное изображение пропорций геометрических тел 1-й этап. Решение расположения листа вертикально или горизонтально ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcf5989c4f1/1010072_3.jpeg) 2-й этап. Прорисовка линиями общих размеров и очертаний каждого геометрического тела.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcf5989c4f1/1010072_4.jpeg) Все предметы изображаются, как будто они прозрачны или сделаны из проволоки. Для этого прорисовываются и те грани и рёбра, которые невидны в натуре. Проверяем нижнее основание куба и нижнее основание описанной вокруг цилиндра призмы, чтобы не было проникновения куба в цилиндр. |
Начинают рисунок с обобщённого наброска всей группы. Затем короткими отрезками определяют конечные точки группы тел и соединяют в своеобразную геометрическую фигуру, очерчивающую основные границы всей группы. Первые карандашные засечки (линии) определяют и композиционное расположение рисунка всей группы, и её пространственное расположение, т. е. горизонтальное или вертикальное.
Сравнивать объёмные отношения одного тела по отношению к другому, уточняются пропорции тел по высоте, ширине. Определить уровень горизонта и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов. Отсюда зависят пространственные отношения между предметами, степень перспективного сокращения их плоскостей (оснований, боковых граней), углы расположения ближайших задних граней. | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Динамическая пауза | Зрительная гимнастика | Выполнение движений в соответствии с презентацией | |
Первичное закрепление |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcf5989c4f1/1010072_5.jpeg) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcf5989c4f1/1010072_6.jpeg) Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Особое внимание уделите овалам. Описывая изгибы, держите карандаш дальше от грифеля и проводите эти линии плавным движением руки от запястья. Нарисуйте контуры блика на конусе, если его увидите. Во время практической работы учитель делает целевые обходы. | Всё построение ведётся тонкими линиями со слабым нажимом. Одновременно стираются вспомогательные линии, линии построения. Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены.
Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Особое внимание уделите овалам. Описывая изгибы, держите карандаш дальше от грифеля и проводите эти линии плавным движением руки от запястья. Нарисуйте контуры блика на конусе, если его увидите.
| Коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Рефлексия деятельности | Мини-выставка и краткий анализ. Анализируются несколько рисунков с ошибками, чтобы наглядно видеть недочеты Учитель организует рефлексию. Закончить фразу: -Я знаю… -Я понимаю… -Для меня было открытием… -У меня получилось… -Мне понравилось… - Было ли мне комфортно заниматься, с каким настроением я работал, доволен ли я собой? В заключительном слове учитель возвращается к эпиграфу. | Дети осуществляют самооценку собственной деятельности. Делают вывод, что каждый художник по-своему видит окружающий мир, и все что ни есть, может стать предметом изображения | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
Домашнее задание | Нарисовать из трёх кубиков натюрморт и сделайте линейную зарисовку. Кубики как бы прозрачные. Покажите на рисунке невидимые рёбра коробков. | | |